_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 355.231+398.8
Кашина Наталья Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, koranata@mail.ru, Екатеринбург
музыкальное образование с казачьим кадетским
КОМПОНЕНТОМ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИяХ УРАЛА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования состояния музыкального образования в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом Урала. Выявлены противоречия между наличием большого корпуса современной учебно-методической литературы, связанной с решением проблемы освоения учащимися музыкального фольклора, его ролью в интериоризации ими традиционных ценностей казачества, формировании культурной идентичности и недостаточным владением учителями музыки специфическими методиками его освоения учащимися; между наличием значительного педагогического потенциала музыкальной культуры казачества и недостаточной его реализацией в учебно-воспитательном процессе учебных заведений с казачьим кадетским компонентом Урала. Раскрываются основные положения концепции музыкального образования казаков-кадет, направленной на реализацию педагогического потенциала музыкальной культуры казачества в освоении ими традиционных ценностей казачества и формировании культурной идентичности казаков-кадет.
Ключевые слова: казачество, казачье образование, музыкальное образование, музыкальная культура.
Kashina Natalya Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, koranata@mail.ru, Yekaterinburg
MUSICAL EDUCATION WITH COSSACK CADET COMPONENT IN EDUCATIONAL establishments OF THE URALS
Abstract. The condition of music education of pupils of educational institutions is presented in article with the Cossack cadet component of Ural. Basic provisions of the concept of music education the Cossack cadet which main objective is formations of their cultural identity in the course of development of musical culture of the Cossacks reveal.
Keywords: Cossacks, Cossack education, music education, musical culture.
В настоящее время в связи с ростом патриотических настроений в российском социуме возрастает роль казачества, к которому себя причисляют 9,6 % взрослого населения России. Оно является органической частью российского общества, осуществляет государственную и муниципальную службу по поддержанию правопорядка, социальной стабильности и экологической безопасности страны, включается в процессы духовно-нравственного, гражданско-патриотическо-го и физического воспитания молодежи.
Возрождается и система казачьего образования, направленная на развитие культурно-регионального компонента, его связь с традициями казачества, объединение идей российскости образования, социокультур-
ной адаптации казачества, многоуровне-вости и непрерывности образовательного процесса [4]. По данным «Казачьего информационно-аналитического центра», в России насчитывается около 30 учебных заведениях с кадетским казачьим компонентом (что приближается к дореволюционному показателю), функционирует более 1000 казачьих классов в общеобразовательных школах.
Наибольшее развитие казачье образование получило на территориях Донского и Кубанского казачьих войск. Здесь реализуются инновационные модели воспитания и образования подрастающего поколения казаков: модель системы военно-патриотического воспитания учащихся казачьих учебных заведений (В. Г. Визер), образова-
тельная модель начальной военно-казачьей подготовки казаков-кадет (А. В. Староверов), модель непрерывного казачьего образования (В. П. Водолацкий, В. В. Шматков, А. П. Скорик) и др. Созданы проекты для экспериментальной апробации регионального этнокультурного казачьего компонента государственного стандарата общего образования (Волгоград, 2008 г.; Ростов-на-Дону, 2005 г.). Учебно-воспитательный процесс обеспечен программами и учебными пособиями дополнительного образования детей по фольклору и этнографии казачества Дона и Кубани (Н. И. Бондарь, Е. Г. Вакуленко, С. А. Жиганова, М. В. Мирук, О. В. Чуп).
Урал также является одним из лидеров в развитии системы казачьего образования, в которую входят общеобразовательные школы с казачьим кадетским компонентом, кадетские корпуса, учреждения дополнительного образования, завоевывающие авторитет в региональном образовательном пространстве.
В период с 2008 по 2010 гг. нами было предпринято исследование состояния музыкального образования в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом Урала (Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Пермский край). Его результаты выявили острую необходимость переоценки его содержания, что было обусловлено, во-первых, реформированием системы образования в России и обеспечением его инновационного характера, во-вторых, необходимостью достижения учащимися казачьего воспитательного идеала, что невозможно без освоения ими традиционных ценностей казачества и сформированной у них культурной идентичности. Особая роль в сохранении культурной идентичности казачества и в освоении подрастающим поколением традиционных ценностей принадлежит его музыкальной культуре. Казачья народная песня - уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности феномен. В военных походах она объединяла, снимала страх, психически расковывала казаков, поднимая их общий боевой дух. В быту музыка влияла на организацию всего строя повседневной жизни казачества, была неотъемлемой частью духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения казаков, явля-
лась формой народной памяти, средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций казачества. В связи с этим современные культурологи рассматривают песенный фольклор казачества как кумулятивную базу этнокультурной среды, компонент этнической и культурной идентификации, средство познания этнической картины мира казачества (А. Ф. Григорьев, Я. А. Пономарев, Т. С. Рудиченко).
