УДК 378 © В. В. Булгаков, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11013
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Опыт реализации многоуровневой системы подготовки в ведомственном вузе ГПС МЧС России
Булгаков Владислав Васильевич \
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника, начальник института профессиональной подготовки.
Е-mail: vbulgakov@rambler.ru
1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Иваново, 153040, Россия
Аннотация
Введение. Разработка новых педагогических методик в вузах системы государственной противопожарной службы МЧС России для подготовки специалистов в области пожарной безопасности имеет актуальный характер, так как готовность выпускника требует наличия широкого спектра знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, руководства пожарно-спасательным подразделением и др.
Результаты и обсуждения. Анализ подготовки выпускников выявил ряд проблем, для решения которых проведены исследования и разработана многоуровневая система подготовки, направленная на повышение качества профессионального обучения за счет освоения курсантами дополнительных программ в области профессиональной деятельности и выполнения профессиональных задач в составе аэромобильной группировки по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Последовательность обучения по дополнительным программам выстраивается с учетом изучения дисциплин и прохождения практик в рамках основной образовательной программы высшего образования. Для оптимизации образовательного процесса в рамках многоуровневой системы подготовки разработаны новые формы обучения, реализующие семиотическую, имитационную, социальную модели контекстного обучения, направленные на формирование мотивации курсантов к освоению теоретического материала, практических умений и навыков.
Заключение. Внедрение в образовательный процесс предложенной модели обучения, имеющей выраженную профессиональную направленность, способствует повышению уровня подготовки и быстрому переходу выпускников от учения к трудовой деятельности в пожарно-спасательных подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России после окончания учебного заведения.
Ключевые слова: многоуровневая система подготовки; оптимизация образовательного процесса; профессиональная направленность; контекстное обучение.
Для цитирования: Булгаков В. В. Опыт реализации многоуровневой системы подготовки в ведомственном вузе ГПС МЧС России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 87-93. Р01: 10. 24411/1999-6241-2019-11013
Основные положения:
1. Наличие проблем в подготовке выпускников образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России и современных требований к специалисту в области пожарной безопасности обусловливает необходимость исследования и внедрения новых форм обучения и совершенствования существующих.
2. Разработана и предложена к реализации многоуровневая система подготовки, предусматривающая наряду с основной образовательной программой высшего образования освоение курсантами дополнительных программ подготовки и профессионального обучения, предназначенных для формирования первичных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения практических задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе аэромобильной группировки.
3. Многоуровневая система подготовки предусматривает оптимизацию образовательного процесса за счет внедрения адаптированных к условиям учебы и службы курсантов новых форм обучения: многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа теоретических знаний и многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа практических умений и навыков.
4. Предлагаемая многоуровневая система подготовки совмещает традиционную систему и контекстное обучение, направленное на переход от обучения к трудовой деятельности и реализованное с помощью семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей, формирующих познавательные мотивы, трансформируемые в профессиональные.
5. Результаты апробации многоуровневой системы обучения демонстрируют повышение уровня профессиональной подготовки выпускников и снижение периода адаптации к профессиональной деятельности в пожарно-спасательных подразделениях ГПС МЧС России.
Введение. Подготовка специалистов государственной противопожарной службы направлена на обеспечение безопасности граждан и государства и носит актуальный характер в связи с особенностями профессиональной деятельности выпускников, заключающейся в готовности к ликвидации широкого спектра чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Готовность выпускника к профессиональной деятельности требует наличия широкого спектра знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, руководства пожарно-спасательным подразделением [1, с. 170; 2, с. 17; 3. с. 113], а также психологической [4, с. 5; 5, с. 34; 6, с. 94; 7, с. 172] и физической
готовности [8, с. 51; 9, с. 282; 10, с. 95] к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара 1 [11, с. 141; 12, с. 12; 13, с. 77].
