Научная статья на тему 'Методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей'

Методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC EDUCATION / TRADITIONAL CULTURAL VALUES / ART VALUES / MUSICAL CULTURE OF COSSACKS / COSSACK CADETS / DEVELOPMENT OF VALUES / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / КАЗАКИ-КАДЕТЫ / ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Н. И.

В данной статье рассматривается проблема освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей. Актуальность проблемы заключается в возрастающей социальной значимости содержания, ценностей и идеалов отечественной культуры, сохранения и воспроизводства традиционной культуры и недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к реализации данного процесса в современной образовательной практике. Автором предлагается методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей (средствами музыкальной культуры казачества Урала), которая может реализоваться в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом. Данная методика включает: методы музыкального образования, методы, свойственные казачьей музыкальной педагогике; средства художественной культуры: духовно-художественные, материально-художественные. Она реализуется на уроках музыки и во внеучебной деятельности на трёх этапах: начальном, основном и обобщающем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUES OF ACQUIRING TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES BY TEENAGERS

In the article the author raises a problem of development in teenagers traditional cultural and art values. The relevance of the research consists in the increasing social importance of the contents, values and ideals of home-country culture, preservation and reproduction of traditional culture and an insufficient readiness of theoretical and practical approaches to realization of this process in modern educational practice. The author offers a technique of development by teenagers of traditional cultural and art values (by means of musical culture of the Cossacks of the Urals), which can be realized in educational institutions and classes with the Cossack cadet component. This technique includes: methods of music education, methods specific to the Cossack musical pedagogy; means of art culture: spiritual and art, material and art. The proposed methods are realized at lessons of music and in extracurricular activities at three stages: at the initial, basic and generalization stages.

Текст научной работы на тему «Методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей»

УДК 355.231+398.8.

Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),

Е-mail: koranata@mail.ru

THE TECHNIQUES OF ACQUIRING TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES BY TEENAGERS. In the article the author raises a problem of development in teenagers traditional cultural and art values. The relevance of the research consists in the increasing social importance of the contents, values and ideals of home-country culture, preservation and reproduction of traditional culture and an insufficient readiness of theoretical and practical approaches to realization of this process in modern educational practice. The author offers a technique of development by teenagers of traditional cultural and art values (by means of musical culture of the Cossacks of the Urals), which can be realized in educational institutions and classes with the Cossack cadet component. This technique includes: methods of music education, methods specific to the Cossack musical pedagogy; means of art culture: spiritual and art, material and art. The proposed methods are realized at lessons of music and in extracurricular activities at three stages: at the initial, basic and generalization stages.

Key words: music education, traditional cultural values, art values, musical culture of Cossacks, Cossack cadets, development of values.

Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург,

E-mail: koranata@mail.ru

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В данной статье рассматривается проблема освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей. Актуальность проблемы заключается в возрастающей социальной значимости содержания, ценностей и идеалов отечественной культуры, сохранения и воспроизводства традиционной культуры и недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к реализации данного процесса в современной образовательной практике. Автором предлагается методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей (средствами музыкальной культуры казачества Урала), которая может реализоваться в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом. Данная методика включает: методы музыкального образования, методы, свойственные казачьей музыкальной педагогике; средства художественной культуры: духовно-художественные, материально-художественные. Она реализуется на уроках музыки и во внеучебной деятельности на трёх этапах: начальном, основном и обобщающем.

Ключевые слова: музыкальное образование, традиционные культурные ценности, художественные ценности, музыкальная культура казачества, казаки-кадеты, освоение ценностей.

На рубеже XX-XXI вв. произошла смена ценностной парадигмы современного российского общества, характеризующаяся девальвацией традиционных ценностей, свойственных русскому этносу, что обусловлено рядом факторов, среди которых - глобальная культурная интеграция, разрушение связи времен, преемственности ценностей между поколениями. Молодёжь и российское общество в целом нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах, духовно-нравственных идеалах и культурных образцах - важнейших регуляторах социально значимого поведения, обеспечивающих сохранение его культурной самоидентичности и дальнейшее социальное развитие.

Приоритеты государственной политики лежат в области сохранения и развития уникальной российской цивилизации, консолидации общества на основе отечественных духовных традиций и российского менталитета, совершенствования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Концептуальные подходы к решению данных проблем содержатся в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Однако поиск теоретических и практических подходов в этой области по-прежнему актуален. Одно из его направлений заключается в выявлении потенциала многовековых культурных традиций народов России.

