Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания готовности курсантов образовательных организаций МВД России к противодействию героизации нацистских преступников'

Педагогические условия воспитания готовности курсантов образовательных организаций МВД России к противодействию героизации нацистских преступников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ НЕТЕРПИМОСТИ / НАЦИСТСКИЕ ПРЕСТУПНИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГЕРОИЗАЦИИ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ / EDUCATION OF INTOLERANCE / NAZI CRIMINALS / COUNTERACTING OF NAZI CRIMINALS GLORIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников Владимир Стефанович

Нацизм это мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Нацизм, во всех формах его проявления, есть преступление, посягающее на жизнь и свободу, честь и достоинство личности, мир и безопасность человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). В настоящее время деятельность Российской Федерации направлена на борьбу с деятельностью сторонников нацизма, реабилитацией нацизма, нацистских преступников и их пособников, а равно пресечение попыток распространения нацизма в любой форме. В данной статье рассматриваются вопросы противодействия тенденции к героизации нацистских преступников. Рассмотрена история возникновения нацистского течения. Предложены психологопедагогические условия формирования готовности противодействия к героизации нацистских преступников у курсантов вузов МВД России. По нашему мнению, необходимо разработать психо-лого-педагогический инструментарий для достижения поставленной цели формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников. Как видно из материалов, представленных выше, основным контингентом, подверженным влиянию нацисткой идеологии, является студенческая молодежь. Поэтому, прежде всего, нам видится необходимым выявить психолого -педагогические условия воспитания нетерпимости к героизации нацистских преступников для дальнейшего внедрения этих условий в образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейников Владимир Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF THE RUSSIA MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO COUNTER THE NAZI CRIMINALS GLORIFICATION

Nazism is a world view built on top of the world some nation (race or people) and standing up for the use of repressive measures in relation to the rest of humanity. Nazism, in all its forms, is a crime against life and freedom, honor and dignity, the peace and security of mankind. The condemnation of Nazism is based on these repressive measures and on the fact that there is no way to get out of the group of oppressed people, belonging to which is usually determined at birth (initially, at racial or ethnic characteristics). Currently, the Russian Federation's activities aimed at combating the activities of supporters of Nazism, the rehabilitation of Nazism, Nazi criminals and their accomplices, as well as preventing the spread of Nazism in any form. The article deals with the issues of combating the tendency to glorification of Nazi criminals. The history of the emergence of the Nazi tide. Offered psychological-pedagogical conditions of formation of readiness to counter the Nazi war criminals glorification at the Ministry of Internal Affairs of cadets of high schools. In our opinion, it is necessary to develop psychological and pedagogical tools for achieving the goal of readiness to counter the glorification of Nazi criminals. As it gets evident from the materials listed above, the main contingent, exposed to the Nazi ideology is student's youth. So, first of all, we see it necessary to reveal psycho-pedagogical conditions of upbringing of intolerance to glorify Nazi criminals to further their introduction into the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания готовности курсантов образовательных организаций МВД России к противодействию героизации нацистских преступников»

УДК 378

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-207-214

ОЛЕЙНИКОВ Владимир Стефанович Санкт-Петербургский университет МВД России г. Санкт-Петербург, Россия ivanenko.ta@mail.ru

Vladimir S. OLEYNIKOV St. Petersburg University of the Russian Ministry of

Internal Affairs St. Petersburg, Russia ivanenko.ta@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕРОИЗАЦИИ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Нацизм - это мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Нацизм, во всех формах его проявления, есть преступление, посягающее на жизнь и свободу, честь и достоинство личности, мир и безопасность человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). В настоящее время деятельность Российской Федерации направлена на борьбу с деятельностью сторонников нацизма, реабилитацией нацизма, нацистских преступников и их пособников, а равно пресечение попыток распространения нацизма в любой форме. В данной статье рассматриваются вопросы противодействия тенденции к героизации нацистских преступников. Рассмотрена история возникновения нацистского течения. Предложены психолого-педагогические условия формирования готовности противодействия к героизации нацистских преступников у курсантов вузов МВД России. По нашему мнению, необходимо разработать психолого-педагогический инструментарий для достижения поставленной цели формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников. Как видно из материалов, представленных выше, основным контингентом, подверженным влиянию нацисткой идеологии, является студенческая молодежь. Поэтому, прежде всего, нам видится необходимым выявить психолого-педагогические условия воспитания нетерпимости к героизации нацистских преступников для дальнейшего внедрения этих условий в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова: воспитание нетерпимости, нацистские преступники, противодействие героизации нацистских преступников

