Научная статья на тему 'Развивающая образовательная среда и ее роль в гуманизации образовательного процесса в техническом вузе'

Развивающая образовательная среда и ее роль в гуманизации образовательного процесса в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / HUMANIZING AN EDUCATIONAL PROCESS / HUMANISTIC APPROACH / DEVELOPING LEARNING ENVIRONMENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов А. В.

В статье анализируются гуманистические идеи образования в нашей стране и за рубежом, раскрывается смысл и направление гуманитаризации учебного процесса вообще и необходимость создания развивающей образовательной среды с позиций гуманистического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPING LEARNING ENVIRONMENT AND HOW IT IS APPLIED TO HUMANIZE AN EDUCATIONAL PROCESS IN AN ENGINEERING HIGHER SCHOOL

The article deals with humanistic ideas related to education in this country and abroad, exposes the essence and trends for humanizing an educational process in general and stresses the necessity of building a developing learning environment based on the humanistic approach.

Текст научной работы на тему «Развивающая образовательная среда и ее роль в гуманизации образовательного процесса в техническом вузе»

Библиографический список:

1. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (от 13.04.2010 года №169). -Алматы: Юрист, 2010.

2. ГОСО РК «Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий» (от 04.06.2009 №266). -Алматы: Юрист, 2009.

3. Ибышев, Е.С. Дистанционное обучение: теория и практика. - Алматы: Білім, 2008.

4. Каленова, Б.С. Дистанционное обучение как важное составляющее звено инновационно-образовательной среды вуза // Материалы Республиканского семинара по проблемам дистанционных технологий обучения. - Шымкент, 2009.

Bibliography

1. Pravila organizacii uchebnogo processa po distancionnihm obrazovateljnihm tekhnologiyam (ot 13.04.2010 goda №169). -Almatih: Yurist, 2010.

2. GOSO RK «Organizaciya obucheniya s primeneniem distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj» (ot 04.06.2009 №266). -Almatih: Yurist, 2009.

3. Ibihshev, E.S. Distancionnoe obuchenie: teoriya i praktika. - Almatih: ВіНт, 2008.

4. Kalenova, B.S. Distancionnoe obuchenie kak vazhnoe sostavlyayuthee zveno innovacionno-obrazovateljnoyj sredih vuza // Materialih Respublikanskogo seminara po problemam distancionnihkh tekhnologiyj obucheniya. - Shihmkent. - 2009.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 378.001

Orlov A.V. THE DEVELOPING LEARNING ENVIRONMENT AND HOW IT IS APPLIED TO HUMANIZE AN EDUCATIONAL PROCESS IN AN ENGINEERING HIGHER SCHOOL. The article deals with humanistic ideas related to education in this country and abroad, exposes the essence and trends for humanizing an educational process in general and stresses the necessity of building a developing learning environment based on the humanistic approach.

Key words: humanizing an educational process, humanistic approach, developing learning environment, personal development .

А.В. Орлов, ст. преп. каф. иностранного языка и филологии, соискатель, Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО ««Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье анализируются гуманистические идеи образования в нашей стране и за рубежом, раскрывается смысл и направление гуманитаризации учебного процесса вообще и необходимость создания развивающей образовательной среды с позиций гуманистического подхода

Ключевые слова: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, гуманистический подход, развивающая образовательная среда, личностное развитие.

В концептуальные основы высшего технического образования, начиная с 90-х годов, активно и широко вводятся понятия философско-этического содержания. К ним в первую очередь относятся - гуманизация и гуманитаризация образования.

Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом объективных потребностей общества и личностных запросов. Среди гуманистических тенденций реального процесса обучения главной является ориентация на развитие личности. Профессиональное высшее образование современного типа должно дать возможность человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, и на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности.

Гуманитаризация образования особенно актуальна при получении технического образования, ее задача - не допустить переноса технократического представления человека о мире техники на мир людей и себя в этом мире. В современной жизни гуманитарное знание приобретает особую значимость в работе технического специалиста. Гуманитаризация образования объявляется основой формирования личности инженера с повышенным творческим потенциалом. Это понятие вклю-

чает различные компоненты, имеющие культурное значение: интеллектуальный, нравственный, психологический, эстетический и др.

Гуманистически ориентированное образование предусматривает разработку и внедрение новых технологий обучения, отвечающих современному состоянию развития педагогической науки, материально-техническим, культурным и информационным возможностям общества.

Эффективным средством обеспечения единства и целостности личностного и профессионального развития будущего инженера при реализации концепции гуманитаризации и гуманизации образования является развивающая образовательная среда (РОС) в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.

Организация (РОС) приобретает особую актуальность и практическую значимость на современном этапе высшего и среднего образования, так как поставлена задача его «технологического и содержательного обновления» [1, с. 7].

РОС - это определенным образом созданное социокультурное и профессионально-образовательное пространство, где осуществляются процессы развития и саморазвития личности средствами учебного предмета на основе педагогического взаимодействия.

РОС при обучении студентов иностранному языку в вузе -это система взаимоотношений между субъектами учебной деятельности в образовательном процессе, основанных на идеях гуманизма, сотрудничества, профессионального и личностного развития.

