Экономика и управление в образовании
УДК 378.18
Хрулькова Ю.В.
Особенности управления
внеучебной деятельностью вуза
Образование выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самопознания, реализующего передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Реализация культурно-творческой миссии образования требует качественной системы управления образованием, которая обеспечит ее эффективность.
В Высшей школе России действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменения государственно-политического и социально-экономического строя России создали принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования и, в частности, в системе воспитания. Состояние системы воспитания в настоящее время можно оценить как сложное, что связано с изменением целе-образующих элементов воспитательной политики и ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Студент в большей степени становится независимой личностью, способен выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным опытом. Происходит адаптация студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде зарождается новый социокультурный тип молодых людей, способных и готовых активно участвовать в строительстве новой России.
С другой стороны, в образовательной социокультурной среде существует ряд проблем и противоречий, негативно влияющих на качество воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Отмечается падение нравственности, рост недисциплинированности, низкий уровень ответственности, проявления агрессии по отношению к сверстникам. Сложные социально-экономические и бытовые обстоятельства, низкий уровень материального положения, имущественное расслоение в студенческой среде значительно изменили социальный облик студентов.
В связи с этим, сегодня вопросы воспитания студенчества в вузе признаются одной из приоритетных областей его деятельности и требуют системной постановки.
Образовательный процесс вуза включает три составляющие: учебную, научную и вне-учебную деятельность. И задача современной системы высшего образования — гармоничное сочетание этих составляющих.
Понятие внеучебной деятельности вуза часто отождествляется с понятием воспитательной деятельности. Несмотря на то, что последняя характеризуется более широким полем действия, основная цель воспитания реализуется в процессе внеучебной работы.
Цель воспитательной работы можно представить в виде некого перечня стандартов и эталонов, которым должен соответствовать выпускник вуза. Однако результат воспитательной работы можно оценить лишь спустя некоторое время. Ведь, социальное развитие человека происходит и после окончания вуза, и в первые годы трудовой деятельности, и во время создания семьи, рождения собственных детей и т.д. И именно высшая школа, с ее многообразием форм воздействия на личность студента, призвана сформировать базовые личностные и профессиональные качества и запустить сложный механизм развития таковых качеств, помогающих студенту адаптироваться к жизнедеятельности вне вуза и соответствовать современным социально-экономическим требованиям.
Достижение обозначенной цели невозможно без вовлечения студентов в разнообразную общественную внеучебную деятельность.
Целью внеучебной деятельности вуза является создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для становления гармонично и всесторонне развитой личности, подготовки компетентного специалиста, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским правосознанием.
Основными задачами внеучебной деятельности являются: обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы; создание условий для освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом; создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения, способствующей самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента; развитие электоральной культуры молодежи; влияние на формирование ценностных ориентаций, положительного жизненного идеала студенческой молодежи; создание образцовой среды обитания [3].
Отметим, что общественная и воспитательная деятельность формируется в системах "студент-студент", "студент-преподаватель", "студент-работник вуза". В перечисленных системах объектом воспитательного воздействия является студент. Субъекты же проявляются, когда мы говорим, что организация воспитательного процесса в основном зависит от инициативы администрации, традиций конкретного вуза, работы педагогов, кураторов, органов студенческого самоуправления.
В системе управления внеучебной деятельностью вуза целесообразно выделить структуры, обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание на разных уровнях.
Управление внеучебной деятельностью на уровне вуза осуществляется в первую очередь ученым советом, который определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива. Разработку стратегии, реализацию и управление внеучебной деятельностью ведет гуманитарный (воспитательный) совет вуза. Его основная задача — развитие и совершенствование системы воспитательной работы, разработка новых подходов и механизмов, составление нормативных и методических документов, руководство работой воспитательных советов факультетов, культивирование корпоративного университетского духа. В состав такого совета помимо представителей руководства вуза входят представители всех факультетов (институтов), отвечающих за организацию и управление вне-учебной деятельностью "на местах", руководители студенческих организаций и структурных
подразделений системы внеучебной работы вуза. Высший орган студенческого самоуправления — студенческий совет вуза.
На уровне факультетов (институтов) управление внеучебной деятельностью обеспечивают: ученый совет и воспитательный совет факультета (декан, заместитель декана по внеучебной работе, заведующие кафедрами, кураторы); студенческий совет и старосты групп.
На уровне кафедр выпускающих специальностей данную работу ведет воспитательный совет кафедры (заведующий кафедрой и кураторы).
Важное значение для адаптации и успешного функционирования студентов в среде вуза, его традициях, студенческой субкультуре имеют студенческие организации. Их деятельность направлена на выявление личностных и социальных особенностей студенчества и последующее управление ими в рамках воспитательных программ.
Значимость студенческого самоуправления определяется тем, что это важнейший фактор воспитания и профессионального самоопределения будущих специалистов и руководителей. Опыт и исследования внеучебной деятельности подтверждают, что деятельность органов самоуправления студентов создает среду для наиболее полного развития личностных характеристик студентов, необходимых для успешного становления в качестве всесторонне развитых граждан общества и компетентных специалистов.
