Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ .
pedagogical sciences
УДК 37.013 (082)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© 2017
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Недогреева Наталия Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики
и методико-информационных технологий Львицына Анна Альбертовна, магистрант Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: midori_85@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена методологическому анализу сущности и содержания понятия информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса через характеристики основных составляющих - «информация» и «ресурс». Необходимость тщательного изучения и анализа связи развития педагогической науки и практики обучения с эффективностью передачи и переработки информации диктуется современными требованиями образовательной политики государства. На основе краткого анализа понятий «информация» и «информационный ресурс» авторы переходят к освещению сущности информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса, как формы представления знаний, его роли в социально-педагогических процессах, а также закономерностей формирования и распространения различных видов информационных ресурсов в образовании. При подготовке к занятиям педагог должен учитывать доступность и эффективность преподносимой информации, объем и содержание учебного материала, соответствие уровня умственного развития обучающегося и имеющегося запаса знаний, умений и навыков. Показано, что успешность информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса связана с исследованием информационных параметров образовательного процесса, оценкой информационной емкости (насыщенности) учебного материала и педагогическим дизайном, как творческим замыслом педагога при планировании и конструировании конкретных действий для достижения желаемых результатов.
Ключевые слова: информация, ресурс, информационный ресурс, профессионально-педагогическая деятельность, образовательная практика, информационная насыщенность, педагогический дизайн.
METHODOLOGICAL ANALYSIS OF INFORMATION AND RESOURCE PROVISION
THE EDUCATIONAL PROCESS
© 2017
Zhelezovskaya Galina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogics Nedogreeva Natalia Gerasimovna, the candidate of pedagogical sciences, associate Professor of physics
and methodical-information technology Lvitsyna Anna Albertovna, graduate Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: midori_85@mail.ru)
Abstract. The article is devoted to the methodological analysis of essence and content of the concept of information resources provision of the educational process through the characteristics of main components - "information" and "resources". The need of thorough study and analysis of dependence of the development of pedagogical science and teaching practice from the effectiveness of transfer and processing of information is dictated by the modern requirements of the educational policy of the state. On the base of the brief analysis of the concepts of "information" and "information resource" the authors come to the interpretation of the entity of information and resources provision of the educational process as a form of knowledge representation, its role in the social-pedagogical processes and also of regularities of formation and distribution of various types of information resources in education. While preparing for classes a teacher must consider the availability and effectiveness of the presented information, the scope and content of educational material and the accordance of the level of mental development of the student with the existing stock of knowledge, abilities and skills. It is shown that the success of information and resources provision of the educational process is associated with the research of information parameters of the educational process, the assessment of informational capacity (saturation) of the educational material and the pedagogical design as a creative idea of a teacher of the planning and constructing of concrete actions in order to achieve the desired results.
Keywords: information, resource, information resources, professional pedagogical activity, educational practice, informational saturation, pedagogical design.
В настоящее время методологический анализ сущности информационно-ресурсного обеспечения является крайне важным для его развития как педагогического средства модернизации образования в целом, определения способов организации и построения практической деятельности учебного процесса в образовательной организации. В этом контексте можно сформулировать основные направления использования информационного ресурса: с одной стороны, это необходимость изучения растущей зависимости развития педагогической науки и образовательной практики от эффективности средств передачи и переработки информации, с другой, информатизация педагогической науки и разработка ресурсных баз данных, доступных для широкого круга пользователей научно-педагогической информации.
Для более глубокого понимания заявленной темы обратимся к содержанию основных понятий. Понятие ''информация'' отождествляется с такими понятиями понятиям как ''сведения'', ''данные'', которые в свою очередь входят в более общее понятие - ''знания'', т.е. информацию можно определить как общий объем на-
копленных человечеством знаний. Как указывает С.Я. Янковский [1], анализ понятия ''информация'' обычно начинается со сравнения его с такими категориями, как ''объект'', ''среда'' и ''взаимодействие''. Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую новую сущность (новое состояние, субстанцию), а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией. Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации: информация не может существовать вне взаимодействия объектов и информация не теряется ни одним из них.
Наиболее полный анализ определения сущности и содержания понятия «информация» еще в начале 70-х годов дает И.И. Гришкин. Автор рассматривает логико-гносеологический и логико-методологический аспекты проблемы информации, развивает концепцию философского и методологического значения понятия «информация», подчеркивает, что понятие «информация» выступает перед нами как многогранное понятие, экспли-
92
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...
кация различных сторон которого диктуется причинами не только общественного и технического характера, но и внутренними потребностями развития научного познания. Это уточнение объясняет широкое завоеванием понятием «информация» новых сторон научного знания [2, с. 11].
Особенностью понятия «информация» является его универсальность, оно используется практически во всех сферах человеческой деятельности: в естественных и гуманитарных науках, в философии, психологии, медицине, в технике и экономике, а также в повседневной жизни. Под информацией понимают сведения, сообщения, сигналы, а также совокупность данных или совокупность знаний и зависимостей между ними [3, с. 2425]. Особенностью понятия «информация» является его универсальность, как уже отмечалось, оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных науках, в медицине, в повседневной жизни и т.д., конкретный его смысл зависит от контекста, то есть понятие «информация» имеет множество конкретных значений.
