УДК: 372.8 М.Е. Шкитронов'
Педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России
В статье рассматриваются основные требования к подготовке сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Представлены результаты исследования педагогических условий совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах МЧС России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические условия, инженеры пожарной безопасности, сотрудники МЧС России.
M.E. Shkitronov*. Pedagogical conditions of perfection of preparation of engineers of fire safety during studying the professional disciplines in high schools the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia
In article the basic requirements to preparation of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia are considered. Results of research of pedagogical conditions of perfection of preparation of engineers of fire safety during studying the general professional disciplines in high schools of the Ministry of Emergency Measures of Russia are presented.
Keywords: vocational training, pedagogical conditions, engineers of fire safety, employees of the Ministry of Emergency Measures of Russia.
В настоящее время возрастания угроз безопасности личности, общества, государства особое значение приобретает совершенствование профессиональной подготовкой кадров силовых ведомств. В этой подготовке должны учитываться и реализовываться современные тенденции развития образования, включая компетентностный и субъект-субъектный подходы, переход на многоуровневую систему подготовки, разработку и внедрение государственных образовательных стандартов третьего поколения, применение современных, инновационных технологий обучения.
Общемировые тенденции, задачи развития России в начале XXI в. обусловливают высокие требования к системе высшего профессионального образования, к качеству подготовки в высшей школе. В Федеральном законе «Об образовании» определено, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. В Национальной доктрине образования отмечается, что образование должно стать основой социально-экономического и духовного развития России. Динамичность процессов в жизни общества и в системе образования диктует необходимость дальнейшей разработки и внедрения положений педагогики применительно к системе высшего образования.
В современных условиях происходит возрастание объёма и сложности задач, связанных с решением проблем обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
В связи с этим, а также с учетом функций, возложенных государством на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), основной целью высших учебных заведений МЧС России является подготовка компетентных специалистов, сотрудников МЧС, профессионально, психологически и физически готовых к решению всего спектра задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
Стратегическим направлением кадровой политики МЧС России определено создание конкурентных, по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти, условий для свободного использования всеми работниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе. Одним из образующих элементов данного направления кадровой политики МЧС России выступает развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Руководством МЧС России в качестве решающего фактора повышения эффективности МЧС России, обеспечения результативности служебной деятельности определено совершенствование
* Шкитронов Михаил Евгеньевич, начальник кафедры физико-химических основ процессов горения и тушения Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, капитан внутренней службы. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. Тел. 8 911 254 20 27. E-mail: shkitronov@mail.ru.
* The chief of faculty of physical and chemical bases of processes of burning and suppression of the St.-Petersburg university of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia, the captain of internal service. St.-Petersburg, the Moscow prospectus, the house 149. Tel. 8 911 254 20 27. E-mail: shkitronov@mail.ru.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Кадровое обеспечение
профессиональной подготовки. При этом в качестве приоритетного объекта развития кадрового потенциала МЧС России выделено профессиональное образование, а основной задачей образовательной политики МЧС России - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), который в настоящее время включает около 300 тыс. человек, в т.ч. около 50 тыс. лиц среднего и старшего начальствующего состава, более 110 тыс. лиц рядового и младшего начальствующего состава [1].
Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным условием успешного решения стоящих задач является совершенствование профессиональной подготовки и деятельности инженеров пожарной безопасности.
Достижение высокого уровня профессиональной подготовки и деятельности инженеров пожарной безопасности в значительной степени зависит от освоения ими в процессе обучения в вузе ГПС МЧС России общепрофессиональных дисциплин как основы их профессионализма и компетентности.
Таким образом, одним из важных направлений решения задач подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России является совершенствование подготовки инженеров пожарной безопасности и - непосредственно - совершенствование процесса изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России.
Вместе с тем, как показал проведенный анализ, в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах ГПС МЧС России существует ряд противоречий:
- между усложнением задач ГПС МЧС России и недостаточным уровнем подготовленности инженеров пожарной безопасности и непосредственно общепрофессиональной подготовки в учебных заведениях ГПС МЧС России;
- между потребностью практики в высоком уровне подготовленности обучающихся в вузах ГПС МЧС России и недостаточной разработанностью научно-теоретических, содержательных и технологических основ изучения общепрофессиональных дисциплин;
- между постоянно возрастающими как в ходе образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, так и в профессиональной деятельности инженеров пожарной безопасности объемами информации, психологических и умственных нагрузок и недостаточной готовностью обучающихся в вузах ГПС МЧС России к освоению этой информации;
- между стремлением руководителей вузов ГПС МЧС России, их подразделений, профессорско-преподавательского состава в максимально полной мере подготовить инженеров пожарной безопасности к условиям профессиональной (в т.ч. экстремальной) деятельности в нормативные сроки и недостаточной теоретической разработанностью и практической реализацией педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России.
