Н. Н. Суртаева, Э. Г. Щебельская
(Санкт-Петербург)
Организационно-педагогические условия формирования
компетенций студентов вуза
В статье проводится теоретический анализ понятия «организационно-педагогические условия как предпосылка». С учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов раскрываются сущностные характеристики этого вида условий, подчеркивается их значимость в комплексе организационно-педагогических условий как «предпосылка, обстановка, требование», предопределяющих механизм формирования компетенций студентов вуза.
Российская система образования в условиях значительных экономических и социокультурных перемен в обществе за последнее время все больше и больше видоизменяется в соответствии с продолжающейся реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС]. Это делает актуальной проблему обоснования организационно-педагогических условий построения образовательного процесса, направленного на подготовку профессионально компетентных специалистов, способных реализовывать приобретенные компетенции в изменяющихся условиях.
В связи с этим активизируется необходимость исследования проблемы организационно-педагогических условий в педагогической теории и практике на основании изучения их особенностей и механизма реализации, сообразно отвечающих целям, содержанию и формам профессиональной подготовки специалистов в системе образования, в том числе высшего образования. Обозначим часть собственных теоретико-методологических позиций по данной проблеме.
Принципиальным является общее положение о том, что основанием для выделения той или иной системы является цель, а значит, взаимосвязанные структурно-функциональные компоненты педагогической системы объединены одной педагогической целью. Под педагогическими целями мы понимаем ожидаемые и реально достижимые результаты образовательного процесса, которые выражаются в таком личностном новообразовании, как общекультурные, профессиональные и специальные компетенции по различным специальностям. Категория «компетен-
ция» в психолого-педагогической литературе отождествляется с «потенциальной активностью» [8, с. 69-70], которую мы рассматриваем как состояние готовности и стремления молодых специалистов к конкретной профессиональной деятельности. Потребностно-мо-тивационная основа коммуникативной активности, включающая комплекс специфических социально-профессиональных качеств, необходимых для совместной деятельности, предполагает усвоенные знания, умения, навыки, социокультурный и чувственный опыт, цели и способы деятельности, соответствующие общественно-моральным нормам, социально-значимые потребности (в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении].
Говоря о типологии условий в педагогической науке, которые подразделяются, как правило, на внешние и внутренние условия, следует определить место социально-профессиональных компетенций. Эффективность управления процессом формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза во многом зависит от условий, в которых функционирует эта система. Сочетание внешних и внутренних условий, отражением которых является взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов, можно рассматривать с точки зрения понимания условий как «предпосылка, обстановка, требование». Только тесное взаимодействие субъектов способствует переводу целей обучения в цели учения как индивидуально значимые для самих обучающихся в процессе удовлетворения их потребностей, влияя тем самым на формирование компетенций студентов вуза.
В проводимом исследовании определение содержательной составляющей организационно-педагогических условий как «предпосылка» важно при реализации ФГОС. Определившись в содержании понятия «условия-предпосылка» и теоретически обосновав его, открываем возможности выделения компонентов педагогической системы, направленной на развитие социально-профессиональных компетенций.
Реализовывать существующую систему задач, обозначенных в ФГОС, в процессе обучения студентов вуза необходимо с учетом понимания сущности понятия «условие-предпосылка», так как этот вид условий является первоначальным и важным этапом в исследовании всей системы организационно-педагогических условий, рассматриваемых через призму разновидностей - предпосылка, обстановка, требование. Остановим свое внимание на одном из них, а именно «условие-предпосылка». Для эффективной реализации организационно-педагогических условий как «предпосылка» на практике нужно выявить специфику данного вида условий и сообразно каким его составляющим запускается целенаправленный и закономерный механизм формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза.
В педагогике существует множество взглядов на природу организационно-педагогических условий, мы их рассматриваем с точки зрения системного и деятельностного подходов, выделяя организационный и педагогический компоненты, опираясь на позицию О. В. Галкиной [9], посвятившей исследование проблеме организационно-педагогических условий в педагогической науке. Ее концепция сводится к рассмотрению в большей степени организационной составляющей. Мы различаем эти две составляющие и интегрируем их в конкретном виде условий - «организационно-педагогические условия как предпосылка».
Выстраивая типологию условий, мы учитывали мнение О. В. Галкиной о том, что «отношения "цель - условия - результат" выступают как объективно, реально существующее обстоятельство, сообразно которому выстраивается деятельность субъекта» [10, с. 14], что может служить критерием разделения на три вида условий по отношению к деятельности (предпосылка, обстановка, требования]. С точки зрения автора, условия
«предпосылка» - это предварительные условия, которые предполагают возможность осуществления целесообразной деятельности субъекта [9, с. 53]. Это определение послужило основанием для раскрытия сущности организационно-педагогических условий формирования компетенций студентов вуза.
Что касается динамики формирования ключевых компетенций студентов, то ее количественно-качественная сторона в большей степени обусловлена прежде всего организационно-педагогическими условиями построения образовательного процесса в вузе. В свою очередь, словосочетание «организационно-педагогические условия» указывает на то, что анализ данного понятия должен затрагивать организационный, педагогический и организационно-педагогический аспекты рассмотрения этого феномена. В этом контексте интересны положения современной теории управления производственными и образовательными организациями, рассматривающие иерархию уровней управления структурно-функциональным единством компонентов педагогических систем, образование связей субординации субъектов с функциональным предназначением по вертикали и горизонтали [10, с. 271; 11, с. 22; 12, с. 158]. Принятие управленческих решений в процессе взаимодействия субъектов управления (студент, педагог, руководитель] осуществляется на каждом конкретном уровне управления формированием социально-профессиональных компетенций студентов вуза (технический, управленческий, институциональный]. Это позволяет определить функциональные обязанности субъектов управления внутри педагогической организации [10, с. 17]. При этом на каждом уровне управления создается свой вид условий, которые представляют собой комплекс условий в виде предпосылки, обстановки и требования. Таким образом, существуют условия определенного типа, присущие каждому уровню управления формированием социально-профессиональных качеств студентов.
