ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
THE PHENOMENON OF PEDAGOGICAL SKILLS IN HIGHER EDUCATION PROCESS
Г. Н. Богомолова
Статья посвящена социально необходимому процессу формирования феномена педагогического мастерства учителя-бакалавра и направлена на развитие системы высшего профессионального образования. Эмпирический материал доказательно свидетельствует о профессиональной компетентности учителя школы и способствует укреплению престижа педагогической профессии в обществе. Содержательный компонент статьи подчеркивает роль педагогического мастерства учителя сельской и городской школы Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья в реализации государственной программы модернизации системы образования. Представлен личностный компонент учителя в структуре педагогического мастерства.
Ключевые слова: мастерство, педагогическое мастерство, феномен, феномен педагогического мастерства.
G. N. Bogomolova
The article deals with the process of pedagogical skills formation. The empirical data obtained show that the professional competence of a school teacher favours the prestige of this profession in society. The author underlines the fact that the skills possessed by rural and urban school teachers both in Russia and abroad play a great role in implementing the governmental reform of education system. The author also describes the teacher's personality component in the structure of pedagogical skills.
Keywords: skills, pedagogical skills, phenomenon, phenomenon of pedagogical skills.
Япя развития отечественной системы образования и сохранения ее лучших традиций школа должна быть открыта для всего инновационного и при ранить свои уникальные ценности, которые формировались многовековой культурой человечества. Принципы государственной политики в сфере модернизации образования необходимо проводить в прямом диалоге культур с профессиональным сообществом учителей. На встрече с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012» Президент РФ В. В. Путин указал, что наша задача состоит в том, чтобы укрепить престиж учительской профессии. «Это колоссальная ответственность -учить детей, воспитывать детей, отдавать себя школе, где закладывается фундамент будущей судьбы каждого человека, формируется личность, ее цели, поведение, образ мыслей. И государство должно сделать все, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу» [1, с. 5].
С особой значимостью Председатель Правительства РФ пишет о роли учителя сельской малокомплектной школы в реализации Национальной стратегии: «Большую роль на селе продолжают играть и будут играть всегда образовательные учреждения. Есть школа - есть село, есть деревня. Нет школы - все, конец, деревня умрет. Поэтому образовательные учреждения должны сохраняться, их оптимизация, которая идет, естественно, не может приводить к бездумному механическому сокращению так называемых малокомплектных школ» [2, с. 11].
«Главное для "Единой России" - сделать страну сильной и комфортной для жизни. Работаем мы на нашу страну, на наших людей, на будущее поколение», - определил Д. А. Медведев задачи «единороссов» [3, с. 3]. В связи с этим инициирована Программа модернизации системы образования, в которой целенаправленно разработаны важнейшие и приоритетные направления реализации государственной политики в сфере науки и образования: изменение инфраструктуры общества, повышение общей культуры социума, изменение социального лифтинга педагогической профессии. Кроме этого, В. В. Путин наметил меры по приостановке неоправданно обусловленного процесса уменьшения критериального уровня престижа учительской профессии: подготовка бакалавров и магистров, инновационная структура повышения квалификации педагогов, новая система оплаты труда, призванная стимулировать качественный и добросовестный труд и т. д. Министр образования и науки РФ указал, что нужны эффективные решения проблемы повышения качества высшего образования, а также комплексы мер по реализации Концепции общенациональной системы развития способностей и талантов молодых специалистов, поэтому в настоящее время объективной необходимостью педагога является постоянное совершенствование искусства воспитания и обучения. Современный нанотехнологический прогресс требует не односторонне подготовленных специалистов, а профессионально компетентных бакалавров, владеющих «педагогическим мастерством - высоким уровнем овладения педагогической деятельностью, достигнутым на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного
опыта, гибких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающих ее успешность» [4, с. 172].
Система высшего профессионального образования является одной из форм субъектной деятельности, имеющей широкую сферу социального воздействия на потенциальное развитие личности и формирование феномена педагогического мастерства. Инновационной школе необходим не просто учитель, а феноменальный учитель - «редкий, необычный, исключительный, выдающийся по своим качествам, свойствам, силе проявления» [5, с. 1310], учитель, являющийся носителем феномена педагогического мастерства.
Мастерство - свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.
Мастерство педагогическое - высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенными видами деятельности [6, с. 293].
Феномен - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. И. Кант пытался при помощи понятия «феномен» резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. С точки зрения диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления. В архиве Гуссерля и его учеников (Л. Ландгребе, Э. Финк и др.) при Лу-венском католическом университете (Бельгия) отмечается, что центральное понятие феноменологии «интенциональ-ность» сознания (его направленность на объект) предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: «нет объекта без субъекта» [7, с. 482].
