Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном процессе с военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации'

Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном процессе с военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГЕРОИЗАЦИИ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ ИХ ПОСОБНИКОВ / СКИНХЕДЫ / PEDAGOGICAL PREVENTION / FALSIFICATION / COUNTERACTION TO GLORIFICATION OF NAZI CRIMINALS AND THEIR ACCOMPLICES / "SKINHEADS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысенков Сергей Геннадьевич, Марченко Сергей Михайлович

В статье раскрывается педагогическая профилактика фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацистских преступников и их пособников в воспитательном процессе воинской части войск национальной гвардии РФ. Проведен исторический обзор зарождения экстремистских молодежных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лысенков Сергей Геннадьевич, Марченко Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical prevention of Nazism glorification in the upbringing process with the servicemen of the Russian National Guard Forces

The article deals with pedagogical prevention problems of the falsification of historical facts connected with glorification of Nazi criminals and their accomplices in the upbringing process with the servicemen of the Russian National Guard Forces. The historical review of the extremist youth organizations origin was performed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном процессе с военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации»

Лысенков С.Г., Марченко С.М. Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном.

10. Малышко, К. Ленинградское (Петродворцовое) СВУ и Ташкентское СВУ // Сыны Отечества. -2001. - № 6 (45), июнь.

11. Козырев, С. А. Организация патриотического воспитания в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР // Личность как объект психологического и педагогического воздействия : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 года, г. Уфа) : в 2 ч. - Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 131-133.

12. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 г.) : проект [Электронный ресурс]. - URL:https://17. мвд.рф/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (дата обращения 10.09.2016)

13. Попов, А. А., Плеханов, A. M. От кадетских корпусов к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731-1960 гг.). - М.: Граница, 1998. - 239 с.

14. Постановление Совета Народных Комисаров СССР и ЦК ВКП (б) № 901 от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет : в 5 т. - Т. 3, 1941-1952 гг. - М., Политиздат, 1968. - 751 с.

15. Путин открыл новое суворовское училище [Электронный ресурс]. // Сайт «Российская газета». - 2016. - 8 сент. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/08/reg-cfo/putm-otkryl-novoe-suvorovskoe-uchilische.html (дата обращения: 08.09.2016).

16. Толоконников, Г. П. Суворовцы и нахимовцы навсегда. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 716 с.

17. Ушинский, К. Д. Избранные сочинения. - Т. 1. Вопросы воспитания. - М., 1939. - 432 с.

УДК 378

С.Г. Лысенков*, С.М. Марченко**

Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном процессе с военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации

В статье раскрывается педагогическая профилактика фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацистских преступников и их пособников в воспитательном процессе воинской части войск национальной гвардии РФ. Проведен исторический обзор зарождения экстремистских молодежных организаций.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, фальсификация, противодействие героизации нацистских преступников их пособников, скинхеды

S.G. Lysenkov*, S.M. Marchenko**. Pedagogical prevention of Nazism glorification in the upbringing process with the servicemen of the Russian National Guard Forces. The article deals with pedagogical prevention problems of the falsification of historical facts connected with glorification of Nazi criminals and their accomplices in the upbringing process with the servicemen of the Russian National Guard Forces. The historical review of the extremist youth organizations origin was performed.

Keywords: pedagogical prevention; falsification; counteraction to glorification of Nazi criminals and their accomplices; «skinheads».

* Лысенков, Сергей Геннадьевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 499-37-40. E-mail: sergey.lysenkov@mail.ru.

** Марченко, Сергей Михайлович, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: igo1979@mail.ru.

* Lysenkov, Sergey Gennadyevich, Professor of Theory and History of State and Law of Saint-Petersburg Institute of the Russian National Guard Forces, JD, Ph.D., professor and honored worker of the higher school RF. Address: Russian Federation, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail :. igo1979@mail.ru.

** Marchenko, Sergey Mikhailovich, military postgraduate student of Saint-Petersburg Institute of the Russian National Guard Forces Address: Russian Federation, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: igo1979@mail.ru.

© Лысенков С.Г, Марченко С.М., 2016.

Педагогика

Сегодня для полноценной педагогической профилактики чрезвычайно важно выявление обучающихся, имеющих склонность к нетерпимости в отношении иных культур, к негуманному поведению, а также находящихся в психологической изоляции в коллективе. Здесь, безусловно, необходимо прибегать к помощи психологов, ведущих сопровождение данного коллектива [8, с. 56—58].

Психолого-педагогическая профилактика представляет собой систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в психологическом развитии военнослужащих и тяжелые внутриличностные конфликты, приводящие в дальнейшем к внутреннему кризису, искажающему мировоззрение военнослужащего [9, с. 96-99].

Одной из важных задач является создание такой обстановки, такой психологической атмосферы, которая бы оказывала косвенное социализирующие влияние на военнослужащего и помогала ему справляться с негативным влиянием деморализующих факторов [4, с. 143-146].

