УДК 378.016:81(082)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS TRAINED TO BE ECONOMISTS BY THE MEANS OF MODULAR INSTRUCTION
Е. Г. Никитина E. G. Nikitina
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что использование средств модульного обучения в педагогическом процессе вуза позволяет значительно повысить уровень развития иноязычной компетентности студентов экономических специальностей при реализации определенного комплекса педагогических условий.
Abstract. It has been detected that using of the means of modular instruction in the pedagogical process of higher school allows improving the level of the language competence of the students trained to be economists. Effective development of the language competence of future economists by the means of modular instruction is possible if the complex of pedagogical conditions is realized.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, иноязычная компетентность, иноязычные компетенции.
Keywords: module, modular instruction, foreign language competence, language competencies.
Актуальность исследуемой проблемы. Расширение международного сотрудничества в сфере образования, науки, экономики и культуры обусловливает значимость владения будущими специалистами иностранным языком. Особенно актуально это требование для профессиональной деятельности экономистов, так как в условиях сближения национальных экономик, продвижения отечественных товаров на мировой рынок, расширения взаимодействия с иностранными коллегами и деловыми партнерами появились реально осуществимые возможности для стажировки, обучения, работы и повышения квалификации за рубежом. Однако, как показывает анализ педагогической практики, реальный уровень сформированности иноязычной компетентности экономистов не соответствует современным требованиям. 76 % опрошенных нами специалистов в сфере экономики оценивают свой уровень владения языком как низкий и отмечают, что это служит сдерживающим фактором для использования иностранного языка как в профессиональной деятельности, так и в личных контактах с инофонами.
Одним из путей эффективного развития иноязычной компетентности у студентов нелингвистических специальностей является модульное обучение, различные аспекты которого рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых: К. Я. Вазиной [2],
Б. Голдшмидт и М. Голдшмидт [11], Дж. Рассела [12], Е. Н. Ковтун [4], Б. Ф. Скиннера [13], М. А. Чошанова [9], П. А. Юцявичене [10] и др. Тем не менее следует отметить, что в исследованиях не определены условия развития иноязычной компетентности у будущих специалистов средствами модульного обучения, что и стало целью нашего исследования. Задачи исследования: уточнить структурно-содержательные характеристики иноязычной компетентности студентов экономических специальностей вуза, выявить показатели ее развития; раскрыть потенциал модульного обучения в развитии иноязычной компетентности будущих специалистов в сфере экономики; теоретически выявить педагогические условия развития иноязычной компетентности будущих экономистов средствами модульного обучения; осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.
Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач и проверки верности гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, абстрагирование, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и от частного к общему, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация; педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности студентов, метод экспертных оценок; математическая обработка результатов эксперимента. Экспериментальной базой исследования являлся факультет экономики и менеджмента Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (ЧИЭМ СПбГПУ). В констатирующем эксперименте приняли участие 102 специалиста в области экономики и 90 будущих экономистов: 61 студент ЧИЭМ СПбГПУ, 29 студентов экономического факультета ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». В формирующем эксперименте участвовал 61 студент факультета экономики и менеджмента ЧИЭМ СПбГПУ.
Результаты исследований и их обсуждение. Опираясь на исследования В. И. Бай-денко [1], И. А. Зимней [3], В. В. Серикова [5], Ю. Г. Татура [6], А. П. Тряпициной [7], Е. Г. Хрисановой [8] и др., мы определили иноязычную компетентность студентов экономических специальностей как интегративное личностно-профессиональное образование, которое определяет способность будущего специалиста решать возникающие в профессиональных и социально детерминированных ситуациях проблемы и типичные задачи с использованием знаний иностранного языка. Иноязычная компетентность является результатом развития ее составляющих, в качестве которых в исследовании выступают языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Выявлены следующие показатели исследуемого процесса: наличие знаний системы и структуры иностранного языка, социокультурной специфики страны изучаемого языка, ее экономики; сформированность умений осуществлять речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, понимать и порождать иноязычные высказывания в сфере личностного и профессионального общения, выходить из затруднительного положения при дефиците языковых средств, продолжать образование и самообразование средствами иностранного языка; владение навыками оперирования языковыми средствами в различных актах коммуникации.
Проведенное исследование позволило выявить педагогический потенциал модульного обучения в развитии иноязычной компетентности будущих экономистов, который заключается в следующих его характеристиках: наличие учебных модулей и модульных программ, обеспечивающих самостоятельное освоение обучающимся учебной информации; концентрация языкового материала в модуле, способствующая его комплексному
усвоению; включение в учебные модули алгоритмов выполнения учебных заданий, оптимизирующее управление учебным процессом; наличие в модулях дифференцированных заданий, обеспечивающих обучающемуся выбор способов освоения учебной информации; наличие заданий текущего, промежуточного и итогового контроля, обеспечивающих диагностику уровня развития иноязычной компетентности студентов.
Анализ содержания и структуры иноязычной компетентности студентов экономических специальностей, выявленный потенциал модульного обучения позволили нам определить педагогические условия развития иноязычной компетентности будущих экономистов средствами модульного обучения.