В целом актуальность разработки педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России определяется:
- требованиями, предъявляемыми государством, обществом, руководством МЧС России к подготовке и деятельности инженеров пожарной безопасности;
- необходимостью преодоления недостатков в изучении общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки специалистов ГПС МЧС России, включая инженеров пожарной безопасности, недостатков, оказывающих негативное влияние не только на профессиональную деятельность, но и с учетом специфики решаемых задач - на безопасность, жизнь и здоровье граждан Российской Федерации;
- необходимостью новых исследований в области теории и методики профессионального образования в вузах ГПС МЧС России с учетом возрастания в современных условиях значимости изучения общепрофессиональных дисциплин для инженеров пожарной безопасности;
- потребностью практики в активизации использования потенциала педагогики, реализации компетентностного подхода, современных педагогических и информационных технологий в подготовке инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин;
- необходимостью дальнейшей разработки теоретических и практических основ изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России, прежде всего с учетом особенностей профессиональной деятельности инженеров пожарной безопасности, а также с учетом недостаточной теоретической разработанностью в научной, педагогической литературе проблемы педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России.
Таким образом, потребности теории и практики в научном обосновании и технологическом решении проблемы педагогических условий совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России как необходимого элемента повышения эффективности деятельности ГПС МЧС России, реализации кадровой политики МЧС России определяют теоретическую и практическую значимость научной задачи, заключающейся в разработке педагогических условий совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России и проверке данных условий в педагогическом эксперименте.
Предметом проведенного исследования выступали педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России. Исследование осуществлялось в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Материалы исследования были учтены при организации подготовки и повышении квалификации сотрудников ГПС МЧС России.
В процессе исследования:
- проведен теоретический анализ психолого-педагогических основ профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности;
- выявлены состояние и пути совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России;
- разработаны педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России;
- проведено экспериментальное исследование педагогических условий совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России.
Теоретическую основу решения указанной научной задачи составили концепции развития высшего профессионального образования (С.И.Архангельский, В.С.Артамонов, Г.А.Бордовский, Б.С.Гершунский, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, В.А.Садовничий и др.); компетентностный подход в образовании (В.В.Лаптев, А.В.Райцев, А.П.Тряпицына, С.А.Писарева); концепции непрерывного образования (Б.С.Гершунский, А.Т.Глазунов, А.Н.Лейбович, С.И.Осипова, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко и др.); положения общей теории обучения (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.); инновационные направления подготовки специалистов (М.В.Кларин, Г.К.Селевко, М.Г.Дебольский, Л.С.Узун, В.П.Чернолес; В.Ф.Шаталов и др.); научно обоснованные взгляды на роль самосовершенствования в профессиональном становлении и развитии специалиста (В.С.Артамонов,
Н.Г.Винокурова, А.А.Деркач, С.Б.Елканов, М.С.Каган, Н.В.Кузьмина, К.Н.Хабибуллин); научные знания об особенностях подготовки сотрудников силовых ведомств, МЧС России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (В.С.Артамонов, Ю.Г.Баскин, Ф.Б.Березин,
Н.Н.Брушлинский, С.П.Булавин, А.Л.Воробьев, Ю.Н.Голованов, А.А.Грешных, А.А.Деркач, В.И.Дутов,
О.Ю.Ефремов, В.Г.Зазыкин, В.П.Казначеев, К.А.Кисин, Ц.П.Короленко, А.А.Кочин, А.Г.Кузнецов, В.И.Лебедев, С.В.Литвиненко, С.И.Макшанов, В.Б.Моторин, Н.Н.Обозов, В.Ф.Перевалов,
A.К.Петрановский, Л.Г.Почебут, В.Ю.Рыбников, Н.Н.Силкин, И.А.Скопылатов, В.Я.Слепов,
B.В.Сысоев, С.И.Съедин, Л.С.Узун, М.И.Фалеев, Н.Ф.Феденко, С.К.Шойгу, В.А.Щеголев и др.).
В результате исследования было установлено, что педагогические условия совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России включают:
- разработку и реализацию организационного, содержательного и технологического аспектов совершенствования изучения общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах ГПС МЧС России;
- применение современных педагогических и информационных технологий в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России;
- совершенствование разработки и реализации учебно-методических комплексов по общепрофессиональным дисциплинам в вузах ГПС МЧС России.