Исследование в 2015 г. готовности к служебной деятельности выпускников вузов системы МЧС России (специальность 20.05.01 — пожарная безопасность) после года службы в практических подразделениях ГПС показало, что примерно 50% из них имеют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, около 40% — средний, 10% — низкий [14, с. 14]. При опросе выпускников выяснилось, что приобретенных практических навыков не хватает половине из них [15, с. 292]. В. В. Гуменный [16, с. 3] по результатам анкетирования выпускников военного вуза выявил, что у 26% из них умения в организации учебно-воспитательной работы оцениваются только как «удовлетворительные», 23% имеют слабые коммуникативные навыки, 19% испытывают затруднения в технической и ремонтно-эксплуатационной практике. О. М. Галлямовой [17, с. 7] установлены причины недостаточной эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов техносферной безопасности в вузе, прежде всего это преобладание традиционного, т. е. информационного подхода, когда главное — передача студентам знаний, что, в свою очередь, формирует пассивную аудиторию.
Наличие проблем в подготовке выпускников и современных требований к специалисту ГПС обусловливает необходимость исследования и внедрения новых педагогических методик профессионального обучения и совершенствования существующих в целях повышения качества подготовки специалистов ГПС, работающих в условиях возрастания рисков пожаров и ЧС природного и техногенного характера, с учетом требований, вызванных развитием современных методов, способов и средств предупреждения и ликвидации пожаров и ЧС.
Формулировка требований и методы. При формировании методик профессиональной подготовки необходимо учитывать особенности обучения курсантов в вузах системы ГПС МЧС России, которые привлекаются в составе аэромобильных группировок (далее — АМГ) к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера 2. АМГ представляет собой нештатные формирования, включающие силы и средства подразделений МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, которые предназначены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и других не-
отложных работ (АСДНР) в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, происшедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.
Практический опыт участия курсантов в ликвидации крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС вносит большой вклад в формирование будущего специалиста ГПС, кроме того, участие АМГ в ликвидации последствий различных ЧС решает важную государственную задачу по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера 3 [18; 19].
Обучение по основной образовательной программе высшего образования не обеспечивает достаточный уровень подготовки курсантов, привлекаемых в состав АМГ, ввиду того что тематика учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, относится к инженерной подготовке и не формирует у курсантов начальные профессиональные практические навыки в области тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Все это накладывает определенные ограничения на применение АМГ образовательных организаций системы МЧС России при работе в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС. Для формирования теоретических и практических навыков, необходимых для выполнения задач в составе АМГ в полном объеме, курсанту требуется дополнительная подготовка по программе пожарного, спасателя, оператора беспилотных авиационных систем (далее — БАС) и ряда других. ФГОС по направлению подготовки 20.03.01 — техносферная безопасность с 2016 г. устанавливает требования к выпускникам, которые должны обладать способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Таким образом, методика профессионального обучения должна включать, помимо освоения основной образовательной программы, подготовку по профессиям рабочих и дополнительным программам в области профессиональной деятельности.
Результаты и обсуждения. Для выполнения требований ФГОС, касающихся компетенциий выпускников и формирования готовности их участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в составе АМГ, в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана многоуровневая система подготовки на основе метода педагогического проектирования (В. П. Бес-палько, А. М. Кочнев, Ю. К. Бабанский, Г. Е. Муравьева), представленная на рисунке.
1 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Рос. газета. 2008. 1 авг.
2 Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России : приказ МЧС России от 20 октября 2017 г. № 448. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3 АМГ института приняла участие в тушении лесного пожара [Электронный ресурс] // Воронежский филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России [офиц. сайт]. URL: http://vf.eduiire37.ru/amg-instituta-prinyala-uchastie-v-tushenii-lesnogo-pozhara/ (дата обращения: 19.05.2018) ; Аэромобильная группировка МЧС России проводит в Ставрополье аварийно-восстановительные работы и оказывает адресную помощь населению пострадавших поселков [Электронный ресурс] // МЧС России [офиц. сайт]. URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33213935 (дата обращения: 19.05.2018).
Обучение по дополнительным программам
"1Г"
Обучение по программе подготовки оператора БАС
Обучение по программе подготовки водителя
Обучение по программе подготовки пожарного
Обучение по программе подготовки водолаза
Обучение по программе подготовки командира отделения
Обучение по программе подготовки спасателя
Обучение по основной образовательной программе
Учебная практика в должности заместителя начальника ПСЧ
Учебная практика в должности начальника караула
Учебная практика в должности командира отделения
Учебная практика в должности пожарного
JL.
