Научная статья на тему 'Педагогический потенциал художественной культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей'

Педагогический потенциал художественной культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КАЗАЧЕСТВО / КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART CULTURE / TRADITIONAL VALUES / COSSACKS / COSSACK EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кашина Н. И.

В статье выявляется педагогический потенциал художественной (в том числе музыкальной) культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей, так как именно казачество является носителем наиболее значимых традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих, а его музыкальная культура это кумулятивная база этнокультурной среды и средство познания этнической картины мира казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ART CULTURE OF THE COSSACKS IN ACQUISITION OF CHILDREN AND YOUTH OF TRADITIONAL VALUES

In the work the pedagogical potential of musical culture of the Cossacks in development of the youth’s traditional values, as the Cossacks are the carrier of the most significant traditional national values representing an embodiment of universal values. The author’s opinion is that the musical culture of the Cossacks is a cumulative base of the ethnocultural environment and a learning tool of an ethnic picture of the world of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал художественной культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей»

ционные и развивающие технологии. Необходимым условием успешной работы ДОУ в этом направлении является алгоритм формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ, представленный Е.В. Степановым [7]. Он предполагает:

1) анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет и вопросников для педагогов;

2) составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми на основе диагностики и анализа;

3) составление плана индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками группы риска с учетом состояния здоровья; отбор методик, соответствующих типу межличностных отношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

4) контроль эффективности спланированных мероприятий на основе вопросника и педагогических наблюдений, охватывающий все компоненты структуры коммуникативной готовности;

Библиографический список

5) итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и наблюдений взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

6) сбор статистической информации.

Безусловно, что данный алгоритм будет продуктивным только лишь при тесном и содержательном взаимодействии ДОУ и семьи, чем слаженнее будет выполняться данная работа, тем лучше мы получим результат.

Из выше сказанного можно констатировать, что необходимо вырабатывать формы взаимодействия детского сада с семьёй, то есть способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов и форм взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. - М., 2001.

2. Тагаева, Е.Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. - М., 2013.

3. Вялых, А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005.

4. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., 1987.

5. Лисина, М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. -М., 2005.

6. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / Психология дошкольника: хрестоматия. - М., 2000.

7. Степанов, Е.В. Коммуникативная готовность дошкольника к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.

Bibliography

1. Doshkoljnoe uchrezhdenie i semjya - edinoe prostranstvo detskogo razvitiya: Metodicheskoe rukovodstvo dlya rabotnikov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / T.N. Doronova, E.V. Solovjeva, A.E. Zhichkina, S.I Musienko. - M., 2001.

2. Tagaeva, E.Yu. Rechevoe razvitie doshkoljnikov: vzaimodeyjstvie detskogo sada i semji // Pedagogicheskoe masterstvo: materialih III mezhdunar. nauch. konf. - M., 2013.

3. Vyalihkh, A.V. Formirovanie kommunikativnoyj gotovnosti starshikh doshkoljnikov k obucheniyu v shkole: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.

4. Kravcov, G.G. Shestiletniyj rebenok: psikhologicheskaya gotovnostj k shkole / G.G. Kravcov, E.E. Kravcova. - M., 1987.

5. Lisina, M.I. Obthenie s vzroslihmi u deteyj pervihkh 7 let zhizni // Khrestomatiya po detskoyj psikhologii: ot mladenca do podrostka. - M., 2005.

6. Ruzskaya, A.G. Razvitie obtheniya rebenka so vzroslihmi i sverstnikami / Psikhologiya doshkoljnika: khrestomatiya. - M., 2000.

7. Stepanov, E.V. Kommunikativnaya gotovnostj doshkoljnika k uchebnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 25.06.14

УДК 355.231+398.8

Kashina N.I. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ART CULTURE OF THE COSSACKS IN ACQUISITION OF CHILDREN AND YOUTH OF TRADITIONAL VALUES. In the work the pedagogical potential of musical culture of the Cossacks in development of the youth's traditional values, as the Cossacks are the carrier of the most significant traditional national values representing an embodiment of universal values. The author's opinion is that the musical culture of the Cossacks is a cumulative base of the ethnocultural environment and a learning tool of an ethnic picture of the world of the Cossacks.

