ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 378.1
В. М. Ростовцева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАДРОВЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Охарактеризовано явление диверсификации образования, сущность ресурсного подхода в деятельности современных вузов по формированию своего педагогического кадрового ресурса, указаны условия, способствующие эффективности этой деятельности.
Ключевые слова: диверсификация образования, ресурсный подход, педагогический кадровый ресурс.
Социально-экономические преобразования современного общества, проблемы его развития непосредственно проецируются на сферу образования. Закономерным следствием этого было возникновение известного рынка образовательных услуг, ставшего популярным объектом исследования такого научного направления, как «Экономика образования». Вузы стремятся формировать свое преимущество, опираясь на всю совокупность имеющихся ресурсов. В специальной литературе наиболее представлен научный анализ и обобщен опыт передовых вузов в отношении развития материальнотехнических, научно-технических и научно-методических ресурсов.
Вопросы в связи с состоянием и улучшением качества кадрового ресурса вузов касаются в большинстве случаев управленческого персонала, совершенствования системы научной подготовки кадров и традиционной системы повышения квалификации, в частности в контексте непрерывного образования. В связи с развитием компетентностного подхода акцент перемещается на изучение профессиональных компетенций всех субъектов образования, то есть обучающихся и обучающих [5]. Обеспечение качества реализации образовательных стандартов - важная задача современных высших учебных заведений, решение которой напрямую зависит от уровня профессионализма педагогического кадрового ресурса. Успех в деятельности на опережение в разработке программ подготовки конкурентоспособных специалистов связан с необходимостью вузов маневрировать ресурсами, создавать новые направления и осваивать новые технологии «на ходу» и обусловлен наличием соответствующего потенциала. В связи с этим цель настоящей статьи заключается в том, чтобы обобщить результаты исследования причин, побуждающих современные университеты целенаправленно развивать собственный педагогический кадровый ресурс, и кратко охарактеризовать способствующие этому условия.
В ходе исследования указанной выше проблематики был выявлен целый ряд причин; из их многообразия выбраны две, которые имеют системный характер, отражают суть современных тенденций социально-экономического развития общества, непосредственно отражающихся в сфере образования. Прежде всего, это объективность и актуальность процесса диверсификации образования. Феномен, изучаемый в экономической теории, становится педагогической реальностью [1].
Институциональный аспект диверсификации нашел отражение применительно к системе подготовки специалистов в целом (Г. А. Халипов, В. Г. Кине-лев и др.), в системе начального профессионального образования (С. А. Виноградова), среднего профессионального образования (В. И. Байденко, Т. Ю. Ломакина), высшей школы (Е. Л. Кудрина, А. И. Сесёл-кин и др.), профессионального обучения безработных (Л. А. Козлова), при организации дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых вузом (О. О. Ломакина). Реализация диверсификации в процессе реформирования отечественного высшего образования заимствует, по мнению С. В. Коханов-ской, американскую образовательную модель в плане реорганизации специалитета в ступенчатую структуру.
Известно, что диверсификация - это процесс, в ходе которого учреждение, изначально действовавшее в одной сфере деятельности, приобретает долю участия в другой сфере. Для непедагогических вузов направление деятельности на развитие собственных кадров посредством создания отдельного, специально предназначенного для этого сектора деятельности в целостном образовательном процессе составляет один из путей проявления диверсификации. Следовательно, диверсификация образования, в процессе которой функционирует инновационный вуз, побуждает его к созданию собственных подсистем по развитию кадрового ресурса. В «Энциклопедии профессионального обра-
зования» (под ред. С. Я. Батышева) при интерпретации явления диверсификации подчеркивается значение факта сбалансированности применяемой модели обучения с материально-техническими и кадровыми ресурсами. Таким образом, сам процесс диверсификации образования обуславливает вторую причину, по которой современные вузы предпринимают значительные усилия по развитию своего педагогического кадрового ресурса - ресурсный подход.
Термином «ресурс» принято обозначать запас или источник средств, к которому обращаются в случае конкретной необходимости. Не подвергается сомнению тот факт, что организация либо учреждение не способны достигнуть намеченных целей, если не располагают необходимыми ресурсами. В целом ресурсообеспеченность отражает наличие средств (как материально-технических, так и человеческих) на проведение инновационных преобразований в рамках стратегии диверсификации и является важным показателем условий инновационного развития. Отношение к этим средствам-ресурсам, а также совокупность действий по определению содержания средств и их использованию составляют сущность обобщенного понимания ресурсного подхода. Человеческий фактор стал объектом изучения многих наук: первоначально ставились вопросы по созданию системы управления персоналом, затем были выдвинуты проблемы в связи с обучением и переподготовкой персонала.
Понятие ресурсообеспечения не должно сводиться к совокупности наличных ресурсов. Это прежде всего программа деятельности любого учреждения по анализу средств, выявлению требуемых качественных и количественных характеристик, преобразованию ресурсов для достижения новых целей. Этот комплекс мер осуществляется на основе строгого соподчинения целей. Нарушение указанного требования приводит к тому, что при определении цели нового направления деятельности образовательное учреждение заимствует и руководствуется исключительно экономической сущностью диверсификации, что приводит к искажению педагогической сущности ряда важных инновационных преобразований.
