Научная статья на тему 'Компетентность современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий'

Компетентность современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES COMPETENCE / COMPUTER LITERACY / INFORMATION CULTURE / PRIMARY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева С. А.

Описаны характеристики подготовленности современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий; дано авторское определение ИКТкомпетентности учителя начальных классов, обоснована его специфичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF THE MODERN PRIMARY TEACHER IN THE AREA OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article characterizes professionalism of the modern primary teacher in the area of information and communication technologies; the author defines ICT competence of the primary teacher and explaines its specific features.

Текст научной работы на тему «Компетентность современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий»

#

В качестве вывода укажем, что инновационная образовательная среда формирования педагогической культуры будущих учителей представляет собой педагогический феномен сложной природы, обладающий сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной средой и аккумулирующий целенаправленно создаваемые условия, интегрирующим началом которых является обеспечение становления личности будущего учителя, имеющего ценностные ориентации и компоненты педагогической культуры, а также вхождение будущих учителей в образ деятельности, мышления и поведения учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 300 с.

2. Пасишников А. А. Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной

деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2008. - 23 с.

3. Крылова Н. Б. Культурология образования. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

4. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 22 с.

5. Габдрахманова К. Ф. Педагогическое управление инновационной деятельностью в средней школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 26 с.

6. Хватова М. В., Дьячкова Е. С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С.74-78.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

COMPETENCE OF THE MODERN PRIMARY TEACHER IN THE AREA OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

С. А. Зайцева

Описаны характеристики подготовленности современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий; дано авторское определение ИКТ-компетентности учителя начальных классов, обоснована его специфичность.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность; компьютерная грамотность, информационная культура; учитель начальных классов.

S. A. Zaitseva

The article characterizes professionalism of the modern primary teacher in the area of information and communication technologies; the author defines ICT competence of the primary teacher and explaines its specific features.

Keywords: information and communication technologies competence; computer literacy; information culture; primary teacher.

В современной педагогике по отношению к характеристикам профессионализма учителя начальных классов в аспекте владения им информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) употребляется совокупность родственных, но не одноуровневых понятий, а именно: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность, ИКТ-компетентность и информационная культура.

Хронология включения данных терминов в активный словарь отражает историю процесса информатизации и компьютеризации отечественной системы образования:

1) компьютерная грамотность ^ 2) информационная культура ^ 3) информационная компетентность ^ 4) информационная грамотность.

Под компьютерной грамотностью в большом энциклопедическом словаре понимается владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Активное употребление термина «компьютерная грамотность» в педагогической и специальной литературе связано с появлением в образовательных учреждениях первых персональных компьютеров. Б. С. Гершунский (1997) трактовал компьютер-

Ф

ную грамотность как умение использовать компьютер (на определенном уровне технологий), знание его устройства и принципов функционирования на уровне архитектуры. При этом им очень точно выделена основная характеристика понятия грамотности, как доступность овладения ею для всех и каждого, исключая необратимые случаи тяжелой патологии в физическом и психическом развитии человека [1]. На основании данного определения есть смысл говорить об овладении компьютерной грамотностью учащимися различных ступеней общеобразовательной школы (в том числе и начальной) как одним из основных результатов обучения.

Переосмысление целей подготовки школьников и студентов в области информатики привело к включению в педагогическую терминологию понятия информационной культуры. Анализируя различные точки зрения на понимание данной дефиниции в контексте образования и воспитания, можно выделить ее основополагающие характеристики. Информационная культура: 1) является частью общей культуры личности; 2) характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей; 3) отражает степень овладения человеком основами знаний в области методов и технологий работы с информацией; 4) формируется в процессе непрерывного образования на всех этапах с учетом личностных способностей; 5) является показателем как общей, так и профессиональной культуры; 6) является важным фактором развития каждой личности. Перечисленные характеристики понятия информационной культуры свидетельствуют о его многоуровневости и многоаспектности, что затрудняет методику диагностики сформированности данной категории у учащихся разных уровней образования.

Стремление к технологичности и диагностичности образования в области ИКТ послужило причиной появления понятия информационной компетентности. А в связи с бурным развитием сетевых технологий наметилась устойчивая тенденция к тому, что преобладающими действиями с информацией как основным ресурсом становятся не ее продуцирование, а распространение и тиражирование, то есть процесс коммуникации. Поэтому в настоящее время правомерно говорить о компетентности в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). «ИКТ-компетентность» - комплексное понятие, которое определяет способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни (А. А. Кузнецов и Е. К. Хеннер [2]).