Key words: art culture, traditional values, Cossacks, Cossack education.

Н.И. Кашина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования, докторант Уральского

гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: koranata@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье выявляется педагогический потенциал художественной (в том числе музыкальной) культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей, так как именно казачество является носителем наиболее значимых традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих, а его музыкальная культура - это кумулятивная база этнокультурной среды и средство познания этнической картины мира казачества.

Ключевые слова: художественная культура, традиционные ценности, казачество, казачье образование.

Социокультурные преобразования, происходящие сегодня в мировом сообществе, характеризуются переоценкой современным человеком ценностей и изменением их иерархической системы. Особую остроту приобретает проблема преемственности между поколениями и состояния ценностного сознания молодежи, нуждающейся в ценностно-смысловых ориентирах, духов-

но-нравственных идеалах, культурных образцах и нормах. Традиционные ценности и выстроенные на их основе ментальные программы подрастающего поколения, становление которого осуществляется сегодня в условиях экономической и культурной глобализации, поликультурного пространства, оказывают значительное влияние на успех дальнейшего социального раз-

вития и реформирования российского социума. В связи с этим, научная общественность и ведущие российские политики поднимают вопрос о содержании новой идеологии, основу которой должны составить базовые традиционные ценности национальной культуры.

Носителем наиболее значимых традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих, являвшихся на протяжении многих веков важным элементом общественного сознания и фундаментом российской социальной системы, стало казачество. Сегодня это органическая часть российского общества, осуществляющая государственную и муниципальную службу по поддержанию правопорядка, социальной стабильности и экологической безопасности страны, которая включается в процессы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания молодежи, поднятия престижа военной службы, решения проблем территориальной целостности России.

Одной из форм сохранения и репрезентации культурной памяти казачества является его художественная культура, в которой ярко и объективно отражается специфика историко-культурного бытия казачества и система таких традиционных ценностей, как патриотизм, Православие, русская Православная Церковь, казачья доблесть, социальная солидарность, гражданственность, семья, воинское служение, труд, природа, человечество. Осваивая и присваивая данные ценности, воплощенные в персонифицированных образах и идеалах художественной культуры казачества, подрастающее поколение россиян будет приближаться не только к казачьему воспитательному идеалу личности, но и к национальному воспитательному идеалу. Поэтому актуальной проблемой является выявление педагогического потенциала художественной (в том числе музыкальной) культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей.

Музыкальная культура казачества является кумулятивной базой этнокультурной среды и средством познания этнической картины мира казачества (А.Ф. Григорьев, Я.А. Пономарев, Т.С. Рудиченко), а ее первооснова - музыкальный фольклор «является носителем истинно народной, православной, духовной культуры, он, по сравнению с любым другим, содержит яркие примеры гражданственного поведения и... имеет свою педагогику, ярко и содержательно отраженную в музыкальном творчестве, уходящую корнями в далекое прошлое» [1, с. 60]. Это уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности феномен. В военных походах казачья народная песня выполняла регулирующую, фатическую, психотерапевтическую, ретранслирующую функции, объединяя, снимая страх, психически расковывая казаков, поднимая их общий боевой дух (Т.С. Рудичен-ко). В быту она влияла на организацию всего строя повседневной жизни казачества, была неотъемлемой частью духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения казаков, являлась формой народной памяти, средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций казачества (В.А. Кузнецов, А.И. Лазарев).

Музыка, по мнению музыковедов, - это «внешняя память» человечества, сохраняющая в музыкальных произведениях антропологически значимые психические программы, состояния, процессы, образы, переживания, которые могут быть утеряны «внутренней» памятью», даже бессознательной, родовой памятью индивида [2, с. 132]; «интонационный способ существования ценностей человеческого духа» [3, с. 47]. Феномены культуры и искусства в целом являются своеобразными моделями, «схемами человеческого духа», по которым воспроизводится человеческая типология [4, с. 35].

Проследим, как социально значимые воспитательные ценности, составляющие основу казачьего мировоззрения, отражаются в песенном фольклоре (первооснова музыкальной культуры казачества) одной из локальных казачьих групп - оренбургского и уральского казачества.