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF THE RUSSIA MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO COUNTER THE NAZI CRIMINALS GLORIFICATION

Nazism is a world view built on top of the world some nation (race or people) and standing up for the use of repressive measures in relation to the rest of humanity. Nazism, in all its forms, is a crime against life and freedom, honor and dignity, the peace and security of mankind. The condemnation of Nazism is based on these repressive measures and on the fact that there is no way to get out of the group of oppressed people, belonging to which is usually determined at birth (initially, at racial or ethnic characteristics). Currently, the Russian Federation's activities aimed at combating the activities of supporters of Nazism, the rehabilitation of Nazism, Nazi criminals and their accomplices, as well as preventing the spread of Nazism in any form. The article deals with the issues of combating the tendency to glorification of Nazi criminals. The history of the emergence of the Nazi tide. Offered psychological-pedagogical conditions of formation of readiness to counter the Nazi war criminals glorification at the Ministry of Internal Affairs of cadets of high schools. In our opinion, it is necessary to develop psychological and pedagogical tools for achieving the goal of readiness to counter the glorification of Nazi criminals. As it gets evident from the materials listed above, the main contingent, exposed to the Nazi ideology is student's youth. So, first of all, we see it necessary to reveal psycho-pedagogical conditions of upbringing of intolerance to glorify Nazi criminals to further their introduction into the educational process.

Keywords: education of intolerance, Nazi criminals, counteracting of Nazi criminals glorification

Учитывая угнетенное психоэмоциональное состояние немецкой нации после обидного проигрыша в Первой мировой войне, характеризующееся чувством уязвленного национального самолюбия, оскорбленной чести, разочарования, стыда, «упоением» собственными бедами, нацисты приступили к созданию мифологем и тотальной фальсификации. Для мобилизации и внутреннего единения немецкой нации, по мнению нацистов,

требовалась символическая репрезентация прошлого, которая в действительности носила ярко выраженный спекулятивный характер [11].

Нацизм в вопросе его отношения к нации принято считать радикальной формой национализма, когда к любви по отношению к собственному народу, тяге к национальному самосознанию и чувству общности с его представителями добавляется чувство крайней уверенности в превосходстве своей нации над другими и ненависти к ним. Помимо этого нацизм также включает в себя расизм и антисемитизм [26]. В специальных памятках для солдат и офицеров вермахта утверждалось следующее: «У тебя нет сердца и нервов - на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай» [14].

С 1933 г., то есть с момента прихода к власти Гитлера, началась массовая эмиграция немецких ученых. Она продолжалась до 1940 г. и привела к выезду из страны огромного числа выдающихся ученых. Только нобелевских лауреатов уехало 29 из 32 имевшихся, то есть 90%! Также уехало множество выдающихся ученых - не лауреатов. Назовем фамилии некоторых ученых, навсегда покинувших в эти годы Германию: физики А. Эйнштейн, Г. Бете, М. Борн, Л. Мейтнер, О. Штерн, Э. Теллер, математики Дж. фон Нейман, Р. Курант, механик Т. фон Карман, химики Ф. Габер, О. Майергоф, Р. Вильштеттер, психолог Э. Фромм, психиатр З. Фрейд [6]. В результате произошло разрушение крупнейших, всемирно известных немецких научных школ, и Германия утратила способность выполнять крупномасштабные научно-технические проекты. Значительное число крупных немецких ученых, «чистых арийцев», которым в стране ничто физически не угрожало, также предпочли эмиграцию, поскольку не могли принять нацизм [1]. При этом подавляющее большинство эмигрантов после падения нацизма в 1945 г. не вернулись на родину, так как не могли простить немцам массовой поддержки гитлеровского режима. В результате всех описанных событий немецкая наука потеряла статус ведущей науки в мире, уступив его США. И подобно тому, как в конце XIX - начале XX в. молодые люди со всех концов света приезжали для повышения своей научной квалификации в Берлин, Геттинген, Гей-дельберг, теперь они стали с этой целью приезжать в Нью-Йорк, Массачусетс, Гарвард [6].