Педагогическая профилактика, по нашему мнению, - это комплекс научно обоснованных и своевременно предпринятых мер по предотвращению возможных неблагоприятных событий и фактов, оказывающих воздействие на поведение обучающихся. Педагогу необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать хотя бы в общих чертах признаки патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления в подразделении военнослужащих, склонных к проявлению нетерпимости в отношении носителей других культур, насилию и негуманному поведению.

Проведение педагогической профилактики среди военнослужащих прежде всего предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на военнослужащих войск национальной гвардии РФ со стороны их близкого окружения, СМИ или информации, полученной из глобальной сети Интернет.

Для нейтрализации прямых влияний, к которым прежде всего относятся пропаганда антиобщественных взглядов, образцы асоциального, противоправного поведения, выражающееся в призывах к совершению аморальных поступков, необходим достаточно высокий уровень социального контроля. Его и должны обеспечивать командиры и органы по работе личным составом. В воинской части собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции таких аспектов мировоззрения военнослужащих должны осуществляться непосредственно в процессе учебно-воспитательного процесса.

В современных условиях серьезной проблемой в педагогической деятельности становится профилактика фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацистских преступников и их пособников.

Фальсификация сопровождается попытками дегероизации истории российского народа и его армии, реабилитации предателей, приспешников фашизма, коллаборационистов.

Процесс фальсификации истории несёт серьёзную угрозу общественному сознанию российского народа. Само же понятие «фальсификация» стало рассматривается намного тоньше: в её основе лежит уже не отрицание, не замалчивание или придумывание фактов, а искаженные, ложные трактовки их мотивов и значения.

Несмотря на существующую острую проблему фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацизма в России и государств постсоветского пространства, отсутствуют программы по профилактике подобных деяний.

В войсках национальной гвардии РФ категории военнослужащих как проходящие военную службу по призыву, так и по контракту, на должностях сержантов и солдат, поступают с ещё недостаточно сформированными ценностными установками в области исторических знаний, особенно истории Второй мировой войны, в период которой в самых изощренных формах нацистами совершались преступления против человечества. Именно такие военнослужащие, как правило, становятся объектами агитации со стороны адептов различных радикальных организаций, в т.ч. неофашистских.

Политические и общественные движения, пропагандирующие национал-социалистические взгляды либо считающие себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP), появились сразу после Второй мировой войны. Позднее на их идейной основе начали формироваться другие радикальные организации.

Так, в конце 60-х гг. прошлого века заявило о себе молодежное течение скинхедов, появившееся в бедных рабочих кварталах городов Великобритании. Первоначально это было агрессивное движение скорее социального протеста против как официальной культуры, так и против молодежной субкультуры детей «среднего класса» - хиппи и битников. Первые скинхеды носили короткие стрижки («бритоголовыми» они были только по сравнению с длинноволосыми хиппи), тяжёлые ботинки строительных рабочих и «донки» - грубые куртки или полупальто докеров. Они избивали 180

Лысенков С.Г., Марченко С.М. Педагогическая профилактика героизации нацизма в воспитательном...

«предателей рабочего класса» и «паков» - многочисленных выходцев из Пакистана, занимавшихся преимущественно торговлей и мелким бизнесом. При этом к чернокожим и мулатам скинхеды относились с симпатией [2, с. 13-16].

Следующее поколение бритоголовых, оформившееся в конце 1970-х - начале 1980-х гг., немного изменило внешний облик и мировоззрение. Они обрили головы и надели черные джинсы и короткие куртки без воротника. Объектов своей ненависти скинхеды стали выбирать уже по национальному, а не социальному признаку. [7, с. 41-43].

Существуют группы скинхедов в странах континентальной Европы. Среди них попадаются и неонацисты, имеющие контакты с единомышленниками из США [5, с. 12].

С начала 2000-х гг. движение распространилось по городам России. Скинхеды насчитывают, по разным оценкам, от нескольких тысяч человек в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Калининграде до нескольких десятков или нескольких сотен человек в прочих городах (Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и др.) [1, с. 20-25].

Скинхеды не являются политическим движением в строгом смысле этого слова. Они представляют молодёжное течение, в субкультуре которого важное место занимают нацистская символика и расистская идеология, а к стилистическим особенностям относится агрессивная модель поведения. Как и всякое молодёжное течение, скинхеды - это не организация, а сеть группок, объединённых мировоззрением, атрибутикой и образом жизни. Например, в текущем году в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 10 группировок экстремистской направленности [6, с. 15].

Генеральная ассамблея ООН в своей резолюции от 18 декабря 2015 г. констатировала «тревожный рост случаев дискриминации, нетерпимости и экстремистского насилия, мотивируемых антисемитизмом, исламофобией и христианофобией, предубеждениями против людей, исповедующих иные религии и убеждения».

В резолюции отмечается обеспокоенность в связи с «распространением во многих частях мира различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и "бритоголовых", расистских экстремистских движений и идеологий», а также по поводу «непрекращающихся попыток осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны». В ряде национальных и местных парламентов отмечается увеличение числа мест, занимаемых партиями расистского или ксенофобского характера [3].

Названные обстоятельства подчеркивают необходимость через образование направлять чувства и энергию молодого поколения россиян, в т.ч. и молодых воинов, на понимание своего гражданского предназначения, на соизмерение своих поступков высшими духовными идеалами, на приобретение способности понимать «своего» и «чужого», конструировать смысл своей жизни и совершенствовать свою культуру [10].

