ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 355.231+398.8
ББК Ц439.8(2Рос) ГСНТИ 14.33.09; 14.43.47 Код ВАК 10.00.01; 17.00.02
Кашина Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, докторант, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: koranata@mail.ru.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАЗАКОВ-КАДЕТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурная идентичность; казаки-кадеты; казачество; музыкальная культура казачества; формирование культурной идентичности; педагогический потенциал.
АННОТАЦИЯ. Музыкальная культура казачества рассматривается как средство формирования культурной идентичности казаков-кадет, аккумулирующее социальный и духовный опыт казачества, способствующее интериоризации казаками-кадетами базовых казачьих ценностей, идеалов и норм, содействующее установлению духовной, эмоциональной связи между казаками-кадетами и их сплочению, являющееся важной сферой самореализации.
Kashina Natalia Ivanovna,
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, the Chair of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Doctoral Student, the Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE COSSACKS’ MUSICAL CULTURE IN CULTURAL IDENTITY UPBRINGING OF COSSACK CADETS
KEY WORDS: cultural identity; Cossack cadets; Cossacks; musical culture of the Cossacks; formation of cultural identity; pedagogical potential.
ABSTRACT. Musical culture of the Cossacks appears to be a means of formation of cultural identity of Cossack cadets, it accumulates social and spiritual experience of the Cossacks, contributes to the interiorization by the Cossack cadets basic Cossack values, ideals and norms. Besides it promotes the spiritual, emotional connection between them, their cohesion, which is an important area for their selfrealization.
Сегодня происходит возрождение духовно-нравственных традиций казачества, к которому себя причисляют 9,6% взрослого населения России. Оно играет реальную роль в современном российском обществе: казаки несут государственную и муниципальную службу, связанную с поддержанием правопорядка, социальной стабильности и экологической безопасностью страны, вовлекаются в социальнополитическую жизнь регионов с целью утверждения идей защиты Отечества, решения проблем национальной безопасности и территориальной целостности России, участвуют в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом и физическом воспитании молодежи. При этом, как указывается в современных исследованиях, посвященных проблемам возрождения казачества, в данный момент актуализируется проблема его политической, социальной и культурной самоидентификации (И. В. Казарезов, А. А. Киблицкий, Е. С. Куква, М. Мар-кедонов и др.).
Сегодня развивается система казачьего образования: во многих субъектах Российской Федерации функционируют казачьи
кадетские корпуса, классы в общеобразовательных учреждениях, отделения при учреждениях начального/среднего профессионального образования и т. д.
Цель казачьего образования, современный казачий воспитательный идеал, - высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения (7).
Условием формирования и развития у казаков-кадет личностных качеств, соответствующих данному казачьему воспитательному идеалу, является сформированная культурная идентичность - отождествление казаками-кадетами себя с культурой казачества, принятие, освоение ими культурных норм, образцов и стереотипов поведения, присущих казачеству, понимание своего «Я» с позиций культурных характеристик, принятых в казачестве, их самоосуществле-ние в рамках культуры казачества, ощущение принадлежности к казачеству.
© Кашина Н. И., 2013
Роль традиционных институтов социализации (станичной общины, казачьего войска) в культуре казачества сегодня минимизированы. Становление молодого поколения казаков осуществляется в условиях глобальной коммуникации, потока разнородной этнокультурной информации, влияния противоречивых социальных норм и ценностей, что ведет к стихийности культурной самоидентификации казаков-кадет, способствующей «мозаичному», фрагментарному, а не целостному восприятию ими культуры казачества. Они не идентифицируют себя с казачеством, в недостаточной мере происходит интериоризация ими ценностей, смыслов и идеалов его культуры. Между тем именно в подростковом возрасте (контингент казачьих кадетских классов/корпусов составляют в основном учащиеся 5-9-х классов) формирование идентичности выступает основной задачей развития (Д. А. Леонтьев).
На необходимость формирования у учащихся культурной, гражданской идентичности и неотделимых от них социализации, инкультурации и культурной толерантности указывается в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации», федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» и других документах. В Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» указывается на традиционные формы духовности и этнической культуры народов России как основу общероссийской идентичности. Важную роль в ее укреплении, как говорится в концепции, играют патриотические и историко-культурные традиции российского казачества.