Совершенствование подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России должно базироваться на принципах: научности; соответствия технологий подготовки инженеров пожарной безопасности современным требованиям; профессионализации; оптимизации; воспроизводимости педагогических и информационных технологий изучения общепрофессиональных дисциплин [2].
Реализуя совокупность выделенных педагогических условий в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин обучающимися в вузах ГПС МЧС России, необходимо организовать два этапа познавательной деятельности учащихся.
Первый этап — восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.
Второй этап — применение знаний на практике.
Решению этих задач способствуют группы специальных упражнений.
Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать:
- вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;
- задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по своей сути и сложности систем практических действий;
- задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.
Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении учебного материала специальных дисциплин задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Кадровое обеспечение
В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучающихся наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными. Однако после таких заданий следует давать такое, которое вновь возвращает обучаемых к ним же, но при этом помогает устранить допущенные погрешности и пробелы, оказывая помощь в их выполнении. При этом система упражнений должна обеспечивать одновременное изучение двух сходных объектов путем сравнения их между собой, установления их сходства и различий.
В целом указанные ситуации позволяют использовать в качестве целевых установок этапов подготовки инженеров пожарной безопасности учебные познавательные задачи, которые могут обеспечить актуализацию у обучающихся тех или иных механизмов операционального мышления.
Как показало проведенное исследование, среди существующих в педагогике систем познавательных задач наиболее полно учитывает необходимость актуализации в учебном процессе у курсантов вуза ГПС МЧС России профессионального мышления система, обоснованная Е.Л. Белкиным. Эта система включает три типа познавательных задач [3].
Суть познавательных задач первого типа в общем виде заключается в точном описании выявленных в ходе наблюдений, измерений и оценки фактов, характеризующих изучаемые объекты. Эти задачи, как видно, являются важным моментом при организации учебной познавательной деятельности курсантов. В то же время характер этого типа познавательных задач (их цели и метод подачи в них учебной информации) позволяет так строить учебный процесс, чтобы параллельно с усвоением знаний у учащихся целенаправленно актуализировались системы операционального мышления, выявленные и описанные в рамках ассоциативно-рефлекторной концепции обучения.
Например, такая задача. В ходе изучения химических основ процессов горения требуется получить вывод формулы средней кинетической энергии молекул газа. Для получения этого вывода следует поставить курсантов перед необходимостью проведения анализа (наблюдения, оценки и выявления общих признаков двух зависимостей - давление газа, с одной стороны, зависит от температуры, а с другой стороны, - от средней кинетической энергии его молекул) и синтеза -объединения этих зависимостей в ходе установления связи между температурой газа и средней кинетической энергией его молекул. При этом вначале происходит опора на уже известные законы, понятия и зависимости между ними (учащиеся уже знают формулу, связывающую давление идеального газа с температурой по шкале Цельсия) и устанавливаются промежуточные ассоциации за счет связи старых и новых знаний (получение формулы закона Шарля через абсолютную температуру). Затем в ходе сопоставления двух известных выражений: формулы от абсолютной температуры и формулы зависимости давления идеального газа от средней кинетической энергии его молекул устанавливаются вторичные ассоциации - новые связи между ранее сформулированными понятиями (получают формулу зависимости между средней энергией молекул газа и его температурой).
Познавательные задачи второго типа требуют от курсантов деятельности, направленной на привлечение и актуализацию уже имеющихся у них систем знаний для определения связей и зависимостей между изучаемыми объектами или их отдельными свойствами и характеристиками. При решении этих задач курсанты, как правило, бывают вынужденными выходить за пределы наблюдений. Они должны строить и обосновывать предположения о конкретных причинах или механизмах, которые вызывают наблюдаемые изменения и, следовательно, дают возможность объяснить установленные факты. Последнее подразумевает необходимость формулировать свои предположения в таком виде, который дает возможность эмпирически проверить или доказать правомерность сделанного вывода или предположения. Решение познавательных задач второго типа (поскольку, в основном, речь идет о формировании абстрактных понятий при дедуктивной схеме их образования) позволяет целенаправленно актуализировать у учащихся системы операционального мышления, выявленные и описанные в теории поэтапного формирования умственных действий [4].
Например, требуется сформировать у учащихся понятие «идеальный газ». Методические требования здесь таковы:
- курсанты должны знать определенные модели идеального газа и его характеристики;
- курсанты должны знать границы применимости определения «идеальный газ»;
- курсанты должны уметь распознавать в различных условиях газ, близкий к идеальному.