ИГА
Допуск к ИГА
Практический пожарный тест
Теоретический пожарный тест
8 семестр
7 семестр
6 семестр
5 семестр
4 семестр
3 семестр
Допуск к сессии
Практический пожарный тест
Теоретический пожарный тест
2 семестр
1 семестр
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
Допуск к сессии
Практический пожарный тест Теоретический пожарный тест
к
у
р с
к
у
р с
к
у
р с
к
у
р с
Выполнение задач по педназначению
Рис. Схема организации многоуровневой системы подготовки (Fig. A Chart of Organization of a Layered Training System )
Основной проблемой профессионального образования является переход от учения к труду, что обусловлено противоречиями между содержанием, формами и условиями познавательной и осваиваемой профессиональной деятельности. Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние н а успехи в учении [ 20, с. 4].
Многоуровневая система обучения решает задачи комплексной подготовки специалиста ГПС, способного уже в процессе обучения в образовательной организации вы сшего образования выполнять профес-
сиональные задачи, принимая участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Выполнение реальных задач по спасению людей и ликвидации последствий ЧС способствует формированию у курсантоп мотивации к получению щюфессиональных теоретических знаний, практических умений и навыков и интересак профессионапьной деательности.
Участие курсантов в ликвидации ЧС в составе АМГ значительно помогает естаственнзму пераходу оп познавательной деятельности обучающегося к профессиональной деятельности специолиста.
4
3
2
1
Структура многоуровневой системы подготовки предусматривает наряду с основной образовательной программой высшего образования освоение дополнительных программ по профессиям рабочих, должностям служащих, относящихся к профессиональной деятельности специалистов ГПС. Перечень дополнительных программ включает обучение по профессии пожарного, водителя автомобиля категории «В», по программам подготовки спасателя, командира отделения, оператора беспилотных авиационных систем и по программе водолазной подготовки.
Последовательность обучения по указанным дополнительным программам выстраивается с учетом изучения дисциплин и прохождения практик в рамках основной образовательной программы высшего образования и особенностей обучения курсантов, связанных с выполнением задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в рамках деятельности АМГ.
Распределение учебных и производственных практик учитывает наличие у курсантов теоретических знаний, минимальных практических умений и навыков, полученных в процессе обучения и необходимых для прохождения практик. Виды, сроки практик должны также учитывать освоение дополнительных образовательных программ и программ обучения по профессиям рабочих, должностям служащих.
Введение дополнительных программ, относящихся к профессиональной деятельности специалистов ГПС, требует оптимизации учебного процесса, направленной на изыскание дополнительного времени, на их освоение. В многоуровневой системе подготовки предусмотрена оптимизация образовательного процесса за счет внедрения адаптированных к условиям учебы и службы курсантов новых форм обучения:
— многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа теоретических знаний;
— многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа практических умений и навыков.
Предлагаемая многоуровневая система подготовки совмещает традиционную систему и контекстное обучение. В рамках контекстного обучения применяют три обучающие модели, которые реализуются в предлагаемой многоуровневой системе подготовки: семиотическая, имитационная, социальная [20, с. 11].
Семиотические обучающие модели включают систему заданий, предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. Указанные модели реализуются в виде предлагаемой многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа теоретических знаний, реализованной в виде компьютерной программы, на которую получено свидетельство о государственной регистрации № 2017613078 от 10 марта 2017 г. Структурно-методическая модель компьютерной программы основана на ассоциативно-рефлекторной теории обучения (А. А. Смирнов, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин), теории развития мотивации (Л. С. Выготский, А. Н. Леон-
тьев) и теории модульного обучения (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов, И. Прокопенко). Компьютерная программа за счет информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет предоставляет возможности доступа курсантам к информационно-образовательной среде (базе теоретических вопросов по всем дисциплинам специальности или направлениям подготовки) вне зависимости от времени и места нахождения для самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа оценивается при прохождении курсантами теоретического пожарного теста, предназначенного для допуска к сессии и формирования мотивации к самостоятельному изучению теоретического материала. Индивидуальные теоретические знания, приобретенные курсантами в результате работы в многоуровневой модульной системе обучения, контроля и анализа теоретических знаний, являются необходимой базой для обучения в имитационных и социальных обучающих моделях.
