#
В качестве вывода укажем, что инновационная образовательная среда формирования педагогической культуры будущих учителей представляет собой педагогический феномен сложной природы, обладающий сущностными характеристиками и взаимосвязями с образовательной средой и аккумулирующий целенаправленно создаваемые условия, интегрирующим началом которых является обеспечение становления личности будущего учителя, имеющего ценностные ориентации и компоненты педагогической культуры, а также вхождение будущих учителей в образ деятельности, мышления и поведения учителя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 300 с.
2. Пасишников А. А. Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной
деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2008. - 23 с.
3. Крылова Н. Б. Культурология образования. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
4. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 22 с.
5. Габдрахманова К. Ф. Педагогическое управление инновационной деятельностью в средней школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 26 с.
6. Хватова М. В., Дьячкова Е. С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С.74-78.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
COMPETENCE OF THE MODERN PRIMARY TEACHER IN THE AREA OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
С. А. Зайцева
Описаны характеристики подготовленности современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий; дано авторское определение ИКТ-компетентности учителя начальных классов, обоснована его специфичность.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность; компьютерная грамотность, информационная культура; учитель начальных классов.
S. A. Zaitseva
The article characterizes professionalism of the modern primary teacher in the area of information and communication technologies; the author defines ICT competence of the primary teacher and explaines its specific features.
Keywords: information and communication technologies competence; computer literacy; information culture; primary teacher.
В современной педагогике по отношению к характеристикам профессионализма учителя начальных классов в аспекте владения им информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) употребляется совокупность родственных, но не одноуровневых понятий, а именно: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность, ИКТ-компетентность и информационная культура.
Хронология включения данных терминов в активный словарь отражает историю процесса информатизации и компьютеризации отечественной системы образования:
1) компьютерная грамотность ^ 2) информационная культура ^ 3) информационная компетентность ^ 4) информационная грамотность.
Под компьютерной грамотностью в большом энциклопедическом словаре понимается владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Активное употребление термина «компьютерная грамотность» в педагогической и специальной литературе связано с появлением в образовательных учреждениях первых персональных компьютеров. Б. С. Гершунский (1997) трактовал компьютер-
Ф
ную грамотность как умение использовать компьютер (на определенном уровне технологий), знание его устройства и принципов функционирования на уровне архитектуры. При этом им очень точно выделена основная характеристика понятия грамотности, как доступность овладения ею для всех и каждого, исключая необратимые случаи тяжелой патологии в физическом и психическом развитии человека [1]. На основании данного определения есть смысл говорить об овладении компьютерной грамотностью учащимися различных ступеней общеобразовательной школы (в том числе и начальной) как одним из основных результатов обучения.
Переосмысление целей подготовки школьников и студентов в области информатики привело к включению в педагогическую терминологию понятия информационной культуры. Анализируя различные точки зрения на понимание данной дефиниции в контексте образования и воспитания, можно выделить ее основополагающие характеристики. Информационная культура: 1) является частью общей культуры личности; 2) характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей; 3) отражает степень овладения человеком основами знаний в области методов и технологий работы с информацией; 4) формируется в процессе непрерывного образования на всех этапах с учетом личностных способностей; 5) является показателем как общей, так и профессиональной культуры; 6) является важным фактором развития каждой личности. Перечисленные характеристики понятия информационной культуры свидетельствуют о его многоуровневости и многоаспектности, что затрудняет методику диагностики сформированности данной категории у учащихся разных уровней образования.
Стремление к технологичности и диагностичности образования в области ИКТ послужило причиной появления понятия информационной компетентности. А в связи с бурным развитием сетевых технологий наметилась устойчивая тенденция к тому, что преобладающими действиями с информацией как основным ресурсом становятся не ее продуцирование, а распространение и тиражирование, то есть процесс коммуникации. Поэтому в настоящее время правомерно говорить о компетентности в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). «ИКТ-компетентность» - комплексное понятие, которое определяет способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни (А. А. Кузнецов и Е. К. Хеннер [2]).
Активное употребление понятия информационной грамотности как основополагающей педагогической категории связано с выходом в свет книги Х. Лау «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (2006). В этой работе под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации
и анализа найденной и извлеченной информации; оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования, передачи и распространения разного рода информации. В трактовке понятия информационной грамотности преднамеренно скрыты технологии, которые применяются или требуются для выполнения необходимой деятельности. Это подчеркивает стабильность и фундаментальность информационной грамотности, в отличие от динамически изменяющейся вслед за развитием аппаратных и программных средств компьютерной грамотности. На основании определения понятия информационной грамотности можно сделать вывод о том, что она составляет основу универсальных учебных действий, закладывается в начальной школе и формируется на протяжении всех ступеней образовательной системы, включая и процесс самообразования.