В Свердловской области созданы «Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы общеобразовательного учреждения с учетом казачьего кадетского компонента образования», в которых указывается на необходимость приобщения казаков-кадет к достижениям российской музыкальной культуры и традициям, что обеспечивает формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни казаков-кадет в поликультурном обществе, формирование у учащихся ценностно-смысловых установок. Однако конкретные пути формирования культурной идентичности и освоения ими традиционных ценностей казачества с привлечением средств казачьего искусства в данном пособии не определяются. В «Методических рекомендациях по организации кадетских казачьих классов в общеобразовательных учреждениях» Челябинской области в качестве одной из основных задач воспитания обучающихся в кадетском казачьем классе декларируется приобщение детей к общечеловеческим ценностям (в том числе к нравственным и духовным ценностям казачества), обращается пристальное внимание на освоение ими культурных традиций оренбургского казачества (на территории Урала базировались Уральское и Оренбургское казачьи войска). На уроках музыки, как указано в рекомендациях, изучается история и культура оренбургских казаков, интонационная самобытность их песенного фольклора. Но в методических рекомендациях не раскрываются конкретные пути формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкального искусства, освоения ими традиционных ценностей казачества.
Музыкальная культура казачества в содержании музыкального образования казаков-кадет Урала была представлена как
некая «культурная универсалия» или предполагала освоение учащимися музыкальной культуры казачества Дона и Кубани. Между тем музыкальная культура каждой локальной казачьей традиции обладает своими особенностями. Каждая из них включает неказачий и казачий слои. Последний состоит из общеказачьего репертуара и репертуара, связанного с локальной традицией, имеющей яркие музыкально-стилистические признаки. Специфика музыкального фольклора уральского и оренбургского казачества является центром ряда культурологических и музыковедческих исследований (Т. И. Ка-лужникова, Е. И. Коротин, Н. М. Савельева, Б. П. Хавторин). Но практически полностью отсутствует учебно-методический базис по освоению данного пласта российской музыкальной культуры казаками-кадетами Урала, что ограничивает возможности учителей музыки.
Анализ содержания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом Урала показал, что освоение учащимися музыкальной культуры казачества не учитывало результатов современных исследований в области музыкальной психологии и педагогики, касающихся эффективного освоения детьми музыкального фольклора: идеи теории Б. В. Асафьева, согласно которой сознание слушателей содержит комплекс музыкальных представлений («устный музыкально-интонационный словарь») - интонируемый каждым человеком «запас» «говорящих ему» музыкальных интонаций, «на слуху лежащих» звукообразований [1, с. 271]; идеи современных исследований, посвященных освоению детьми музыкального фольклора, необходимость приобщения учащихся к художественной певческой культуре на основе аутентичного фольклорно-этнографи-ческого материала (М. К. Бурьяк); освоение школьниками музыкального фольклора при учете его свойств и региональной специфики в ситуациях «проживания» (Е. Г. Боро-нина); осуществление музыкального воспитания на региональном народно-песенном материале на основе развития этноинтона-ционного слуха учащихся и овладения ими навыками этноинтонирования (О. В. Пив-ницкая); формирование ценностных ори-ентаций детей и молодежи средствами музыкального фольклора (Д. М. Давлетшина,
Н. Р. Исхакова, И. В. Ржепянская, Е. В. Са-мохвалова, С. М. Яковлюк); идеи И. И. Зем-цовского и Л. В. Шаминой об этнослухе как этническом идентификаторе, который делает музыку культурно значимой для нас, о специфическом инструменте музыкального осуществления идентичности, с помощью которого познаются все музыкальные языки человечества и любые явления музыкальной культуры; идеи В. С. Мухиной о функциях механизмов идентификации и обособления во всех сферах активности человека; идеи Н. Г. Тагильцевой о механизмах идентификации, рефлексии, обособления в постижении человеком искусства [7; 10]. Возникает противоречие между наличием большого корпуса современной учебно-методической литературы, связанной с решением проблемы освоения учащимися музыкального фольклора, его ролью в интериоризации детьми традиционных ценностей казачества, формировании культурной идентичности, и недостаточным владением учителями музыки специфическими методиками его освоения детьми в системе общего и дополнительного образования, учитывающими его характерные свойства.