Патриотические чувства, которые обычно не встречаются в русском фольклоре, являются отличительной чертой казачьих народных песен. В них повсеместно поется о том, что кроме любви к своим родным, «есть еще любовь иная: к России-Родине...». Тема любви к Родине в песнях оренбургских и уральских казаков звучит постоянно: «Люблю страну свою родную, /Люблю отца, старушку мать»; «Сторона моя, сторонка, / Разро-димая моя! / Скоро-ль, милая сторонка, /Вновь увижу я тебя?»; «Скучно жить сироте / На чужой стороне: / Все не мило, все

постыло, / Нет веселья для меня. / Вспомню город родной, / Сам зальюся слезой: / Всем был волен, всем доволен, / Нужды-горечи не знал»; «Люблю, люблю страну родную, / Летел бы к ней я всей душой, / Там есть деревня, в ней избушка, / В избушке той живет одна - / Родная мать моя, старушка». Казак готов отдать жизнь за Родину. Философским изречением звучат слова одной из песен оренбургских казаков: «В мире только после боя и возможна тишина» [5, с. 7].

Символ Родины и символ свободы сливаются в песнях уральских и оренбургских казаков в одном образе - это река Яик (Урал). Река их кормила, защищала. Яик был дорог каждому уральскому казаку, поскольку был куплен ценой очень тяжелого труда и жизнями многих товарищей. С какой любовью поют о ней казаки: «Яик ты наш, Яикушка, /Яик сын Горынович, /Про тебя, про Яикушку, / Идет слава добрая, / Про тебя, про Горы-ныча, / Идет речь хорошая. / Золочено у Яикушки / Его было донышко, / Серебряны у Горыныча / Его круты бережки». Даже находясь при смерти, казак просит товарищей: «А кому из вас придется быть на Урал-реке, поклонитесь ему, Горыновичу.». А коню умирающий казак приказывал: «Ты беги-ка, мой конь, на родной Яик.».

Приверженность Православной вере нашла отражение в обрядах жизненного цикла и в духовных стихах, синтезирующих фольклорные и православно-культовые певческие традиции уральского казачества (Т.И. Калужникова). В песнях о несении воинской службы мы видим, как казаки перед серьезным боем, перед лицом смерти уповают на Бога, обращаются к нему: «.Распустили они полковое знамя, / Поставили они распятье-образ, / Чутко Богу молились, низко кланялись. / Помолившись Богу, распростилися, / Распростившись, на ударь пошли» («Бой казаков с киргизами»).

В казачьих станицах существовала практика празднования религиозных праздников: «На Михайлов день, / Собираются / Во единый круг / Казаки-братцы. / Они празднуют / Праздник войска./ Среди круга стоит / Знамя царское / Войсково знамя, / Георгиевское. / Казаки, братцы, / Старожилые, / Перед ним стоят, /Богу молятся... / За Царя и за Русь / Мы помолимся...» [6].

Отправлявшиеся на службу полки благословлялись священником, отводились Божественные литургии о даровании казакам победы. Все это способствовало тому, что воины «отправлялись в действующую армию не как пушечное мясо, а осознавая свой долг защитника Родины» [7, с. 22].

В песнях уральских и оренбургских казаков звучит мотив гордости за принадлежность к казачеству, к воинскому сословию, прославляется казачья доблесть: «Мы с крепким ремнем за казацкую славу / Помрем иль вернемся домой мы в седлах»; «За честь и Родину поляжем / В руках с оружием, - в бою; / Тогда врагам своим докажем / Казачью храбрость мы свою» («Наши лихие уральские кони», «Друзья, в едино соберемся»); «Мы залегли ...свистели пули / И ядра рвали все в куски / Но мы и глазом не моргнули -/Стояли мы... мы - казаки» («Икан-ский бой»); От таких сильных ударов /Не мог турок устоять, / Пули, ядра стал бросать, / Сам он в Карец убежал («Ходит турок на просторе, бьет с бархану на бархан»). Своеобразным гимном, прославляющим героев, павших в сражении под Ика-ном, звучит песня «Героям Икана»: Хвала вам, уральцы, герои Икана! / Вы славу умножили предков своих,./ Начальник сказал вам: «умрем, иль уйдем!» / «Умрем все, но с честью!» вы дружно вскричали / И ринулись смело вперед, напролом ../Хвала вам, Иканцы, и честь вам по праву! / Вы правы пред долгом и русским Царем, / И знамени войска доставивши славу, / Вы многое дали потомкам взаем». Песни историко-героического цикла прославляют доблесть, мужество и смелость героев, их готовность умереть «за Царя и Отечество».