Из-за запрета Гитлера на любые контакты граждан рейха с Нобелевскими комитетами немецкие ученые, получившие Нобелевские премии во времена нацизма в Германии, были вынуждены, под давлением гестапо, отказаться от наград и получили их лишь после окончания Второй мировой войны и краха нацистского режима [6, с. 202].

Нацистский режим нанес Германии огромный экономический, политический и психологический ущерб, ввергнув страну в мировую бойню и причинив ее народу неисчислимые страдания. Немецкий народ сделал правильные выводы из постигшей его катастрофы и после Второй мировой войны решительно отказался от своего нацистского прошлого, отвергнув любые возможные проявления политического радикализма. Это позволило возродить в стране демократическое общество и построить мощную экономику. Однако наука в послевоенной Германии оказалась на несравненно более низком уровне, чем в донацистские времена [6, с. 203].

Зарубежные и отечественные исследователи нацизма отмечают очевидные тенденции усиления его влияния не только на общественно-политическую жизнь стран Западной Европы, но и России. При этом, по их мнению, рост и укрепление субкультуры нацизма в России наблюдается с начала 90-х годов ХХ столетия [13].

Относительное улучшение в разные годы материального положения людей в странах Запада, да и теперь в России, не решает проблемы, так как отсутствие стабильного роста производства, опасности кризиса, периодический спад в экономике, постоянная безработица, возможность военных авантюр ставят под угрозу достигнутые экономические и социальные завоевания. В такие периоды подавляющая часть населения отстраняется от достижения культуры, ей навязываются подделки, рассчитанные на духовное закабаление масс [5].

Основной причиной роста приверженцев нацизма, героизации их ярких представителей, по мнению большинства исследователей, конечно же, является пропаганда в СМИ, социальных сетях [15]. «Манипулирование общественным сознанием при помощи средств массовой информации является одним из способов построения национальной идентичности. <...> Следствием формирования национальной идентичности во многих случаях выступает национализм, который обсуждается в СМИ гораздо чаще, нежели идентичность» [2]. Внушение имеет особый успех в том случае, когда оно накладывается на сознание индивида, обладающего неразвитым сознанием, а таковое предполагает, в свою очередь, человека, мало читающего и мало думающего [5]. Здесь очень важно объединение усилий самых разных направлений, напрямую занимающихся формированием личности, ее мировоззрения. Личности творческой, способной самостоятельно принимать правильное, взвешенное решение в определенных обстоятельствах, свободной от тлетворных влияний западной массовой культуры [5]. Нравственно-правовая культура личности как основа ее профессиональной деятельности, вне зависимости от выбранной специализации, играет важную роль, раскрывая нравственные начала правоотношений, складывающихся в различных сферах жизни, оказывает положительное воздействие как на законодательство, так и на борьбу против экстремизма [7].

Чем дальше уходит в прошлое драматический 1941 год и события Великой Отечественной войны, тем более значительными становятся ее социально-политические итоги, экзистенциально-онтологические смыслы, морально-этические цели и величайшие достижения - это мир во всем мире [16].

Вызывает педагогическое потрясение тот факт, когда выясняется что для студентов и курсантов город с названием Освенцим не отождествляется с ужасами войны и страданиями людей. Названия фашистских концлагерей (Бухенвальд, Аушвиц и т.д.) не вызывают у получающей высшее образование публики ни капли интереса и печали [9].

Еще большие опасения вызывают факты героизации нацистских преступников, очень распространенные в настоящее время на Украине и ряде других бывших союзных республиках.

