9. Фёдоров А.В. Основы общей теории перевода. М., 1983 - 115 с.
10. Фёдорова И.В. Лексическая стратификация научно-технического текста: автореф. ...дис. Канд. Филол. Наук. I., 1986., - C. 14.
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА
Аннотация. В современных социокультурных условиях особую значимость приобретают вопросы поиска нравственных ориентиров становления гуманистической позиции студента педвуза. Важной задачей педагогической науки и практики становится обоснование педагогического потенциала образовательного процесса вуза в становлении гуманистической позиции студента. Важную роль при этом играет эстетическое воспитание как процесс выработки способности воспринимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Процесс эстетического воспитания будущего педагога представляет собой совокупность целей, принципов, содержания, форм и методов, направленных на осмысление окружающей действительности по законам красоты. На основе анализа педагогического опыта и теоретических разработок обосновывается педагогический потенциал гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента педвуза.
Ключевые слова: гуманистическая позиция студента педвуза, эстетическое воспитание, педагогический потенциал гуманистической позиции, социальная значимость педагогической позиции.
Annotation. In modern social and cultural conditions, special importance attaches to the questions of finding the moral compass of the formation of humanistic position of a student of pedagogical University. An important task of pedagogical science and practice is to substantiate the pedagogical capabilities of the educational process of the University in the formation of the student's humanistic position. Aesthetic education plays an important role in modern socio-cultural conditions as a process of developing the ability to perceive, appreciate and create beauty in life and art. The process of aesthetic education of the future teacher is a set of goals, principles, content, forms and methods aimed at understanding the surrounding reality according to the laws of beauty. Based on the analysis of pedagogical experience and theoretical developments substantiates the pedagogical potential of the humanistic position in the aesthetic education of the student of pedagogical University.
Keywords: humanistic position of a student of a pedagogical, aesthetic education, educational potential of humanistic positions, social significance of the teaching position.
Формулировка цели статьи: обосновать гуманистическую позицию студента педвуза как устойчивую систему отношений, установок и мотивов личности, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности в эстетически ориентированном ключе.
Изложение основного материала статьи. Известно, что в современных изменяющихся социокультурных условиях поиска нравственных ориентиров остается нерешенной проблема становления гуманистической позиции студента педвуза. В системе подготовки студента педвуза необходимо учитывать, что в настоящее время востребованным является педагог, который обладает оптимальным уровнем гуманистической позиции. Рассматривая гуманистическую позицию как качественную характеристику личности педагога, мы тем самым обогащаем профессию педагога гуманным отношением не только к обучающимся, но и к различным проявлениям в окружающей действительности.
Тезис первый. Представленная в статье логика рассуждений важна как для педагогической науки, так и практики. Вот почему становится необходимым обоснование педагогического потенциала образовательного процесса вуза в становлении гуманистической позиции студента. Этим объясняется и то, что в этих условиях происходит более эффективно осознание высших человеческих начал в отношении к профессии, миру, людям и самому себе.
Следует отметить, что в современных исследованиях имеется достаточно богатый материал, который может стать основанием для целенаправленного изучения роли гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента. Как известно, философские основы гуманизма разрабатывались Н.А. Бердяевым, В.С. Библером, В.С. Соловьевым; в то же время важны психологические основы становления гуманистической позиции студента (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс). Вопросы гуманизации современного школьного и вузовского образования исследуются Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездуховым, Е.В. Бондаревской, В.С. Ильиным [1, 2]. Различные подходы к обоснованию гуманистических концепций представлены в исследованиях П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского [11].
Особый интерес представляет анализ методологи становления гуманистической позиции: личностно -ориентированное образование исследуют Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская; социально-педагогический подход - Попова В.И., Сальцева С.В.; интегративно - культурологический подход (Л.Б. Соколова, А.В. Кирьякова и др.) [2, 5].
Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, недостаточно исследованной остается проблема осмысления роли гуманистической позиции студента педвуза в процессе профессиональной подготовки. Это объясняется и тем, что имеются противоречия, указывающие на данную проблему: между объективной потребностью общества и самого студента в осознанной ориентации на гуманистическую позицию и неэффективностью профессиональной подготовки студента; между необходимостью эстетического воспитания студента в целях осознанной ориентации на нравственные нормы и ценности, познания прекрасного в жизни и искусстве и отсутствием целенаправленной ориентации профессионального образования на эстетически ориентированную личностно значимую деятельность будущего педагога.
Возникает необходимость обоснования педагогического потенциала гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента педвуза. В современной ситуации эстетическое воспитание студента
следует рассматривать как процесс выработки способности воспринимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Все это целенаправленно активизирует процесс эстетического воспитания будущего педагога и представляет собой совокупность целей, принципов, содержания, форм и методов, направленных на осмысление окружающей действительности по законам красоты [81.