Важнейшим механизмом становления и обеспечения культурной идентичности в обществе является феномен культурной памяти, формируемой веками и являющейся формой трансляции и актуализации культурных смыслов. Культурная память, согласно теории Я. Ассмана (2), связана с социальными группами, для которых она является условием самоидентификации, и представляет собой непрерывный процесс, в котором любая культура или социокультурная группа формирует и стабилизирует свою идентичность посредством реконструкции собственного прошлого (1). Иден-
тичность, в соответствии с данной теорией, обеспечивается нормативными текстами культуры, отвечающими на вопрос «Что нам следует делать?», и формирующими текстами культуры, отвечающими на вопрос «Кто мы такие?».
В культуре сосредоточены нормы и ценности жизнедеятельности этноса и каждого его представителя. Она не просто отражает жизнь, в ней в символической форме воплощаются человеческие идеалы, отражаются грани его идентичности (5). Учеными доказывается, что культура содержит своеобразную «духовную матрицу», позволяющую человеку идентифицировать себя с определенной системой ценностей и обрести тем самым личностную идентичность (8, с. 10).
Музыкальная культура - один из феноменов культуры, который реализует все ее свойства и функции. Музыка - явление интонационное. В музыкальных интонациях заключен социальный и духовный опыт народа, а напевы являются символами различных жизненных явлений и чувствований конкретного народа (Б. В. Асафьев). Через интонирование в музыке воссоздается образная картина художественного мира (Г. С. Тарасов).
Интонация связана со слухом, поэтому главным этническим идентификатором называют музыкальный слух, который делает музыку культурно значимой для нас в зависимости от нашей способности к проникновению в культуру (свою или чужую), это специфический инструмент, «проводник» музыкального осуществления идентичности (4).
Музыкальная культура выполняет в обществе ряд социальных функций -коммуникативную, отражательную, воспитательную, преобразовательную, познавательную, этическую, эвдомогизирующую, катартическую, философско-мировоззренческую, эстетическую, гедонистическую, эвристическую, эмоционально-экспрессивную, компенсационную и прагматическую. Сверхфункцией музыки называют коммуникативную (В. Н. Холопова; см.: 12), способствующую единению людей вокруг ярко позитивного идеала, и воспитательно-эстетическую (А. Н. Сохор; см.: 10). Г. Г. Коло-миец, основываясь на аксиологическом подходе, называет сверхфункцией эстетическую, как первородную. Исследователь указывает на множественность модификаций функциональных ролей, которые играет музыка в социуме, что зависит от значений, мироощущений, потребностей и ценностных ориентаций реципиента (6). Так, во многих современных исследованиях (М. М. Бухман, Л. А. Закс, В. В. Иванов,
М. С. Каган, Л. С. Клейн, К. С. Шаров, Р. Н. Шафеев, А. М. Эткинд) подчеркивается идентификационный потенциал музыкальной культуры и музыкального искусства.
Современными искусствоведами признается особая роль традиционной музыкальной культуры казачества в сохранении его культурной идентичности (А. В. Пономарев, Т. С. Рудиченко). В данной статье мы выявим педагогический потенциал музыкальной культуры казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет.
Казачья народная песня - уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности феномен. В военных походах она объединяла, сплачивала, снимала страх, психически расковывала казаков, вселяя в них бодрость и поднимая общий боевой дух (9). В процессе исполнения песен формировалось чувство принадлежности к казачеству. В быту музыка, как и вся культурная среда, влияла на организацию общего строя жизни и повседневного быта казачества, была неотъемлемой частью духовнонравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, являлась связующим компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти, средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций казачества и формирования культурной идентичности всего казачьего сословия (В. А. Кузнецов, А. И. Лазарев).
Коммуникативная функция музыкальной культуры казачества реализуется в межличностном общении людей (передаче эстетической, этической, социальной, исторической информации) на всех уровнях - от межиндивидуального до уровня поколений; во внутриличностном общении рецепиен-тов (осуществление внутреннего диалога, происходящего в «Я-концепции» между «Я» реальным и «Я» идеальным). Музыка помогает человеку воспринимать себя членом группы и объединяться людям вокруг ярко позитивного идеала (культурная идентичность предполагает единение и одновременное дистанцирование по отношению к другим культурным группам). То есть музыкальная культура казачества способствует самоотождествлению казаков-кадет с культурными образцами, отраженными в ней, и содействует их объединению с казачеством как социокультурной группой. Так коммуникативная функция смыкается с консолидирующей, сплачивающей людей путем установления духовной и эмоциональной связи между ними, что продиктовано универсальностью и доступностью музыкального языка данного пласта российской музыкальной культуры.