И связи с этим, исходя из теоретического компонента феноменологического принципа, основой формирования феномена педагогического мастерства учителя-бакалавра является интеграция знаний и профессиональной направленности студента; условием успешности данного процесса - педагогические способности личности; средством, обеспечивающим признание целостности и взаимосвязанности структурных компонентов, - умения в области педагогической технологии. Консолидация всех институтов образования личности позволит реализовать процесс создания системы, которая поможет воспитать учителя-новатора, являющегося носителем феномена педагогического мастерства. Вектор направленности решения данной задачи определяет содержание, принципы, формы, методы и средства дидактического процесса высшей профессиональной школы.
С целью повышения качества образования и формирования феномена педагогического мастерства в 2012 г. студентам 1-го курса филологического факультета, обучающимся по специальности «Русский язык и литература» и естественно-географического факультета специальности «География и Биология» Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ) целенаправленно было предложено изучить опыт профессиональной деятельности
педагогов современного инновационного института воспитания, обучения и образования (общеобразовательной школы). В оптимальных условиях свободного выбора и творческого самовыражения будущие бакалавры в форме эссе-сочинения представили идеал учителя, охарактеризовав в единстве и взаимосвязи педагогическую деятельность одного из своих школьных учителей, который, «стоя в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо» [8, с. 32].
Описательно-деятельностный компонент данной технологии связан с изучением профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы и является важным условием формирования феномена педагогического мастерства бакалавра. Анализ социального труда субъекта педагогического процесса в широком спектре субъект-субъектного пространства формирует интеграцию личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности будущего специалиста. Кроме того, смысл и ценность подобного метода обучения заключается в том, что личность учителя формируется в результате гармоничного взаимодействия двух систем: 1) воздействие педагогического опыта компетентного педагога школы на бакалавра в различных фазах его профессионального развития; 2) личностное воздействие студента на дидактический когнитивный процесс в вузе. Индивидуальность будущего бакалавра является результирующим параметром двух систем, влияющих на него, а также синтезом его собственной напряженной интеллектуальной деятельности.
Первый этап дидактической технологии изучения педагогического мастерства характеризуется преобладанием ассимиляции воздействий на обучаемого со стороны мира профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учреждения, воспитывающего нашего студента в течение 11 лет обучения в школе: впечатлений, образов, понятий, позиций, чувств и других факторов. Эмпирическое мышление респондентов направлено на изучение частного, конкретного, единичного опыта работы учителя к общему; от описания факта, случая в педагогической деятельности к целостной педагогической технологии воспитания и обучения; от явления к сущности профессионального мастерства учителя.
Второй этап процесса обучения характеризуется изменением характера познания педагогического мастерства школьного педагога, производимых оценок его деятельности и преобразованием учебно-познавательной действительности. Постепенно возрастает личное творческое участие будущего бакалавра в процессе формирования феномена педагогического мастерства. Этот метод обучения основан на выявлении в личности рецептивно-адаптационной и активно-творческой стороны, которая основывается на признании значимости фактора устойчивости и адаптации, без чего трудно представить существование личности и общества, и вместе с тем на призна-
нии значимости фактора изменчивости, столь важного в современном быстро меняющемся обществе.
Процессуально-описательный и процессуально-действенный компоненты педагогической технологии формирования феномена мастерства позволяют рассматривать студента как деятельностного субъекта, интегрирующего теоретический и практический материал о педагогическом мастерстве учителя общеобразовательной школы с целью его обобщения, синтеза и анализа для использования его в дальнейшей своей профессиональной деятельности, а также проектирования процесса воспитания личностно-этических, индивидуально-психологических и профессионально-педагогических качеств.
Высокий уровень организации профессиональной деятельности учителей подтвержден содержательным компонентом письменных работ студентов ЛГПУ. Доказательство феномена педагогического мастерства учителей школ представлено совокупностью примеров, которые подтверждают, что «педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях» [9, с. 768].
