педагогические науки
Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО ...
УДК 37.013 (082)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ УЧЕБНОГОЗАВЕДЕНИЯ
© 2018
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Недогреева Наталия Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ф изики и методико-информационных технологий Львицына Анна АЛьбертовна, магистрант Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: midori_85@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена разработке и обоснованию педагогических условий создания информационно-образовательной среды учебного заведения. Актуальность заявленной темы продиктована как современными реалиями и требованиями общества, так и новыми теоретическими представлениями о системе профессионального образования Российской Федерации. Необходимость тщательного изучения и анализа педагогических условий при создании информационно-образовательной среды учебного заведения связи обусловлена современными требованиями образовательной политики в области профессионального образования и повышения его качества. Показано, что установление, разработка и обоснование педагогических условий влияют на повышение эффективности организация учебной деятельности, информационно-дидактическое обеспечение, особенности взаимодействия преподавателей и студентов, формирование профессиональных интересов студентов (личностный смысл получаемого профессионального образования; индивидуальные склонности и потребности учащихся и др.). Предполагается, что представленные педагогические условия,их обоснование и научная проработка должны способствовать успешному функционированию образовательной среды и,как следствие, формированию профессиональных интересов обучающихся учебных заведений, обеспечивая тем самым повышение качества профессиональной подготовки. Это могло бы обеспечивать перспективу будущей профессиональной деятельности, профориентационную направленность через совершенствование форм и методов обучения и установление эффективного педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Ключевые слова: система образования, информационное пространство, среда обучения, информационно-образовательная среда, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE CREATION OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2018
Zhelezovskaya Galina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department ofpedagogics Nedogreeva Natalia Gerasimovna, the candidate of pedagogical sciences, associate Professor of physics and methodical-information technologies Lvitsyna Anna Albertovna, undergraduate Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: midori_85@mail.ru)
Abstract.The article is devoted to the development and justification of pedagogical conditions for the creation of information and educational environment of educational institutions.The relevance of the stated topic is dictated both by modern realities and by requirements of society and new theoretical ideas about the system of vocational education of the Russian Federation. The need for careful study and analysis of pedagogical conditions in the creation of information and educational environment of educational institutions is set by modern requirements of educational policy in the field of vocational education and improve its quality. It is shown that the establishment, development and justification of pedagogical conditions affect the efficiency of the organization of educational activities, information and didactic support, peculiarities of interaction between teachers and students, the formation of the professional interests of students (personal meaning of vocational education; individual propensity and needs of students, etc.). It is assumed that the presented pedagogical conditions, their justification and scientific study should contribute to the successful functioning of the educational environment, and as a consequence, the formation of the professional interests of students of educational institutions, thereby improving the quality of vocational training. It isassumed that the presented pedagogical conditions, their justification and scientific study will contribute the successful functioning of the educational environment and in consequence the formation of the professional interests of students of educational institutions, improving thereby the quality of vocational training. This could provide a perspective of future professional activity, career guidance through the improvement of forms and methods of training and the establishment of effective pedagogical interaction between the subjects of the educational process.
Keywords: education system, information space, learning environment, information and educational environment, pedagogical conditions.
Находясь на завершающей стадии перехода от постиндустриального общества к информационному, современная Россия живёт в условиях ускоряющегося темпа внедрения информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни общества. Тотальное расширение информационного пространства, повсеместное внедрение телекоммуникационных технологий, прогрессирующая динамика развития технологий сбора, обработки, хранения и переработки информации позволяют с уверенностью утверждать, что информация стала одним из стратегически важных мировых ресурсов.
Система образование является одной из фундаментальных основ любого общества, поэтому процесс информатизации этой сферы по праву признают приоритетным. Планировать, внедрять и адаптировать иннова-
ции в образовательную систему должны профессионалы высочайшего уровня, которые знают проблемы и задачи образования не в теории, а на практике. Доказывают это устойчивые противоречия между: «заказом» современного общества на формирование нравственной творческой личности и социальными условиями; новой образовательной парадигмой и неспособностью полностью раскрыть и использовать потенциал участников процесса и технологий; идеальной моделью и материально-технической инфраструктурой образования.