Имитационная и социальная обучающие модели реализуются в виде практик, которые проходят курсанты в пожарно-спасательных подразделениях ГПС в различных должностях и предлагаемой многоуровневой модульной системы обучения, контроля и анализа практических умений и навыков. В основе разработанной системы практической подготовки лежат ассоциативно-рефлекторная теория (А. А. Смирнов, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин), теория развития мотивации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), теория модульного обучения (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов, И. Прокопенко) и теория проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Бруш-линский). Разработанная система практической подготовки реализована в виде практического пожарного теста, который является формой практической подготовки курсантов и контроля их практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Практический пожарный тест включает последовательное выполнение курсантами индивидуальных и групповых упражнений, а также решение пожарно-тактических задач. Курсанты в условиях решения пожарно-тактической задачи по тушению пожара или ликвидации ЧС на различных объектах исполняют роли должностных лиц пожарно-спасательных подразделений (пожарного, командира звена газодымозащитной службы, командира отделения, начальника караула). Положительная оценка, полученная курсантом при прохождении практического пожарного теста, является допуском к сессии, что позволяет мотивировать курсантов к развитию своих практических умений и навыков.
Таким образом, с помощью семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей в контекстном обучении проблема профессионального образования, заключающаяся в переходе от учения к трудовой деятельности, может быть решена предлагаемой многоуровневой системой подготовки специалистов ГПС, которая, имея выраженную профессиональную направ-
ленность, формирует познавательные мотивы, трансформируемые в профессиональные.
Заключение
1. Разработка новых педагогических методик профессионального обучения для повышения качества подготовки специалистов ГПС особенно актуальна.
2. Обоснованы требования к методике профессиональной подготовки, учитывающей особенности обучения курсантов в вузах системы ГПС МЧС России, которые привлекаются в составе АМГ к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
3. Представлена структура многоуровневой системы подготовки, включающая обучение по основной образовательной программе и дополнительным про-
граммам, а также выполнение профессиональных задач в составе аэромобильной группировки.
4. Представлены новые формы обучения в рамках предложенной многоуровневой системы подготовки, направленные на оптимизацию образовательного процесса и реализующие семиотическую, имитационную, социальную модели контекстного обучения.
5. Предложенная многоуровневая система обучения проходит апробацию в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, результаты которой демонстрируют повышение уровня профессиональной подготовки выпускников и сокращение периода адаптации к профессиональной деятельности в пожарно-спасательных подразделениях ГПС МЧС России.
Список литературы
1. Григорян А. Р., Андреева О. В. Сравнительное исследование детерминант принятия решений в зависимости от должностного статуса у сотрудников регионального управления МЧС (на примере Тверской области) // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 170-176.
2. Болотин А. Э., Данилова Т. В. Требования, предъявляемые к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4(110). С. 16-21.
3. Теслюк П. В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2016. № 1(23). С. 113-119.
4. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов ВУЗов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.
5. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4(28). С. 33-39.
6. Назметдинов Р. Р., Назметдинова Д. Г. Особенности образовательного процесса в профессиональной подготовке личного состава МЧС России // Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников : мат-лы междунар. науч.-метод. конф. Томск, 2017. С. 94-95.
7. Першакова Д. А., Куклин В. С., Молчанов В. И. Отношение к риску как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Вологда, 2018. Ч. 2. С. 171-172.
8. Ведяскин Ю. А., Кулагин А. В., Александров А. А. Основные факторы, определяющие профессионально-прикладную физическую подготовку будущего специалиста в системе МЧС России // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1(6). С. 178-180.
9. Сорокин А. А., Чистов П. В., Соколов Г. П. Оценка уровня физической подготовленности у выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 2, № 4(6). С. 282-284.
10. Болотин А. Э., Аганов С. С, Довженко М. С. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 3. С. 93-103.
11. Сорокин Д. В., Никифоров А. Л., Шарабанова И. Ю. Исследование защитных свойств боевой одежды пожарного // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 2(50). С. 140-146.
12. Агаев В. Н. Разработка концепции и проведения занятий в учебно-тренажерном комплексе академии МЧС Республики Азербайджан для подготовки пожарных спасателей в условиях опасных факторов пожара // Наука и образование в жизни современного общества : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. : в 8 ч. Тамбов, 2014. Ч. 8. С. 10-14.