Функция отражения действительности проявляет себя в отражении идей, эмоций и предметного мира и сопряжена с познавательной функцией, реализующейся в историко-фактологическом и философско-мировоззренческом ракурсах. Так, в казачьих песнях, несущих конкретно-исторический характер, звучит идея гражданственности казачества, гордости за принадлежность к нему, к России, идеалы служения Отечеству «не за страх, а за совесть», идея воинской службы, воинской доблести, показывается удальство и храбрость казаков. Эти песни наполнены переживаниями, мыслями и чувствами героев военных событий, непосредственными участниками которых были казаки, чьим трудом и кровью добывались победы и искупались все поражения (А. И. Лазарев). Отражение предметного мира в казачьем фольклоре происходит в «пеших» («пехотных»), «кавалерийских» и семейно-бытовых песнях, в которых запечатлена вся жизнь казака и казачьей семьи в контексте времени и исторических событий (Н. В. Скрипниченко). Таким образом, содержащаяся в музыкальной культуре казачества художественная информация, отражающая значимый для него опыт и являющаяся основой для художественного отражения-освоения мира и воздействия на людей, позволяет расширить знания и представления казаков-кадет о культурных особенностях казачества, что является неотъемлемым элементом их культурной самоидентификации.
Исполнение строевых казачьих песен оказывает благодаря их яркой образности глубокое эмоциональное воздействие на человека. Оно воодушевляет, поднимает морально-боевой дух, способствует формированию мировоззренческих позиций (реализация эмоциональной и мировоззренческой функций), позволяющих с максимальной эффективностью выполнять свой воинский долг. Так осуществляется эмоциональная связь между личностью каза-ка-кадета и культурой казачества, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом идентификации.
Этическая функция музыкальной культуры казачества проявляет себя в том, что ее можно назвать школой духовнонравственного воспитания. В ней содержатся культурные образцы казачества как социокультурной общности. А культурная идентификация предполагает осознанное принятие человеком культурных норм, образцов поведения, ценностных ориентаций с позиций культурных характеристик, принятых в данном обществе, и самоото-ждествление с ними. То есть музыкальная
культура казачества обеспечивает казаков-кадет базовыми культурными ориентирами, самобытными образами культурной идентичности.
Социализирующая функция музыкальной культуры казачества проявляется в том, что она является системой порождения, накопления и трансляции социального опыта, способствует интериоризации казаками-кадетами ценностей казачьей культуры, дает необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, моральные принципы, то есть способствует социализации членов социокультурной общности - казаков-кадет (стереотипы поведения и социальные установки являются содержанием культурной идентичности человека).
Мировоззренческая функция музыкальной культуры казачества связана с картиной мира, мироощущением человека. В современных культурологических и музыковедческих исследованиях Е. М. Белецкой, А. Ф. Григорьева и Т. С. Рудиченко показывается, что песенный фольклор казачества является моделью этнической картины мира казаков и средством ее формирования. Так, исторические песни казаков отражают подлинные исторические события, изменение социально-экономических условий жизни и трансформацию (эволюцию) казачьего мировоззрения. Казачий музыкальный фольклор наполнен героями, представляющими собой определенный социальный эталон. Это «добры молодцы», «удалые», «лихие», «злые, храбрые», «герои все вместе и каждый отдельно», «слуги верные Царя-батюшки» и т. д. В образе казака раскрывается стержневая идея, определяющая суть казачества, - архаическое отождествление мужчины и воина (Е. М. Бородина). Таков атаман Ермак Тимофеевич, герой войны 1812 г. генерал М. И. Платов, атаман И. Ф. Некрасов, донской казак Ф. Агуреев, российские полководцы Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов и другие великие русские военачальники, под предводительством которых защищалась независимость России. Таким образом организуется самосознание личности казаков-кадет, им предоставляется набор готовых символов, с которыми они могут себя ассоциировать и тем самым осознавать свое состояние. Музыкальная культура казачества обеспечивает казаков-кадет образцами для положительных и отрицательных идентификаций.