Идея гражданственности и державности казачества также нашла отражение во многих песнях уральских и оренбургских казаков. В них слышится гордость за принадлежность к русскому народу, к России: «Вот велел нам Царь Великий / На Хиву идти в поход, / И раздались всюду клики: / «За Царя, за Русь, вперед!» / Через горы, в непогоду, / Припеваючи прошли./ Слава русскому народу! / Дети русской мы земли!» («Поход Кауфмана в Хиву»); «У нас казаки, право, не зевают, / Куда хочешь - хоть в огонь! / У нас казаки не зевают, / Лучше русских нас не тронь» («Строевая песня»).

Идеалы служения Отечеству «не за страх, а за совесть» отражены в песнях «Ургенч», «Под ракитою зеленой» и др.

В них звучит идея воинской службы: упоминается война с Пруссией («Прусский король ведет армию»), с Турцией («Татарские мурзы узнают о победах русских»), с Наполеоном («Французы в Москве»): «Поляков неугомонных / Колотили мы не раз, эх, И французик беспардонный / Не видал добра от нас».

Тема любви к «родимой матушке», «милым деткам» и «молодой жене» повсеместно встречается в песнях оренбургских и уральских казаков. Как пишет один из исследователей культуры оренбургского казачества, И. Тихомиров, - «вот главнейшая привязанность казака у себя на Родине и предмет его родственной заботливости, когда он бывает на чужбине» [5, с. 14]. В песнях казаки показаны заботливыми и любящими. Прощаясь с родными, они говорили: «...Не плачь, мамынька родима да, / Не тужи-ка обо мне да, / Что не все же, дорогая, / Пропадают на войне. / А жену мою младую / Поберегите вы ее да, / Нападет тоска-кручина - / Развеселите вы ее». Тема беспокойства за свою семью свойственна целому ряду песен оренбургских и уральских казаков: «Не того казак боится, что идет он на войну -/ Окружен казак детьми, жаль красавицу-жену» («С красным флагом повестили»).

Казачьи песни позволяют человеку «погрузиться» в другое измерение, время, другую реальность, тем самым, способствуя обогащению и расширению индивидуального опыта личности. Здесь они реализуют главную задачу образования и воспитания - «вложить» в личность в сжатом, «свернутом» виде всю ту культурную программу развития, которую человечество уже прошло. В народных песнях содержится пример, образец поведения, который, одновременно с этим, не сопряжен с непосредственным, прямым назиданием.

В учебно-воспитательный процесс учебных заведений/классов с казачьим кадетским компонентом, казачьих молодежных клубов необходимо включать образцы казачьей музыкальной культуры. Их освоение детьми и молодежью должно во-первых, быть включено в традиционные формы бытования в казачьей культуре - процесс начальной военной подготовки, проведения казачьих военно-спортивных игр, оформление торжественных военных ритуалов, событий, реконструкции обрядов, что будет способствовать «проживанию» юными казаками практически-духовного компонента культурного опыта казачества, позволит раскрыть их глубинное образно-смысловое и ценностное содержание. Во-вторых, для наиболее эффективного освоения деть-

Библиографический список

ми и молодежью традиционных ценностей казачества необходимо включение механизма идентификации - с образами нормативного типа казака, конкретной личностью казака, бытовой ситуацией, бытовой средой музыкальных произведений, так как «принятие другого как себя, которое происходит при механизме идентификации... способствует не только художественному развитию личности, но и нравственному становлению.» [8]. Для его осуществления, эффективного эмоционального погружения в какую-либо бытовую ситуацию и для эффективного освоения музыкального фольклора казачества в целом необходимо использовать другие элементы художественной культуры: произведения изобразительного искусства - лубочные картинки-открытки 1914 г., посвященные участию России в Первой мировой войне К. Говоярова, лубки «Казацкий праздник», «Казачья песня», скульптурные изображения казаков Е.А. Лансере, П.П. За-бело, гравюры XIX в., посвященные участию казаков в Отечественной войне 1812 г. Г. Джалло В.Ф. Тима, Р. Кнотеля, О. Раф-фэ, картины современных авторов (иллюстрации С. Наймуши-ной к книге «Песни гребенских казаков) и др.; предметы старины, домашнего обихода (валики для глажения белья, гребенки, ложки, которые использовались казаками в качестве элементарных музыкальных инструментов); нагайки и сабли (в концертном исполнении для учащихся более старшего возраста, что является своеобразной военной (боевой) гимнастикой) [9]; рассказы и фольклорные миниатюры из жизни уральских казаков А. Ялфимова [10], воссоздающие семейно-бытовые традиции, взаимоотношения, нравы и характер, пороки и недостатки, сметливость и ум, жизненный опыт, этические нормы поведения и языковой диалект уральских казаков; элементы танцевального искусства и т.д.

