УДК 378.6:005.96:005.332.4
В. М. Ростовцева
КОНКУРЕНТНОЕ КАЧЕСТВО КАК ВЕКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА ПО РАЗВИТИЮ СОБСТВЕННОГО КАДРОВОГО РЕСУРСА
Обобщены данные контент-анализа по проблематике развития современного вуза в условиях конкурентного характера рыночных отношений. Охарактеризована роль кадрового ресурса в формировании конкурентного качества и деятельность вуза их по развитию.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, конкуренция вузов, конкурентное качество, конкурентоспособность, конкурентное преимущество.
Фактор конкуренции объективно неизбежен в связи с вовлечением системы образования в рыночные отношения. Глобализационные процессы непосредственно влияют на состояние рынков, характеризуют их специфику в каждый конкретный момент общественно-исторического развития, определяют изменение потребностей субъектов рынка. В результате развития рыночной экономики деятельность вузов связана с рынком труда и рынком образовательных услуг, их наличие стало постоянным источником конкуренции. Обладание конкурентными качествами становится одной из стратегических задач современного вуза: их поиск, сохранение и развитие являются важным вектором его деятельности. Цель настоящей статьи мы видим в обосновании указанной идеи. В качестве первого шага уточним сущность понятия «конкурентное качество современного вуза».
По нашему мнению, конкурентное качество вуза следует понимать как совокупность ряда свойств, характеризующих его деятельность и отражающихся в принятии решений, результаты которых обеспечивают эффективность, продуктивность, устойчивость, а также лабильность, которая представляет собой способность вуза к своевременным и быстрым преобразованиям в своей структуре. В последние несколько лет показатель эффективности рассматривается сквозь призму ре-сурсоэффективности. Роль использования всех видов ресурсов значительно возрастает. Проблематика формирования конкурентных качеств современного вуза на базе развития, перераспределения и маневренности имеющегося кадрового ресурса приобретает особую актуальность. Поэтому в деятельности современного вуза появляется новое направление - развитие кадрового ресурса с целью создания конкурентного качества в конкретной ситуации рыночных отношений в сфере образования. Таким образом, в силу неизбежности фактора конкуренции конкурентное качество современного вуза целесообразно как вектор его деятельности по развитию собственного кадрового ресурса.
Сущность конкуренции заключается в соперничестве вузов между собой в процессе достижения
сходных целей. Сходство целей обусловлено отраслевой принадлежностью. Предметом соперничества выступает стремление получить преимущество. Преимущество рассматривается как превосходство, выраженное в конкретном позитивном качестве, представляющем отдельное достоинство его обладателя. Благодаря наличию такого качества вуз получает перевес в свою пользу в ситуации конкуренции. Соперничество возникает между вузами - субъектами рынка и принимает форму конкурентной борьбы (И. Г. Асадуллина, М. В. Радченко, И. М. Растворцев и др.). Поскольку современный вуз позиционируется на двух рынках -труда и образовательных услуг [2], то это определяет разный характер конкуренции и вырабатываемых ею норм и правил. Экономические отношения рынка труда обусловливают интерес вузов к материальной выгоде, в то время как образовательная услуга измеряется не только финансовой категорией прибыли, но также интеллектуальной, культурной, духовной составляющей, что в значительной степени повышает роль процесса развития кадрового ресурса современного вуза в направлении создания конкурентного качества. В связи с этим важно обратиться к решению еще одной задачи -обоснованию самой способности вуза создавать конкурентное качество.
Изменение требований к качеству рабочей силы на рынке труда формирует новый спрос на рынке образовательных услуг и побуждает систему образования реагировать на них. Системные отношения внутри отрасли не могут быстро меняться, поскольку система образования признается одной из наиболее «консервативных» систем, в которой осуществление изменений сталкивается с многими препятствиями, обусловленными силой традиций. Для процессов реформирования и модернизации требуется время, что не удовлетворяет сиюминутные интересы рынка и становится одной из причин отставания образования как отрасли от возникающей общественной потребности. Однако отдельные учреждения способны обеспечить быстрое реагирование на рыночный спрос; специалисты отмечают, что чем крупнее вуз, тем меньше он риску-
ет в связи с открытием нового направления деятельности. Процесс укрупнения университетов, появление университетских комплексов и конгломератов вполне могут рассматриваться как признаки конкуренции на рынке образовательных услуг и рынке труда. Следствием конкуренции является проблема конкурентоспособности современного университета. Поэтому следующий шаг в достижении поставленной нами цели связан с интерпретацией указанного выше термина в контексте деятельности современного вуза по развитию собственного кадрового ресурса.