Тезис второй. В заявленном аспекте важнейшими принципами современного педагогического образования являются: обращенность к общечеловеческим ценностям, к педагогической культуре, к творческому потенциалу студента, что является, с одной стороны, основополагающей характеристикой гуманистической позиции студента, с другой, обеспечивает эстетическое воспитание на разных уровнях образования.
Позиция, с философской точки зрения, определяется как определенная точка зрения на какую-либо проблему, оценка какого-либо события, факта, явления, при этом действия субъекта и поведение, как правило, обусловлены отношением и оценкой [121.
В педагогической науке понятие «позиция» определяется как деятельность, суть которой состоит не только в моральном выборе, но и отношении к явлениям действительности. Содержательно позиция - это совокупность действий и способов поведения, в которых личность реализует свою активность, сочетает личный и общественный интерес, а также проявляет свое отношение к объектам и явлениям действительности [5].
Пути и средства формирования личностной позиции в деятельности и влияние деятельности на личностное развитие исследовали А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн [7, 9]. Важно при этом учитывать особенности формирования субъектной позиции как критерия личностного развития, поскольку субъект - это понятие, обобщенно раскрывающее единство качеств человека: природных и социальных, общественных и индивидуальных [4].
Так, согласно теории С.Л. Рубинштейна, позиция - это то, что связывает сознание и личность, выражает их единство; позиция характеризует определенный уровень развития сознания личности (благодаря сознанию личность обретает способность занять определенную позицию в отношении к жизни, другим людям) [9].
Несколько иной подход к проблеме формирования позиции обосновал А.Н. Леонтьев: позиция - не результат, а предпосылка и условие развития личности и ее сознания. На определенном этапе жизненного пути человека появляется необходимость занять ту или иную позицию, определиться в своем понимании действительности. И только осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития как субъекта общественных отношений (деятельность - позиция - сознание - личность) [7].
Под позицией личности В.Н. Мясищев понимает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека к важному для него вопросу, проблеме. При этом отношения, определяющие позицию личности, по своей сути осознанны, а отсюда следует и то, что осознанность - одна из важнейших характеристик позиции человека [3].
В. И. Слободчиков считает, что под позицией следует понимать наиболее целостную характеристику поведения человека, который ответственно определяет свое мировоззрение, поступки во взаимоотношениях с окружающими людьми. Позиция человека (что особенно важно) становится сущностной характеристикой его духовного бытия «среди других», а отсюда и характеристикой его профессиональной деятельности. Позиция - это возможность (способ) реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве [10].
Таким образом, подтверждением заявленным рассуждениям является трактовка позиции как целостного духовно-нравственного образования, как интегрального качества личности, характеризующего способы ее включения в жизнедеятельность (собственную и общества).
Тезис 3.В целях углубления научных представлений о педагогическом потенциале гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента исследованы сущностные характеристики и направления эстетического воспитания на разных этапах профессиональной подготовки. Эстетическую направленность воспитания студента следует исследовать в контексте характеристик педагогической позиции педагога, которая, по мнению А.П. Тряпициной, характеризуется как духовная культура педагога; как нравственная культура (Ш.А. Амонашвили); как педагогическое мастерство (Ю.П. Азаров); как стиль учителя (В.А. Кан-Калик); как культура педагогической деятельности (Л.Б. Соколова).
Вслед за Е.В. Бондаревской необходимо подчеркнуть социальную значимость педагогической позиции. В заявленном эстетически ориентированном ключе это можно представить как достижение педагогом определенной гармонии (в жизни и профессии), дающей ему определенную социальную устойчивость и осмысленную включенность в общественную жизнь и педагогический труд [2]. При этом необходимо учитывать точку зрения Н.М. Борытко, что формирование активной педагогической позиции является важным фактором жизненного и профессионального самоопределения педагога в мире общекультурных и педагогических ценностей [3].
Таким образом, для осмысления педагогического потенциала гуманистической позиции студента важны заявленные ранее рассуждения, что позволяет выделить в структуре педагогической позиции ее мировоззренческую (осознание общественной значимости педагогической профессии) и поведенческую составляющие (способность педагога самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения и воспитания детей, нести за них ответственность).
Обобщенно в качестве компонентов гуманистической позиции студента в эстетически ориентированном ключе следует считать: отношение к другому как субъекту жизни, который способен к самопознанию, саморазвитию и самоизменению; определение роли педагога как посредника между ребенком и культурой в целях познания мира культуры; воспитание ценностных отношений к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых.
