ты РГНФ. Исследования историков охватывают все обозримое прошлое региона от древности до наших дней. Защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций. Изданы капитальные монографии и сборники исторических документов. Разнообразные по проблематике исследования объединяются темой «Западно-Сибирские модификации общественно-политических процессов Российской истории XX века».
Алгебраическая школа работает над темой «Псевдомногообразия алгебр», связанной с проблемами изучения формальных языков. Научный руководитель - дор физ.-мат. наук проф. Л.М. Мартынов. В процессе разработки темы Л.М. Мартынов вместе с Л.Н. Шеври-ным разработали и ввели в научный оборот ряд новых понятий. Защищены две докторские диссертации. Имеются ряд публикаций в солидных зарубежных изданиях, выступления на международных конференциях и научных симпозиумах (Италия, США и др.). Особое место занимает радиофизическая школа, возглавляемая профессором П.П. Бобровым. Темой научного коллектива является развитие методов дистанционного радиометрического зондирования обрабатываемых почв и естественных покровов. Работа началась в середине 70-х годов. В 80-е годы разработки ученых ОмГПУ велись по заказам ИКИ АН СССР, Московского института теплотехники, ряда омских предприятий и НИИ. Сотрудники кафедр общей и теоретической физики - члены научного коллектива, имеют квалификацию бортинженеров. Созданы принципиально новые приборы и методики исследований.
В ряду исследований ученых-методистов выделя-
ется тема «Инновационные технологии в обучении математике». Научный руководитель д-ор пед. наук проф. В. А. Далингер. Виктор Алексеевич является автором 218 научных и методических работ общим объемом 414,5 п.л. Из них 11 монографий, 42 учебных пособия, ряд статей в центральных изданиях (в частности, в журнале «Математика в школе»), В разработке темы участвуют сотрудники кафедры методики преподавания математики. Профессор В.А. Далингер, его коллеги и ученики хорошо известны в школах региона.
Особое внимание уделяется проблемам информатизации в сфере образования. Основателем и руководителем научного коллектива является профессор М.П.Лапчик. В 1993 году на основе разработанной в ОмГПУ оригинальной организационно-методической документации был сделан первый набор на профильную специальность Информатика, положивший начало первому в педвузах России факультету информатики. Впоследствии (1994) была введена соответствующая строка в Классификатор педагогических специальностей, разработаны и утверждены стандарты пе-добразования. С 1997 года работа коллектива тесно связана с деятельностью НМС по информатике УМО педвузов РФ.
Об эффективности научной работы в числе прочего свидетельствуют защиты кандидатских и докторских диссертаций. Уже в 1999 году пятеро преподавателей нашего вуза защитили докторские диссертации: Н.И.Андреев (биология), М.П.Лапчик (теория и методика обучения информатике), Ю.Г. Недбай (история), Н.В.Перцев (математика), Л.А.Шипилина (педагогика).
В И МИХАЛЕВ сибирская
государственная академия
Физической культуры -
координирующий центр региона
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ДО 1994 Г. ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ) ОРГАНИЗОВАНА В 1950 ГОДУ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В АКАДЕМИИ РАБОТАЮТ 175 ЧЕЛ. ИЗ НИХ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ИМЕЕТ УЧЕНУЮ СТЕПЕНЬ ИЛИ ЗВАНИЕ. СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 7 ЗАСЛУЖЕННЫХ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 11 ЗАСЛУЖЕННЫХ ТРЕНЕРОВ, 26 ЗАСЛУЖЕННЫХ МАСТЕРОВ СПОРТА И МАСТЕРОВ СПОРТА МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА. В АКАДЕМИИ ОБУЧАЕТСЯ БОЛЕЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ДНЕВНОМ ОТДЕЛЕНИИ - СВЫШЕ 1500. СРЕДИ СТУДЕНТОВ - 3 УЧАСТНИКА И ПРИЗЕРА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР, 7 ЧЕМПИОНОВ МИРА И ЕВРОПЫ. ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИЕМ В АКАДЕМИЮ СОСТАВЛЯЕТ 600 ЧЕЛОВЕК. ИЗ НИХ НА ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - 390. ВЫПУСКАЕТСЯ ИЗ АКАДЕМИИ ОКОЛО 500 СПЕЦИАЛИСТОВ. ЗА ПЕРИОД СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКАДЕМИЮ ПОДГОТОВЛЕНО БОЛЕЕ ВОСЕМНАДЦА ТИ ТЫСЯЧ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ЗВЕНЬЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ И СНГ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЯЕТСЯ НА РАБОТУ В РАЙОНЫ СИБИРСКОГО РЕГИОНА.