13. Шафран Л. М., Нехорошкова Ю. В. Комплексная гигиеническая оценка условий труда и трудового процесса пожарных-спасателей // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 1. С. 77-82.
14. Порошин А. А., Шишков М. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности : мат-лы XXVIII междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ногинск, 2016. Ч. 2. С. 7-16.
15. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, № 1(4). С. 289-293.
16. Гуменный В. В. Профессиональное становление курсантов на завершающем этапе обучения в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 24 с.
17. Галлямова О. Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием ин-тегративного подхода к обучению : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.
18. Малый И. А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы. Иваново, 2014. 109 с.
19. Авгуцевичс А. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов. М., 2017. 178 с.
20. Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 23 с.
Поступила 26.05.2018
UDC 378 © V. V. Bulgakov, 2019
DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11013
13.00.08 Theory and methodology of professional education
Experience of Implementation of Layered Training System in a Departmental Higher Educational Institution of the State Fire Service of the Russian Ministry
of Emergency Situations
Vladislav V. Bulgakov 1,
Candidate of Sciences (Engineering), Deputy Chief, the Chief of the Institute of Professional Training.
Е-mail: vbulgakov@rambler.ru
1 Ivanovo Fire and Life Saving Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations, Ivanovo, 153040, Russia
Abstract
Introduction. Elaboration of new pedagogical methodologies at the Higher Educational Institutions of the System of State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations for training specialists in the sphere of fire safety is very important, as the readiness of the graduate requires a large scope of knowledge, practical skills and abilities with regard to fire fighting, recovery operations, fire authority, etc.
Results of the Survey and Discussions. The analysis of the graduates' training revealed a number of the problems for the solution of which a research was conducted and a layered training system aimed at the quality improvement of professional training at the expense of mastering additional programs was developed. These programs are in the sphere of professional activity and carrying out professional tasks as part of air mobile grouping to cure the effects of emergencies of natural occurring or man-made character. Training Sequence according to the additional programs is lined up with due regard to studying subjects and internship in the frame of the principal educational program of higher education. New forms of training actualizing semiotic, simulation, social models of contextual education aimed at formation of students' motivation for deepening of theoretical material, getting skills and abilities are worked out for optimization of the educational process in terms of a layered training system.
Conclusions. Implementation of the offered model having a significant professional orientation in the educational process contributes to the quality improvement of preparation and quick move of the graduates from their studies to working careers at fire services units of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations after graduation from the educational institution.
Keywords: layered training system; optimization of the educational process; professional orientation;
contextual education.
Citation: Bulgakov V. V. Experience of Implementation of Layered Training System in a Departmental Higher Educational Institution of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 87-93. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11013
References
1. Grigoryan A. R., Andreyeva O. V. Comparative Iinvestigation of the Decision Making Determiner Depending on the Job Title of the Workers of a Regional Department of the Russian Ministry of Emergency Situations (at the example of the Tver region). Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2016. No. 1. Pp.170 - 176. (In Russ.)
2. Bolotin A. E., Danilova T. V. Requirements Put Forward to Management Competence of the Graduates of Higher Educational Institutions of State Fire Service of the. Bulletin of P. F. Lesgaft University. 2014. No. 4(110). Pp. 16-21. (In Russ.)
3. Teslyuk P. V. Impact of the Level of Mental Capacity, Emotional Volitional Characteristics and Risk Tolerance on the Decision-Making Process. Bulletin of the University of Civil Protection of the Belorussian Ministry of Emergency Situations. 2016. No. 1(23). Pp. 113-119. (In Russ.)
4. Abramov A. V., Yermilov A. V. The Development of Psychological Qualities of the Watch Commander of Cadets of Higher Educational Institutions of Russian Ministry of Emergency Situations. Scientific Inguiry. 2015. No. 2.4. Pp.5-6. (In Russ.)
5. Nikitenko N. A. Individual Attention to Psychological Training of Fire Fighters. Emergency Situations: Industrial and Environmental Safety. 2016. No. 4(28). Pp. 33-39. (In Russ.)