Конкурентоспособность современного вуза мы понимаем как его способность отвечать требованиям конкурентных рынков - рынка образовательных услуг и рынка труда. Понятие конкурентоспособности трактуется как совокупность конкурентных качеств, целенаправленное развитие которых составляет суть конкурентоспособности современного университета. Успех в конкуренции обеспечивает конкурентное преимущество. Известно, что конкурентоспособность обусловлена многими факторами, в числе которых принято указывать ресурсное обеспечение образовательной деятельности вуза, качество подготовки выпускников, ситуация на рынке, колебания спроса, имидж вуза, а также мода на отдельные профессии и др. Все факторы можно распределить на две группы - экономические и академические. Экономические факторы изучаются в специальных научных работах в области экономики образования и не являются предметом нашего анализа. Академический фактор целесообразно понимать не только как наличие научно-исследовательских программ, оригинальных разработок, квалифицированных преподавательских кадров, но прежде всего как наличие системы, позволяющей достигать необходимого качества педагогического кадрового ресурса. По своему характеру это качество является конкурентным и важно для конкурентоспособности вуза, поскольку способствует достижению, с одной стороны, эффективности образовательного процесса на каждом этапе развития современного вуза, а с другой - маневренности ресурсов с целью освоения новых направлений образовательной деятельности, разработки и внедрения новых образовательных программ. В целом это определяет наличие перспектив роста.
Безусловно, разнообразие факторов предполагает их разный удельный вес в плане организации деятельности современного университета по развитию своего кадрового ресурса. В условиях рынка образовательных услуг собственно образовательная услуга является продукцией и может быть охарактеризована с позиции ее конкурентоспособности. Как показал контент-анализ специальных
научных исследований в данной области, Л. А. Суворова рассматривала задачи обеспечения конкурентоспособности предлагаемых вузами образовательных услуг в связи с разработкой пути ее формирования; М. И. Поляков разработал ее модель и методы оценки. Представляет интерес проекция проблематики конкурентного преимущества образовательных услуг на поведение субъектов рынка образовательных услуг. Сегодня реализовывать концепцию управления образовательными услугами, ориентированного на потребителя, значит формировать конкурентоспособность университета наравне с усилиями по модернизации материально-технической базы учебного процесса.
Многие научные работы в этом направлении связаны с проблематикой проектирования системы менеджмента качества образовательных услуг (Е. И. Гущина, С. И. Захаренкова, О. В. Сагинова, В. В. Серватинский и др.). Фактор конкуренции выводит на первый план вопросы управления изменениями в системе обучения и создания систем управления качеством образования, поэтому важная роль принадлежит маркетинговым исследованиям (Л. Н. Деревягина, В. Н. Зотов, С. А. Мамонтов, Л. А. Поликарпова, Н. В. Третьякова, А. А. Швагирева и др.). В них поднимается широкий круг вопросов о средствах, с помощью которых становится возможным:
- организовать маркетинговое взаимодействие вуза с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда; проблемы взаимоотношений вузов и рынка труда становятся постоянной темой дискуссий, поскольку именно рынок формулирует требование конкурентоспособности специалистов, следовательно, влияет на критерии, принимаемые за основу при оценке качества подготовки в образовательных учреждениях;
- разрабатывать стратегию и тактику маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг, в том числе негосударственных, появление и укрепление позиций которых на рынке рассматривается как фактор обострения конкуренции на российском рынке образовательных услуг.
Стратегии поведения вузов на рынке образовательных услуг и пути повышения их конкурентоспособности являются объектом либо предметом научных исследований В. Н. Зотова, Н. В. Кирюшкиной, О. А. Костенко и некоторых других авторов. В условиях интеграции образования и сферы экономики высшие учебные заведения имеют тенденцию к преобразованиям, которые превращают вуз в многопрофильную организацию, занимающуюся учебной, научно-исследовательской, научно-практической, консультационной, коммерческой и посреднической деятельностью. Главным образом, это относится к поколению инновационных вузов,
которые начинают проявлять повышенный интерес к идее создания малых предприятий, инновационных фирм, по отдельным видам работ создаются временные творческие коллективы.
