Из жизни вуза
103
В. ДАЛИНГЕР, профессор
Опыт работы математического факультета по подготовке преподавательских кадров
Подготовка преподавательских кадров для высшей школы в Омском государственном педагогическом университете осуществляется через аспирантуру и докторантуру. Аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (математика) » в ОмГПУ была открыта в 1993 г., а докторантура по этой специальности - в
2001 г. За время их работы по названной специальности было подготовлено 68 кандидатов и 4 доктора педагогических наук. В аспирантуре и докторантуре обучались аспиранты и докторанты из России (Барнаул, Екатеринбург, Омск, Ишим, Красноярск, Куйбышев, Новокузнецк, Москва, Тара, Томск, Тюмень, Чита), Казахстана (Кокшетау, Петропавловск, Павлодар), Монголии. В последние годы аспирантура пополняется выпускниками магистратуры, которая была открыта на математическом факультете ОмГПУ в
2002 г. Для Омска и Омской области подготовлено 43 кандидата педагогических наук, из них 12 работают в ОмГПУ, а 6 - в нашем филиале (Тара).
Из общего числа защищенных кандидатских диссертаций 21 работа посвящена проблемам обучения математике в вузе, а 47 работ - проблемам обучения математике в школе и средних специальных учебных заведениях. Приведем примеры защищенных кандидатских диссертаций,посвя-щенных проблемам обучения математике студентов вузов: Е.В. Эпова - «Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел»; Л.М. Нуриева - «Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете »; Т.Н. Щедно-ва - «Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза »; Н.В. Щукина - «Наглядность как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов при
обучении математическому анализу»; П.В. Кийко - «Математическое моделирование как системообразующий фактор в реализации межпредметных связей математики и спецдисциплин в обучении будущих экономистов »; Л.В. Васяк - «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач ».
Анализ тем диссертационных работ показывает, что они отвечают основным направлениям модернизации российской системы высшего профессионального образования. Среди них:
■ переход вузов на двухуровневую подготовку специалистов;
■ внедрение в учебный процесс вузов новых стандартов;
■ переход вузов на Болонскую систему подготовки специалистов;
■ формирование у будущего специалиста профессиональной компетентности;
104
Высшее образование в России • № 6, 2008
я обеспечение результативности и качества образования;
■ внедрение в высшую школу модуль-но-рейтинговой системы обучения и др.
За время обучения аспиранты в обязательном порядке посещают семинар по проблемам педагогики и психологии высшей школы, а затем пишут рефераты и сдают зачеты по педагогике и по психологии. Такая форма работы позволяет будущему преподавателю или преподавателю, уже работающему в вузе и обучающемуся в аспирантуре, знакомиться с психолого-педагогическими аспектами процесса формирования у студентов профессиональной компетентности, с активными методами обучения студентов, с современными технологиями обучения.
Конструирование и реализация образовательного процесса на семинарахоснованы на субъект-субъектных отношениях, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и сотрудничество), направленные на:
• обогащение различным содержанием субъектного опыта аспирантов путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность;
• создание атмосферы заинтересованности, обстановки естественного самовыражения, применение активных форм и методов общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);
• использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид, форму учебной работы и содержание в соответствии с интересами и способностями;
• оценку деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Основными формами организации образовательного пространства и образовательного процесса являются диалог, взаимодействие, сотрудничество, интеграция. Основой педагогического целеполагания, отбора содержания, методов и средств образовательного процесса служит ориентация на формирование менталитета личности, на взаимо-
действие и достижение когнитивной совместимости людей, их духовной интеграции.
Приоритетными являются развивающие функции обучения, обеспечивающие проявление творческой активности обучающихся.
Аспирант за время обучения проходит учебно-педагогическую практику в объеме 50 часов, проводит в ее рамках семинарские, лабораторные и практические занятия со студентами, читает лекции. Как правило, решение проблем диссертационного исследования предполагает постановку педагогического эксперимента(в ряде случаев - выполнение более масштабной опытно-экспериментальной работы). Субъектами, участвующими в таком педэксперимен-те, являются преподаватели и студенты вузов. В его рамках в группах студентов апробируется новое предметное содержание, инновационные формы, методы и технологии обучения. Такая работа с аспирантами позволяет им стать конкурентоспособными специалистами и впоследствии более успешно вливаться в профессорско-преподавательский коллектив факультетов.
Обозначим проблемы, связанные с подготовкой преподавательских кадров для высшей школы.
С 2009 г. учебный процесс в вузах будет организовываться с использованием системы зачетных единиц (кредитов), т.е. осуществляться по нелинейной схеме, для которой характерно:
• обеспечение свободы вуза в формировании основных образовательных программ;
• введение более совершенной системы планирования и организации учебного процесса, увеличение доли самостоятельной работы студентов;
• расширение возможностей студентов в выборе направления или специальности подготовки, личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;
• введение системы зачетных единиц для измерения трудозатрат студентов по каждой дисциплине;
• менеджмент качества обучения на
Из жизни вуза
105
основе балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин;
• вовлечение в учебный процесс академических консультантов, помогающих студентам выбрать индивидуальную образовательную траекторию, в частности блок изучаемых дисциплин и др.
Все это делает необходимым организацию специальной подготовки аспирантов, готовящихся к преподавательской деятельности в вузе. В этом плане широкие возможности предоставляет психолого-педагогический семинар, который аспиранты обязаны посещать.
Немаловажное значение имеет разработка аспирантами научно-педагогических проблем, связанных с использованием в высшей профессиональной школе системы зачетных единиц. Для этого им следует предложить соответствующую тематику диссертаций.
Ддя реализации системы зачетных единиц используются три формы учебного плана по каждому направлению (специальности):
• базовые (стабильные) учебные планы - для определения содержания и трудоемкости учебной работы каждого студента;
• индивидуальные учебные планы -для выбора индивидуальной образовательной траектории студентов;
• рабочие учебные планы - для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей.
По степени обязательности и последовательности усвоения содержания обучения базовый учебный план включает три группы дисциплин:
• «А» - изучаются обязательно и строго последовательно во времени;
• «Б» - изучаются обязательно, но, возможно, не последовательно;
• «В» - изучаются студентом по выбору.
В каждую из перечис-
ленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в базовых учебных планах специальностей, направлений подготовки бакалавров и магистров.
Отмеченный факт определяет необходимость подготовки аспирантов - будущих преподавателей высшей школы - к проектированию и реализации целевого, содержательного и процессуального компонентов методической системы обучения студентов в новых условиях, отвечающих требованиям Болонской декларации. Эта работа может проводиться как в рамках психолого-педагогического семинара, так и в ходе учебно-педагогической практики аспирантов.
Актуальной темой научно-исследовательской деятельности аспирантов в области педагогики может стать проблематика, связанная с максимальной унификацией учебных планов смежных направлений (специальностей) в рамках нелинейной системы организации учебного процесса. (В контексте указанного направления своевременными становятся проблемы интеграции учебных дисциплин, проблемы реализации межпредметных связей и др.)
Тематика диссертационных работ аспирантов по педагогике и по частным методикам должна касаться также проблем мониторинга качества обучения студентов и проблем организации академического рейтинга студентов.