6. Nazmetdinov R. R., Nazmetdinova D. G. Distinctive Features of the Educational Process in Professional Training of the Personnel of the Russian Ministry of Emergency Situations. Modern Education: the Development of Technologies and the Content of Higher Professional Education as a Factor of Upgrading the Graduates' Training. Proceedings of the International Scientific Conference. Tomsk, 2017. Pp. 94-95. (In Russ.)
7. Pershakova D. A., Kuklin V. S., Molchanov V. I. Risk Attitude as an Element of Psychological Readiness of the Officers of the Russian Ministry of Emergency Situations for Their Professional Activity. Science Today: Theoretical and Practical Aspects. Proceedings of the International Scientific Conference in 2 Parts. Vologda, 2018. Part 2. Pp. 171-172. (In Russ.)
8. Vedyaskin Yu. A. Kulagin A. V., Alexandrov A. A. Main Factors Defining the Professionally Applied Physical Training of a Future Specialist in the System of the Russian Ministry of Emergency Situations. Pedagogy and Psychology: Topical Issues of Theory and Practice. 2016. No. 1(6). Pp. 178-180. (In Russ.)
9. Sorokin A. A., Chistov P. V., Sokolov G. P. Assessment of Physical Performance Level of the Graduates of the Ivanovo Fire and Life Saving Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations. Teaching Skills and pedagogical Technologies. 2015. V. 2, No. 4(6). Pp. 282-284. (In Russ.)
10. Bolotin A. E., Aganov S. S., Dovzhenko M. S. Content of a Pedagogical Model of Formation of the Readiness of cadets of Higher Educational Institutions of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations for Professional Activity with the Use of Physical Training Means. Biomedical and Psychosocial issues of Safety in Emergency Situations. 2015. No. 3(50). Pp. 93-103. (In Russ.)
11. Sorokin D. V., Nikiforov A. L., Sharabanova I. Yu. Investigation of Protective Properties of a Fire Fighter. Modern High Technologies. Regional Supplement. 2017. No. 2(50). Pp. 140-146. (In Russ.)
12. Agayev V. N. Concept Development and Conducting Lessons in a Simulator Complex of the Academy of the Ministry of Emergency Situations of Republic of Azerbaijan for Training of Savers in Dangerous Fire Factors. Science and Education in the Life of a Modern Society. Proceedings of the International Scientific Conference in 8 Parts. Tambov., 2014. Part 8. Pp. 10-14. (In Russ.)
13. Shafran L. M., Nekhoroshkova Yu. V. Complex Sanitary Audit of Working Conditions and Workflow of Savers. Hygiene and Sanitation. 2015. Vol. 94. Pp. 77-82. (In Russ.)
14. Poroshin A. A., Shishkov M. V., Streltsov O. V, Lazareva E. V., Ryumina S. I. Methodology of Assessment of Readiness for Professional Activity of Graduates of Educational Organizations of Higher Professional Education of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations. Topical Issues of Fire Safety: Proceedings of the International Scientific Conference in 2 Parts. Noginsk, 2016. Part 2. Pp. 7-16. (In Russ.)
15. Streltsov O. V., Lazareva E. V. Assessment of Professional Performance by Graduates of Educational Institutions of Higher Professional Education of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations. Issuies of Security Provision in Emergency Recovery. 2015. Vol. 2, No 1(4). Pp. 289-293. (In Russ.)
16. Gumenny V. V. Professional Start-up of Cadets at the Final Stage of Studies at the Military Higher Educational Institution. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2014. 24 p. (In Russ.)
17. Gallyamova O. N. Professional Training of Specialists of Technosphere Safety at the Higher Educational Institution with the Use of Integrative Approach to the Teaching Process. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. St. Petersburg, 2013. 23 p. (In Russ.)
18. Maly I. A. The Experience of Participation of the Ivanovo Institute of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations in Large-Scale Emergency Recovery at RF Territory in 2010-2013. Ivanovo, 2014. 109 p. (In Russ.)
19. Avgutsevichs A. A., Verbitsky A. A. Psychology of Students' Motivation. Moscow, 2017. 178 p. (In Russ.)
20. Bakshayeva N. A. Development of Cognitive and Professional Motivation of the Students of a Pedagogical Educational Institution in Contextual Education. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Psychology) dissertation. Moscow, 1997. 23 p. (In Russ.)
Submitted 26.05.2018