Научная статья на тему 'Педагогические условия развития субъектной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения'

Педагогические условия развития субъектной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондракова Эльвира Дмитриевна

Описаны педагогические условия развития субъектной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения; анализируется опыт участия в общественной деятельности, формы и методы которой способствуют развитию качеств личности конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития субъектной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Д. КОНДРАКОВА (Пятигорск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Описаны педагогические условия развития субъектной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения; анализируется опыт участия в общественной деятельности, формы и методы которой способствуют развитию качеств личности конкурентоспособного специалиста.

Личностное развитие студента в рамках воспитательной системы вуза и под ее воздействием зависит от меры и характера проявления его как субъекта этого процесса. Учащийся - и объект, и субъект любой воспитательной системы гуманистического типа, в том числе вуза. А это значит, что личность обучающегося является и результатом функционирования воспитательной системы, и показателем ее эффективности.

Мы считаем, что мера субъектности студента повышается в процессе его становления как будущего специалиста. Он субъект поведения, деятельности, собственной микросферы; он может стать субъектом собственной жизни, если педагоги и родители будут содействовать такому уровню субъектности. Содействовать - значит создать условия для становления субъектной позиции человека по отношению к процессу развития, в нашем случае в университете.

Современная социальная действительность требует воспитания и развития у молодежи качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности. На смену знаниевоориентированному образованию приходит новая функция образования - становление человека как субъекта преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни на основе ценностей саморазвития, самообразования, самовос-питания, самоуправления [1: 271.

Продуктивное решение различных проблем формирования культуры личности студента в воспитательной системе высшего учебного заведения возможно на основе анализа опыта работы, обобщения выводов теоретических и конкретно-социологических исследований на стыке педагогики высшей школы, теории личности и культуры. На основе анализа работ Т.Н. Волоткевич, Ю.С. Давыдова, В.Г. Лисовского, В.А. Сла-стенина, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и других исследователей можно сделать вывод о том, что эффективность формирования личности молодого человека, развитие его субъектности зависит от единой направленности влияния на молодежь макросреды (атмосферы общественной жизни в стране) , микросреды (прежде всего таких общностей, как семья, референтная группа), собственно вузовской среды, деятельности, специфическим видом которой является общение, активности самой личности, ее самостоятельности в отборе видов и форм деятельности. Данные факторы социального влияния на студента составляют систему объективных зависимостей, во взаимодействии с которыми формируется культура специалиста.

За короткое время обучения в вузе студентам необходимо не только выработать профессиональные навыки, но и овладеть рядом умений, включая коммуникативные и организаторские. Социальная активность как качество личности реализуется в самодеятельности, направленной на преобразование общественной деятельности и изменение самих действующих субъектов в соответствии с требованиями принципов гуманизации и демократизации общества. В этой связи вся работа высшей школы предполагает максимальное включение студенческой молодежи в различные виды деятельности, развитие и стимулирование ее самостоятельности и самоуправления [6: 88].

Перед педагогическим коллективом нашего вуза в начале 90-х гг. ушедшего века стоял ряд задач: во-первых, искать новые подходы к самоуправлению; во-вто-рых, не форсировать, не подталкивать студентов к созданию своих органов управ-ления, помочь им осмыслить свое место в

© Кондракова Э.Д., 2008

гуманистической системе воспитания. При организации студенческого самоуправления мы основывались на следующих принципах и подходах: самоуправление - это мощный стимул повышения активности вузовского коллектива, ориентированный на совместную работу администрации и студенчества по дальнейшему развитию образовательного учреждения, повышению качества подготовки будущих специалистов; студенческое самоуправление - составная часть вузовского самоуправления, оно должно охватывать все стороны вузовской жизни и быть многообразным по структуре, формам, способам работы; студенческое самоуправление - это не придаток администрации, а форма ответственности коллектива студентов за развитие своего университета, это школа гражданской ответственности .

Новизну подходов к решению управленческих проблем мы видим, во-первых, в формировании творческой атмосферы в студенческих коллективах; во-вторых, в создании гибкой системы управления; в-третьих, в проблеме лидерства: необходима целенаправленная работа как с формальными и неформальными (постоянными), так и с ситуативными лидерами. Мы полагаем важным «дойти» до каждого лидера, а уже он «дойдет» до каждого студента. Мы считали и считаем, что каждый факультет должен сам определять, какие органы ему нужны, каков должен быть их состав, время работы. Это могут быть и относительно постоянные, и временные, и разовые органы [4: 63].

