#
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Л. П. Качалова, Д. В. Качалов
В статье дается характеристика инновационной образовательной среды, ее трехчастная структура.
Ключевые слова: образовательная среда, инновационный процесс, педагогическая культура.
L. P. Kachalova, D. V. Kachalov
The article presents the characteristics of innovative educational environment and its three-parted structure.
Keywords: educational environment, innovative process, pedagogical culture.
Процесс модернизации образования в России не может протекать успешно, если в него не будут активно включены все уровни системы образования. Проблема создания и совершенствования инструментов формирования педагогической культуры у будущих учителей не исключение. В настоящее время возрастает потребность в учителе со сформированным ценностным отношением к профессионально-педагогической деятельности, к ее объекту и субъекту и к самому себе как саморазвивающейся личности и своему делу. Решение этой задачи в нашем исследовании связано с организацией инновационной образовательной среды как особого вида среды, в которой осуществляется процесс подготовки будущего учителя со сформированной педагогической культурой.
Предваряющим для определения сущности инновационной образовательной среды как фактора формирования педагогической культуры у будущих учителей является анализ исследования данного феномена в научных трудах педагогов и психологов. Данный феномен изучен в педагогических исследованиях В. И. Загвязин-ского, В. С. Лазарева, Н. В. Немова, М. М. Поташник и других с позиции понятий инновации, новации, среды и ее влияния на человека.
Понимание среды как потенциального средства в формировании личностных качеств профессионала представлено в исследованиях Ю. С. Бродского, Л. С. Выготского, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой и других.
Суть инновационной образовательной среды раскрывается через анализ общих подходов к понятию «среда». Среда является объектом изучения различных наук. Выявлено большое разнообразие толкований этого понятия (условие, совокупность условий, влияний и факторов, совокупность обстоятельств; окружающая индивида обстановка, средство и цель воспроизводящей деятельности человека). Наиболее емко дает опре-
деление среды Ю. С. Мануйлов, который трактует ее следующим образом: «Функциональная среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие» [1, с. 78].
Понимание среды как потенциального средства управления становлением человеческой личности способствует педагогически целесообразному управлению влияния среды. Вопрос о воздействии среды на развитие человека и формирование у него определенных качеств рассматривали Ю. С. Бродский, Л. С. Выготский, Н. Н. Иорданский, А. Т. Куракин, Т. Нийт, Л. Н. Новикова, С. Т. Шацкий, В. А. Ясвин. В последние годы появились работы, в которых уделяется большое внимание влиянию среды на поведение человека, в том числе педагога. Управление профессиональным развитием через среду, как показали исследования В. Я. Барышникова, Г. Г. Щека, может быть более эффективно, чем жесткие механизмы управления.
В термин «инновации» исследователи зачастую вкладывают разный смысл. Инновация происходит от английского слова innovation - нововведение. Иннова-тика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологи. Развитие инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее удовлетворять. Возрастал массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новых знаниях, в осмыслении понятий «инновация», «инновационный процесс». Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффек-
Ф
тивности. Инновационный процесс, на наш взгляд, это процесс преобразования научных знаний в инновацию, главная черта которого - обязательное завершение инноваций, то есть получение результата, пригодного для практической реализации.
Установлено, что педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске, разработке, внедрении в образовательную практику новых эффективных образовательных технологий, направленных на обеспечение адекватности образовательного процесса и его результатов требованиям общества, социальным запросам, результатом которых выступает формирование высокооадаптированной к изменяющимся условиям, активной деятельной, творческой личности педагога, умеющей творчески анализировать окружающие реалии, преодолевать трудности, быть открытой к новым социокультурным, технологичным, общенаучным процессам, умеющей владеть собой в изменяющемся динамическом мире [2, с. 22].
Разработанность в теории и практике понятий «инновация» и «среда» явились предпосылкой для определения понятия «инновационная образовательная среда» в нашем исследовании, которую мы рассматриваем как трехчастную структуру с включенными в нее процессуально-технологическим, организационным и психолого-педагогическим компонентами.
Трехчастность позволяет рассматривать инновационную образовательную среду как совокупность вводимых в образовательный процесс новшеств, среди которых осуществляется процесс формирования педагогической культуры у будущих учителей. В таком понимании инновационная образовательная среда выступает как условие, которое может влиять на эффективность формирования компонентов педагогической культуры.
Методологическим основанием создания инновационной образовательной среды в формировании педагогической культуры у будущих учителей является средовой подход. Средовой подход предусматривает опосредованное управление процессом формирования педагогической культуры и являет собой систему действий субъекта (студента) управления с инновационной образовательной средой, направленной на превращение ее в средство проектирования и продуцирования результата. Средо-образовательные действия ориентированы на приведение характеристик инновационной образовательной среды в соответствие с целями формирования педагогической культуры у будущих учителей.