Физкультурное движение Сибирского региона является важнейшей составной частью национальной системы физической культуры Российской Федерации.
Сибирская государственная академия физической культуры осуществляет свою деятельность как региональный центр образования, науки, спорта и культуры, распространения знаний о современных технологиях высоких спортивных достижений и оздоровления населения.
Усилиями профессорско-преподавательского состава академии разработаны: законы о развитии физической культуры и спорта Иркутской, Омской и Тюменской областей, Республики Хакасия: уставы общественных и некоммерческих организаций Сибирской олим-
пийской академии и Сибирской ассоциации физкультурного образования; положения о проведении крупнейших соревнований межрегионального характера; типовые договоры о взаимодействии региональных органов управления физической культурой, спортом и туризмом с академией и вышеперечисленными общественными организациями и объединениями; проект федерального закона «О студенческом спорте».
Эти документы утверждены и согласованы с органами местного самоуправления. Особого внимания заслуживают законы о развитии физической культуры и спорта, которые позволили интенсивно внедрять физическую культуру особенно в сельской местности, в молодежное спортивное движение, в том числе в образ жизни дошкольников.
i
§
i
s
§
§
Ей
щ
8
¡
Ú
o
£ §
¡5
У
К
Во исполнении приказа Комитета Российской Федерации по физической культуре от 9 августа 1993 года № 134 и методических разработок, представленных Отделом науки и учебных заведений, разработана межрегиональная программа «Физическая культура и спорт Сибири» на 1996-2000 годы, (руководители профессор Михалев В.Я. и Сулейманов И.Н.). Программа определяет перспективы развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением, подготовки кадровых ресурсов, научно-методической работы и материально-технического обеспечения. Программа утверждена на совете межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Преподавательским составом разработаны разделы по физической культуре и спорту социальных планов развития Омской области, Республики Хакасия и др.
Академией успешно реализуется стройная система подготовки кадров для сферы физической культуры, спорта, валеологии и безопасности жизнедеятельности (общеобразовательные школы №№ 34,143 и 144 в г. Омске общеобразовательная школа № 67 и гимназия № 1 в г.Тюмени).
Совместно с САФКО академией обеспечена в программно-методическом и организационном отношении интеграция среднего и высшего физкультурного образования, что позволяет выпускникам колледжей, техникумов и училищ педагогического профиля продолжить обучение (Кемерово, Красноярск, Камень-на-Оби, Исиль-куль, Омск и другие).
С целью удовлетворения потребностей населения в оздоровительно-физкультурных, спортивных, реабилитационных и других услугах в академии значительно расширен перечень специальностей и специализаций подготовки кадров для сибирских регионов. В настоящее время их подготовка ведется по семи специальностям и специализациям, в том числе по валеологии, спортивной журналистике, безопасности жизнедеятельности, адаптивной физической культуре, дошкольному и начальному образованию с присвоением квалификации специалиста по физической культуре и спорту. Подготовка учителей по основам безопасности жизнедеятельности с параллельным освоением профессии спасателя способствовала принятию Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации решения о создании на базе академии межрегионального центра по подготовке и переподготовке специалистов по безопасности жизнедеятельности. Помимо 25 ранее введенных специализаций в академии начата подготовка по новым перспективным специализациям: спортивные танцы, спортивная режиссура и журналистика, пауэрлиф-тинг, физическая реабилитация и др. В последние годы открыты периферийные подразделения в Надыме, Красноярске, Ишиме и Березовском.