О количестве информации можно говорить: много, мало, нет информации. Существуют единицы измерения информации (биты, байты). Характеризуя качество информации, говорят: новая, старая, актуальная, достоверная, точная, полная и т.д. Процесс переработки информации человеком крайне сложен, он зависит от жизненного опыта человека, от эрудиции, от профессии и заинтересованности в получении тех или иных сведений. Применительно к информационно-ресурсному обеспечению под информацией понимают конечную совокупность знаков (символов) или сигналов, которые образуют бесконечное разнообразие информационных объектов (текстов, изображений, файлов и т.п.).
Переходя к анализу понятия «информационный ресурс» следует сказать, что оно является одним из ключевых понятий социальной информатики, широкое использование которого началось после выхода в 1984 году книги Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации» [4]. Принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью от источников информации, от уровня их развития и от эффективности использования средств передачи и переработки информации. В контексте нашего исследования под ресурсом (происходит от франц. ressource «вспомогательное средство») будем понимать всё, что используется целевым образом в деятельности человека или людей, в нашем конкретном случае, образовательной деятельности педагога и обучающихся. Понятие «информационный ресурс» тесно связано с такими фундаментальными понятиями, как знания, информатизация, информационный процесс, информационное пространство, информационная среда, информационное взаимодействие и т.д. К группе основных понятий, необходимых при рассмотрении вопросов информационно-ресурсного обеспечения, следует отнести следующие: знания, сведения, данные, информация.
Одной из важнейших проблем информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса является проблема раскрытия его сущности как формы представления знаний, его роли в социально-педагогических процессах, исследование закономерностей формирования и распространения различных видов информационных ресурсов в образовании. Это актуализирует проблему формирования знаний и базы знаний. В информационном обществе уточняется понимание новизны знания: новым является любой дискретный элемент знания, обогащающий существующую систему знаний о мире и удовлетворяющий требованиям нетривиальности (общественной значимости) и научности [5, с. 50-51], новизна может заключаться как в достигаемом результате, так и в способах его получения. Знания - это результат познавательной деятельности, система приобретенных с
ее помощью понятий о действительности. Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира [6, с. 180]. Знание есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира [7, с. 7].
Раскрытие сущности понятия «информационный ресурс» предполагает новые подходы к определению процесса формирования знаний: понятийные знания, конструктивные знания, процедурные (алгоритмические) знания, фактографические знания. С этих позиций информационный ресурс - это знания, представленные в проектной форме [8, с. 13]; это знания, подготовленные для целесообразного социального использования обеспечивающее динамическую информационно-коммуникационную среду для образования [9, с. 5]; это совокупность фондов, каталогов, указателей, справочники, патентные курсы, библиография, книжные оглавления, выставки новых поступлений, базы данных.
Таким образом, под информационно-ресурсным обеспечением учебного процесса мы понимаем систему информации, необходимую для обеспечения различных учебных дисциплин, помогающую реализовать различные формы обучения. Систему снабжения информацией учебных дисциплин, созданную на компьютере, мы называем компьютерным информационно-ресурсным обеспечением, базой которого являются различные компьютерные программы, цифровые и электронные образовательные ресурсы.
В качестве примера обратимся к практической деятельности авторов при подготовке будущих специалистов педагогических направлений. Успешное решение проблемы подготовки будущих педагогов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности требует формирования уже в стенах учебного заведения готовности к такой деятельности, которая является результативным показателем определенного этапа профессиональной подготовки [10, с. 4]. Возрастающая социальная потребность в педагоге, подготовленном к работе в условиях широкой информатизации общества, осознанно и эффективно использующем в повседневной практике обучения информационные технологии решается путем планомерной подготовки студентов, будущих учителей, к педагогическому общению на основе использования возможностей глобальной сети интернет [11, с. 3].
Разработка системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы остается сегодня важным направлением в свете принятия новых стандартов. Предполагается, что профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и дать возможность в разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам. Следовательно, задача учителя заключается в учете специфики данного обучения, а именно, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Образовательный процесс в информационном обществе, приобретая новое качество благодаря информационному пространству, которое создает для каждого его участника получать информацию в том объёме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Отсюда вытекает вывод о том, что при подготовке к занятию, учитель должен учитывать доступность и эффективность преподносимой информации в любом виде. Объем и содержание учебного материала должны быть по силам учащегося, а также необходимо учитывать соответствие уровня его умственного развития и имеющийся запас знаний, умений и навыков.
Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна pedagogical
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ... sciences
В связи с этим, вопрос об оптимальном применении информационных технологий на уроках в профильных классах в настоящее время приобретает все большую актуальность. Теперь задача учителя заключается в направлении и сопровождении учащихся для поиска и усвоения информации, а не в передаче готовых знаний, умений и навыков. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Иными словами, учитель должен помочь «добыть» знания в процессе учения посредством взаимодействия и взаимообщения. В то же время, век большого потока информации влияет на ее критичное восприятие обучающимися. Зачастую, перед учителем возникает проблема мотивации учащихся непрофильного направления. Несомненным помощником в решении данного вопроса выступает эффективное использование информационных технологий. Следовательно, педагог должен создавать необходимые условия для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода на старшей ступени обучения, который заключается в отборе содержания учебного материала в соответствии с поставленными целями; применении разнообразных форм организации обучения; разработке и использовании собственных технологий обучения с грамотным использованием информационных и телекоммуникационных технологий, информационного пространства.