Исходя из этих методических требований, процесс формирования понятия «идеальный газ»
можно организовать так. Вначале, объяснив курсантам необходимость в науке использования понятий, подобных идеальному газу, и методы введения их, создать ориентировочную основу для дальнейших познавательных действий. Затем, дав полное словесное описание подхода к введению данного понятия, предложить курсантам в ходе работы над качественными задачами выявить основные характеристики идеального газа. Следующим этапом работы должно стать формулирование определения понятия и решение нескольких задач по определению газа, близкого к идеальному.
Представленные этапы формирования понятия «идеальный газ» соотносятся с этапами формирования умственных действий, выделенными в педагогической концепции поэтапного формирования умственных действий.
Данная теория предлагает формировать абстрактные понятия у учащихся в несколько этапов: этап материальных действий с изучаемым объектом; этап материализованных действий; этап внешнеречевых действий; этап речи «про себя»; этап сокращенных (автоматизированных) умственных действий [3].
В предложенной схеме все эти этапы присутствуют, хотя и не в явной форме. На втором этапе работы, например, вместо физической модели понятия обучающимся дается полное и подробное описание понятия (это вполне допустимо, т.к. уровень абстрактного мышления у старшеклассников достаточно высок), на третьем этапе внешнеречевое действие (проговаривание) обусловлено необходимостью выделять основные характеристики идеального газа, а формулирование его определения требует внутренней речи.
Цель предъявления курсантам познавательных задач третьего типа заключается в возможности с их помощью поставить учащихся перед необходимостью организовывать определенным образом учебную познавательную деятельность [5]. Эти задачи (их цели) обусловливают целесообразность использования их во всех дидактических ситуациях рассмотренной выше последовательности. Ценность познавательных задач третьего типа для повышения изучения общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки инженеров пожарной безопасности заключается, во-первых, в том, что они обеспечивают возможность тренировать и готовить курсантов к решению логических исследовательских задач, а, во-вторых, в том, что в процессе их решения актуализируются операциональные структуры профессионального мышления.
Например, учащимся предлагается в ходе выполнения лабораторной работы подтвердить справедливость известной зависимости между макроскопическими параметрами состояния идеального газа. При этом им предлагается следующий порядок действий:
1) вспомните, какой вид имеет эта зависимость;
2) вспомните, что нужно знать (какие параметры), чтобы в итоге выполнения лабораторной работы можно было подтвердить известную зависимость;
3) сформулируйте для себя цель работы и подумайте, какими приборами и материалами нужно воспользоваться для ее выполнения;
4) определите температуру воздуха, вспомнив, как это нужно сделать;
5) подумайте, по какой температурной шкале Вы получите значение температуры воздуха в данном случае (Цельсия или Кельвина);
6) вспомните, какая температура входит в формулу объединенного газового закона и как переводится температура, полученная по шкале Цельсия, в абсолютную;
7) определите необходимые параметры газа и проверьте зависимость.
Таким образом, выделение и реализация таких технологического аспектов как учебные (познавательные) цели, ситуации и задачи в качестве педагогического условия совершенствования изучения общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах ГПС МЧС России исходит из того, что учет и реализация рассмотренных целей и задач позволяет эффективно использовать в рамках различных дидактических ситуаций соответствующие технологии и методы обучения.
В целом в результате проведенного исследования было установлено, что эффективность процесса профессиональной подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах ГПС МЧС России ГПС МЧС России можно повысить за счет разработки и реализации педагогических условий совершенствования подготовки инженеров пожарной безопасности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в вузах ГПС МЧС России, в центре которых будет стоять личность обучающегося, его учебная и профессиональная деятельность, психолого-педагогические механизмы формирования знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности.
Изучение общепрофессиональных дисциплин в ходе подготовки инженеров пожарной безопасности в вузах ГПС МЧС России должно быть ориентировано на формирование их профессионализма и профессиональной компетентности как сотрудников ГПС МЧС России.
Список литературы
1. Артамонов, В.С. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление : монография. - СПб., 1997.
2. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.
3. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008.
4. Кочин, А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВУЗе внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.
5. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.
Literature
1. Artamonov V.S. Individual readiness of trainees in educational establishment: the control and management: Monography. - SPb., 1997.
2. Bespalko V.P., Tatur Y.G. System maintenance of teaching and educational process of preparation of experts. - Moscow, 1989.
3. Military pedagogics / Ed. O.J. Yefremov. - SPb., 2008.
4. Kochin A.A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - SPb., 1996.
5. Schukina G.I. Pedagogical of a problem of formation of cognitive interests of pupils. - Moscow, 1988.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009