УДК 378.4.126
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
© 2013 В.М.Ростовцева
Томский политехнический университет
Статья поступила в редакцию 30.05.2013
В статье охарактеризованы возможные ориентиры деятельности инновационного непедагогического университета по совершенствованию профессиональной подготовки своих преподавательских кадров как ответ на «вызовы времени».
Ключевые слова: преподавательские кадры, инновационный университет, научно-педагогический ориентир, кадровый потенциал, инновационный потенциал.
Качество преподавательских кадров для системы образования - это задача, которая сохраняет свою актуальность в контексте любой эпохи, находящейся в расцвете или испытывающей кризисное состояние. Переход обществ от одного этапа цивилизационного развития к другому не составляет исключения. Целый комплекс наук занимается проблематикой профессионального педагогического образования, профессиональной подготовки и переподготовки тех, кто формирует и развивает образовательный потенциал страны. Развитие идеи «экономики знаний» обуславливает новый взгляд и повышенные требования ко всем уровням системы профессионального образования: обновление содержания профессионального образования воплощено в стандартах нового поколения, провозглашается приоритет инновационной деятельности в образовании и происходят значительные институциональные изменения.
Возникновение разнообразных видов учреждений высшего профессионального образования является одним из путей реализации указанной идеи - «исследовательский университет», «исследовательский университет инновационного типа», «национальный исследовательский университет», «научно-исследовательский инновационный университет», «академический инновационный университет». Общей платформой указанного разнообразия является то, что все перечисленные виды относятся к категории инновационного университета. Инновационный -это не статус вуза, это своеобразная характеристика деятельности современного университета, обусловленная процессом диверсификации образования. Поэтому пристальное внимание обращено к инновационному университету как
° Ростовцева Вероника Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: [email protected]
явлению в современной образовательной парадигме. Процесс подготовки преподавательских кадров для инновационного университета педагогическая общественность фактически только начинает обсуждать в рамках научно-практических конференций, это новая задача, которая прежде не ставилась. Поэтому поиск её решения осуществляется как внутри системы профессионального педагогического образования, например, через программы магистерской подготовки студентов будущих преподавателей, так и вне его посредством новых направлений деятельности самих инновационных университетов, не являющихся педагогическими, например, программа «Преподаватель высшей школы».
В контексте непрерывного образования принципиально важным становится не только получение профессионального образования, но и непрерывный процесс совершенствования подготовки преподавательских кадров. Для инновационного университета подобная задача имеет принципиальное значение. Следовательно, важно определить научно-педагогические ориентиры его деятельности по осуществлению и совершенствованию этого процесса. Под термином «ориентир» мы понимаем мотивацию и создание условий для осуществления подготовки преподавательских кадров с целью обеспечить успешное позиционирование инновационного университета в ситуации современных рыночных отношений посредством создания собственного конкурентного преимущества. Научно-педагогический ориентиры конкретизируют цель и направления совершенствования процесса подготовки преподавательских кадров в связи с конкретным мотивом. На основании этого научно-педагогические ориентиры целесообразно распределить на несколько групп: парадиг-мальные, стратегические, тактические. Цель настоящей статьи мы видим в том, чтобы охарактеризовать парадигмальные ориентиры.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(3), 2013
Парадигмальные ориентиры обусловлены новизной ситуации, которая заключается в смене образовательной парадигмы и усилением факторов, побуждающих современный университет в инновационной деятельности. В совокупности это принято называть «вызовами времени»: усиление глобальной конкуренции, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии при снижении влияния многих традиционных факторов роста, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Ориентиры деятельности инновационного университета в ответ на эти вызовы указаны в тексте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»1. Указанный документ предопределяет три парадигмальных ориентира.
Первый ориентир - обеспечить качественное образование для развития человеческого потенциала России при переходе к прагматической модели университета, ориентированной на создание инновационной социально ориентированной экономики. Развитие человеческого потенциала применительно к сфере высшего образования предусматривает системные преобразования, имеющие целью повысить конкурентоспособность кадрового потенциала инновационного университета. В связи с этим, совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава должно опираться на широкий спектр видов его потенциала и обеспечивать неразрывную связь с мировой фундаментальной наукой, ориентироваться на формирование творческой социально ответственной личности.
В педагогике, психологии, а также социологии и экономике предметом исследования выступают научно-педагогический, научно-методический, личностный, коммуникативный, аксиологический и некоторые другие виды. В научный оборот введено понятие «инновационный потенциал» преподавателя. Однако этот вид потенциала чаще рассматривается применительно не к отдельному, а к коллективному субъекту образования, что, по нашему мнению, наибольшим образом соответствует парадигмаль-ному ориентиру. В исследованиях инновационного потенциала вуза преимущество на стороне научных работ по экономике - М.А.Дов-летмурзаева (2005), В.А.Начаркин (2005), Е.Г.Богдановский (2009). С позиций педагоги-
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.gov.ru / minec / activity / sections / strategicplanning / concept / d oc20081117 01 (Дата обращения: 25.04.13).
ки этот вид потенциала представлен в диссертации А.Н.Ахренова (2003).