Носителем таких традиционных для отечественной культуры культурных ценностей, как гражданственность, патриотизм, Православие, семья, соборность, являвшихся на протяжении многих веков важным элементом общественного сознания и фундаментом российской социальной системы, стало казачество - часть русского этноса, имеющая региональные и военно-сословные субкультурные особенности [1; 2].

Музыкальная культура казачества является системой порождения, накопления, хранения, обобщения и трансляции в индивидуальных образах традиционных ценностей, свойственных культуре казачества. В ней отражается воспитательный идеал народной педагогики казачества, представляющий собой человека, в основе ментальности которого лежат указанные выше традиционные ценности (А.Ф. Григорьев, В.С. Кобзов, В.А. Кузнецов, С.Н. Лукаш). Через образные ассоциации она способна воз-

действовать на воображение, эмоции и подсознание человека, а эмоциональное внушение рождает эмоциональную установку, нацеленность и готовность человека к определённым поступкам, соответствующим идеальному образу казака, воплощающего в своих поступках традиционные ценности. Поэтому включение музыкальной культуры казачества в процесс воспитания подрастающего поколения может рассматриваться в качестве средства освоения им традиционных культурных и художественных ценностей [3; 4].

В практике обучения и воспитания пока еще не достаточно востребован богатейший опыт социализации и инкультурации детей и молодёжи в семье и казачьей общине, опора на который обеспечивает подрастающим поколениям усвоение базовых культурных ориентиров и нравственных идеалов. Всё это вызывает необходимость обращения к научному осмыслению опыта воспитательной работы, накопленного в дореволюционных казачьих заведениях, где важнейшую роль играло музыкальное искусство и художественная деятельность, что позволит восстановить утраченную преемственность между поколениями, заимствовать наиболее ценное в педагогическом наследии для дальнейшего совершенствования отечественной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

Несмотря на то, что реализация духовно-нравственного потенциала искусства в системе обучения и воспитания подрастающего поколения признается сегодня одним из перспективных направлений оптимизации современной системы образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Па-шаев и др.), ценностные аспекты искусства в практике отечественного образования не всегда оказываются востребованными, так как существует недостаток современных вариативных моделей образования, инновационных методик для различных типов образовательных учреждений, образовательных учреждений различных регионов РФ, имеющих разнообразные культурные традиции, в силу неготовности учителей к интеграции исконных народных традиций в современный педагогический процесс и актуализации их ценностного содержания (Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, И.С. Кобозева, Т.Я. Шпикалова и др.).

Нами была создана методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей, реализующа-

яся на уроках музыки и во внеучебной деятельности в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом Урала. Она включала три этапа: начальный, основной, обобщающий.

Целью начального этапа методики освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей было познание индивидом интонационных, темпо-ритмических и жанровых особенностей музыкальной культуры казачества, смыслового содержания музыкальных и художественных произведений, репрезентирующих традиционные ценности казачества. В процессе детских фольклорно-этнографических экспедиций происходило знакомство с традиционной манерой исполнения народных казачьих песен. В ходе комбинированных уроков школьниками разучивались строевые казачьи песни «Под ракитою зелёной», «Ночи темны, тучи грозны», инструментальные произведения, тематика которых связана с казачеством. В образовательном процессе использовались сигналы, принятые в русской армии - строевые, боевые, регламентирующие (при распевании, в ритмических диктантах, игре на музыкальных инструментах). На данном этапе использовались следующие методы: а) свойственные казачьей музыкальной педагогике - под-певание, подхватывание, пение «за следом»; б) художественных аналогий, живописного моделирования эмоционально-образного смысла музыкального произведения, способствующие расширению представлений об особенностях музыкальной культуры казачества, более глубокому проникновению в ее содержание и успешному освоению подростками традиционных культурных ценностей; в) обобщения (на основе сопоставления, сравнения музыкальных образов, интерпретаций одного и того же произведения, художественных образов в разных видах искусства, музыкальных жанров, стилей), сопереживания, контрастных сопоставлений, эмоциональной драматургии, так как в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования.

Целью основного этапа методики освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей было «погружение» в интонационно-образный строй музыкальной культуры казачества, осмысление её ценностного содержания, осознание себя в ней, усмотрение «личностного смысла» её художественных образов, формирование интереса к ним. Здесь использовался репертуар, который наиболее ярко представлял жанры музыкальной традиции казачества Урала и содержащиеся в ней ценности и идеалы: «На краю Руси обширной», «Урал наш быстротечен» (лирические песни - «самохарактеристики» уральских казаков), «За Уралом, за рекой» (строевая песня), «Ты, раздольице мое широкое» (протяжная песня), «Хвала вам, уральцам, героям Икана» (историческая песня) и др. В ходе комбинированных уроков на основе принципа моделирования художественно-творческого процесса школьниками постигались художественные средства и приемы выразительности казачьего музыкального фольклора, передающие человеческие переживания: эпитеты, метафоры, образные сравнения и т. д. Применялся метод «погружения» (О.Н. Яшмолкина [5]) - через воспроизведение различных сторон быта, обычаев, реконструкцию исторических событий в виде устных рассказов и бытовых сценок; вслушивание в интонационно-образный строй музыки; пластическое интонирование. Это способствовало «проживанию» школьниками практически-духовного компонента культурного опыта казаков. Применялся метод одухотворения художественного произведения или его персонализации, способствующий созданию