РОС - это педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения сложного комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе.

РОС при обучении студентов иностранному языку в техническом вузе строится с учетом особенностей иностранного языка как предмета, а именно на основе гуманистического, культурологического, лингвокультурологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, направленности среды на предметно-коммуникативную деятельность и профессионально-личностное становление студентов.

Прежде всего, современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с пересмотром подходов к определению целей, содержания и технологий обучения. Следовательно, одним из ведущих подходов в организации РОС при обучении студентов иностранному языку в техническом вузе является гуманистический. Строя процесс обучения иностранному языку на гуманистических началах, т. е. обращая все педагогические усилия на студента и проявляя уважительное отношение к его индивидуальному опыту, ценностям, нравственным принципам, мотивации, потребностям, мы принимаем его таким, каков он есть, и «восходим вместе с ним к общечеловеческим ценностям, к культуре» [2, с. 75].

Гуманистическое направление в образовании развивалось на протяжении многих веков. Его истоки находим в педагогическом наследии великих мыслителей прошлого - в сократическом методе познания самого себя (лат. Cognose te ipsum), принципе природосообразного воспитания Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, теории свободного воспитания К.Н. Вентце-ля, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, антропологическом подходе к образованию К.Д.Ушинского.

Гуманистическая направленность представляет главный принцип новой личностно ориентированной парадигмы образования. Идеи гуманизации всегда базировались на таких ценностях образования, как личность, общечеловеческая нравственность, индивидуальность. Утверждая идею гуманизма в образовании В.Г. Белинский писал: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность (нем. die Humanitat)» [3, с. 131].

Гуманистическая направленность подразумевает, что переживание человеком мира в себе, и себя в мире является объективной реальностью, принимающей самые разнообразные формы; признается уникальность личности во всех ее проявления. «Гуманистическая направленность - это устремленность к будущему, к свободной творческой реализации возможностей своего личностного потенциала, рост и развитие конструктивного начала в человеке» [4, с. 9].

Гуманистический аспект представлен в работах Е.В. Бонда-ревской, которая полагает, что «гуманистическая функция образования должна помочь человеку стать объектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить его жизнетворчеству» [5, с. 86].

У Н.В. Бордовской, Ю.В. Сенько гуманизация ориентирована на усвоение содержания образования независимо от его уровня и тона, позволяющего с готовностью решать главные социальные задачи на благо и во имя человека, свободно общаться с людьми [6; 7].

Современная гуманистическая педагогика стремится наполнить новым содержанием некоторые устоявшиеся положения традиционной педагогики, при этом прослеживаются следующие тенденции:

Библиографический список

«-отход от императивных установок в теории и практике образовательной деятельности; выведение из оборота «формирующих» педагогических представлений и направленность на процессы развития; термин «формирование» в рамках развивающей образовательной среды означает создание и обеспечение индивида средствами необходимыми для саморазвития, но ни в коем случае не директивно заданную последовательность формирующих воздействий, граничащих с насилием над личностью, подавлением ее стремлений и интересов;

- новые трактовки понятия «образования», включающие такие категории как «саморазвитие», «самореализация», «самоопределение», «индивидуализация» личности

- социокультурные изменения, связанные с информационной и культурно-образовательой насыщенностью среды жизнедеятельности человека, позволяющего сделать вывод о том, что процессы становления личности выходят далеко за рамки образовательных учреждений, т. е. становятся средовыми» [8, с. 23].

В 20-м веке российские и зарубежные ученые внесли значительный вклад в развитие основных гуманистических положений педагогики:

- культурно-историческая теория (Л.С. Выготский), в которой раскрывается связь обучения и развития;

- теория деятельности (С.Л. Рубинштейн), рассматривающая ее как субъектную деятельность;

- теория деятельности, сознания и личности (А.Н. Леонтьев);

- идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), раскрывающие категории самоактуализации, фасили-тации;

- положения личностно ориентированного образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, А.В. Петровский, И.С. Якиманская);

В отличие от традиционного, обучение в РОС основывается на гармоничном взаимодействии преподавателей и студентов, что полностью соответствует принципам гуманистической педагогики. Чувственная и рациональная сфера языкового общения создает дополнительную мотивацию для реализации коммуникативных потребностей субъектов РОС.

Организация атмосферы сотрудничества (как следующий принцип гуманистической педагогики) способствует свободному обмену знаниями и опытом; поддержка педагогов, одногруппников во время изучения нового материала интенсифицирует обмен информацией, способствует ее более полному и глубокому усвоению.

Формирование РОС с учетом гуманистического подхода позволяет:

- создать необходимые условия для активной учебной деятельности личности с ориентацией на внутреннюю мотивацию учения;

- устранить психологический барьер, если таковой имеется, перед предметом и строить учебный процесс таким образом, чтобы в максимальной степени раскрыть индивидуальные качества и способности студента;

- поддерживать специфический нравственно-

эмоциональный климат, стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого студента;

- активно искать пути, способы и средства совершенствования образовательного процесса;

- ориентировать обучение не на сегодняшний, а на завтрашний день развития будущего специалиста.