Интегрировано в состав академии Омское республиканское училище олимпийского резерва, среднее специальное учебное заведение элитарного типа, в котором благодаря разработанному специалистами академии и училища учебному плану оптимизирован процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов и их профессионального образования, что создает предпосылки для открытия на базе училища факультета спорта высших достижений.
Специалистами академии ведется работа по организации физкультурно-оздоровительной и социаль-но-досуговой деятельности населения. В частности, разработаны концепции и проводится организационная работа по созданию социально-досугового центра микрорайона на базе комплекса «детский сад общеобразовательная школа № 57 - ДЮКФП «Олимпия» в г.Тюмени (руководители В.Г.Хромин, И.И.Сулейманов), оз-доровительно-досуговых центров на базе общеобразовательных школ № 56, 34 г.Омска (руководитель О.Л.Т-рещева), реабилитационного центра для детей в г.Омске (А.В.Полуструев).
Сотрудниками академии (ректор В. И. Михалев, профессор Ю.П. Симаков) разработаны концепции проведения крупных спортивно-массовых мероприятий межрегионального характера, реализуемые членами Сибирской олимпийской академии (COA): летние и зимние спартакиады народов Сибири, международные детские Сибириады, Парасибириады, фестивали национальных видов спорта, бал олимпийцев Сибири, в которых приняли участие свыше 7 тысяч спортсменов.
Развитие перечисленных выше направлений деятельности академии было бы невозможно без соответствующего научно-методического обеспечения. Направления научных исследований в академии соответствуют насущным вопросам практики физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: совершенствование системы физкультурного образования различных групп населения (О. Л.Трещева, С.В.Барбашев. Е.А.Короткова, В.В.Пономарев, А.В-.Полуструев, В. Д. Чепик и др.), в том числе лиц с ограниченными возможностями (Л. ГХаритонова, В. Д.Че-пик); совершенствование системы подготовки спортсменов (В.А.Аикин, Л.Г.Харитонова, Г.С.Лалаков, В.Н.Коновалов и др.); совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта (В.И.Михалев, Н.А.Шитова и др.) и подготовки кадров (А.В.Литманович и др.).
В настоящее время в аспирантуре академии обучается около 200 аспирантов и соискателей по 4-м научным специальностям, в том числе около трети из них иногородние. В докторантуре завершают диссертационные работы 11 докторантов и 12 соискателей. Успешно функционирует региональный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.
8 февраля 1994 г. Сибирская государственная академия физической культуры была избрана коллективным членом Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ). В 1999 г. в секции «Наука о человеке» МАЙ ВШ было открыто по рекомендации СибГАФК новое научное направление «Физическая культура», представленное Сибирской государственной академией физической культуры (ректор профессор В. И. Михалев).
В 1997 г. при академии открыт институт повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, который решает проблемы повышения квалификации, прежде всего специалистов Сибирского региона.
Координация деятельности общественных организаций в вопросах массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Решение многих задач межрегионального характера стало возможным благодаря взаимодействию академии с общественными организациями и объединениями: COA (президент В. И. Михалев) и САФКО (президент Ворожко Ю.В.). COA объединяет спортивные организации 19 субъектов Российской Федерации, координируя в форме общественно-государственного сотрудничества усилия данных территорий по развитию спортивного, олимпийского, физкультурного движения Сибири. САФКО объединяет в своих рядах более 20 образовательных учреждений Сибири, осуществляющих подготовку физкультурных кадров, и координирует работу по учебно-программному, научно-методическому обеспечению деятельности данных учреждений (разработка и издание учебных программ и пособий, проведение научных конференций и конкурсов профессионального мастерства преподавателей и др.).
Все сказанное свидетельствует о том, что Сибирская государственная академия физической культуры является главным координирующим центром Сибирского региона, осуществляющим развитие и пропаганду физической культуры и спорта, науки, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и научно-педагогических кадров.