Библиографический список

ситуаций художественного общения подростков с героями казачьих песен и освоению идеалов культуры казачества. На уроках реконструировались элементы казачьих обрядов (что позволяло подросткам «погрузиться» в информационное поле традиционной народной культуры казачества). Продолжалось освоение традиционной манеры исполнения народных песен, свойственной казачеству. Применялся метод слуховой наглядности и сравнения (сравнение аутентичного исполнения казачьей песни и собственного, вариантов исполнения оренбургскими и уральскими казаками одной песни, распространенной на территории обоих войск («На краю Руси обширной»). В ходе интегрированных уроков происходило изготовление предметных атрибутов обрядовой и бытовой культуры, что способствовало приобщению подростков к артефактам культуры казачества и формированию интереса к ней.

Целью обобщающего этапа методики освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей было обобщение знаний о традиционных культурных и художественных ценностях, реализация традиционных ценностей в духовно-практической деятельности, идентификация себя с персонифицированными ценностями-образами художественной культуры казачества. В ходе комплексных и интегрированных уроков учитель применял комплекс импровизационных методов, генетически связанных с музыкальным творчеством устной традиции: вариативный метод освоения музыкального фольклора, метод досочинения песни, певческой и инструментальной импровизации, методы песнетворчества на основе заданных стихотворных текстов и ритмов (использовались стихотворные подлинные ненотированные тексты казачьего фольклора), метод создания композиций, которые позволили подросткам создавать по освоенным образцам культуры казачества собственные художественные продукты. Метод музыкальных коллекций (подборка казачьих народных песен, посвященных образам борьбы и победы, различным историческим событиям, тому или иному казачьему герою) способствовал обобщению представлений школьников о круге основных образов музыкальной культуры казачества и воплощенных в них традиционных ценностях, осознанию сопричастности с ними. Применялось живописное моделирование эмоционально-образного смысла музыкального произведения. Подростками осваивались варианты одной казачьей песни различных региональных локальных казачьих традиций. Использовались песни, написанные композиторами на стихи казачьих поэтов: муз. Г. Шиндяева, сл. А. Нихаева «Синий лампас» (Оренбургский казачий вальс), муз. Э. Кремера, сл. В. Карскано-ва «Россия», «Гимн Урала», «Уральцы в атаке».

На всех этапах реализации данной методики происходило «разыгрывание» казачьих народных песен, позволяющее раскрыть их глубинное образно-смысловое содержание. Осуществлялась реконструкция обрядов и традиций, свойственных казачьей культуре, - через организацию просмотра семейных фотографий, изображающих казаков в тех или иных ситуациях, предметов старины, прослушивание записи аутентичного казачьего музыкального фольклора. Каждый фольклорный образец осваивался в соответствующем бытийном контексте.

Методика внедрялась в 2010-2013 гг. в ряде учебных заведений/классов с казачьим кадетским компонентом и клубов Урала (гг. Богданович, Дегтярск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Полев-ской, Ревда, Челябинск и др.) и показала свою результативность (что было подтверждено диагностическими исследованиями).

1. Николаенко И.Н. Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве. Автореферат диссертации ...кандидата философских наук. Москва, 2007.

2. Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество. Автореферат диссертации ...кандидата философских наук. Ставрополь, 2009.

3. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей: монография. Екатеринбург, 2014.

4. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры и образования. 2014; 5: 70-73.

5. Яшмолкина О.Н. Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций. Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

References

1. Nikolaenko I.N. Kul'turnye tradicii kazachestva v polikul'turnom prostranstve. Avtoreferat dissertacii ...kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2007.

2. Saraeva G.N. Duhovno-nravstvennye tradicii kazachestva, ih specifika i vliyanie na sovremennoe rossijskoe obschestvo. Avtoreferat dissertacii ...kandidata filosofskih nauk. Stavropol', 2009.

3. Kashina N.I. Osvoenie det'mi imolodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej: monografiya. Ekaterinburg, 2014.