Таким образом, в процессе освоения художественной культуры казачества у детей и молодежи не только расширяются знания и представления о содержании традиционных ценностей. У них появляется стремление в процессе жизнедеятельности реализовать идеал-образ человека казачьей культуры, воплощающий ценности патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи и др., что способствует решению одной из главных задач всей современной системы образования - духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения россиян.

1. Резникова, М.И. Воспитание гражданской культуры школьников на основе южно-регионального казачьего фольклора / под ред. Н.В. Мелькумянц. - Таганрог, 2008.

2. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб. пособие. - М., 2010.

3. Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание: сб. статей. - Л., 1987. - Вып. 3.

4. Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.

5. Тихомиров, И.О песнях Оренбургских казаков // Вестник Оренбургского Учебного Округа. - 1912. - № 7-8.

6. Мякушин, Н.Г. Сборник уральских казачьих песен: 162 песни и 18 стихотворений Уральского и других казачьих войск. - СПб., 1890.

7. Абрамовский, А.А. Патриотическое воспитание и военная подготовка в оренбургском казачьем войске // Оренбургское казачье войско. Поиски. Находки. Открытия: сб. науч. тр. - Челябинск, 1999.

8. Тагильцева, Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия уральского государственного университета. - 2009. - № 3(67).

- Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры.

9. Кашина, Н.И. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества / Н.И. Кашина, Н.Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5.

10. Ялфимов, А. На запольной реке: рассказы и фольклорные миниатюры из жизни уральских казаков. - Уральск, 2001.

Bibliography

1. Reznikova, M.I. Vospitanie grazhdanskoyj kuljturih shkoljnikov na osnove yuzhno-regionaljnogo kazachjego foljklora / pod red. N.V. Meljkumyanc.

- Taganrog, 2008.

2. Toropova, A.V. Muzihkaljnaya psikhologiya i psikhologiya muzihkaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. - M., 2010.

3. Zaks, L. Muzihka v kontekstakh dukhovnoyj kuljturih // Kritika i muzihkoznanie: sb. stateyj. - L., 1987. - Vihp. 3.

4. Toropova, A.V. Fenomen muzihkaljnogo soznaniya: metodologiya issledovaniya i razvitie: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009.

5. Tikhomirov, I.O pesnyakh Orenburgskikh kazakov // Vestnik Orenburgskogo Uchebnogo Okruga. - 1912. - № 7-8.

6. Myakushin, N.G. Sbornik uraljskikh kazachjikh pesen: 162 pesni i 18 stikhotvoreniyj Uraljskogo i drugikh kazachjikh voyjsk. - SPb., 1890.

7. Abramovskiyj, A.A. Patrioticheskoe vospitanie i voennaya podgotovka v orenburgskom kazachjem voyjske // Orenburgskoe kazachje voyjsko. Poiski. Nakhodki. Otkrihtiya: sb. nauch. tr. - Chelyabinsk, 1999.

8. Tagiljceva, N.G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya deteyj // Izvestiya uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 3(67). - Ser. 1. Problemih obrazovaniya, nauki i kuljturih.

9. Kashina, N.I. K voprosu o mekhanizmakh formirovaniya kuljturnoyj identichnosti kazakov-kadet sredstvami muzihkaljnoyj kuljturih kazachestva / N.I. Kashina, N.G. Tagiljceva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 5.

10. Yalfimov, A. Na zapoljnoyj reke: rasskazih i foljklornihe miniatyurih iz zhizni uraljskikh kazakov. - Uraljsk, 2001.

Статья поступила в редакцию 20.07.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.