Это одна из наиболее важных задач профилактической деятельности по предупреждению фальсификации любых исторических фактов, особенно тех, которые направлены на героизацию нацизма.

Профилактика должна быть конструктивной, основанной на формах и методах воинского, трудового и нравственного воспитания, формирования коммуникативности и позитивного мышления военнослужащих.

Профилактика должна носить опережающий характер. Историческое сознание военнослужащих необходимо формировать не на художественных произведениях и книгах, в которых зачастую искажены исторические факты, художественный вымысел затмил историческую правду, а на литературе и кинолентах, основанных на объективном анализе трагических и вместе с тем героических событий Великой Отечественной войны.

При этом важно не дожидаться очередного факта фальсификации с тем, чтобы его раскритиковать, а предлагать молодым воинам как новые, так и уже известные произведения, несущие правду о войне.

В профилактике фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацистских преступников и их пособников, незаслуженно забыт опыт самой Великой Отечественной войны. Обращение к этому опыту поможет отыскать ключ к решению профилактических задач по противодействию фальсификации.

С самого начала войны Наркомат Обороны СССР и Главное политуправление Красной Армии направляли усилия командиров и политработников на улучшение воспитательной работы среди военнослужащих, придание ей целеустремленности, конкретности, высокой действенности.

Основным направлением этой работы было формирование у военнослужащих любви к своей Родине и готовности её защищать. Патриотизм стал источником массового героизма советских воинов на фронтах войны.

Патриотическое воспитание было неразрывно связано с воспитанием военнослужащих в духе боевого содружества с союзными армиями, дружбы народов различных национальностей,

Педагогика

воевавших с немецким фашизмом. Укрепление дружбы содействовало многочисленным проявлениям взаимопомощи в бою, взаимной поддержки воющих союзных армий.

Боевой дух, наступательный порыв воинов поддерживало воспитание их на примерах мужества героев войны, на славных боевых традициях своих соединениях и частей, формирование высоких морально-боевых качеств.

В годы войны был накоплен богатый опыт противодействия нацистской политической пропаганде. На конкретных примерах, убедительно и наступательно наша контрпропаганда разоблачала идеологические происки врага.

Перечисленные направления воспитательной работы среди военнослужащих в период Великой Отечественной войны были подчинены достижению победы над сильным и коварным противником. Практически все попытки фашистской пропаганды фальсифицировать события и факты военных действий заканчивались провалом.

Подобного подхода к педагогической профилактике исторических фальсификаций, к сожалению, не хватает современным воспитателям.

Таким образом, задача построения в воинской части системы воспитательной работы по педагогической профилактике фальсификации исторических фактов, направленных на героизацию нацизма, должна быть признана актуальной современной задачей.

С этой целью предлагается разработка Программы формирования ценностных установок противодействия героизации нацистских преступников и их пособников в войсках национальной гвардии России (далее - Программа).

Данная Программа представляет собой комплекс теоретических и практических средств и форм воздействия на сознание военнослужащих, проходящих службу по призыву и по контракту на должностях сержантов и солдат.

Теоретическая часть Программы направлена на решение когнитивных задач и преследует цель вооружить военнослужащих знаниями истории Великой Отечественной войны.

Практическая часть Программы представляет комплекс педагогических тренингов, направленных на приобретение навыков объективного анализа информации, получаемых из различных военно-исторических публикаций, художественной литературы и кинофильмов. Программа рассчитана на 24 часа и реализуется во время, отводимое распорядком дня, для информационно-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву и по контракту на должностях сержантов и солдат.

В дальнейшем было бы целесообразным распространить реализацию данной Программы на другие категории военнослужащих войск национальной гвардии.

Список литературы

1. Богомолов, А. Обыкновенный антифашизм // Огонек. - 2006. - № 40. - С. 20-25.

2. Вахитов, Р. «Скинхеды»: кто они такие и почему они нужны либералам? // Советская Россия.

- 2006. - С. 13-16.

3. Генассамблея ООН приняла резолюцию РФ о борьбе с героизацией нацизма // РИА Новости.

- 2015. - 18 дек. [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/world/20151218/1344137996.html (дата обращения: 10.11.2016).

4. Зюкин, И. Н., Сивак, А. Н., Зюкин, А. В. Условия, необходимые для воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления // Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. - С. 143-146.

5. Лебедева, Н. Время волков: за спиной изуверов-скинхедов скрываются взрослые идеологи // Российская газета. - 2008. - 24 сент. - С. 12.

6. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред. А.А. Козлова. - СПб., 2008.

7. Огородников, В. П. Нацизм и фашизм: запоздалое осознание сущности // Защита и безопасность. - 2014. - № 3. - С. 41-43.

8. Поминова, О. Л. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 4. - С. 56-58.

9. Поминова, О. Л., Исаева, Н. Н. Психолого-педагогические условия разрешения внутриличностных конфликтов курсантов военных институтов // Мир науки, культуры, образования.

- 2014. - № 3. - С. 96-99.

10. Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования : учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.