ной техники были приняты элементы брасса, как наиболее ценного в прикладном отношении способа.
Преобразование целостной комбинации плавания проводилось в следующих направлениях: формирования улучшенного способа, на основе вновь изученного элемента, подчинения технике осваиваемого элемента сложившемуся стереотипу движений и согласования преобразуемого двигательного действия с дыханием.
Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.
Курсанты контрольной группы обучались по традиционной методике на основе целостно-раздельного метода.
Поскольку подготовка исследуемой категории обучаемых по плаванию не носит целевой направленности к высшим достижениям, изменения в технике плавания оценивались не по скоростным характеристикам, а по динамическим параметрам и протяженности проплываемой дистанции.
Результаты эксперимента отражены в таблице.
Таблица
Динамические показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Показатели КГ ЭГ
1-е тест-е 2-е тест-е 1-е тест-е 2-е тест-е
Сила тяги при движениях одними руками, кг 5,3±0,7 5,6±0,3 5,5±0,2 6,3±0,2
Сила тяги при движениях одними руками, кг 6,5±0,4 6,6±0,1 6,1±0,2 6,9±0,5
Сила тяги при плавании в полной координации, кг 7,8±0,4 8,2±0,2 8,1±0,6 9,5±0,1
Коэффициент координации 0,66 0,67 0,69 0,72
Длина проплываемой дистанции, м 25 158 25 215
ВЫВОДЫ
Целенаправленное использование способности занимающихся к проявлению локомоторных действий, позволяющих в той или иной мере самостоятельно передвигаться в воде, определяет положительную динамику технико-динамических показателей способов плавания и увеличивает максимальную длину проплываемой дистанции. Обучение прикладному плаванию на основе имеющегося двигательного опыта занимающихся сокращает время формирования плавательных навыков.
Контактная информация: тко1а1964 1964@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.07.2013.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Павел Владимирович Пугач, соискатель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели формирования готовности курсантов, вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки. Данная модель включает целевые установки, деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава вуза. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; педагогические условия, необходимые для эффективного формирования готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности; формы
профессиональной и физической подготовки в вузе, а также формируемые качества специалиста для оперативно-розыскной деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов в вузах МВД России к оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая модель; формирование готовности; оперативно-розыскная деятельность; вузы МВД России; курсанты; средства физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p113-117
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY, WITH USE OF MEANS OF PHYSICAL PREPARATION
Pavel Vladimirovich Pugach, the competitor, Ministry of Internal Affairs Far East legal institute of Russia, Khabarovsk
Annotation
The article presents the results of the researches of the author on justification of pedagogical model for formation of the readiness of cadets of the higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to operational search activity, with use of means of physical preparation. This model includes purposes, activity of the management and higher-education teaching personnel. Besides, it includes the methodical system of preparation; pedagogical conditions necessary for effective formation of readiness of cadets to operational search activity; forms of vocational and physical training in higher education institution, and formed qualities of the expert for operational search activity. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of the developed pedagogical model of formation of readiness of cadets in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to operational search activity has been proven.
Keywords: pedagogical model, readiness formation, operational search activity; higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, means of physical preparation.
В настоящее время значительно возросли требования к результатам подготовки курсантов непосредственно в вузах МВД России. Специфика профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России заключается в закрытости специальных знаний и целевом характере обучения специалистов для осуществления особой правоохранительной и оперативно-розыскной деятельности. При этом большое значение отводится применению средств физической подготовки в формировании готовности к оперативно-розыскной деятельности.
Реформирование МВД России, внедрение новых технологий создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ведения борьбы с преступностью и умеющих использовать средства физической подготовки не только для задержания преступников, но при развитии физических и профессионально важных качеств. Выпускникам вузов МВД России приходится постоянно обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями по противодействию современным видам преступлений. Это требует высокого уровня профессиональной и физической готовности. В связи с этим постоянно совершенствуется система профессиональной и физической подготовки в вузах МВД России.
Однако в процессе обучения курсантов возникает ряд психолого-педагогических проблем: недостаточный уровень физической подготовленности и успеваемости, нарушения дисциплинарного характера, низкий уровень общей культуры, а также самоорганизации в целом. Все вышесказанное негативно сказывается на формировании их готовности к оперативно-розыскной деятельности [1-9]. Поэтому проблема повышения готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности в высших учебных заведениях МВД России, с использованием средств физической подготовки, весьма актуальна. При этом вопросы формирования готовности у курсантов к оперативно-розыскной деятельно-
сти недостаточно изучены. До настоящего времени не разработана педагогическая модель формирования готовности у курсантов к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки. Именно эти факторы во многом характеризуют качество обучения и в дальнейшем значительно влияют на развитие индивидуальных стратегий профессионального поведения выпускников вузов МВД России.
Рис. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки
Таким образом, анализ теории и практики формирования готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности в вузах МВД России позволил выделить следующие противоречия:
- между требованиями модернизации сложившейся практики обучения курсан-
тов в вузах МВД России и недостаточным научным осмыслением возможностей реализации этих требований посредством формирования у них высокого уровня готовности к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки;
- между необходимостью повышения готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием организационно-педагогических условий, стимулирующих эту готовность;
- между образовательными потребностями курсантов, обусловливающими их активность в процессе обучения, и недостаточными возможностями удовлетворения этих потребностей непосредственно в учебной деятельности, с использованием средств физической подготовки. [5, 9]
Для разрешения вышеуказанных противоречий нами была разработана педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки (рис.).
Данная модель включает целевые установки, деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава вуза. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; педагогические условия, необходимые для эффективного формирования готовности курсантов к оперативно-розыскной деятельности; формы профессиональной и физической подготовки в вузе, а также формируемые качества специалиста для оперативно-розыскной деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов в вузах МВД России к оперативно-розыскной деятельности.
С целью проверки эффективности, разработанной педагогической модели формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, проводился педагогический эксперимент. Использование данной модели позволило улучшить показатели эффективности решения оперативно-розыскных задач. Кроме того, у курсантов вуза МВД России достоверно улучшились показатели физической, психологической и профессиональной готовности к оперативно-розыскной деятельности. ВЫВОД. Разработанная педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической культуры в значительной степени способствовала повышению качества их профессиональной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин,
A.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Грачев, К. А. Анализ педагогических условий в военно-педагогической подготовке курсантов военно-технических вузов / К. А. Грачев, П.В. Мельничук, Г.Г. Дмитриев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 23-28.
6. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.
7. Стародубцев, М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.
8. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ / В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.
9. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Grachev, K.A., Melnichuk, P.V. and Dmitriev G.G.(2013), "Analysis of pedagogical conditions in military and pedagogical preparation of cadets of military technical universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 23-28.
6. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 131-134.
7. Starodubtsev M.P. and Plaksin A.P. (2012), "Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at staff of law-enforcement bodies to performance of official for duties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4 pp. 153156.
8. Pashuta, V.L. (2010) "Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation" Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.
9. Schegolev, V.A. and, Grachev, K.A.(2013), "Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.07.2013.