УДК/UDC: 377:378 в. И. Блинов,
доктор педагогических наук, профессор,
руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО, Россия, г. Москва, [email protected]
Vladimir Blinov,
Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Center of Primary and Secondary Vocational, Higher Professional and Additional Education of Federal State Organization “Federal Institute of Education Development”, Russia, Moscow, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODULE AND COMPETENCE APPROACH IN PRACTICE OF PROFESSIONAL EDUCATION MODERNIZATION
Данная статья затрагивает проблему формирования методической и понятийной базы модульно-компетентностного обучения, поясняет специфику модульно-компетентностного подхода, его отличие от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочномодульного подхода. Описаны основные дидактические принципы модульно-компетентностного подхода в практике реализации профессиональных образовательных программ.
The article arises the problem of forming methodic and term basis of module and competence training, provides details on specifics of module and competence approach and its peculiar features making difference from used in Russian academic organizations block-&-module approach. Maim didactic principles of module and competence approach are described in practice of realization professional educational programs.
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, модульно-компе-тентностный подход.
Keywords: professional education modernization, module and competence approach.
1. Разработка модульных учебных материалов, ориентированных на российские
учреждения начального и среднего профессионального образования, выполненные в ходе ряда международных проектов (проекты Европейского фонда, Всемирного банка, Международной организации труда и др.), показали, что необходима серьезная работа по созданию целостной методической и понятийно-терминологической базы модульно-компетентностного обучения, которая обладала бы необходимой логикой, последовательностью и прозрачностью для российских разработчиков и потребителей модульных учебных материалов. Наряду с положительным зарубежным опытом, методическая база модульного обучения должна обеспечивать преемственность отечественной дидактической традиции, которая также хорошо известна и широко используется в мировой практике.
2. В условиях модульно-компетентност-ного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной тру-
1 По результатам «круглого стола» «Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании как стратегия и тактика становления будущего специалиста», г. Москва, 2010 г.
довой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетент-ностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.
3. Построение образовательных программ на основе модульно-компетентност-ного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов и программ с работодателями в отношении требований, предъявляемых последними к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях, в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, может быть получена из нескольких источников: во-первых, за счет анализа рынка труда, во-вторых, за счет анализа потребностей в умениях, в-третьих, из тарифно-квалификационных справочников. Обозначенное положение является центральным для понимания сущности мо-дульно-компетентностного подхода.
4. Основные дидактические принципы модульно-компетентностного подхода в практике реализации профессиональных образовательных программ.
Принцип ориентации на результат является общим для образовательных стандартов любого типа и уровня образования и предполагает переориентацию образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с вводных факторов (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции и умения). При этом минимальные требования к подготовке должны в максимально возможной степени выражаться в форме умений и компетенций (компетентностей) выпускника.
Принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы является следствием предыдущего. Стандарт описывает деятельностные результаты образования, тогда как образовательная программа описывает содержание образования; в силу этого образовательная программа как максимально гибкий и динамичный документ не может являться частью образовательного стандар-
та. Основная профессиональная программа разрабатывается и утверждается на основе ФГОС учебным заведением (возможно, в нескольких вариантах) и не требует согласования на федеральном уровне при внесении изменений.
Принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста отражает один из важнейших аспектов интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования. Его введение обусловлено, в том числе, и изменением особенностей личности типичного учащегося учреждения начального и среднего профессионального образования.
Принцип модульного построения образовательного процесса: модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий определенной функции профессиональной деятельности, отраженной в профессиональном стандарте. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль в процессе получения студентом среднего профессионального образования должен особо оцениваться, а в перспективе - и отдельно сертифицироваться.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях:
• позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;
• дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей;
• позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (техника безопасности, эф-
Professional Education in Russia and abroad 1 (3) 2011
11
фективное общение и т. д.)
Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся
освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности - задач модуля.
УДК/ UDC: 377.08 А. К. Кусаинов,
доктор педагогических наук, профессор, президент Академии Педагогических Наук Казахстана, Казахстан, [email protected]
А. А. Булатбаева,
доктор педагогических наук, ВНС Института стратегий развития образования Академии Педагогических Наук Казахстана, Казахстан, [email protected]
Askarbek Kusainov,
Doctor of pedagogics, professor, president of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Kazakhstan, [email protected]
Aygul Bulatbayeva,
Doctor of pedagogics, leading scientific specialist at the Institute of Strategic Development of Education of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Kazakhstan, [email protected]
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧИМОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ON THE NECESSITY TO FORM SIGNIFICANT IMAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG FUTURE TEACHERS
Статья посвящена формированию значимого образа профессиональной деятельности, раскрыто понимание данного термина с позиции различных ученых; означена практическая значимость формирования готовности к выполнению функций будущими педагогами как определение стратегии педагогической деятельности молодого специалиста.
The paper concerns formation of significant image of professional activity, concepts of this term are offered in interpretations of different scientists; the article demonstrates practical aspect of forming readiness to fulfill their work among future teachers as defining strategy of educational activity of the young specialist.
Ключевые слова: формирование готовности, стратегии педагогической деятель-
ности, значимый образ.
Keywords: forming readiness, strategies of educational activity, significant image.
Модель деятельности специалиста как структура его основных профессиональных функций и профессионально значимых личных качеств определяет, главным образом, потребность в подготовке к выполнению тех или иных функций. Однако сами способы формирования готовности к выполнению функций, если их рассматривать на макроуровне как определение стратегии педагогической деятельности, а не как формирование готовности применять отдельные приемы диагностирования состояния объекта или процесса, конструирования занятий, уроков, владения педагогической