Кумулятивная функция музыкальной культуры казачества реализуется в накоплении, хранении, обобщении в индивидуальных образах ценностно-познавательного кругозора казачьей культуры. Отобранные и одобренные социумом, получившие в му-
зыкальной культуре внеличностный статус квазисубъекты искусства оказываются моделями самого социума, его самосознанием как некоего целостного организма. Это иллюстрирует тезис А. В. Тороповой о том, что музыка - это «внешняя память» человечества, сохраняющая в музыкальных произведениях антропологически значимые психические программы, состояния, процессы, образы, переживания, которые могут быть утеряны «“внутренней” памятью», даже бессознательной, родовой памятью индивида (11, с. 132).
Аксиологическая функция музыкальной культуры казачества состоит во всестороннем, синтезирующем все типы ценностей, духовно-ценностном освоении казаками-кадетами мира и внедрении полученной информации в их мировоззрение «в соразмерных психике человека формах». Музыкальная интонация и музыкальное интонирование - один из художественных способов осуществления духовно-ценностного осваивающего мироотношения, специфических способов образного моделирования, осмысления, обобщения и сообщения духовных ценностей действительности. Они являются способами бытия и развития конкретноисторических систем ценностей и соответствующих им типов мироотношения (3).
Психотерапевтическая функция музыкальной культуры казачества реализует себя в отработке эмоциональным переживанием образов, чувств и ситуаций, которые оказываются невостребованными в реальной жизни. Например, уклад современной жизни мало способствует проявлению героизма, альтруизма и т. д. Эти психические проявления казаки-кадеты могут испытать, осваивая музыкальную культуру казачества.
Нормативно-регулятивная функция музыкальной культуры казачества определяет нормы и образцы поведения казаков-кадет в ходе процесса интериоризации культурных ценностей казачества.
Все вышеизложенные функции, которые реализует музыкальная культура казачества в образовательном процессе, смыкаются в одной - идентификационной, которая позволяет казакам-кадетам ощутить свою принадлежность к казачеству через общие с ним социокультурные ценности, символы, модели поведения и т. д., на основании чего возникает эмоциональная связь, объединяющая казаков-кадет в единый организм, спаянный с культурой казачества.
Таким образом, музыкальная культура казачества является средством культурной идентификации казаков-кадет. Она является коммуникативным средством, интегрирующим в себе информацию многих поко-
лений (духовный и практический опыт, конфессиональные, этические, эстетические представления, историю, мировоззрение, ментальность, своеобразную «картину мира»), существующую в коллективной памяти казачества, которая объективизируется посредством слова и звука в персонифицированных образах казачьей музыкальной культуры (что способствует формированию когнитивного компонента культурной идентичности казаков-кадет). Эмоционально воздействуя на сознание личности каза-ков-кадет, музыкальная культура формирует у них эмоционально-ценностное отношение к нравственным, идеологическим, эстетическим явлениям культуры казачества, способствует установлению эмоциональной связи казаков-кадет с художественными
образами, содержащимися в ней, накоплению музыкального опыта, включающего эмоционально-ценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих духовно-психическую жизнь казачества, и интериоризации казаками-кадетами базовых казачьих ценностей и идеалов, нашедших в ней художественно-образное отражение (эмоционально-ценностный компонент культурной идентичности). Как источник смысложизненных ценностей и моделей поведения, музыкальная культура является важной сферой для осуществления самореализации казаков-кадет (деятельностно-творческий компонент культурной идентичности). Как явление духовной культуры, музыка несет в себе способность объединять людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / отв. ред. Л. П. Репина. М. : Круг, 2006.
2. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004.
3. Закс Л. А. О культурологическом подходе к музыке / / Музыка - культура - человек : сб. науч. тр. / отв. ред. М. Л. Мугинштейн. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988.
4. Земцовский И. Апология слуха / / Музыкальная академия. 2002. № 1.
5. Иванов В. В. Искусство как средство выражения этнической идентичности : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.
6. Коломиец Г. Г. Функции музыки в социуме / / Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Т. 4. Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб. : Алетейя, 2008.
7. Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. М., 2011. иИЬ: http://donskoi.org/news/ l829.html.
8. Марков А. П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности : дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2000.
9. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии : автореф. ... дис. д-ра искусствоведения. М., 2005.
10. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М. : Советский композитор, 1975.
11. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учеб. пособие. Изд. 3, испр. и доп. М. : Учеб.-метод. центр «Граф-Пресс», 2010.
12. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2000.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.