Следствием перечисленных выше обстоятельств становится появление в структуре вуза новых подразделений, цель которых - ускорить процесс адаптации к условиям рынка посредством перераспределения имеющихся ресурсов либо создать новую ресурсную базу. Поэтому вполне закономерным становится появление отдельных научных исследований в области управления предпринимательской деятельностью высших учебных заведений (Э. О. Цатурян). Все чаще высказывается мнение и доказывается значимость предпринимательского аспекта деятельности. В этом плане выполнены диссертационные работы Н. М. Куршие-вой, Е. В. Белоусовой, И. А. Ивченко, О. В. Орловой и др. В научный оборот введено понятие образовательного антрепренерства в системе российского высшего образования, доказана необходимость различать виды коммерческой, предпринимательской, образовательной и антрепренерской деятельности учебных заведений на рынке образовательных услуг (А. И. Коваленко).
Вместе с этим результирующим продуктом всего образовательного процесса принято считать подготовленного выпускника как будущего специалиста, конкурентоспособность которого [1] коррелирует с конкурентоспособностью вуза. Мы разделяем мнение А. Туркот о том, что конкурентоспособность выпускников на рынке труда и наличие высокого научно-педагогического, технологического, учебно-методического и кадрового потенциала выступают необходимыми условиями достижения высокого уровня конкурентоспособности вуза [3, с. 8]. Указанная трактовка конкурентоспособности вуза исключительно важна для интерпретации конкурентного преимущества, которое обусловлено ролью педагогических кадров как важной составляющей ресурсного обеспечения.
Вопросы состояния и улучшения качества кадрового ресурса вузов касаются в большинстве случаев управленческого персонала и деятельности традиционной системы повышения квалификации. В этом плане изучалась возможность подготовки конкурентного преимущества персонала на основе применения персонал-технологий, но исключительно в системе бизнес-образования (М. Магура). Известно, что персонал-технологии
направлены на решение вопросов по управлению кадрами, где управленческая деятельность часто рассматривается с достаточно жестких позиций, включающих элементы конфронтации, борьбы за перехват и удержание управленческих функций. Применительно к формированию конкурентных преимуществ преподавательского кадрового ресурса, вектор подготовки должен быть иной - он направлен на диалоговые технологии, на преодоление и предотвращение возможной конфронтации.
Как показывают наблюдения за развитием современной образовательной системы в целом, вузы прибегают к персонал-технологиям при обучении части своего кадрового состава (руководителей разных уровней) в тех случаях, когда ставят перед собой цель внедрения системы менеджмента качества. Персонал-технологии направлены на обучение кадров, на привитие им новых профессионально-личностных качеств, необходимых работникам администратино-управленческого аппарата в новых условиях деятельности университета. Несмотря на несомненные достоинства персонал-технологий, они характеризуются некоторыми ограничительными аспектами. Например, им не свойственны такие характеристики, как «широта вовлечения», «массовость», присущие традиционной системе повышения квалификации. Однако программа ФПК в большей степени ориентирована на профессионально-предметную область подготовки, в то время как для современного университета востребованы формы обучения в команде с целью формирования команд для предстоящей инновационной деятельности и реализации конкурентного преимущества уже всего вуза в целом. В данной ситуации процесс развития кадрового ресурса неразрывно связан с феноменом корпоративности. При определенных условиях представляется возможным включить ФПК в систему корпоративного обучения, но быть его эквивалентной заменой оно не в состоянии.
Таким образом, фактор неизбежности конкуренции в развитии современных вузов обусловливает как направление, так и содержание их деятельности по развитию собственного кадрового ресурса, а возможность его перераспределения и маневренности выступает важной основой формирования разнообразных конкурентных качеств современного вуза, совокупность которых обеспечивает его конкурентное преимущество в современной социально-экономической ситуации.
Список литературы
1. Рахуба Л. Ф. Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «конкурентоспособный» специалист // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 85-88.
2. Ростовцева В. М. Современные научные исследования рынка образовательных услуг в контексте педагогической герменевтики // Там же. 2012. Вып. 4. С. 93-96.
3. Туркот А. Управление конкурентоспособностью высших учебных заведений на основе стандартизации дистанционного образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.
Ростовцева В. М., кандидат педагогических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.03.2013.
V. M. Rostovtseva
COMPETITIVE QUALITY AS INDICATOR OF MODERN UNIVERSITY’S ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF STAFF RESOURCES
The article is the result of content-analysis concerning the development of modern university under the conditions of education services market. The role of staff recourses is characterized through the competitive features and the activities of modern universities and their development.
Key words: education services market, higher educational establishments, competitive features, competitiveness, competitive advantage.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]