Эволюция человека характеризуется огромным набором задатков и способностей, необходимых для восприятия окружающего. Они присущи каждому рождающемуся на свет, но далеко не в одинаковой мере. Учет их чрезвычайно важен для воспитания, формирования, своевременного корректирования складывающегося характера. Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что создавшаяся сегодня в науках о человеке для многих неожиданная, в высшей степени серьезная, сложная и внутренне противоречивая ситуация требует ясных и принципиальных, а не временных и прагматических решений. Нельзя переделывать сознание личности, не апеллируя к индивидуальности, не делая сознание активным участником собственного самосовершенствования. Всякая иная позиция, всякая попытка перестройки сознания в обход личности означает превращение человека из активного субъекта в пассивный объект, лишенный важнейших признаков и атрибутов: его верности своему эмоциональному и интеллектуальному прошлому и настоящему. Отсюда - и страх войти в мир, где ты сам - знающий - в ответе за свои решения, в мир, где мерой вещей является именно ценность личности. Обыденное сознание, будучи в определенной мере ограниченным, не критичным, консервативным, содержащее в себе противоречивые воззрения, может оказаться благодатной почвой для воздействия со стороны массовой культуры, которая, применяя достижения современной науки и техники, располагает в настоящее время широким и разнообразным арсеналом средств и методов, используя их в полную силу для антигуманных целей [5].

Для насаждения идеалов и ценностей западного образца используются негативные стороны обыденного сознания, которые уводят людей в призрачный мир иллюзий, далекий от реальных проблем действительности, формируя тем самым вульгарные, низкопробные вкусы, потребительское отношение к жизни. Западная пропаганда порой весьма успешно спекулирует на этом, извращая, фальсифицируя реальные события, подтасовы-

вая факты. Подобные тенденции служат питательной средой для проникновения и усвоения обыденным сознанием различного рода националистических, расистских и шовинистических идей [5].

Нацизм и фашизм являются одной из самых трагических страниц мировой, европейской и российской истории, поэтому их негативная политико-правовая оценка вполне логична и оправданна. Но при этом практическая реализация замысла воспитания нетерпимости к героизации нацистских преступников требует компетентности и профессионализма [12]. Прежде всего, по нашему мнению, необходимо разработать психолого-педагогический инструментарий для достижения поставленной цели формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников. Как видно из материалов, представленных выше, основным контингентом, подверженным влиянию нацисткой идеологии является студенческая молодежь. Поэтому, прежде всего, нам видится необходимым выявить психолого-педагогические условия воспитания нетерпимости к героизации нацистских преступников для дальнейшего внедрения этих условий в образовательный процесс вуза.

Наиболее благодатной почвой для достижения целей нашего исследования нам представляются курсанты вузов МВД и войск национальной гвардии, как образец дисциплинированности и правильного восприятия политики государства, в то же время обладающие всеми свойствами студенческой молодежи нашего государства.

Педагогические условия направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса. При характеристике педагогической системы выделяют различные группы условий. В частности, по сфере воздействия выделяют две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (при-родно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические) [10].

Под педагогическими условиями понимается совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному развитию в образовательном процессе. Комплекс педагогических условий ученые рассматривают как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня определенного критерия развития образовательного процесса [8; 19; 23; 24].

Анализируя научную литературу, мы согласимся с мнением М.Г. Корепановой, которая среди различных видов педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, выделяет наиболее часто встречающиеся организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия [4].

В соответствии с проанализированным материалом и имеющейся эмпирической базой проведения смежных исследований [3; 17; 18-21; 24; 25], мы выделяем следующие психолого-педагогические условия формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников:

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе МВД России;

- информационная поддержка курсантов;

- разработанная модель формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников;

- привлечение курсантов к самостоятельному совершенствованию личностных качеств.

Разработка педагогического инструментария под выявленные условия и внедрение их в образовательно-воспитательный процесс вуза МВД России, согласно аналитическому материалу, должно способствовать формированию готовности курсантов вузов МВД к противодействию героизации нацистских преступников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Беркович Е. Парадокс Радзиховского / Е. Беркович // Еврейское слово. - 2008. - № 25(395). - С. 6-7.

2. Гришин О.Е., Пронина О.С. Роль негосударственных телеканалов в процессе формирования национальной идентичности в России // Проблемы постсоветского ства. - 2016. - № 1(7).