Мы солидарны с учеными, которые рассматривают самоуправление не столько как специальную деятельность, сколько как поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности студентов. При подобном подходе на первый план выходят вопросы: где и когда может возникнуть самоуправление; каким образом сохранять и поддерживать его демократический характер [3: 53].

Работа в органах самоуправления помогает формировать ключевые умения и навыки, необходимые будущему выпускнику, главные из которых - умение управлять и умение делать, что предполагает не только профессиональную подготовку, но и широкую компетентность, позволяющую лучше ориентироваться в различных сложных ситуациях, осуществлять общие про-

екты, проявлять уважение к иным мнениям и ценностям, быть лично ответственным за свои решения и действия [2: 12].

По нашему мнению, руководителям вузовских подразделений необходимо осознать, что естественную активность молодого человека необходимо «доращивать» до гражданской активности через различные каналы воспитания. Мы отмечали, что воспитание лидерских качеств в первую очередь осуществляется через студенческое самоуправление, которое рассматривается нами как важнейшее условие реализации творческой активности в научно-профессиональном и культурном отношениях. Но для повышения эффективности данной работы студенческим советом организуется учеба актива по различным направлениям воспитывающей деятельности. С этой целью в ПГЛУ разработана программа «Лидер».

В исследовании мы рассматриваем трехуровневую структуру студенческого самоуправления, которая способствует проявлению творческой активности большинства студентов с учетом их интересов и склонностей. Она строится следующим образом. Первый уровень - студенческое управление в коллективах курсов, групп. Второй уровень - факультетское студенческое самоуправление. Его организационные формы: общее собрание (конференция); совет, состоящий из представителей курсовых органов самоуправления; сектора студенческого совета (постоянные и временные) с учетом специализации каждого факультета. Общими для всех факультетских студсоветов являются сектора науки, культуры и досуга, физкультуры и спорта, милосердия, информации. Третий уровень - общеуниверситетское самоуправление. Это Ученый совет вуза, куда входят и представители учащейся молодежи; Совет студентов и аспирантов со структурными подразделениями (постоянными и временными), организующий университетские праздники, конкурсы, соревнования, занятия школы актива [5: 16].

Как показывает опыт ПГЛУ, помимо основного состава - старост, председателей советов курсов, факультетов и т.д., в актив могут входить и иные лица - студенты, которые хотят работать. Им предоставляется возможность выбрать дело по душе. Желание помочь особенно проявляется в работе совета движения «Милосердие», действующего в рамках ССС. Студенты, входящие в этот совет, организуют благотворительные мероприятия в помощь

детям-инвалидам, домам престарелых, пострадавшим от стихийных бедствий и солдатам Российской армии, проходящим лечение в военных госпиталях региона.

Пять лет назад студенческий совет университета создал книгу «Золотой фонд студенчества ПГЛУ», в которую заносятся фамилии студентов, имеющих хорошие и отличные оценки в течение трех лет обучения и активно участвующих в жизни факультета и университета. Это значительно стимулирует общественную деятельность молодежи.

Многолетний опыт работы в вузе дает нам возможность сравнить работу комсомольских и нынешних молодежных органов самоуправления, технологию их создания. Студенты начала XXI в. не владеют приемами, например, проведения собрания по выборам руководящих органов. Это мы объясняем тем, что в период обучения в школе большинство учащихся не приобрели организаторских навыков. Всего 5 % молодых людей в школе или колледже прошли какую-либо школу организационной работы. Все это создает определенные трудности в развитии студенческого самоуправления. Следовательно, задача организаторов воспитательного процесса в вузе -через систему поручений и тренингов создать актив, органы самоуправления.

С этой целью в Пятигорском государственном лингвистическом университете старшекурсников вовлекают в работу ученых советов университета, факультетов. Студенты стали постепенно проявлять активность - выходить с вопросами о программе обучения, работе СНО, клубов по интересам, подготовке, проведении и подведении итогов традиционных дел на факультетах и др. Активизации деятельности студентов способствуют и регулярные встречи с ректором, деканами. Это своеобразный отчет о деятельности администрации, отличающийся демократической и гуманной атмосферой.

Вовлечение студентов ПГЛУ в общественную деятельность начинается с первых курсов: в начале учебного года проходят встречи «Давайте познакомимся», «Наши традиции», «История факультета» и другие, на которых старшекурсники рассказывают о делах факультета, университета, акцентируя внимание на том, что первокурсникам надо продолжать. Если с первой минуты вчерашний абитуриент ощутит, что, придя в вуз, он становится участником интересной, ни с чем не сравнимой разнооб-

разной студенческой жизни, где таинство получения знаний неразрывно связано со студенческой инициативой и творчеством, ему непременно захочется стать вовлеченным в эти события. Вот почему одной из первых задач воспитательной работы является обеспечение адаптации первокурсников к студенческой жизни.