Актуальность создания информационно-образовательной среды (далее - ИОС) в образовательном учреждении продиктованы как современными реалиями и требованиями общества, с одной стороны, так и новыми теоретическими представлениями о системе професси-
Zhelezovskaya Galina Ivanovna, Nedogreeva Natalia Gerasimovna, Lvitsyna Anna Albertovna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE CREATION OF INFORMATION ...
pedagogical sciences
онального образования Российской Федерации [1-6]. Последние нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) всех ступеней образования (школа, колледж, вуз). К примеру, в новом стандарте среднего профессионального образования (СПО) прописаны не только уже устоявшиеся требования к ИОС: «доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах), но и, как новшество, «проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» или «формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [7, с. 15]. Для успешного создания информационно-образовательной среды и, как следствие, формирования профессиональных интересов обучающихся, необходимо определить условия, которые будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов.
В научной литературе можно встретить различные трактовки понятия «педагогические условия». С одной стороны, это факторы, существенно влияющие на организацию и проведение педагогического процесса, сознательно спланированного педагогом и направленного на получение конкретного результата [8, с. 11]. С другой, это результат отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), организационных форм обучения для достижения желаемых целей [9, с. 124]. Другими словами, две выше представленные трактовки можно было бы объединить понятием «педагогический дизайн», который представляется как творческий замысел, планирование и конструирование педагогом конкретных действий для достижения желаемых результатов путем подбора наилучших средств, с учетом содержания учебного материала и целевой аудитории на основе наиболее рационального представления взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивающих психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. Установление, разработка и обоснование педагогических условий основываются на факторах, влияющих, с одной стороны, на повышение эффективности образовательной среды учебного заведения (организация учебной деятельности, наличие информационно-дидактического обеспечения, особенности взаимодействия преподавателей и студентов и пр.), с другой - на формирование профессиональных интересов студентов (личностный смысл получаемого профессионального образования; индивидуальные склонности и потребности учащихся и др.).
Данные обстоятельства позволили сформулировать следующие педагогические условия создания среды обучения: осознание перспектив будущей профессиональной деятельности, усиление направленности содержания предметной подготовки на профессиональную деятельность,модернизация форм и методов обучения, организация продуктивного сотрудничества субъектов взаимодействия. Остановимся на каждом подробнее.
Обучение представляет собой индивидуальную деятельность, когда обучающийся осваивая знания, изучает способы его построения, создает сам новые знания, приобретая субъективный опыт с учетом личностных особенностей. Целью такого учения является формирование будущего специалиста, способного к саморазвитию и осознанию самоценности. Для этого следует отказаться от организации обучения, когда учебная деятельность представляет собой лишь репродуктивное усвоение знаний. Необходимым становится не присвоение и потребление знания, а его производство. Процесс обучения должен предоставить каждому обучающемуся
возможность проявить свои склонности и способности в познании. Роль обучения состоит в том, чтобы, выявив субъективный интерес и имеющийся опыт, создать условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей личности.
Ориентируясь на развитие личности, образование достигает своих целей тогда и только тогда, когда создается ситуация востребованности личности, ее саморазвития. «Собственно личностные функции обучаемого «включаются» в образовательном процессе в том случае, когда когнитивная ориентировка не может обеспечить активную позицию ученика в структуре учебной ситуации» [10, с. 51]. В этом случае важно предоставить учащимся возможность проявить индивидуальность в выборе учебного материала по предмету, а также использованию форм и методов обучения, реализовать себя в познании, образовательной деятельности и учебном поведении, опираясь на собственные способности.
Способность ученика самостоятельно осуществлять отбор содержания, форм и способов получения знаний, умений и навыков, формировать базовые и специальные компетенции в первую очередь означает выбор направлений самореализации. Учение приобретает личностную значимость тогда, когда его смысл определяется осознанными потребностями. С психолого-педагогической точки зрения это проявляется как изменение усвоения содержания образования путем включения в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и механизмов предвосхищения, прогнозирования, интуиции; а с дидактической - как решение назревших организационных проблем совершенствований методической системы предметного обучения на мотивационной основе [11, с. 200].