Эффективная реализация гуманистического подхода превращает РОС в гуманистически ориентированное образовательное пространство, в котором изучение иностранного языка является процессом и способом усвоения гуманитарного знания, направленного на профессионально-личностное становление будущего специалиста.

1. Валицкая, А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. - 2001. -№ 7.

2. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск, 1997.

3. Белинский, В.Г. О детских книгах В.Г. Белинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1974.

4. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - Ч. 1.

5. Бондаревская, Е.В., Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000.

6. Бордовская, Н.В., Диалектика педагогического исследования: монография. - СПб., 2001.

7. Сенько, Ю.В. Эволюция предмета деятельности учителя // Педагогика. - 2005. - № 2.

8. Зоткин, А.О. Дидактическая характеристика моделей индивидуализации в современной теории и практике // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. трудов по материалам 2 межрегион. научн. конф. - Томск, 1997.

Bibliography

1. Valickaya, A.P. Rossiyjskoe obrazovanie: modernizaciya i svobodnoe razvitie // Pedagogika. - 2001. - № 7.

2. Kulikova, L.N. Problemih samorazvitiya lichnosti. - Khabarovsk, 1997.

3. Belinskiyj, V.G. O detskikh knigakh V.G. Belinskiyj // Khrestomatiya po istorii shkolih i pedagogiki v Rossii. M.: Prosvethenie, 1974.

4. Belukhin, D.A. Osnovih lichnostno orientirovannoyj pedagogiki. Kurs lekciyj. - M.: Izdateljstvo «Institut prakticheskoyj psikhologii», Voronezh: NPO «Modehk», 1996. - Ch. 1.

5. Bondarevskaya, E.V., Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu: Bulat, 2000.

6. Bordovskaya, N.V., Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya: monografiya. - SPb., 2001.

7. Senjko, Yu.V. Ehvolyuciya predmeta deyateljnosti uchitelya // Pedagogika. - 2005. - № 2.

8. Zotkin, A.O. Didakticheskaya kharakteristika modeleyj individualizacii v sovremennoyj teorii i praktike // Individualjno-orientirovannaya pedagogika: Sb. trudov po materialam 2 mezhregion. nauchn. konf. - Tomsk, 1997.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 534 (G7): 22.236.35

Bybina N.N. STUDY OF THE WAVE PROPERTIES OF LIGHT IN A STAGED CODING INFORMATION. We justify that the method of gradual inclusion of visual imagery and symbolic complexity involves a didactic tool.

Key words: symbolic and figurative visualization; multidimensional instructional tools; classification; generalization; exteriorization, iteriorizatsiya.

Н.Н. Быбина, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛНОВЫХ СВОЙСТВ СВЕТА В УСЛОВИЯХ ПОЭТАПНОГО КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В работе обосновано, что методика поэтапного включения средств образно-знаковой наглядности предполагает усложнение дидактического инструментария.

Ключевые слова: знаково-образная наглядность; дидактический многомерный инструментарий; систематизация; обобщение; экстериоризация; интериоризация.

Учащиеся, закончившие основную среднюю школу и поступившие в медицинский колледж, продолжают изучать физику в соответствии с документами, регламентирующими образовательный процесс в средних общеобразовательных учреждениях: Законом Российской Федерации «Об образовании», Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом для учреждений СПО. В соответствии с последним документом для основного профессионального образования (специальность 06010951 «Сестринское дело») учебная программа по физике, рассчитанная на 156 часов, включает все разделы курса физики средней (полной) общеобразовательной школы базового уровня: механику, молекулярную физику и термодинамику, электродинамику, строение атома и квантовую физику, эволюцию Вселенной и реализуется на протяжении первого года обучения. С одной стороны, компактное изложение всех разделов курса физики позволяет в большей мере реализовать принципы систематичности и системности. С другой стороны, большой объем учебного материала требует включения в образовательный процесс таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы осознанию, осмыслению, обобщению содержания основных вопросов курса физики, повышению мотивации учения, развитию интереса к предмету, который не является для данного колледжа профильным.

Современные технологии обучения, талантливо

обобщенные Г.К. Селевко [1], могут решить проблему повышения мотивации учения и развития познавательного интереса студентов колледжа в процессе изучения физики. Однако таких технологий много (более четырехсот), необходимо выбрать такие, которые включая современные средства обучения, способствовали бы повышению качества знаний студентов.

Процесс учебного познания: от понимания (восприятие, осознание, осмысление) к усвоению (обобщению и систематизации) и применению (выполнению опытов, решению физических задач и др.) можно осуществить, используя три линии развития средств наглядности (от опорных конспектов, обобщающих таблиц, логических схем, матриц до дидактического многомерного инструментария).

Использование опорно-сигнальных средств наглядности, при изучении отдельных вопросов курса физики составляющих базис опорных конспектов, изложенных в параграфах учебника, позволяет студенту усвоить этот материал в соответствии с логикой учебного познания отдельных элементов знания. Для организации коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, способностей каждого учитывались результаты диагностирования не только мотивов учения студентов, их работоспособности, наличия творческого потенциала, но и исходных знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.