Через систему информационного обеспечения - экскурсии в музей истории вуза, конкурсы стенных газет курсов, факультетов, вузовскую многотиражную газету «Наш университет», творческие выступления сту-дентов-членов клуба «Овация» и т.п. - первокурсники получают представление об имеющихся у университета возможностях, которые востребуют их умения и таланты.

Помогая молодым людям приобретать навыки сначала исполнительской, а затем и организаторской деятельности, формируя их управленческий потенциал, воспитательные структуры возделывают почву, на которой вырастает росток самодеятельности, самоорганизации, общественная «жилка» - условия, необходимые для развития в каждом молодом человеке субъекта жизнедеятельности в вузе.

Анализируя этот опыт через призму теоретических идей развития субъектности как качества личности студента, мы приходим к следующим выводам.

Процесс воспитания носит двусторонний характер. Студент - не только объект, но и субъект этого процесса. Поэтому важными задачами педагога являются развитие у молодого человека постоянной потребности, мотива и цели в самоорганизации, самостоятельности, самоанализе и других «самостей» как компонентов системы воспитания; создание условий для включения студентов в общественную деятельность, основанную на принципах демократии.

Общественная деятельность по сути своей есть организация всех сфер деятельности студентов - учебной, научно-исследовательской и другой, а также самоорганизации студенческих коллективов и их включенности в вузовские структуры (участие в трех основных сферах самоуправления). Достижение положительного социального эффекта самоуправления, повышение качества общественной деятельности студентов возможны при создании ряда условий: определенное активное начало студента, которое проявляется в инициативе, стремлении их к саморазвитию, самоорганизации; наличие взаимопонимания и взаимодействия органов самоуправления

и администрации вуза; студенты должны знать и соблюдать традиции управленческой культуры вуза, своей деятельностью воплощать преемственность поколений; системность и многообразие организационных форм студенческого самоуправления и со-управления в вузе.

Студенческое самоуправление - это форма тех общественных и межличностных отношений, из которых складывается вся вузовская жизнь, образование и воспитание будущих специалистов. Именно богатство социальной практики, реальный, а не показной демократизм вузовской жизни формируют богатство духовной жизни студентов.

Реализация идеи участия студентов в жизни вузовского коллектива и формировании собственной личности на правах субъекта предполагает наличие следующих условий:

- предоставление свободы выбора и смены деятельности или ее элементов;

- создание гуманной развивающей среды жизнедеятельности воспитанников во внеучебное время;

- удовлетворение разнообразных интересов студентов, лежащих вне учебной деятельности;

- создание отношений сотрудничества, сотворчества, управления всех участников педагогического процесса;

-предоставление воспитанникам возможностей для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации;

- формирование у студентов потребности в творческом раскрепощении;

- стимулирование инициативы студентов, поддержка стремления попробовать себя в разнообразной деятельности.

Каждый вуз получает такого выпускника, какого создает всей своей жизнью, стилем отношений и рабочей атмосферой. В этом контексте очевидно, что воспитательная работа со студентами должна носить системный, целенаправленный и последовательный характер.

Анализ различных направлений, видов и форм разносторонней деятельности студентов показывает, что именно ее качество и ценностное содержание являются решающим фактором формирования культуры будущего специалиста, развития его субъектности.

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов н/Д., 1999.

2. Бугаенко, Н.П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Бугаенко. Владикавказ, 2004.

3. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учеб,-метод. пособие / под ред. Н.К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2005.

4. Кондракова, Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего профессионального образования / Э.Д. Кондракова. Пятигорск, 2004.

5. Кондракова, Э.Д. Воспитательная система вуза - условие формирования культуры специалиста / Э.Д. Кондракова, JI.K Кленев-ская. Пятигорск, 2006.

6. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. Оренбург, 2006.

Н.В. ПОЯРКОВА (Волгоград)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

С позиций гуманитарно-целостного подхода характеризуются компоненты профессионально -нравственного становления будущих педагогов, обосновывается выделение стадий процесса и предлагаются педагогические средства, обеспечивающие профессионально-нравственное становление студентов педагогического колледжа.

Проблемы профессионального воспитания становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными. Это обусловлено как социальным запросом на специалиста, не только обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и имеющего устойчивую субъектную профес-сионально-личностную позицию, понимае-

© Пояркова Н.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.