В учебно-воспитательном процессе на уроках музыки в учебных заведениях/классах с казачьим кадетским компонентом Урала не в полной мере реализуется педагогический потенциал музыкальной культуры казачества. Ее освоение казаками-кадетами носит иллюстративно-эпизодический характер, ограничивается отдельными знаниями историко-эстетического характера, что не способствует полноценному эмпатическому отклику казаков-кадет на художественные образы, содержащиеся в ней, интериориза-ции ими казачьих ценностей и идеалов, нашедших в ней художественно-образное отражение, и, в конечном счете, не способствует ее целостному восприятию. Возникает противоречие между наличием значительного педагогического потенциала музыкальной культуры казачества и недостаточной его реализацией в учебно-воспитательном процессе учебных заведений с казачьим кадетским компонентом Урала.
В связи с вышеизложенным, нами была создана концепция музыкального образования казаков-кадет, базирующаяся на следующих идеях и положениях.
Музыкальное образование казаков-кадет в современных учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом будет эффективным, если реализовать педагогический потенциал музыкальной культуры казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет и освоении ими традиционных ценностей казачества. Музыкальная культура казачества интегрирует в себе многопоколенную информацию, существующую в коллективной памяти казачества, объективизирующуюся в персонифицированных образах, ценностных идеалах, нормах и образцах жизнедеятельности казачества и являющуюся источником смысложизненных ценностей и моделей поведения, важной сферой для осуществления самореализации казаков-кадет; обладает, как феномен духовной культуры, способностью объединения людей, установления духовной и эмоциональной связи между ними.
Казаками-кадетами должна осваиваться музыкальная культура казачества, характерная для территории их проживания. Ядро культурной идентичности формируется локально и зависит от места рождения, проживания, гражданства и национальности человека. На каждой конкретной территории складывается определенный способ жизни, который формирует в жителях региональную идентичность - характеристику связи, которую ощущает житель данной территории с местом его жизни, и типа личности, который формируется на ней и в деятельности которого находит выражение «дух региона» [9]. Музыкальная культура оренбургского и уральского казачеств обладает специфическими чертами, создающими самобытность, неповторимость и своеобразие музыкального стиля: четкая дифференциация мужских и женских песенных жанров; наличие ядра (мужские жанры), двух стилевых полюсов - протяжная и «моторная» строевая песня. Она аккумулирует в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности формирования и развития Оренбургского и Уральского казачьих войск, особенности менталитета местного казачества, которые не только отражены в ее персонифицированных образах (генерал-майор Степцов - герой походов в Среднюю Азию, есаул Падуров, ведущий оренбургских казаков против турецкого султана, полковник
Беляков - герой войны с Наполеоном и др.), ценностях, идеалах, сюжетах, характерных исключительно для данной локальной традиции (набеги киргиз-кайсаков, завоевание средней Азии, походы атаманов Нечая и Шамая на Хиву и т.д.).
Для построения эффективной учебной деятельности на уроках музыки в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом необходимо развитие этно-интонационного слуха казаков-кадет и овладения ими музыкальным языком данной музыкальной культуры. Ранее в психологии музыки музыкальный слух понимался как способность человека к восприятию зву-ковысотного качества музыкального звука (Н. А. Гарбузов, Б. М. Теплов). Сегодня он исследуется с позиций интонационной теории Б. В. Асафьева, в соответствии с которой музыка воспринимается как искусство «интонируемого смысла», в интонациях которой «свернута» та или иная музыкальная культура, заключены функции выражения и воздействия. Музыкальный слух рассматривается как интонационный, направленный на художественно-смысловое прочтение музыки, строящейся на высотной основе, чья эмоциональная природа позволяет через интонирование воссоздавать образную картину художественного мира (Г.С. Тарасов). Музыкальный язык является основой познания художественного смысла и содержания любого музыкального произведения, музыкальной деятельности и музыкальной коммуникации. Это специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной информации, через которое общественное музыкальное сознание транслирует культурные нормы, сенсорные эталоны и эстетические стереотипы. Овладеть музыкальной культурой общества, по мнению Р. А. Тельчаровой, это значит овладеть ее музыкальным языком.
Способами формирования культурной идентичности казаков-кадет и освоения ими традиционных ценностей казачества является «проживание» практически духовного компонента культурного опыта казачества, включение музыки в традиционные формы бытования в казачьей культуре - процесс начальной военной подготовки, проведения казачьих военно-спортивных игр, оформление торжественных военных ритуалов, событий,
реконструкции обрядов). Согласно исследованиям в области этнической психологии, источником формирования психологической общности этноса, наряду с другими элементами духовной культуры, являются обычаи и ритуалы. Они осуществляют функцию поддержания социального единства в данный момент средством установления связи между прошлым и настоящим, предками и потомками (В. П. Левкович, Н. Г. Панкова). Культурная идентичность личности формируется в «в процедурах сопереживания, вчувствования, деятельной сопричастности, личностного участия в событийной про-цессуальности ...культуры...» [3, с. 1-2]. «Проживание» культурной ситуации позволяет ощутить вертикаль развития культуры от ее корней до современности [2]. Ребенок по мере социализации начинает понимать и осознавать ценностные ориентации общества, но не в состоянии принять эти ценности по вербальным основаниям. Ему необходимо прочувствовать, пережить на собственном опыте значимость тех или иных культурных ценностей в деятельности. Не погрузившись в эту деятельность, в отношения связанные с ней, ребенок не сможет интериоризировать предлагаемые ценности [8].