Средовой подход обеспечивает возможности генерировать творческо-поисковые идеи, выстраивание образа системы и процесса формирования педагогической культуры у будущих учителей, что оказывает существенное влияние на профессиональное развитие будущего учителя в целом.
Методологическим регулятором инновационной образовательной среды в формировании педагогической культуры будущих учителей выступает возможность рассматривать ее как детерминанту установок, стимулов,
факторов развития личности студентов, что служит источником поиска новых ресурсов качества формирования личности будущего учителя в целом.
Функциональные характеристики инновационной образовательной среды в формировании педагогической культуры будущих учителей заключены, на наш взгляд, в интеграции среды и учебного процесса, переходящей в целостную ситуацию формирования педагогической культуры. Нами выделены следующие функции инновационной образовательной среды:
- профессионально-педагогическая направленность, - инновационная образовательная среда помогает «взращивать» целостное педагогическое знание о педагогической культуре и профессионально-педагогических ценностях через создание информационной составляющей в образовательном процессе;
- актуализация и опредмечивание будущего учителя, - инновационная образовательная среда актуализирует познавательные потребности и потребность быть признанным, быть личностью, обладающей смысловыми характеристиками своего Я и Я-профессионального;
- содействие самореализации, - инновационная образовательная среда содействует открытию будущим учителем для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах, сферах межличностного общения;
- структурированность, - интегративная целостность инновационной образовательной среды проявляется за счет структуризации трех составляющих ее направлений: инновационная образовательная среда рассматривается как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие информационной, профессиональной и педагогической сред; как совокупность выстроенных ее компонентов; как общность студентов и преподавателей.
Исходя из функций мы выделяем такие сущностные характеристики инновационной образовательной среды, как:
- открытость, гибкость, вариативность, то есть инновационная образовательная среда открыта для изменений и коррекции, творческого развития студентов и преподавателей;
- динамичность при внутренней стабильности;
- взаимосвязь компонентов внутри инновационной образовательной среды;
- взаимообусловленность воздействия протекающих процессов на личность будущего учителя;
- поле реализации дидактического единства частей инновационной образовательной среды [3, с. 25].
Вышеизложенный анализ имеющейся научной литературы дает основание считать, что инновационная образовательная среда - это и совокупность подготовленных для решения новых задач, «зон» с позитивным фоном, которые, с одной стороны, побуждают будущих учителей осваивать ценности, нормы педагогической культуры, а с другой стороны, побуждают преподавателей осваивать нововведения и использовать их в процессе подготовки будущего учителя. При этом среда становится не только
условием, но и средством достижения педагогических целей. Воздействие инновационной образовательной среды на субъектов образовательного процесса состоит в том, что она оказывает двойственное влияние, идущее от возможностей, позволяющих индивиду удовлетворять свои потребности, и ярко обнаруженного стремления к освоению новшеств со стороны преподавателя и включенности будущих учителей в усвоение компонентов педагогической культуры на основе нововведений в учебный процесс. Это позволяет объединить различные явления с позиции возможностей и вероятности их реализации всеми субъектами процесса формирования педагогической культуры.
Мы выделяем три части в структуре инновационной образовательной среды, которые выступают как подготовленные «ниши», генерирующие возможность внедрения новшеств - педагогических технологий, средств обучения, интерактивных приемов, благодаря чему обеспечивается сочетание интересов, возможностей и результатов субъектов образования в структуре инновационной образовательной среды. Инновационная образовательная среда становится интегральным средством, в которой создаются объединения (центры инновационного опыта для педагогов, научно-исследовательские лаборатории для студентов, творческие объединения, совместные научные коллективы студентов и преподавателей) и на основе экспериментирования, творчества, исследовательского поиска, самовыражения и самоутверждения, демонстрирования успеха осуществляется формирование педагогической культуры как профессионального качества личности будущего учителя.
Создание инновационной образовательной среды - это процесс, который проходит несколько уровней: неорганизованный, частично организованный и организованный [4, с. 13].
Мы выделяем следующие уровни:
- начальный, на котором процесс формирования педагогической культуры будущих учителей характеризуется стабильностью и осуществляется в большей мере традиционно, с введением отдельных инновационных идей;
- частично-организованная инновационная образовательная среда характеризуется тем, что идет активный поиск новшеств, которые могут оказать позитивное влияние на формирование педагогической культуры будущих учителей;
- организованная инновационная образовательная среда характеризуется наличием общей концепции преобразовательной деятельности преподавателей.