* * *
Татьяна Мозгунова, студентка филологического факультета:
Педагогический коллектив СШ №3 стоял у истоков зарождения передового липецкого опыта и способствовал деятельност-ному развитию его содержания. Школа № 3 г. Липецка носит имя основоположника липецкого опыта - К. А. Москаленко. Татьяна Васильевна Моделина продолжает традиции новаторского липецкого опыта: проявляет личностно-ориентированный подход к ребенку, сосредотачивает внимание не на ошибках и неудачах учащегося, а на его успехах; педагогическая технология уроков направлена на развитие научно-исследовательской работы учащихся, с проектами которой выступали в Москве, Калуге. Каждый ее урок - это лаборатория мысли, радость открытия, многообразие видов и методов деятельности, развитие познавательных способностей и духовно-нравственного потенциала учащихся. Познавательную деятельность учащихся активизирует, опираясь на принципы липецкого опыта: 1) предъявляй как можно больше требований к ребенку и как можно больше уважения к нему; 2) необходимо, чтобы все уроки начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью; 3) каждый ребенок может и должен учиться успешно; 4) школьника надо учить на уроке, не
рассчитывая на работу репетиторов...
* * *
Дарья Боева, студентка филологического факультета:
Идеальным педагогом для меня является учитель биологии лицея № 44 города Липецка Елена Владимировна Беляева. Она с улыбкой входила в класс и начинала урок, полный опытов и открытий. «Секрет свежести чувств и неусталости ее в профессии учителя» (С. Л. Соловейчик) состоит в том, что учитель профессионально владеет методикой преподавания своего предмета. Время - главная ценность на уроке. Она находит время для работы учащихся на компьютере, демонстрации опытов, выполнения большого количества упражнений, лабораторных и самостоятельных работ. Выбирает оптимальный темп и ритм. Работая по системе опережения, формирует мыслящего ученика, который задает общий темп умственной деятель-
ности на уроке. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», - повторяет слова Ф. И. Тютчева Елена Владимировна и, опираясь на демократический стиль общения, выстраивает доброжелательные взаимоотношения с учениками, не унижает и не презирает их за ошибки, конструктивно решает конфликтные ситуации.
* * *
Ирина Черных, студентка филологического факультета:
Этические основы педагогической деятельности Сергея Анатольевича Болотова заключены в словах учителя-новатора Ш. А. Амонашвили: «Я - Любовь и Преданность, Вера и Терпение. Я - Истина и Сердце, Совесть и Благородство. Я - Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый. Я - Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник».
Сергей Анатольевич преподает физическую культуру в средней школе села Новое Дубовое Хлевенского района Липецкой области. Его методика опирается на педагогику сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, П. Н. Гузик, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов и др.). На его уроках не чувствуешь болезненного напряжения, давления со стороны учителя, который выстраивает с учениками субъект-субъектные взаимоотношения. Педагог оценивал нас не только по уровню знаний, а по отношению к труду, здоровому образу жизни, к людям, нравственным ценностям. Давний спор о том, что такое педагогика - наука или искусство, разбивается о практическую деятельность Сергея Анатольевича. «Испытание практикой подтверждает: без глубокого знания науки не развивается искусство воспитания», и это доказывает своим педагогическим мастерством учитель С. А. Болотов. * * *
Яна Гладышева, студентка филологического факультета:
Преподаватель русского языка и литературы школы № 61 имени М. И. Неделина г. Липецка Ольга Михайловна Дятчина -умная, добрая, понимающая. «Нам двойки не нужны, нам нужны знания», - повторяла она. Учительница всегда оказывала нам деятельную поддержку, давала нам шанс поработать после уроков, усвоить непонятный материал и получить хорошую оценку. По своему камертону настраивала учебный процесс, и мы слушали ее интересные рассказы, делали художественный анализ произведений, работали с компьютерными презентациями. Ольга Михайловна формировала наш духовный потенциал, учила быть честными и внимательными.
* * *
Владислав Седых, студент естественно-географического факультета:
В годы обучения в средней школе села Ильино Липецкого района Липецкой области моим любимым учителем был преподаватель химии Владимир Николаевич Жбанов - человек спокойный, уравновешенный, с хорошим чувством юмора. На его уроках мы были дисциплинированными, но в то же время всегда имели внутреннюю свободу, без чувства страха могли задать любой вопрос, заранее зная, что учитель выслушает и даст совет. В своей педагогической практике он применял аналитические, организаторские, коммуникативные умения. В частности, мобилизационные и информационные умения помогали увлеченно объяснять материал и формировать положительную мотивацию к учению. Для нас он и воспитатель, и старший товарищ, и мудрый наставник, и приятный собеседник, и благородный человек.