Понимая стратегическую значимость студенчества, Министерство образования и науки России в Федеральной программе "Молодежь России" (2006-2010 гг.) заявляет в качестве нового подхода к реализации государственной молодежной политики "создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны" [4; 5].
Студенческий совет — важнейшая форма самоуправления студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общей цели — создание условий для достижения вышеупомянутых целей воспитательной работы вуза. Совет для реализации своей цели решает ряд задач: 1) представительство интересов студентов перед администрацией вуза, государственными органами; 2) создание условий для улучшения материального
4-
Экономика и управление в образовании
и бытового положения студентов, решения их социальных проблем; 3) содействие совершенствованию учебного процесса, организации научно-исследовательской работы студентов; 4) создание условий для реализации творческого потенциала и улучшения профессиональной подготовки студентов; 5) профилактика асоциальных явлений в студенческой среде; 6) развитие научных и гуманитарных связей со студенческими, молодежными и иными организациями и общественными объединениями в РФ и за рубежом [3].
Специфика управленческой деятельности студенческого совета заключается и в том, что решать эти задачи должен не один человек, а группа — управленческая команда, состоящая из председателей студенческих советов факультетов (институтов), и руководителей отдельных направлений деятельности. Однако ключевую роль все же играет руководитель, вносящий наибольший вклад в достижение общей цели совета.
Органы студенческого самоуправления призваны выступать проводником между студентами и администрацией вуза, налаживая конструктивное сотрудничество в области усовершенствования академического процесса и всей инфраструктуры вуза в целом.
Сотрудничество, с одной стороны, не допускает жесткого администрирования со стороны управленческого аппарата вуза, демократизирует отношения преподавателей и студентов, а с другой, повышает самостоятельность, активность органов студенческого самоуправления, их ответственность за принимаемые в рамках своей компетенции решения. Сотрудничество также предполагает уважение к личности студента, широкое использование метода воспитания педагогическим требованием, причем в косвенной и доброжелательной его формах.
Самоуправление реализуется в форме соуп-равления, равноправного участия обеих сторон управленческого процесса (студентов и органов управления вузом) в решении важных вопросов студенческой жизни [2].
Отдельные аспекты теории и методики развития студенческого самоуправления отражены в работах многих авторов, большая часть которых связана с практикой и опытом вузов. На основе их анализа можно разграничить два определения студенческого самоуправления:
1. Студенческое самоуправление — деятельное участие студентов в любых формах управления, скоординированная деятельность
добровольных организаций, способных принять решение и осуществить контроль за его исполнением;
2. Студенческое самоуправление — общественное, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение студентов, созданное по инициативе студентов, на основе общности их интересов для управления всеми аспектами студенческой жизни с целью достижения определенных результатов, согласно поставленным целям. То есть понятие студенческого самоуправления как некой организации, экономической системы.
Экономические системы особо устойчивы, однако обладают большой подвижностью — динамизмом, тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры и самой системы. Студенческое самоуправление как организация представляет собой вероятностную, трудно прогнозируемую систему. Это связано с отсутствием однозначных причинообусловленных связей между элементами, в результате чего возникает неопределенность поведения системы в целом, и ее составных частей. В значительной степени неопределенность исходит от человеческого фактора, непредсказуемого в конкретной ситуации.
Управление в рамках студенческого совета имеет в своей основе ряд общих принципов: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единство действий; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; порядок; справедливость; инициатива; корпоративный дух.
В процессе деятельности студенческого совета взаимодействие субъекта и объекта управления происходит не в рамках отношений "руководители - подчиненные". Членами студенческого совета управляют как партнерами. Здесь заключена специфика: партнерство исключает управление, поскольку предполагает равенство участников. Партнеры не могут приказать, они стараются убедить друг друга. Следовательно, данная студенческая структура позволяет научиться и руководить, и подчиняться.
Студенчество всегда составляет интеллектуальный потенциал общества на ближайшую перспективу. Распознать, направить в нужное русло, развить и привлечь этот потенциал студенчества к реальным действиям — вот главная задача высшего образования в настоящее время.
Наличие в системе управления вузом особых структур, предусматривающих обширный спектр прав для студенческих организаций в сочетании с высокой ответственностью за результаты работы, позволяет решать задачи внеучебной деятельности наиболее эффективно. Результаты работы студенческого самоуправления имеют огромное значение и в рамках вуза, и в образовательном и воспитательном процессах в масштабе государства, так как в полной мере отражают содержание государственной программы в области молодежной политики.
Результатом процесса управления образованием является его высокое качество, которое обеспечивается, в том числе, и на основе таких принципов как: фундаментальная подготовка и гармоничное развитие личности учащихся; мотивация и активное вовлечение преподавателей, сотрудников и студентов университета в деятельность по улучшению качества образования. Таким образом, качество образования невозможно представить без эффективной внеучебной воспитательной работы и эффективного управления этой сферой деятельности высших учебных заведений России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердников М.А., Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография / М.А. Бердников, А.В. Пономарев. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. 273 с.
2. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: монография / Т.Н. Волоткевич. Красноярск; Ставрополь, Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 269 с.
3. Концепция воспитательной деятельности и
направления ее реализации в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева, 2004.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации [от 29.12.2001 г. № 1756-р].
5. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации [от 02.10.2002 г. №1552-486/15-01-21].