3. Дьячков А.А. Проверка эффективности психолого-педагогических условий развития психологического феномена экспериментальным путем / А.А. Дьячков, А.Г. Шабанов // Инновации в жизнь. - 2015. - № 4(15). - С. 83-89.

4. Корепанова М.Г. Педагогические условия как предмет изучения в контексте исследования проблемы повышения социальной активности подростков / М.Г. Корепанова // Педагогика и современность. - - 2016. - № 3-4(23-24). - С. 10-14.

5. Костриков К.Н. Личность: проблемы становления / К.Н. Костриков // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2015. - № 1(48). - С. 135-142.

6. Левин В.И. Наука в Германии при нацистах / В.И. Левин // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 199-204.

7. Ляшенко В.В. Государственно-правовое противодействие России нацизму, как крайнему проявлению экстремизма / В.В. Ляшенко // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 4. - С. 27.

8. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4(7). - С. 174-177.

9. Несмелова О.О. Война, фашизм, тоталитаризм - средствами nonfiction / О.О. Несмелова // Филология и культура. - 2012. - № 4(30). - С. 26-29.

10. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.

11. Пуховская Н.Е. От модернизма к античности: формирование нацистских мифологем в сфере культуры / Н.Е. Пуховская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 5-2(55). - С. 145-148.

12. Суслонов П.Е. Политико-правовые проблемы понимания реабилитации нацизма как вида экстремистского правонарушения / П.Е. Суслонов // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 1(7). - С. 36-37.

13. Урсул В.И. К вопросу о нацизме в современной России / В.И. Урсул // Научно-информационный журнал Армия и общество. - 2008. - № 3. - С. 63-69.

14. Уткин А.И. Вторая мировая война [текст]. - М.: Эксмо, 2003. - С. 103.

15. Федорова Л.В. К вопросу о современном нацизме / Л.В. Федорова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 2(80). - С. 125-130.

16. Хусаинова А.Х. Концепция «русского вопроса» нацизма и экзистенция «противления злу» в начале событий великой отечественной войны / А.Х. Хусаинова // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - № 3-4. - С. 179-186.

17. Шабанов А.Г. Педагогические условия процесса формирования эмоционально-волевых качеств курсантов военных институтов / А.Г. Шабанов, А.М. Марков // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-4. - С. 103-109.

18. Стародубцев М.П. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации / Стародубцев М.П., Бабич И.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10(140). - С. 172-175.

19. Стародубцев М.П. Воспитательные аспекты принципов обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4(134). - С. 263-268.

20. Стародубцев М.П. Сущность и содержание военно-профессиональных компетенций офицеров войск национальной гвардии России и пути их формирования / Стародубцев М.П., Бабич И.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12(142). - С. 120-123.

21. Стародубцев М.П. Воспитательные технологии обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8(126). - С. 156-163.

22. Стародубцев М.П. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8(126). - С. 163-168.

23. Грачев Ю.А Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России / Грачев Ю.А., Стародубцев М.П. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3(121). - С. 22-27.

24. Стародубцев М.П. Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России / Стародубцев М.П., Варенцов М.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5(111). - С. 175-179.

25. Стародубцев М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / Стародубцев М.П., Плаксин А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4(86). - С. 153-156.

26. Шумилина Д.В. Национализм: понятие, школы, виды / Д.В. Шумилина // Youth World Politic. - 2016. - № 1. - С. 82-87.

REFERENCES

1. Berkovich E. Paradoks Radzihovskogo. E. Berkovich. [Paradox Radzihovsky. E. Berkowitz]. Evrejskoe slovo. 2008. no.25 (395). Pp. 6-7.

2. Grishin O.E., Pronin O.S. Rol' negosudarstvennyh telekanalov v processe formirovaniya nacional'noj identichnosti v Rossii.[ The Role of non-state TV channels in the process of formation of national identity in Russia]. Problemy postsovetskogo prostranstva. no.1(7). 2016.

3. D'yachkov A.A. Proverka ehffektivnosti psihologo - pedagogicheskih uslovij razvitiya psiholog-icheskogo fenomena ehksperimental'nym putem. A.A. D'yachkov, A.G. SHabanov. [Verification of the effectiveness of psycho - pedagogical conditions of development of psychological phenomenon experimentally. A. Dyachkov, A. G. Shabanov]. Innovacii v zhizn'. 2015. No. 4 (15). Pp. 83-89.