Осознание смысла учения - это сложное личностное внутреннее состояние, связанное с уровнем формирования и развития учебной деятельности и установлением для себя ее объективной значимости [12, с. 10-11]. Смысл учения и получаемого образования тесно связан с перспективами будущей профессиональной деятельности, ее значимости и нужности, что дает возможность выделить как одно из педагогических условий - осознание перспективы будущей профессиональной деятельности.
На создание предпосылок осознания обучающимися перспектив будущей деятельности влияет содержание обучения, усиление направленности дисциплин общей и предметной подготовки на будущую профессию. Необходимость совершенствования и обновления содержания образования - это закономерный и объективный процесс, обусловленный как стремлением привести содержание профессиональных знаний в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, так и все возрастающими требованиями к качеству профессиональной подготовки специалистов.
Становление будущего специалиста в профессиональной деятельности происходит в процессе осмысленного и углубленного изучения учебных предметов, нахождения самостоятельных решений производственных задач в области своей специализации. В этой связи особое внимание должно уделяться содержательному аспекту профессиональной подготовки. Крайне важна детальная проработка и анализ содержания учебных дисциплин в соответствии с профилем подготовки. С этой целью в учебных планах и программах должны найти свое отражение требования, предъявляемые к уровню подготовки специалиста (степень сформирован-ности тех или иных компетенций) в соответствии с современными нормативными документами, и к базовому объему профессиональных знаний и умений с учетом оптимизации учебной нагрузки.
Содержание профессиональной подготовки и его особенности находят отражение в требованиях ФГОС, определяющих необходимость включения в учебные планы подготовки специалистов определенного набо-
педагогические науки
Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО ...
ра учебных дисциплин с целью получения учащимися знаний из разных научных областей. Модификации и модернизация теоретического материала изучаемых предметов, их взаимная интеграция в соответствии с профилем подготовки специалистов актуализируются в совершенствовании содержания образования.
Предметное содержание является объективной основой деятельности учащихся, вводящей его в определенную область окружающей действительности и открывающей для него дальнейшие перспективы научного и интеллектуального продвижения. Дальнейшее повышение функциональности и эффективности образовательного процесса в настоящее время связано с усилением профессиональной направленности содержания обучения, позволяющей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, их намерения в отношении продолжения образования в направлении профессионализма. В этой связи еще одним педагогическим условием можно считать ■—усиление направленности содержания предметной подготовки на профессиональную деятельность.
Знания по различным учебным предметам в их взаимосвязи дают возможность для их практического применения и являются основой для будущей успешной профессиональной деятельности. Реализация межпредметных связей и метапредметной направленности учебного процесса служат усилению профори-ентационной направленности изучаемых дисциплин. Профессионализация учебных предметов должна идти по линии отбора содержания учебного материала, являющегося фундаментом для усвоения профессиональных знаний. Осознание и установлениепредметных связей содействует процессу обобщения знаний и расширению сферы их приложения, является важнейшим условием формирования системных знаний обучаемых, позволяет успешнее применять знания в новых ситуациях иосоз-навать их значимость для своей будущей практической деятельности в конкретном направлении.
Решение проблемы формирования интересов к будущей специальности не может быть сведено лишь к усилению профессиональной направленности изучаемых дисциплин и повышению внимания к их прикладному характеру. Организация учебной деятельности, выбор форм и методов обучениядолжны содействовать активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои профессиональные знания, что позволяет сформулировать еще одно педагогическое условие - модернизацию форм и методов обучения.
Использование тех или иных форм и методов обучения характеризуется, прежде всего, особым типом взаимодействия и взаимоотношений между субъектами образования, определяющимся единством смысла и целей обучения. Организация учебно-воспитательного процесса должна обеспечивать переход обучающегося «из позиции студента в позицию специалиста» с «трансформацией учебной деятельности в профессиональную» [13, с. 79]. Различные организационные формы учебных занятий, в процессе которых осуществляется овладение знаниями и умениями, должны максимально приближать к будущей профессиональной деятельности, обеспечивая активизацию учебно-познавательную деятельность обучаемых.