Музыкальное образование казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества должно осуществляться с помощью реализации механизмов идентификации (с образами нормативного типа казака, конкретной личностью казака, бытовой ситуацией, бытовой средой музыкальных произведений); рефлексии (осмысление воспринятого материала этически, познавательно и эстетически); обособления (отстранение реципиента, включение в реальную жизнь образцов поведения, освоенных посредством идентификации), самореализации (в музыкальной деятельности, художественном общении, создании художественных продуктов). Как доказывают исследования в области музыкальной психологии (А. Л. Гот-сдинер, В. А. Мединцев, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов, О. А. Успенская), музыкальная культура способствует межличностному (передача эстетической, этической, социальной, исторической информации на всех уровнях - от межиндивидуального до уровня поколений) и внутриличностному общению реципиентов (осуществление внутреннего
диалога, происходящего в «Я-концепции» между «Я-реальным» и «Я-идеальным»), восприятию человеком себя как члена группы. На уровне межличностного общения, осуществляющегося в процессе освоения музыкальной культуры казачества, происходит объединение казаков-кадет вокруг ярко позитивного идеала-образа человека казачьей культуры [8], формирование человеческой общности, что содействует самоотождествлению казаков-кадет с культурными образцами казачества.
В современных учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом должна создаваться культурно-образовательная среда, ядром которой является музыкальная культура казачества как одна из главных составляющих процесса инкультурации личности, служащая для самоидентификации казаков-кадет по отношению к казачеству. Историческое прошлое казачества свидетельствует об исключительно развитой музыкально-фольклорной среде, в которой воспитывалось подрастающее поколение казаков. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естественных, бытовых формах, дети постепенно осваивали народный музыкально-поэтический язык, постигали «плоть и кровь» традиционной культуры казачества. Их культурная идентичность формировалась с младенчества всем укладом семейной, станичной и войсковой жизни, особенностями воспитания на основе казачьих обычаев, обрядов и традиций. Согласно современным исследованиям в области педагогики, психологии и культурологии, факторами, влияющими на становление культурной идентичности, являются особенности культурной, этнической социализации в семье, школе и ближайшем окружении, особенности этноконтактной среды, интенсивность влияния и степень его погружения в «этническое поле», «культурную среду» (Т. И. Бакланова, А. П. Ва-лицкая, Н. Б. Крылова, Т. К. Солодухина, Т. Я. Шпикалова).
Данная концепция разработана с опорой на культурологический, гендерный, лич-ностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, интонационный подходы и принципы интеграции, единства художественного и технического на интонационной основе, освоения учащимися музыкальной
культуры казачества в контекстных связях. Концепция служит основой модели и методики обучения казаков-кадет в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом.
Библиографический список
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1971. - 378 с.
2. Афанасьева А. Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного школьника // Музыка в школе. - 2006. - № 4. - С. 9-17.
3. Валицкая А. П. Урок-событие в культу-ротворческой школе [Электронный ресурс]. URL: http: //pedagogika-cultura.narod.ru/private/ Articles/N_2009/Valickaya_09.htm. (дата обращения: 18.05.2014)
4. Водолацкий В. П., Шматков В. В., Ско-рик А. П. Концепция Донского казачьего университетского комплекса на базе ФГБОУ ВПО «Южно-российский государственный технический университет» // Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспекти-
вы организации: сб. науч. и учеб.-метод. работ. -Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012. - С. 11-32.
5. Земцовский И. Апология слуха // Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.
6. Кашина Н. И. Музыкальная культура казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет: монография. - М.: Издательство «Спутник +», 2013. - 194 с.
7 Кашина Н. И, Тагильцева Н. Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 188-191.
8. Лукаш С. Н. Педагогика казачества: традиции и современность // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - №2. - С. 134-137.
9. Мурзина И. Я. Региональное образовательное пространство и его составляющие // Образование и наука. - 2008. - № 5 (53). - С. 52-59.
10. Тагильцева Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия Уральского государственного федерального университета. - Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67 - № 3. - С. 45-51.