Вестник «Орлеу^-kst
Ибатова А.К.,
преподаватель сцециальных дисциплин, Костанайский политехнический колледж
Нег1зг1 свздер: кэсгби цузырет-тшк,модульд1-цузыретт1 эдгс, эле-уметтгк сергктестер
Ключевые слова: профессиональная компетентность, модульно -компетентностный подход, социальные партнёры.
Keywords: professional competence, modular - competence-based approach, the social partners.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Ацдатпа
Макалада элеуметпк серштеспк жагдайында ма-мандардьщ кэаби кузыреттылыгын калыптастыру барысында модульдш-кузырлы амалдар карастыры-лады. Оку процесшщ модульдш-кузырлы курылы-мыныц артыкшылыктары усынылды.
Аннотация
В статье рассматривается модульно-компетент-ностный подход в процессе формирования профессиональной компетентности специалистов в условиях социального партнерства. Представлены преимущества модульно-компетентностного построения учебного процесса.
Annotation
The article focuses on the module-competence approach in the course of development of vocational competence of the specialists under the social partnership conditions. The advantages of the module-
competence building in education is presented. ^
s
о
Современные тенденции развития системы тех- ^ нического и профессионального образования в Республике Казахстан связаны с обновлением его
содержания, принципов, методов организации в щ
соответствии с запросами общества и индустри- g
ально-инновационного развития экономики, ее ^
интеграция в мировое образовательное простран- g
ство. Основными проблемами ТиПО выступают ^
W
несоответствие уровня навыков выпускников тре- ¡г
бованиям работодателей, отсутствие механизмов g формирования и оценки общепрофессиональных §
компетенций, несовершенство механизма про- q
гнозирования и мониторинга потребностей рын- w
ка труда и требований работодателей, проблемы с s
трудоустройством выпускников. В связи с этим ос- §
новной задачей профессионального образования на и
о
современном этапе является подготовка квалифи- q цированного работника соответствующего уровня о
О!
«
О
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
и ©
О
и
о -
©
и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Один из главный путей новых преобразований - компетентностный подход (И.А.Зимняя, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.), родиной которого является Великобритания. Цель компетентностного подхода - обеспечение высокого качества подготовки специалистов, соответствующего требованиям современного рынка труда.
Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих для многих видов деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Структура компетентностного опыта включает ориентировочную основу:
1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания;
2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности;
3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.);
4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания условий задачи; дефиците информации и временных, невыявленных причинно-следственных связях, непригодности известных вариантов решений);
5) рефлексии и самоконтроля своих действий.
Под компетентностным подходом по-
нимается система построения образования, целью которого является формирование компетенции обучаемого. Из данного определения следует, что модульно-компе-тентностный подход предполагает организацию учебного процесса, целью которого является формирование компетенций обучаемого, а содержание структурировано в виде моделей. В профессиональном образовании - это модель организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающихся, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.
Модульное построение учебного процесса является требованием образовательного стандарта, так как в основе стандарта третьего поколения лежит модульно-дис-циплинарный подход. Модульное построение образовательных стандартов имеет ряд преимуществ:
- гибкость. В случае необходимости существует возможность обновлять или заменять конкретные модули исходя из требований к выпускнику;
- возможность комбинирования необходимых модулей и их отдельных единиц для индивидуализации обучения;
- изменение процедуры оценивания;
- демонстрация приобретенных знаний и умений по конкретному модулю (владение компетенциями).
В рамках модулей осуществляется комплексное освоение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит пересмотр содержания теоретических дисциплин на предмет перераспределения объема необходимых теоретических знаний, которые лягут в основу формирования профессиональных компетенций, вместе с тем «отсеивание» излишней теории. Учебный модуль представляет собой логически завершенную часть учебного материала, определенную единицу
обучения, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью, и имеет:
- содержание в виде логически завершенного блока (блоков), объединяющих несколько тем;
- собственные цели обучения, целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции;
- технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс;
- организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса;
- контроль.