Активное употребление понятия информационной грамотности как основополагающей педагогической категории связано с выходом в свет книги Х. Лау «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (2006). В этой работе под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации

и анализа найденной и извлеченной информации; оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования, передачи и распространения разного рода информации. В трактовке понятия информационной грамотности преднамеренно скрыты технологии, которые применяются или требуются для выполнения необходимой деятельности. Это подчеркивает стабильность и фундаментальность информационной грамотности, в отличие от динамически изменяющейся вслед за развитием аппаратных и программных средств компьютерной грамотности. На основании определения понятия информационной грамотности можно сделать вывод о том, что она составляет основу универсальных учебных действий, закладывается в начальной школе и формируется на протяжении всех ступеней образовательной системы, включая и процесс самообразования.

Сопоставление понятий «компьютерная грамотность», «информационная грамотность» «ИКТ-компетент-ность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Все понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема понятий выделяется много общих компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.

Исходя из целей и задач различных ступеней системы отечественного образования можно сделать вывод о том, что общеобразовательная школа призвана дать учащимся информационную и компьютерную грамотность; уровень профессиональной компетентности ориентирован на определенную сферу трудовой деятельности человека, и поэтому ИКТ-компетентность учителя начальных классов должна формироваться в процессе получения высшего педагогического образования. Информационная культура является индивидуальным личностным качеством, развивается на протяжении всей жизни, отражает культуру информационной среды и общества в целом, в свою очередь процесс формирования информационной, компьютерной грамотности и ИКТ-компе-тентности должен способствовать развитию информационной культуры человека.

На основании вышесказанного можно говорить о задаче высшего педагогического образования в области использования ИКТ - формирование ИКТ-компетентности учителя, которая является средством развития его информационной культуры.

Придерживаясь трактовки ИКТ-компетентности, данной И. В. Роберт [3], мы считаем необходимым в определении данного понятия отразить специфические аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов. К существенным, определяющим особенностям деятельности учителя начальных классов в области использования средств информационных и

коммуникационных технологий мы относим следующие характеристики:

- пропедевтичность, что обусловлено тем, что учитель начальных классов стоит у истоков формирования всех универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др). Для этого учитель начальных классов должен обладать готовностью и умением целенаправленного развития стихийной потребительско-бытовой информационной и коммуникационной осведомленности младших школьников в управляемую и осознанную познавательную деятельность;

- многопредметность его деятельности и, следовательно, необходимость при работе со многими видами информации использования метапредметных свойств информационных и коммуникационных технологий;

- полифункциональность, выражающаяся в том, что на учителя начальной школы возложены развивающая и воспитательная функция наравне с образовательной. Учитель начальных классов организует первичное знакомство детей с различными сторонами информационной и коммуникационной культуры человеческих отношений, образцами поведения в обществе, незыблемости этических принципов межличностного общения в виртуальном взаимодействии;

- учет возрастных особенностей учащихся, нацеливающий на соблюдение специальных психолого-методических и здоровьесберегающих условий образовательной деятельности в младшем школьном возрасте и предъявляющий требования к инструментальным умениям учителя, обусловленный высокой эмоциональностью и наглядностью восприятия младшими школьниками окружающего мира, расположенностью к игровым формам деятельности, становлением самосознания и рефлексии, низкой адекватностью самооценки, высокой зависимостью учебной деятельности от интереса и настроения и др.;

- профильность подготовки в области ИКТ, которая отражает необходимость владения учителем методикой обучения основам информатики и элементам компьютерной грамотности учащихся начальной школы в рамках содержания соответствующих предметных областей, отраженных в действующем стандарте начального образования, а именно «Математика и информатика» и «Технологии».

Итак, под ИКТ-компетентностьюучителя начальных классов мы понимаем его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении и

развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.

Таким образом, одной из важнейших задач вузовской подготовки будущих учителей начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий должно стать формирование у них ИКТ-компетент-ности, наличие которой позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности: 1) использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов; 2) реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего учителя на основе применения электронных образовательных ресурсов; 3) использовать потенциал ресурсов информационно-коммуникационной образовательной среды для развития и воспитания младших школьников; 4) организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и игровых компьютерных навыков детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества; 5) осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду, с учетом возрастных особенностей учащихся при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий; 6) реализовывать обучение основам информатики и элементам компьютерной грамотности учащихся начальной школы в предметных областях «Математика и информатика» и «Технология»; 7) самостоятельно осваивать новые программные продукты и повышать свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде; 8) подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного и организационно-управленческого процесса начальной школы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Интер-Диалект+, 1997. - 697 с.

2. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / А. А. Кузнецов, Е. К. Хеннер, В. Р. Имакаев и др. // Информатика и образование. - 2010. - № 4. - С. 3-11.

3. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: (Психолого-педагогические и технологические аспекты). - 2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008.- 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.