Сопоставление понятий «компьютерная грамотность», «информационная грамотность» «ИКТ-компетент-ность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Все понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема понятий выделяется много общих компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.
Исходя из целей и задач различных ступеней системы отечественного образования можно сделать вывод о том, что общеобразовательная школа призвана дать учащимся информационную и компьютерную грамотность; уровень профессиональной компетентности ориентирован на определенную сферу трудовой деятельности человека, и поэтому ИКТ-компетентность учителя начальных классов должна формироваться в процессе получения высшего педагогического образования. Информационная культура является индивидуальным личностным качеством, развивается на протяжении всей жизни, отражает культуру информационной среды и общества в целом, в свою очередь процесс формирования информационной, компьютерной грамотности и ИКТ-компе-тентности должен способствовать развитию информационной культуры человека.
На основании вышесказанного можно говорить о задаче высшего педагогического образования в области использования ИКТ - формирование ИКТ-компетентности учителя, которая является средством развития его информационной культуры.
Придерживаясь трактовки ИКТ-компетентности, данной И. В. Роберт [3], мы считаем необходимым в определении данного понятия отразить специфические аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов. К существенным, определяющим особенностям деятельности учителя начальных классов в области использования средств информационных и
коммуникационных технологий мы относим следующие характеристики:
- пропедевтичность, что обусловлено тем, что учитель начальных классов стоит у истоков формирования всех универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др). Для этого учитель начальных классов должен обладать готовностью и умением целенаправленного развития стихийной потребительско-бытовой информационной и коммуникационной осведомленности младших школьников в управляемую и осознанную познавательную деятельность;
- многопредметность его деятельности и, следовательно, необходимость при работе со многими видами информации использования метапредметных свойств информационных и коммуникационных технологий;
- полифункциональность, выражающаяся в том, что на учителя начальной школы возложены развивающая и воспитательная функция наравне с образовательной. Учитель начальных классов организует первичное знакомство детей с различными сторонами информационной и коммуникационной культуры человеческих отношений, образцами поведения в обществе, незыблемости этических принципов межличностного общения в виртуальном взаимодействии;
- учет возрастных особенностей учащихся, нацеливающий на соблюдение специальных психолого-методических и здоровьесберегающих условий образовательной деятельности в младшем школьном возрасте и предъявляющий требования к инструментальным умениям учителя, обусловленный высокой эмоциональностью и наглядностью восприятия младшими школьниками окружающего мира, расположенностью к игровым формам деятельности, становлением самосознания и рефлексии, низкой адекватностью самооценки, высокой зависимостью учебной деятельности от интереса и настроения и др.;
- профильность подготовки в области ИКТ, которая отражает необходимость владения учителем методикой обучения основам информатики и элементам компьютерной грамотности учащихся начальной школы в рамках содержания соответствующих предметных областей, отраженных в действующем стандарте начального образования, а именно «Математика и информатика» и «Технологии».
Итак, под ИКТ-компетентностьюучителя начальных классов мы понимаем его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении и
развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.
Таким образом, одной из важнейших задач вузовской подготовки будущих учителей начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий должно стать формирование у них ИКТ-компетент-ности, наличие которой позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности: 1) использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов; 2) реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего учителя на основе применения электронных образовательных ресурсов; 3) использовать потенциал ресурсов информационно-коммуникационной образовательной среды для развития и воспитания младших школьников; 4) организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и игровых компьютерных навыков детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества; 5) осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду, с учетом возрастных особенностей учащихся при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий; 6) реализовывать обучение основам информатики и элементам компьютерной грамотности учащихся начальной школы в предметных областях «Математика и информатика» и «Технология»; 7) самостоятельно осваивать новые программные продукты и повышать свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде; 8) подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного и организационно-управленческого процесса начальной школы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Интер-Диалект+, 1997. - 697 с.
2. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / А. А. Кузнецов, Е. К. Хеннер, В. Р. Имакаев и др. // Информатика и образование. - 2010. - № 4. - С. 3-11.
3. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: (Психолого-педагогические и технологические аспекты). - 2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008.- 274 с.