4. Kashina N.I., Tagil'ceva N.G. Psihologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2014; 5: 70-73.

5. Yashmolkina O.N. Teoriya imetodika osvoeniya mladshimishkol'nikaminacional'nyh muzykal'nyh tradicij. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 01.12.15

УДК 378

Kulibekov A.N., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: kulibekovAN@mail.ru

THE SYSTEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS FOR THE USE OF NETWORK TECHNOLOGY. The article considers a problem of formation of readiness of students to use network technology. The research is carried out with special focus on students, who get their education to become future math teachers. The paper defines a set of activities, aimed at establishing the preconditions for the use of network technology and the formation of motivation to the organization network technologies in vocational education. The author comes to the conclusion that the forms and methods of training should be focused on the development of components of readiness of students to use network technologies in accordance with the objectives of each element of the system. This will contribute to the creation of electronic libraries, development of distance learning, the modernisation and development of existing network infrastructure and increase bandwidth of the used communication channels, etc.

Key words: network technology, means of formation of readiness, system of formation of readiness, educational assessment, vocational education.

А.Н. Кулибеков, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: kulibekovAN@mail.ru

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрена проблема формирования готовности студентов - будущих учителей математики к организации применения сетевых технологий. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых технологии и на формирование мотивации к организации сетевых технологий в процессе профессионального образования. Автор приходит к выводу, что формы и методы обучения должны быть направлены на развитие компонентов готовности студентов - будущих учителей математики к организации применения сетевых технологии в соответствии с целями каждого элемента системы. Этому будет способствовать создание электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов передачи информации и др..

Ключевые слова: сетевые технологии, средства формирования готовности, система формирования готовности, профессиональное образование.

На современном этапе развития профессионального образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности будущих учителей математики является использование сетевых информационных технологий.

Сетевые технологии - это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств (например, сетевых адаптеров, драйверов, кабелей и разъемов), достаточный для построения вычислительной сети.

В информационных процессах, системах и технологиях под термином "сеть" понимают как минимум несколько компьютеров и иных вычислительных машин, соединённых между собой с помощью специального оборудования для обеспечения вычислений и обмена различными видами информации. Развитие сетевых технологий показало возможность с их помощью организовать широкомасштабное информационное обеспечение людей. Это привело к тому, что вычислительные сети, обеспечивающие обмен информационными ресурсами, стали называть "информационными сетями ", представляя разновидность коммуникационных сетей.

Рассмотрим наиболее распространённые сетевые информационные технологии [1].

Электронная почта - в качестве самой популярной «несущей» технологии в дистанционном образовании сейчас с большим отрывом от конкурентов во многих странах используется обычная электронная почта, базирующаяся на протоколе TCP/ IP. В отличие от многих бизнес-приложений телекоммуницирова-ния, требующих синхронного режима, образовательные проекты в большинстве своём более удобны в асинхронной реализации. Обучающимся очень часто бывает удобно разделять момент времени получения и осмысления учебной информации и момент времени направления ответного сигнала, который может представлять собой дополнительные вопросы или ответы содержащиеся в полученном учебном материале.

Технология World-Wide Web (WWW) - Технология Internet, названная "Всемирная паутина" (World-Wide Web, WWW или W3) является одним из популярных и интересных сервисов Интернет сегодня, а также удобным средством работы с информацией.

Очень часто понятия WWW и Интернет даже считают тождественными.

Эта система основана на двух «китах» - Протокол Передачи Гипертекста - Hypertext Transport Protocol (HTTP), который служит для передачи сложных документов, и Язык Создания Гипертекста - Hypertext Markup Language (HTML), использующий гипертекстовые связи для определения объектов внутри файлов.

WWW - информационная система, которой весьма непросто дать корректное определение. Вот некоторые из эпитетов, которыми она может быть обозначена: гипертекстовая, гипермедийная, распределенная, интегрирующая, глобальная. WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т. д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.

Поисковые системы и каталоги Интернет - в Интернет можно найти любую информацию из той, которая в ней имеется. Интернет - это гигантская библиотека. Пожалуй, самой полезной чертой Интернет является наличие в нём поисковых серверов. Это выделенные компьютеры, которые автоматически просматривают все ресурсы Интернет, которые могут найти, и индексируют их содержание. Затем имеется возможность передать такому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую тему, и сервер возвратит список ресурсов, соответствующих запросу.

Всё это делает использование таких коллекций весьма удобным.

Поисковые системы индексируют документы автоматически, не оценивая его завершенности или полезности. Поэтому они могут находить информацию в самых «глухих» углах Интернет.

Любая система поиска представляет из себя более или менее сложную базу данных, поиск в которой производится путем посылки в базу данных запроса на информацию, причём чем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.