Механизмом, который обеспечивает эффективность использования ресурсов, является их перераспределение. Современный вуз, развивающийся в процессе диверсификации, должен сам выстраивать программы ресурсообеспечения, что отражается в образовательной стратегии. Возрастает роль педагогического мониторинга и диагностики педагогических инноваций [4]. Освоение новых направлений образовательной деятельности зачастую требует структурных изменений. Опыт по передвижению и изменению кадровых ресурсов,
безусловно, наиболее представлен на примере деятельности крупных международных компаний. Анализ аналогичной ситуации в контексте современного образования позволяет сформулировать вывод о том, что ее закономерным следствием становится возникновение внутрикорпоративного рынка труда - явление, на которое отечественная педагогика только начинает обращать внимание в связи с изучением имеющегося зарубежного опыта в этой сфере. В качестве целевой аудитории выступает преимущественно административно-управленческий аппарат, а также контингент обучающихся. Своевременным ответом на указанную проблему стала межведомственная программа «Педагогические кадры России», поскольку модернизация системы образования невозможна без повышения профессионализма педагогов, изменений в подготовке и формировании педагогического корпуса.
Условия, которые необходимо учитывать в работе по развитию вузами собственного педагогического кадрового ресурса, заключаются в следующем. Во-первых, при выдвижении целей должен соблюдаться принцип их соподчиненности. Во-вторых, эта работа принимает форму постоянного профессионального развития преподавателей, работающих в эшелоне высшего профессионального образования. Ее движущим механизмом является осознание, а также прогнозирование системных и структурных инновационных изменений, например потребностей рынка труда, содержания и номенклатуры существующих профессий, ускорение процесса устаревания знаний и т. д.
Еще одним условием является баланс между инновацией и традицией: в процессе развития и внедрения новаций в учебных заведениях личностный компонент становится ведущим в системе образования. Поэтому приоритетным направлением является формирование кадрового состава, способного реализовывать инновации и преодолевать затруднения профессионально-личностного характера, обусловленные стереотипными личностными установками.
К числу важных условий следует отнести формирование технологической готовности педагогических кадров работать по разным программам в условиях интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки как подсистемы в структуре развивающейся системы непрерывного педагогического образования и педагогической подготовки. При этом одной из задач должна стать нацеленность на карьерный рост и профессиональные достижения. С одной стороны, решение указанной задачи способствует преодолению некоторых профессиональных стереотипов, поскольку, как известно, педагогическое образование способно накладывать сильный отпечаток на всю последующую профессиональную деятельность преподава-
телей, его воздействие не снимается никакими другими факторами. С другой стороны, это важно для тех преподавателей, которые как выпускники своих вузов не имеют базового педагогического образования. Большая роль в этом принадлежит программе «Преподаватель высшей школы».
Одним из средств развития педагогического кадрового ресурса современного вуза в процессе диверсификации выступает кадровая политика в контексте ресурсного подхода. В сложившейся ситуации вузы не отказываются от пополнения кадровых ресурсов из числа выпускников педагогических университетов, однако для продвижения вперед в условиях рыночных отношений, присущей им конкуренции современный университет вынужден не только ставить вопрос о подготовке кадров для себя, но и сам решать эту проблему, создавая свое, «отличное от других лицо» [2, 3]. Активная деятельность по организации педагогической подготовки в рамках корпоративного обучения становится практическим воплощением диверсификации высшего профессионального (непедагогического) образования.
Современные условия, в которых происходит формирование педагогических кадров, являются
достаточно сложными. Следует учитывать изменение социоэкономических ориентиров в обществе, что влечет за собой новые предметно-профессиональные и культурные требования к личности специалиста в любой сфере. Социально-культурная и экономическая ситуация в стране обусловила появление негативной тенденции, выражающейся в снижении престижности педагогического образования и педагогической профессии. Системный кризис также оказывает негативное влияние на мироощущение и менталитет современного преподавателя. Однако качество подготовки педагогических кадров и уровень их профессионального соответствия перед вызовами времени являются одним из условий создания национального достояния -человеческого ресурса современного общества.
Таким образом, речь идет о кадрах новой формации, современном высоком уровне профессионально-педагогической подготовки преподавателей, характеризующемся новыми компетентност-ными качествами. Современный вуз способен создавать конкурентное преимущество в процессе диверсификации образования посредством целенаправленного развития педагогического кадрового ресурса.
Список литературы
1. Ростовцева В. М. Диверсификация как условие подготовки педагогических кадров высшей школы средствами языкового образования: монография. СПб.: Ин-т образования взрослых (ГНУ «ИОВ РАО»), 2005.
2. Колотова О. М., Герасимова Л. А. Организация учебного процесса в системе непрерывного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 2. 2011. С. 30-35.
3. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 12. 2010. С. 5-11.
4. Журавская Н. Т. Педагогический мониторинг и диагностика педагогических инноваций в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 11. 2009. С. 5-11.
5. Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 1. 2011. С. 59-62.
Ростовцева В. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.03.2011.
V. M. Rostovtseva
PEDAGOGICAL HUMAN RESOURCE OF MODERN UNIVERSITY IN THE PROCESS OF DIVERSIFICATION IN EDUCATION
The article handles the notion of diversification in education, the essence of resource approach to the activity of modern higher institutions targeted at the formation of pedagogical human resource, and reviews the conditions contributing to the effectiveness of the activity.
Key words: diversification of education, resource approach, pedagogical human resource.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]