В настоящее время в процесс обучения широко внедряются интерактивные технологии, включающие такие современные формы обучения, как, к примеру, модера-ция [14, с. 110-117; 15-19]. Кроме того, особого внимания заслуживают инновационные средства обучения, например, Prolog и Proclass, являющиеся неотъемлемой частью естественнонаучного обучения, направленного на проведение самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и закрепление теоретического матери-
ала с постановкой выразительных демонстрационных опытов [20, с. 277].
И последнее, что несомненно имеет значительное влияние на создание информационно-образовательной среды обучения - это благоприятная эмоциональная атмосфера обучения, на которую влияет характер организуемого продуктивного сотрудничества субъектов взаимодействия, межличностные отношения педагога и учащегося. В настоящее время ощущается необходимость в преподавателе, который в быстро меняющихся ситуациях в системе профессионального образования может эффективно организовать педагогический процесс.
Плодотворное сотрудничество строится на демократических принципах, ориентировано на достижение осознаваемых личностно-значимых целей в процессе слаженной деятельности, создает ценности и обеспечивает положительный результат. Продуктами сотрудничества могут стать как материальные объекты (презентации, проекты, опорный конспекты, компьютерные модели и т. д.), так и нематериальные, духовные (готовность к общению, усвоение моральных норм, толерантность, развитие эстетических чувств, чувства прекрасного, эм-патии, сопереживания и др.) [21, с. 49]. В любом случае организуемое педагогическое взаимодействие должно быть направлено на позитивные изменения в познавательной деятельности и доминирование мотивационной сферы личности с учетом субъективных особенностей.
В организации педагогического взаимодействия существенно изменяется роль педагога, сегодня акцент в образовательном процессе делается не на объяснение «знаний», а на развитие интереса, а на этой базе на расширение индивидуально значимого знания [22, с. 22]. Педагог, являющийся выразителем профессиональных интересов, внутренняя потребность в установлении межличностных социальных связей и осознание объективной значимости учения, опосредованного соответствующими мотивами, оказывают существенное влияние на формирование положительной комфортной среды обучения.
Таким образом, научная проработка обоснования перечисленных педагогических условий позволяет утверждать, что в современных условиях для эффективной их реализации необходимо создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения, которая могла бы обеспечивать перспективу будущей профессиональной деятельности, профориентационную направленность через совершенствование форм и методов обучения и установление эффективного педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
2. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
3. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Технология концентрированного обучения студентов в холистичных компьютерных аудиториях единой электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-270.
4. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
Zhelezovskaya Galina Ivanovna, Nedogreeva Natalia Gerasimovna, Lvitsyna Anna Albertovna PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE CREATION OF INFORMATION ...
pedagogical sciences
5. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возмож- Народное образование, 2000. - 271 с. ностей электронной информационно-образовательной
среды в экологическом образовании // Карельский науч- Статья поступила в редакцию 22.04.2018 ный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28. Статья принята к публикации 27.06.2018
6. Сергиевская И.Л. Технология создания информационной образовательной среды в системе военно-технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 108-116.
7. Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kamchatkairo.ru/images/metod_kopilka/npo_spo/ Нормативно-правовая_база/проект_Концепция_ФГОС_ CTO_-4.pdf.
8. Борытко Н.М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (97). - С. 11-15.
9. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.
11. Недогреева Н.Г., Тырсин Д.Г. Групповое взаимодействие как основа технологии формирования потребности в творческой деятельности учащихся в процессе интерактивного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 199-201.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
13. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 200 с.
14. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / Е.Г. Елина, О.И. Дмитриева, Н.Г. Недогреева, М.В. Храмова [и др.]; под общей ред. Е.Г. Елиной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 188 с.
15. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
16. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
17. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
18. Стефанова Н.А., Лебедев Д.С. Создание интерактивной медиа-платформы для университета // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 4749.
19. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.
20. Недогреева Н.Г., Белов Ф.А., Хегай Д.Н. Проблемы активизации продуктивной деятельности обучающихся инновационными средствами: В сборнике: Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016»: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2016. - С. 276-279.
21. Костенко Ю.К., Недогреева Н.Г., Пикулик О.В. Современный взгляд на сущность продуктивного сотрудничества старшеклассников // Образование и общество. - 2016. - № 1 (96). - С. 47-50.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.:_