Будет ли активен будущий педагог в защите интересов детей, в создании благоприятных эстетически обоснованных условий для их развития, сумеет ли осмыслить будущую профессиональную деятельность в эстетически ориентированном ключе? Для ответа на эти вопросы считаем необходимым в структуре педагогической позиции выделить морально-этический, эстетический аспекты как единство общественно-значимых и личных мотивов педагогической деятельности [8].
В этой связи важна точка зрения О.С. Газмана, который выделяет понятие «организаторская позиция», сочетающее мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность.
Как известно, профессиональная деятельность - одна из важнейших социальных функций человека, чем и объясняется необходимость исследования гуманистической позиции студента.
Тезис 4.Важными ориентирами становления гуманистической позиции студента как субъекта деятельности является обращенность к общечеловеческим ценностям, что означает осмысление педагогического образования как культуросообразного. В этой связи обнаруживается необходимость повышения качества профессиональной подготовки студента, использование педагогического потенциала гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента.
Вот почему обоснованной является соотнесенность профессиональной позиции педагога как носителя эстетической культуры с гуманизацией воспитания в школе. С одной стороны, позиция педагога определяется требованиями и ожиданиями общества, которые предъявляются к педагогу, а с другой, его ценностными ориентациями, идеалами, мировоззрением и внутренними, личностными источниками активности. Характер социальной и эстетически окрашенной ориентации проявляется в позиции педагога.
Рассматривая педагогический потенциал гуманистической позиции как личностного качеств в целях эстетического воспитания студента, следует соотнести позицию личности с устойчивой системой отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе. Эстетические основания становления позиции студента побуждают к познанию эстетической составляющей жизнедеятельности. Это означает, что студент выступает в роли активного участника образовательного процесса, с другой, осознает необходимость «получения представлений о красоте окружающего мира, эстетического восприятия произведений искусства, эстетической гармонии с миром как особом состоянии человека» [8; С. 291.
С позиции эстетического воспитания студента ведущими принципами эстетически ориентированной педагогической системы становятся: стремление осуществить нравственное развитие самого себя и воспитанника, воспитать в нем активность, самостоятельность, развить способности к осмыслению действительности на нравственных началах.
Таким образом, педагогический потенциал гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента педвуза состоит, прежде всего, в гуманизации образовательного процесса, то есть в создании условий (атмосферы комфорта и «психологической безопасности»), в которых студент в соответствии со своими возможностями становится активным участником эстетически ориентированных действий как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности, а не сторонним наблюдателем окружающей действительности.
В этой связи обнаруживается в интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношениях к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности гуманистическая позиция педагога. Следует учитывать, что гуманистическая позиция является показателем уровня профессиональной готовности к работе с детьми, продуктом педагогического мышления. При этом обоснованным остается утверждение о том, что студенту педвуза важно не только проявлять интерес к произведениям искусства, но и приобрести начальные навыки музыкального слуха, художественной зоркости, творческого воображения.
Так создается позитивно ориентированная среда жизнедеятельности студента в искусстве, педагогический потенциал которой состоит в взращивании культурной потребности познания мира, других и себя в эстетически ориентированном ключе. Культуросообразность как педагогический потенциал проявленности гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента характеризуется направленностью на осознание ценностей; осмысление эстетически организованного пространства; создание культурного фона воспитания (в проекции на обучающихся), проявляющегося в совместном сотрудничестве, сотворчестве, эстетизации детской жизни.
Выводы. Гуманистическая позиция проявляется в деятельности, будучи условием развития человека и сущностной характеристикой, а также важным показателем его зрелости. Педагогический потенциал гуманистической позиции обеспечивает эстетическую направленность студента в его профессии и жизнедеятельности, развитие духовных сил участников образовательного процесса.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили. 2001. - 464 с.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. - Ростов н/Д, 1999. 560 с.
3. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. -Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с. (с. 22)
4. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб.пособие. -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. - 78 с. (с. 26)
5. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / сост. и науч. ред. проф. В.И. Попова.2-е изд., переработ. и доп. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. - 304 с.
6. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореферат докт. пед. наук. Москва. 2000.
7. Леонтьев, А.Н. Теория деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.ru/view_psiholog.php?id=17 [Дата обращения 06.03.2018].
8. Петрунина, М.А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М. А. Петрунина. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56 с.
Попова, В.И. Теоретико-методологическое обеспечение внеаудиторной деятельности студентов / В.И. Попова. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 70 с.).
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/ [Дата обращения 06.03.2018].
10. Слободчиков, В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования «Событийность в образовательной и педагогической деятельности» / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Вып. 1 (43), 2010 С. 5-14.
11. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/v-a-suhomlinskij-roditel-skaya-pedagogika [дата обращения 29.01.18]
12. Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичева Л.Ф., Федосеева П.Н. и др. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.rU/d/phiL/phil009.htm [Дата обращения 06.03.2018]
Педагогика
УДК 378.048.2
адъюнкт Петряев Сергей Викторович
Саратовский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИА
Аннотация. В статье рассматриваются требования к разработке дидактических материалов для применения с помощью мультимедиа, приводятся результаты их применения в педагогической практике преподавателей огневой подготовки. Разработка дидактических материалов для применения их с помощью мультимедиа одно из важнейших условий целенаправленного, широкого применения в ходе огневой подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Опыт применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке курсантов военных вузов ВНГ РФ показывает, что недостаточное дидактическое обеспечение является одной из основных причин нежелания преподавателей активно использовать. Разработка таких материалов отнимает много времени, требует от преподавателя не только знаний преподаваемой дисциплины, но и знаний дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, владения компьютером как минимум на уровне «продвинутого» пользователя. Большинство преподавателей, разрабатывая такие материалы, следуют методу «проб и ошибок», возвращаясь иногда по нескольку раз к уже разработанным материалам.
В связи с этим формулировка требований к разработке дидактических материалов для применения посредством мультимедиа может оказать существенную помощь. Изучение научной литературы и публикаций [1, 3, 4, 5], связанных с применением мультимедиа в образовании, наш опыт применения средств мультимедийных технологий и разработки дидактических материалов к ним позволил сформулировать следующие требования к дидактическим материалам. Экспериментальная проверка предлагаемых требований (проверка проводилась на базе Саратовского военного Ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии) показала, что следование им дает положительный эффект в работе по созданию дидактических материалов.
Ключевые слова: дидактические материалы к мультимедиа, требования к дидактическим материалам, информационная схема подачи информации в дидактических материалах.
Annotation. The article discusses the requirements for the development of didactic materials for use with multimedia, the results of their application in the teaching practice of teachers of fire training. The development of didactic materials for their use with the help of multimedia is one of the most important conditions for targeted, widespread use during the fire training of future officers of the national guard troops. The experience of the use of multimedia technologies in the fire training of cadets of military higher educational institutions of the Russian Federation shows that insufficient didactic support is one of the main reasons for the reluctance of teachers to actively use. The development of such materials takes a lot of time, requires the teacher not only knowledge of the discipline, but also the knowledge of didactic capabilities of multimedia technologies, computer skills at least at the level of "advanced" user. Most teachers, developing such materials, follow the method of "trial and error", sometimes returning several times to the already developed materials.
In this regard, the formulation of requirements for the development of didactic materials for use through multimedia can provide significant assistance. Studying of the scientific literature and publications [1, 3, 4, 5] connected with application of multimedia in education, our experience of application of means of multimedia technologies and development of didactic materials to them allowed to formulate the following requirements to didactic materials. Experimental verification of the proposed requirements (the audit was conducted on the basis of the Saratov military Order of the red banner Institute Zhukov troops of the national guard) showed that adherence to them gives a positive effect in creating teaching materials.
Keywords: didactic materials for multimedia, requirements to the didactic materials, the information schema to represent the information in teaching materials.
Введение. Разработка дидактических материалов для применения их с помощью мультимедиа одно из важнейших условий целенаправленного, широкого применения в ходе огневой подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Опыт применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке курсантов военных вузов ВНГ РФ показывает, что недостаточное дидактическое обеспечение является одной из основных причин нежелания преподавателей активно использовать. Разработка таких материалов отнимает много времени, требует от преподавателя не только знаний преподаваемой дисциплины, но и знаний дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, владения компьютером как минимум на уровне «продвинутого» пользователя. Большинство преподавателей, разрабатывая такие материалы, следуют методу «проб и ошибок», возвращаясь иногда по нескольку раз к уже разработанным материалам.
В связи с этим формулировка требований к разработке дидактических материалов для применения посредством мультимедиа может оказать существенную помощь. Изучение научной литературы и публикаций [1, 3, 4, 5], связанных с применением мультимедиа в образовании, наш опыт применения средств мультимедийных технологий и разработки дидактических материалов к ним позволил сформулировать следующие требования к дидактическим материалам:
- каждый материал должен содержать презентацию темы, учебных вопросов, цели и задач занятия, основных теоретических материалов, которые курсант должен обязательно усвоить, выводы по каждому учебному вопросу и занятию в целом;
- презентация теоретического материала должна сопровождаться демонстрацией видео фрагментов, звуковым сопровождением, анимацией показывающей практическое применение;