4. Korepanova M.G. Pedagogicheskie usloviya kak predmet izucheniya v kontekste issledovaniya problemy povysheniya social'noj aktivnosti podrostkov. M.G. Korepanova. [Pedagogical conditions as a subject of study in the context of research of problems of increase of social activity of . M. G. Korepanova]. Pedagogika i sovremennost'. 2016. No.3-4 (23-24). Pp. 10-14.

5. Kostrikov K.N. Lichnost': problemy stanovleniya. K.N. Kostrikov. [Personality: problems of formation. K. N. Kostrikov]. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sociologiya. Kul'tura. 2015. № 1 (48). Pp. 135-142.

6. Levin V.I. Nauka v Germanii pri nacistah. V.I. Levin. [ Science in Germany under the Nazis. V. I. Levin]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. T. 16. No. 1. Pp. 199-204.

7. Lyashenko V.V. Gosudarstvenno-pravovoe protivodejstvie Rossii nacizmu, kak krajnemu proyavleniyu ehkstremizma . V.V. Lyashenko. [State and legal opposition to Russian Nazism, as an extreme manifestation of extremism. V.V. Lyashenko]. Nauka-Rastudent.ru. 2016. No. 4. P. 27.

8. Marchuk E.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya intellektual'noj kompetentnosti u shkol'ni-kov v obrazovatel'nom processe. [Pedagogical conditions of formation of the intellectual competence of schoolboys in educational process].Vektor nauki TGU. No. 4(7). 2011. Pp. 174-177.

9. Nesmelova O.O. Vojna, fashizm, totalitarizm - sredstvami nonfiction. O.O. Nesmelova. [War, fascism, totalitarianism, media nonfiction. O. Nesmelova]. Filologiya i kul'tura. 2012. No. 4 (30). Pp. 26-29.

10. Pedagogika. Pod red. YU.K. Babanskogo. [Pedagogics. edited by Y. K. Babanskiy ]. M.: Education, 1988. 432 p.

11. Puchovsky N.E. Ot modernizma k antichnosti: formirovanie nacistskih mifologem v sfere. N.E. Puhovskaya. [From modernism to ancient times: the formation of the Nazi myths in culture. N. E. Puhovskaja]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki). 2015. No. 5-2 (55). Pp. 145-148.

12. Suslonov P.E. Politiko-pravovye problemy ponimaniya reabilitacii nacizma kak vida ehkstrem-istskogo pravonarusheniya. P.E. Suslonov. [Political and legal issues of understanding the rehabilitation of Nazism as a form of extremist offences. P.E. Suslonov]. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike. No.1 (7). Pp. 36-37.

13. Ursul V.I. K voprosu o nacizme v sovremennoj Rossii. V.I. Ursul. [To the question about Nazism in modern Russia. V.I. Ursul]. Nauchno-informacionnyj zhurnal Armiya i obshchestvo. 2008. No. 3. Pp. 63-69.

14. Utkin A.I. Vtoraya mirovaya vojna. [The Second world war]. M.: Publishing house Eksmo, 2003. P. 103.

15. Fedorov L.V. K voprosu o sovremennom nacizme. L.V. Fedorova. [The problem of modern Nazism. L.V. Fedorova]. Ethnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2015. № 2 (80). Pp. 125-130.

16. Khusainov A.H. Koncepciya «russkogo voprosa» nacizma i ehkzistenciya «protivleniya zlu» v nachale sobytij velikoj otechestvennoj vojny. A.H. Husainova. [The Concept of the "Russian question" of Nazism and the existence of "resistance to evil" at the beginning of the events of the great Patriotic war. A.H. Khusainov]. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2015. No. 3-4. Pp. 179-186.

17. Shabanov A.G. Pedagogicheskie usloviya processa formirovaniya ehmocional'no-volevyh kachestv kursantov voennyh institutov. A.G. SHabanov, A.M. Markov. [Pedagogical conditions of process of formation of the emotional-volitional qualities of cadets of military educational institutions. A.G. Shabanov, A.M. Markov.]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. No. 524. Pp. 103-109.