Поскольку рассматриваемый ориентир направлен на развитие человеческого потенциала, то в данном плане важна постановка вопроса о развитии кадрового потенциала современного университета вообще и инновационного университета, в частности. В силу объективных причин современная высшая школа вовлечена в рыночные отношения, поэтому вполне закономерно, что вопросы управления её кадровым потенциалом, стимулирования процесса его развития остаются в зоне внимания экономики образования как науки - Т.Г.Аржакова (2001), О.Б.Главатских (2002), Г.Н.Селянская (2003), А.В.Купера (2007), социологии - В.В.Деркач, (2001), Н.И.Прыткова (2007) и другие. Наряду с этим появились собственно педагогические исследования кадрового потенциала современного вуза - Л.М.Звезда (2004), Л.В.Непом-нящая (2005), А.В.Кириллов (2007), Т.А.Ци-нарева (2010) и другие. Изучение кадрового потенциала раскрывает не только вопросы подготовленности преподавателей к успешному выполнению новых функций в настоящий момент, но и перспективу их возможностей. Реализация опережающих программ в инновационном университете требует выявления и развития соответствующего вида преподавательского кадрового потенциала.
Второй научно-педагогический ориентир деятельности инновационного университета по совершенствованию подготовки профессорско-преподавательского состава заключается в создании высококонкурентной институциональной среды. Это новое явление для системы образования, поскольку в предшествующей образовательной парадигме централизованное планирование и система государственного заказа исключали для высших учебных заведений фактор конкуренции в истинном его понимании. В педагогике широко изучались вопросы подготовки студентов в контексте самой среды, либо формировалась их готовность к будущей деятельности в конкретной среде, например, образовательной, академической, поликультурной, культуросообразной, информационной и т.д. С позиции профессиональной деятельности преподавателя инновационного университета такая среда обуславливала потребность обновления содержания образования и выбор соответствующих технологий обучения. Высококонкурентная институциональная среда - это совсем иное явление. Она представляет собой совокупность профессиональных, социальных, экономических условий, которые оказывают влияние на деятельность преподавателя в вузе. Формирование «внутреннего рынка университета»
создаёт основу для такого явления как конкуренция кадров. В связи с происходящими социально-экономическими трансформациями в современном обществе требуется дополнительное исследование этого фактора применительно к деятельности инновационного университета и связанных с этим приоритетных задач по развитию его преподавательских кадров. В основу совершенствования подготовки преподавательских кадров для инновационного университета должен быть положен принцип адресности инструментов ресурсной поддержки.
Третий ориентир - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, которую инновационный университет со своей стороны должен обеспечить конкурентоспособной продукцией нового качества, используя имеющиеся ресурсы. Термин «продукция» понимается достаточно широко - это кадры выпускников - специалистов для отраслей экономики, конкретные проекты и новые технологические разработки, способствующие инновационному развитию экономики. Система образования на всех её уровнях должна соответствовать перспективным тенденциям экономического развития, поэтому инновационный университет должен обновлять организационно-экономические механизмы. Деятельность университета по совершенствованию подготовки преподавательских кадров должна быть направлена на развитие полифункциональности и метадеятельности профессорско-преподавательского состава, вовлекать студентов и преподавателей в выполнение фундаментальных и прикладных исследований. Успех этой деятельности во многом зависит от принципов, на которых она строится. Одним из наиболее важных в дидактике и педагогике признается принцип адекватности: получить продукт деятельности можно только через деятельность. Поэтому, обеспечивая вклад в структурную диверсификацию экономики средствами отрасли образования, инновационный университет сам должен знать закономерности, при-
сущие явлению диверсификации, и использовать их в процессе модернизации образования как оптимальный механизм адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Четвертый ориентир - участие инновационного университета в мировом образовательном пространстве, укрепление и расширение его позиций на международном рынке образовательных услуг, готовность к глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к требованиям и запросам меняющегося мира. Важными показателями продвижения университета в указанном направлении являются: 1) привлечение иностранных студентов и получение от этого реальной прибыли; в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что целесообразно увеличить до 5 процентов общего числа студентов долю иностранных студентов, которые обучаются в России; 2) создание институциональных условий для академической мобильности студентов и преподавателей, что активизирует развитие двусторонних и многосторонних связей между университетами-партнерами; 3) аккредитация программ профессионального образования в различных международных ассоциациях, деятельность которых официально признана в Российской Федерации.
Современный инновационный университет должен стремиться стать научно-образовательным центром мирового уровня. Для этого наряду с интеграцией передовых научных исследований и образовательных программ, он должен сам решать кадровые задачи. В их числе формирование и комплексное развитие компетенций, обеспечивающих межкультурный профессиональный диалог, продвижение университета в международной образовательной среде посредством личного участия преподавателей в международных конференциях, профессиональных форумах, через публикационную активность и т.д.
PARADIGMATIC SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL OBJECTIVES OF THE TEACHING STUFF TRAINING IMPROVEMENT FOR INNOVATIVE UNIVERSITY
© 2013 V. M.Rostovtseva"
Tomsk Polytechnic University
The article describes the possible objectives of innovative non-pedagogical university in order to improve the training of their teachers as a response to the «challenges of our time».
Key words: teaching staff, innovative university, research and pedagogical objectives, human resources.
Veronika Mikhailovna Rostovtseva, PhD of Pedagogical Science, Associate Professor, Department of Foreign Languages. E-mail: [email protected]