Общая логика организации инновационной образовательной среды определяется следующим алгоритмом: определение цели на уровне личности будущего учителя как «системы отношений»; проектирование требуемых для решения поставленных задач способов внедрения инновационных форм, методов, средств формирования педагогической культуры; проектирование и продуцирование управленческих действий, направленных на создание соответствующих условий, ко-
торые преобразуют структурные части образовательной среды в инновационное поле.
Охарактеризуем части общей структуры инновационной образовательной среды.
Процессуально-технологическая часть выполняет процессуально-инициирующую функцию и включает в себя приемы и методы, технологии формирования педагогической культуры будущих учителей (мультимедийные технологии, приемы партисипативного тренинга, проектно-творческого моделирования, рефлексивно-ситуационные).
Организационно-педагогическая часть проецируется на создание условий формирования педагогической культуры. Принципиально важна ориентация будущих учителей на восприятие и осмысление педагогической культуры как интегративного качества личности профессионала, и процесс формирования педагогической культуры можно представить как целенаправленное воздействие на личность будущего учителя, которое станет эффективным только тогда, когда внешние и внутренние условия будут находиться в органическом единстве.
Психолого-педагогическая часть сосредоточена на предоставлении возможности личности позиционировать, рефлексировать и самореализоваться. В данной части инновационной образовательной среды учитывается интеграция мотивационно-ценностного, инфор-мационно-знаниевого компонентов педагогической культуры с ведущими частями данной среды - ведущие ценности, на которые ориентируется будущий учитель, мотивы достижения и комплекс соответствующих возможностей, содержание дисциплин, формирующих целостное педагогическое знание о педагогической культуре у будущих учителей.
Поскольку инновационная образовательная среда представляет собой динамическую целостность, то ее характеристика требует выделения определенных критериев, на основании которых можно провести оценку выполняемых ею функций профессионально-личностного развития, а именно педагогической культуры будущих учителей. Под критерием мы подразумеваем признаки, на основании которых производится оценка эффективности, а конкретным измерителем его выступает показатель. Чтобы охарактеризовать инновационную образовательную среду как среду формирования педагогической культуры будущих учителей, наиболее адекватными представляются качественные показатели.
В качестве таковых мы выделяем следующие: обращенность к личности студента, то есть инновационная среда, обладая определенной пластичностью, направлена на создание условий для достижения основной цели - формирование педагогической культуры; предоставление максимальных возможностей для погружения студентов в сферу профессионально-педагогической деятельности; конструктивное содержание информации; раскрытие личностного потенциала будущего учителя.
#
В качестве вывода укажем, что инновационная образовательная среда формирования педагогической культуры будущих учителей представляет собой педагогический феномен сложной природы, обладающий сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной средой и аккумулирующий целенаправленно создаваемые условия, интегрирующим началом которых является обеспечение становления личности будущего учителя, имеющего ценностные ориентации и компоненты педагогической культуры, а также вхождение будущих учителей в образ деятельности, мышления и поведения учителя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 300 с.
2. Пасишников А. А. Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной
деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2008. - 23 с.
3. Крылова Н. Б. Культурология образования. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
4. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 22 с.
5. Габдрахманова К. Ф. Педагогическое управление инновационной деятельностью в средней школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 26 с.
6. Хватова М. В., Дьячкова Е. С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С.74-78.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
COMPETENCE OF THE MODERN PRIMARY TEACHER IN THE AREA OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
С. А. Зайцева
Описаны характеристики подготовленности современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий; дано авторское определение ИКТ-компетентности учителя начальных классов, обоснована его специфичность.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность; компьютерная грамотность, информационная культура; учитель начальных классов.
S. A. Zaitseva
The article characterizes professionalism of the modern primary teacher in the area of information and communication technologies; the author defines ICT competence of the primary teacher and explaines its specific features.
Keywords: information and communication technologies competence; computer literacy; information culture; primary teacher.
В современной педагогике по отношению к характеристикам профессионализма учителя начальных классов в аспекте владения им информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) употребляется совокупность родственных, но не одноуровневых понятий, а именно: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность, ИКТ-компетентность и информационная культура.
Хронология включения данных терминов в активный словарь отражает историю процесса информатизации и компьютеризации отечественной системы образования:
1) компьютерная грамотность ^ 2) информационная культура ^ 3) информационная компетентность ^ 4) информационная грамотность.
Под компьютерной грамотностью в большом энциклопедическом словаре понимается владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Активное употребление термина «компьютерная грамотность» в педагогической и специальной литературе связано с появлением в образовательных учреждениях первых персональных компьютеров. Б. С. Гершунский (1997) трактовал компьютер-
Ф