18. Starodubtsev M.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'nyh kompetencij kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na zanyatiyah po sredstvam svyazi i avtomatizacii. Starodubcev M.P., Babich I.I. [Pedagogical conditions of formation of military-professional competence of cadets of military educational institutions of higher education in the classroom for communication and automation. Starodubtsev M.P., Babich I.I.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 10 (140). Pp. 172-175.

19. Starodubtsev M.P. Vospitatel'nye aspekty principov obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti v deyatel'nosti sotrudnikov policii. Starodubcev M.P., Sokolov M.I.[ Educational aspects of the principles of public safety in the activities of police officers. Starodubtsev M.P., Sokolov M.I.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 4 (134). Pp. 263-268.

20. Starodubtsev M.P. Sushchnost' i soderzhanie voenno-professional'nyh kompetencij oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossii i puti ih formirovaniya. Starodubcev M.P., Babich I.I. [ the Essence and content of military-professional competence of the officers of the troops of the national guard of Russia and ways of their formation. Starodubtsev M.P., Babich I.I.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 12 (142). Pp. 120-123.

21. Starodubtsev M.P. Vospitatel'nye tekhnologii obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti v deyatel'nosti sotrudnikov policii. Starodubcev M.P., Sokolov M.I. [ Educational technology public safety in the activities of police officers. Starodubtsev M.P., Sokolov M.I.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta). 2015. No. 8 (126). Pp. 156-163.

22. Starodubtsev M.P. Razvitie obshchekul'turnyh kompetencij sotrudnikov policii kak pedagog-icheskoe uslovie resheniya zadach obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti. Starodubcev M.P., Sokolov M.I. [ The Development of General cultural competence of police officers as a pedagogical condition of solving problems of public safety. Starodubtsev M.P., Sokolov M.I.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 8 (126). Pp. 163-168.

23. Grachev Yu.A. Problemy formirovaniya professional'nyh kompetencij v obrazovatel'nyh organizaci-yah MVD Rossii. Grachev Yu.A., Starodubcev M.P. [Problems of forming professional competencies in educational institutions of the MIA of Russia. Grachev Y.A., Starodubtsev M.P.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2015. No. 3 (121). Pp. 22-27.

24. Starodubtsev M.P. Integraciya mezhdisciplinarnyh znanij kak osnova razvitiya kompetencij kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Starodubcev M.P., [ Integration of multidiscipli-nary knowledge as a basis for the development of competences of students of military universities, interior troops of the MIA of Russia. Starodubtsev M.P., Varentsov M.A.]. Varencov M.A. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. No. 5 (111). Pp. 175-179.

25. Starodubtsev M.P. Pedagogicheskie usloviya, neobhodimye dlya ehffektivnogo formirovaniya pro-fessional'noj gotovnosti u sotrudnikov organov vnutrennih del k vypolneniyu sluzhebnyh obyazan-nostej. Starodubcev M.P., Plaksin A.A. [ Pedagogical conditions necessary for the effective formation of professional readiness of employees of internal Affairs bodies to perform their duties. Starodubtsev M.P., Plaksin A.A.]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. No.4 (86). Pp. 153-156.

26. Shumilina D.V. Nacionalizm: ponyatie, shkoly, vidy. [Nationalism: the concept of the species.]. Youth World Politic. 2016. No. 1. Pp. 82-87.

Информация об авторе:

Олейников Владимир Стефанович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и социальной психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия ivanenko.ta@mail.ru

Получена: 09.06.2017

Для цитирования: Олейников В.С. Психолого-педагогические условия воспитания готовности курсантов образовательных организаций МВД России к противодействию героизации нацистских преступников. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 1. с.207-214. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-207-214.

Information about the author:

Vladimir S. Oleynikov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Social Psychology, St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Honored Specialist of Higher School of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia ivanenko.ta@mail.ru

Received: : 09.06.2017

For citation: Oleynikov V.S. Psychological-pedagogical conditions of formation of readiness of students of high schools of the Russia Ministry of Internal Affairs to counter the nazi criminals glorification. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 1. Pp. 207-214. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-207-214. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.