* * *
Надежда Демьянова, студентка филологического факультета:
Моя любимая учительница - Татьяна Геннадьевна Климова, благодаря которой я полюбила русский язык и поступила учиться на филологический факультет ЛГПУ, работает в средней школе № 42 поселка Лев Толстой Липецкой области. Она владеет психофизиологическими и методико-педагогическими знаниями, понимает сущность ценностных основ познавательной деятельности, использует инновационную педагогическую технологию. Слушать Татьяну Геннадьевну на уроке - одно удовольствие, она ясно и понятно объясняет новые темы, имеет высокий уровень общенаучных знаний. Никогда не делит детский коллектив на способных и отстающих учеников, ко всем обучаемым относится одинаково справедливо и уважительно. Хрупкая, как сама красота, Татьяна Геннадьевна подарила нам бесценное - заботу! * * *
Татьяна Макарова, студентка филологического факультета:
В педагогическом коллективе средней школы села Толстая Дубрава Становлянского района Липецкой области трудится Татьяна Александровна Ноздреватых. Идеи гуманистического образования личности (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Ф. Гербарт, В. Гумбольдт) занимают важное место в ее педагогической практике. Т. А. Ноздреватых была нашим классным руководителем и на практике доказала, что основу для развития природных задатков и способностей учащихся создают воспитание и деятельность. Опираясь на толерантность и демократический стиль общения, она воспитывала у нас трудолюбие, познавательную активность, духовные и творческие потребности. * * *
Анна Дорошенко, студентка естественно-географического факультета:
Сущность социальных и профессиональных функций учителя Натальи Ивановны Щербатых как субъекта педагогической деятельности находит свое выражение в словах Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Н. И. Щербатых работает в лицее села Хлевное Хлевенского района Липецкой области. Учитывая влияние реальных факторов и причин на развитие психических особенностей детей, Наталья Ивановна не делит учеников на успевающих и неуспевающих, старается развивать интеллектуальные способности учеников, для нее мы все - любимые и хорошие. Н. И. Щербатых - это добрый и отзывчивый, тактичный и объективный, активный и целеустремленный, ответственный и последовательный, честный и порядочный, незаурядный и
трудолюбивый педагог и человек.
* * *
Нгома Муссуаму Сержини, студентка филологического факультета:
Моя Родина - Конго. В моей стране существует несколько ступеней обучения: школа, колледж, лицей, университет. Первые три ступени объединены в одном учебном заведении. Именно в таком образовательном учреждении я обучалась, оно называется Пьер Саворнио де Бразза. Профессор Раже Самба - учитель истории, в совершенстве владея коммуникативными навыками, умел объяснить даже самый сложный материал тихим, спокойным, размеренным голосом в простой, до-
ступной форме. При изучении различных этапов развития Африки осуществлял связь с историей России и других зарубежных стран. На уроке создавал атмосферу эмпатии и сотворчества. Раже Самба в сложный подростковый период помог мне разобраться в себе, в жизни, в людях, научил отличать истинные ценности от ложных.
* * *
Барамсай Галбадрах, студент естественно-географического факультета:
Я родился в Монголии, в небольшом городке Хубсгул, учился в средней школе Далай-Ван. Учитель биологии Жавзанлагма формировала у нас глубокие научные знания. «Если мои ученики добьются высоких результатов в познании и даже превзойдут своего учителя, то для меня это будет лучшим подарком», - говорила она. Однако мы часто сопротивлялись получать ценные знания: прогуливали занятия, не выполняли домашние задания, опаздывали на уроки. В свою очередь, Жавзанлагма прощала, терпела, понимала, помогала и пыталась исправить нас с помощью только одного средства - слова.
* * *
Диана Нигай, студентка филологического факультета:
Мои школьные годы прошли в старинном живописном городе Куня-Ургенч Туркменистана. Классная руководительница Рано Кураловна Сапарбаева подарила нам свет солнца и тепло души. В нашем классе было 30учащихся, с каждым она разговаривала на языке дружбы. Совершала с нами экскурсии в главный экономический и культурный центр республики - Ашхабад, на пустынных пастбищах Каракумов знакомила с развитием овцеводства, на берегах Амударьи мы выращивали знаменитые чар-джоуские дыни. Соблюдая современные требования к педтехно-логиям, с помощью презентации на уроках физики изучали развитие в республике хлопковой, ковровой, шелковой, мясной промышленности; демонстрировала нам опыты с использованием химических веществ, разработка которых осуществляется в Туркменистане (йод, бром и др.).