Принимая во внимание различные подходы к пониманию и типологии условий в педагогической науке, мы выработали определение понятия «организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза» в более широком смысле слова. Их следует рассматривать как создаваемые руководителем обстоятельства для управления обучающими и обучающимися в процессе
формирования компетенций студентов вуза, с которыми сообразуется учебно-воспитательная деятельность педагогов учебная деятельность студентов вуза.
На институциональном уровне управления формированием компетенций студентов вуза руководитель обеспечивает организационные условия для взаимодействия с социумом, которые реализуются педагогом на техническом уровне. Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза - это обстоятельства, обеспечивающие управление учебно-воспитательной деятельностью педагогов и учебной деятельностью студентов в процессе формирования их компетенций, представляющие собой единый взаимосвязанный комплекс условий (предпосылка, обстановка, требование], реализуемый в процессе управления.
Организационный компонент системы организационно-педагогических условий предполагает управленческий уровень формирования компетенций студентов вуза. Этот вид условий является разновидностью условий «предпосылка». Сущность организационно-педагогических условий как предпосылки формирования компетенций студентов вуза состоит в том, что организационно-педагогические условия как предпосылка создаются руководителем, носят предварительный характер, то есть предполагается только возможность для осуществления целесообразной учебно-воспитательной деятельности педагога и учебной деятельности студента, способствующей формированию его компетенций.
Структурно-функциональное единство системы организационно-педагогических условий как «предпосылка» обусловлено учебно-методическим обеспечением, состоящим из трех компонентов - материально-технического, социально-личностного и информационно-методического.
Материально-технический компонент -это материально-техническая база: учебные помещения вуза, наглядные пособия, дидактический материал; технические средства обучения и управления образовательным процессом; информационно-коммуникативные средства, в том числе и современные информационные и коммуникативные технологии.
Социально-личностный компонент представлен кадровым обеспечением состава основных структурных подразделений: представители администрации; преподаватели
кафедр; кураторы студенческих групп; студенческие группы.
Информационно-методический компонент - это программно-методические средства (учебно-методический комплекс дисциплин с входящими в него учебными программами по дисциплине с методическими рекомендациями по организации основных видов учебных занятий, график самостоятельной работы студентов, карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине, особое значение имеет фонд оценочных средств контроля уровня сформированности компетенций и методические указания по составлению заданий для входного, текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины с приложением образцов; обучающие программные средства: биб-лиотечно-информационные ресурсы: электронные учебники, CD и DVD фильмы, электронные каталоги, PowerPoint презентации, ресурсы глобальных информационных средств, издательская деятельность и др.].
Рассмотрев обобщенно понимание организационно-педагогических условий как «предпосылка», соотнесем обозначенный вид условий с педагогической целью - формирование компетенций студентов вуза. В качестве условий необходимо определение стартового уровня сформированности их знаний, умений и навыков, социально значимых потребностей в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении, а также осознание педагогами необходимости и значимости процесса формирования социально-профессиональных компетенций студентов вуза с возможностями, предоставляемыми данным вузом для реализации этих целей. При этом единый комплекс организационно-педагогических условий как «предпосылка», влияющих на формирование компетенций студентов вуза, включает:
- признание педагогами необходимости развития общественного сознания, адекватно отражающего развивающиеся социокультурные преобразования в обществе и образовании, влияющие на формирование компетенций студентов вуза;
- программно-методические и информационные средства, способствующие формированию компетенций студентов вуза;
- наличие профессионально ориентированного материально-технического обеспечения, в том числе специализированных средств коммуникации;
- определение существующего уровня сформированности компетенций студентов вуза посредством диагностирования таких их социально-профессиональных качеств, как знания, умения, навыки, социально значимые потребности в самоутверждении, в общении, в познании, в самовыражении.
В результате проведенного анализа в со-
ответствии с принципами системности и деятельности было раскрыто содержание и сконструировано определение организационно-педагогических условий, раскрыт организационный характер организационно-педагогических условий, отвечающий системно-дея-тельностному подходу к формированию компетенций студентов вуза.
Литература
1. Баженов А. А., Баженов А. Е., Какузин В. А. Инновационные организационно-педагогические условия подготовки спортивных менеджеров : учеб. пособие. - Малаховка: МГАФК, 2002. - 98 с.
2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
3. Ефимова И. Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Магнитогорск, 2003. - 182 с.
4. Магрупова А. А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов физической культуры готовности к управленческой деятельности : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04. -Челябинск, 2000. - 152 с.
5. Маркова А. С. Организационно-педагогические условия совершенствования высшего заочного педагогического образования : учеб. пособие. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2002. - 84 с.
6. Нелюбов С. А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности : моногр. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2003. - 172 с.
7. Скурихина О. В. Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Киров, 2008. - 202 с.
8. Ильязова М. Д. О структуре компетентности будущего специалиста // Интеграция науки и высшего образования. - 2008. -№ 1. - С. 69-70. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/o-strukture-kompetentnosti-buduschego-petsialista (дата обращения 03.04.2016)
9. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2009. - 187 с.
10. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2009. - 23 с.
11. Бухарова Г. Д., Арефьев О. Н., Старикова Л. Д. Системы образования : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 475 с.
12. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 349 с.
13. Теория системного менеджмента: учебник / под ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.
14. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Полифоничность категории «условие» в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета. - СПб. ; Новокузнецк: ИПК, 2003. - С. 21-24.