Первое педагогическое условие предполагало разработку на основе системного, компетентностного и коммуникативно ориентированного подходов модели развития иноязычной компетентности студентов экономических специальностей и ее внедрение в учебный процесс вуза. В модели представлены цель организуемого процесса - развитие иноязычной компетентности студентов экономических специальностей; его задачи: диагностика уровня развития иноязычной компетентности студентов, развитие ее компонентов и коррекция процесса развития иноязычной компетентности. Модель базируется на сочетании общедидактических принципов и принципов модульного обучения, разработанных П. А. Юцявичене [10, 38-48]. Модель исследуемого процесса разрабатывалась на основе компетентностного, системного и коммуникативно ориентированного подходов. Реализация модели требовала использования определенных форм организации учебного процесса, методов (работа с опорным конспектом, учебным модулем и модульной программой), общих и специальных (учебные модули и модульные программы по иностранному языку, тестовые контролирующие материалы, рейтинговая оценка знаний студентов) средств.
Вторым условием явилось обеспечение преемственности учебных модулей и модульных программ и их комплементарности относительно специальных дисциплин. Учебные модульные программы по иностранному языку составлены так, чтобы последовательность изучения модулей или модульных программ могла варьироваться в целях обеспечения комплементарности их содержания относительно содержания специальных дисциплин. Комплементарность достигалась путем синхронизации изучения тем по экономическим дисциплинам с соответствующими учебными модулями и модульными программами по английскому языку.
Третьим условием была активизация самостоятельной работы студентов путем проектной деятельности, соответствующей содержанию изучаемого модуля. Проектная деятельность являлась итоговой после прохождения модуля или модульной программы. Результаты проектной деятельности оформлялись в виде мультимедийной презентации, сообщения, доклада в письменной или устной форме, рекламного проспекта, ролика, статьи, буклета и т. д.
Четвертым условием выступило осуществление дифференцированного подхода к развитию иноязычной компетентности будущих экономистов. Оно обеспечивалось за счет гибкого построения учебных модульных программ и модулей, которые включали задания, разработанные в соответствии с уровнями владения студентами иноязычной компетентностью. Дифференциация содержания обучения иностранному языку осуществлялась по трем уровням владения иноязычной компетентностью: базовому, достаточному и продвинутому. Уровень освоения модуля присваивался в соответствии с результатами входного или выходного контроля и впоследствии мог изменяться в соответствии с уровнем владения иноязычной компетентностью.
Проверка эффективности выявленных нами условий осуществлялась в ходе экспериментальной работы на базе факультета экономики и менеджмента ЧИЭМ СПбГПУ с 2005 по 2010 г., в которой участвовали две контрольные группы (29 студентов) и три экспериментальные группы (32 студента).
В ходе экспериментальной работы результаты как текущего, так и итогового замера свидетельствовали о значительных изменениях в распределении обучающихся по уровням развития иноязычной компетентности в экспериментальных группах: количество обучающихся с базовым уровнем уменьшилось в 2,28 раза по сравнению с констатирующим этапом и составило 21,87 %, количество студентов с продвинутым уровнем развития иноязычной компетентности увеличилось от 0 до 37,5 %. Положительные изменения зафиксированы также в контрольных группах, но здесь динамика развития иноязычной компетентности ниже: количество студентов с базовым уровнем уменьшилось в 1,17 раза по сравнению с констатирующим этапом и составило 41,38 %, количество студентов продвинутого уровня увеличилось от 0 до 20,69 %. Использование t-критерия Стъюдента на итоговом этапе эксперимента подтвердило значимость различий в контрольных и экспериментальных группах.
Резюме. Реализация комплекса обоснованных нами педагогических условий способствует эффективному развитию иноязычной компетентности будущих экономистов средствами модульного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Я. Вазина. - Н. Новгород : ВолгоВятское книжное издательство, 1991. - 122 с.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
4. Ковтун, Е. Н. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Ковтун, С. Е. Родионова. -Режим доступа: http://www.msu.ru/innovation/nmo/oop.pdf.
5. Cериков, В. В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков // Известия ВГПУ. - 2003. - № 1. - С. 7-13.
6. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
7. Тряпицына, А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования [Электронный ресурс] / А. П. Тряпицына, Е. С. Заир-Бек. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/zair/01 .php
8. Хрисанова, Е. Г. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов / Е. Г. Хрисанова, Н. Ю. Александрова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 177-182.
9. Чошанов, М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13 00 08 / М. А. Чошанов. - Казань, 1996. - 34 с.
10. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989. - 272 с.
11. Goldschmid, В. Modular Instruction in Higher Education / B. Goldschmid, M. L. Goldschmid // Higher Education. - 1972. - № 2. - P. 15-32.
12. Russel, J. D. Modular Instruction / J. D. Russel // A guide to the design, solution, utilization and evaluation of modular materials. - Minneapolis, Minnesota : Burgess Publishing Company. - 1974. - 164 p.
13. Skinner, B. F. The Technology of Teaching / B. F. Skinner. - New York : Appleton; Centery Grofts, 1968. - 135 p.