Построение учебного модуля включает следующие действия:
- определение компетенций, которые формируются в процессе изучения модуля;
- выделение учебных элементов модуля - определение содержания, установление внутрипредметных и межпредметных связей, составление опорных конспектов, схем, электронных учебников;
- определение задач элемента модуля, определение частных компетенций;
- проектирование дидактического процесса (разработка системы учебных заданий, материалов для практических занятий, составленных под уровни знаний, умений и навыков, компетенций, подбор техник);
- разработка внеаудиторной самостоятельной работы (выполнение заданий по алгоритму, разноуровневые дифференцированные задания проблемного характера);
- обобщающий элемент - выводы, основные слова, основные идеи;
- разработка системы текущего и промежуточного контроля разноуровневого характера с предоставлением свободы выбора, использование рейтинговой системы.
При организации обучения следует создавать условия для того, чтобы обучающиеся пришли к пониманию, как они приобрели какие-то знания, какими видами рассуждения пользовались, на каких предположениях основывались, какие свидетельства и обоснования привлекали для подтверждения своей уверенности в том, что их знания верны. Каждый из модулей подлежит оценке, направленной не на «поощрение» или «порицание», а на возможность для обучающегося реально оценивать свое обучение и планировать его дальнейшее совершенствование. Модульное обучение будет эффективным, если действует система контроля, а также коррекции познавательной деятельности.
Перестройка учебного процесса на основе рассматриваемого подхода предполагает:
- глубокий анализ стандарта и составление учебных программ, при этом отбор и структурирование учебного материала производятся исходя из анализа видов профессиональной деятельности;
- установление возможных образовательных траекторий реализации профессионального модуля (когда и как реализуется учебная и производственная практика, как формируются профессиональные компетенции, заложенные в стандарте);
- качественное обновление материально-технической и информационно-библиотечной базы;
- повышение квалификации коллектива для создания условий реализации мо-дульно-компетентностного подхода.
К важнейшим условиям, обеспечивающим овладение компетенциями, относятся использование в учебном процессе активных методов обучения, техник и техноло-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
■
Вестник «Орлеу^-kst
гий, формирующих субъектную позицию студента.
Реализация модульно-компетентност-ного подхода предполагает разработку:
1) модульных программ, отражающих основные требования по междисциплинарным курсам и планируемую профессиональную деятельность;
2) учебно-методических материалов, интегрирующих теоретическое и практическое обучение;
3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов. Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения, содержание обучения (критерии деятельности и оценка), методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать по окончании изучения модуля.
Критерии компетентности могут быть разделены на две группы - объективные и субъективные (внешние и внутренние). ^ Объективными параметрами оценки про-< явления компетентности являются про-^ цессуальные особенности деятельности ем (темп, скорость, интенсивность, объем); разнообразие приемов и действий при вы-
3
^ полнении предлагаемых заданий; резуль-
м
тативные характеристики деятельности - уровень и качество результатов. К субъ-^ ективным критериям компетентного пове-§ дения можно отнести содержательные хам рактеристики деятельности (внутренние ^ побуждения, установки, мотивы поведе-^ ния); степень выраженности побуждений, § потребности деятельности. н Следует особо подчеркнуть важность
5! тщательного планирования и организации м при модульно-компетентностном подхо-§ де производственной практики, чтобы
О она на самом деле была связана с целями
о
и задачами обучения, для чего необходимы тесные контакты с работодателями. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях.
Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), так как его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и готовых к продолжению профессионального роста и образования - с другой. При этом студент учится «как делать», а не только «чтобы что-то знать».
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий, А.А. Компетентност-ный подход в теории контекстного обучения [Текст]/А.А.Вербицкий - М., 2004.
2. Вовси-Тиллье, Л.А. Модульно-ком-петентностная технология [Текст]/Л.А. Вовси-Тилье. // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №3.
3. Погонышева, Д.А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст]/Д.А. Погонышева // Педагогика. -2009. - №10.
4. Краевски, В.В., Хуторской. А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст]/В.В. Кра-евский, А.В. Хуторской // Педагогика. -2003.
5. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. - Берн, 1996.