При разработке информационно-ресурсного обеспечении учебного процесса мы предлагаем обратить внимание на два аспекта: во-первых, это необходимость исследования информационных параметров образовательного процесса, оценка информационной емкости (насыщенности) учебного материала, что связано с неоспоримой значимостью понятия информации для каждого индивида [12, с. 6]; во-вторых, обратить внимание на положительные стороны педагогического дизайна, как творческого замысла педагога при планировании и конструировании конкретных действий для достижения желаемых результатов [13, с. 8].
Информационно-ресурсное обеспечение учебного процесса помогает решить проблему индивидуальных различий пользователей, в частности, особенности ки-нестетиков могут быть учтены с помощью создания нужных ощущений путем подбора цветовой гаммы, что помогает в определенной мере управлять восприятием учебного материала. Учет особенности мышления ау-диалов происходит путем подключения органов слуха. Любая информация будет лучше запоминаться, использовать приемы разбивки текста на смысловые фрагменты [14, с. 12-13].
Внедрение в настоящее время информационной продукции в образовательную среду носит проблемный характер. Проблема преподавания, оценка степени восприятия учащимися поступающей учебной информации, доступность этой информации, степень информационной насыщенности учебного занятия требуют привлечения не только психологии и медицины, но и даже математики - в первую очередь, статистических методов оценивания эффективность используемых педагогических моделей и технологий. Решение видится в обращении к фундаменту образования - дидактическим принципам, а именно, принципу информационной насыщенности образовательного процесса и его экспериментальное применение через компенсационную педагогическую технологию [15, с. 68].
Немаловажно при этом выявление и анализ возникающих противоречий и проблем, сопровождающих широкую информатизацию образовательного пространства, определение пути оптимизации информационного взаимодействия с целью получения максимально эффективного педагогического воздействия на процесс обучения. Возникает вопрос об информационных параметрах как учебников в целом, так и их отдельных разделов. Не изменяя и не перекрывая известные дидактические 94
принципы, широко используемые в педагогической практике, предложенный принцип информационной насыщенности и пути его реализации средствами педагогического дизайна развивает их, наполняя новым содержанием, отражающим тенденции мирового прогресса, что обеспечивает повышение эффективности процесса обучения.
В заключении проведенного методологического анализа проблемы информационно-ресурсного обеспечения учебного процесса хочется обратить внимание на некоторые негативные аспекты нашего исследования. Выделяя положение, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и недостоверная (дефектологическая), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами и т.д. следует включать в процесс информационной деятельности специальные процедуры оценки информации на достоверность, без чего создаются предпосылки для принятия неэффективных и ошибочных решений об ее использовании. Устаревшая информация не должна уничтожаться, на ее основе необходимо строить информационных ресурсов нового уровня, недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться и уточняться, а ранее принятые решения о ее принятии -подвергаться переоценке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Янковский С.Я. Концепция общей теории информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mture.web.m/db/msg.html?mid=1156131&s=
2. Гришкин И.И. Понятие информации: Логико-методологический аспект. - М.: Наука, 1973. - 231 с.
3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 320 с.
4. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1984. - 240 с.
5. Славин А.В. Проблемы возникновения нового знания. - М.: Наука, 1976. - 294 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
7. Елепов Б.С, Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 238 с.
8. Каныгин Ю.М., Миняйло А.М. Экономика индустрии информатики. - Красноярск: Издательство Красноярского университета. 1987. - 334 с.
9. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества / Сб. научн. трудов «Социальная информатика-94». - М.: Институт молодежи , 1994. - С. 4-23.
10. Горнова Н.В., Железовская Г.И. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности. - Саратов: Изд-во «Сателлит», 2004. - 132 с.
11. Недогреева Н.Г. Железовский Б.Е. Подготовка студентов к педагогическому общению посредством информационных технологий. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2003. - 111 с.
12. Белов Ф.А. Педагогические условия реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Белов Филипп Анатольевич. -Саратов, 2014. - 203 с.
13. Грецова А.П. Развитие познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Грецова Анастасия Павловна. - Саратов, 2016.
- 194 с.
14. Железовский Б.Е., Недогреева Н.Г., Ступина С.Б. Компьютерные технологии в современном образовании.
- Саратов: изд-во «Научная книга», 2007. - 110 с._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Железовская Галина Ивановна, Недогреева Наталия Герасимовна, Львицына Анна Альбертовна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...
15. Белов Ф.А. Об условиях реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса // В мире научных открытий. - 2014. - № 11 (59). - С. 68-90.
Статья поступила в редакцию 19.07.2017. Статья принята к публикации 25.09.2017.