Дидактический анализ педагогических технологий учителей городских и сельских малокомплектных школ Липецкой области РФ, а также стран Ближнего и Дальнего зарубежья: Туркменистана, Конго, Монголии - актуализирует внимание потенциальных учителей-бакалавров на личностные качества, научные знания, профессиональные умения, прогнозирование и проектирование которых будет способствовать процессу формирования феномена педагогического мастерства:
1) личностные качества учителя: личностно-этические (чувство долга и гражданской ответственности, гуманизм, трудолюбие, дисциплинированность, принципиальность, объективность, культура общения, артистичность, общая эрудиция и т. д.); индивидуально-психологические (ясность и критичность ума, терпение, настойчивость, сила воли, долговременная память, эмоциональная отзывчивость, большой объем внимания и т. д.); профессионально-педагогические (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, любовь к детям, педагогический такт, педагогическое мышление, профессиональная работоспособность, на-
выки научно-исследовательской деятельности, творчество и креативность);
2) знания:профессиональные и общенаучные (теория соответствующего предмета; основы теории смежных предметов; философские, экономические, социально-политические, правовые знания и т. д.); физиологические и психологические (возрастные особенности развития школьника, закономерности психического развития детей, психология воспитания и обучения, психология учителя, психология управления детским коллективом и т. д.); педагогические и методические (сущность, цели, задачи, функции педагогического процесса; объект и предмет практической деятельности учителя, теория и методика воспитания и обучения учащегося, методика преподавания предмета, основы управления педагогической системой);
3) умения: познавательные (понимать психическое состояние учащегося, осуществлять контроль за своим психическим состоянием; ориентироваться в содержании обучения и воспитания и т. д.); конструктивные (проектировать цели, задачи педагогического процесса, использовать эффективные и инновационные средства, формы, методы, принципы учебно-воспитательной работы, владеть педагогической технологией и т. д.); коммуникативные (стимулировать деятельность учащихся, субъект-субъектные взаимоотношения учителя с учащимися, культура мимики и жестов и т. д.); информационные (культура речи, навыки выразительного чтения, развивать логику мышления учащихся, владеть медиакультурой и т. д.); организаторские (планировать работу детского коллектива, вовлекать всех учащихся класса в учебно-воспитательный процесс, стимулировать отношение к учению, объективно оценивать результаты, намечать перспективы воспитания и обучения каждого обучаемого).
Таким образом, в период реализации Программы модернизации системы образования формирование феномена педагогического мастерства учителя - задача первостепенной важности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Основные образовательные программы высшего профессионального образования подготовки учителя по традиционной форме «Специалитет» решали эту задачу на этапе формирования основных профессиональных знаний. В инновационной системе подготовки бакалавра эмпирически целесообразно процесс формирования общенаучных знаний и умений педагогического мастерства осуществлять комплексно и ин-тегративно. Сущностный смысл данной методики обучения заключается в том, что эти процессы характеризуются взаимовлиянием, взаимодополнением и взаимопроникновением. Навыки и умения приобретут специализированный и обобщенный характер, если одновременно с этим будет осуществляться процесс формирования феномена профессионального мастерства. Результатом педагогической технологии организации образовательного процесса в вузе на основе практико-ориентированного принципа будет являться субъект инновационной педагогической деятельности - учитель - специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими
отраслями науки, эмпирически владеющий знаниями педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой преподавания своего предмета.
Зарубежные оппоненты (Тоффлер и др.) утверждают, что учебно-воспитательный процесс несет в себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства [9, с. 768]. Современная школа всех уровней доказала своей деятельностью, что она является одним из наиболее динамически развивающихся социальных институтов. Эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития других социальных институтов, в связи с этим вся система отечественного образования инновационно обновляется, переживает период перманентной модернизации, в которой «мастерство педагогическое - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей» [10, с. 739]. Феномен педагогического мастерства не есть предмет, существующий вне сознания субъекта профессиональной деятельности, но он не есть и непосредственное составляющее сознания, которое конституируется для ясного, неискаженного понимания предмета в его первозданной сущности, восходящей к абсолютному знанию [11, с. 757].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Встреча Президента России В. В. Путина с участниками ежегодного Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012» (из стенограммы мероприятия) // Вестн. образования России. 2012. 21 нояб. 14 с.
2. Глазков Ю. И., Печенкина А. О. На повестке дня: Д. А. Медведев о сельской школе // Вестн. образования России. 2012. 19 окт. С. 11.
3. Кузьмин В. Работаем на страну // Рос. газета. 2012. 20 дек.
4. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2008. С. 172.
5. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Наука, 1964. Т. 16. С. 1310.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2005. С. 293.
7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 482.
8. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М., 1951. Т. 2. С. 32.
9. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Совр. литератор, 2001. С. 768.
10. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. 2. С. 739.
11. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академ. проект, 2004. С. 757.
12. Ирхин Ю. В. Психология успеха. М., 1993. С. 9.