Философские науки
УДК 378
Каплина Светлана Евгеньевна Svetlana Kaplina
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
THE INFLUENCE OF MUSIC ON SPIRITUAL DEVELOPMENT OF A PERSON
Раскрывается проблема воздействия музыки на человека. Автором рассматриваются такие понятия, как «духовность», «духовное развитие», «воспитание музыкой». Опираясь на труды философов древности, автор определяет степень влияния музыки на духовное развитие человека. В представленной работе определены возможности воздействия музыки на развитие духовности человека
Ключевые слова: духовное развитие, музыка, воспитание через музыку, ценности
Противоречивость процессов, происходящих в обществе, не всегда характеризуется положительной направленностью на личность. Ситуация усложняется и тем, что современная молодежь считает материальные блага высшей потребностью человека. Материальные ресурсы становятся мерилом значимости индивидов, а материальные интересы — фактором оправданности действий социальных субъектов. Это приводит к нарушению равновесия, когда материальная сторона жизни общества начинает развиваться намного сильнее, чем духовная. В результате возникает кризис развития духовности личности.
По мнению И.А. Ильина, «наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти не-
The problem of music influence on a person is discussed in the article. The author observes such notions as «spirituality», «spiritual development» «upbringing by music». Based on the works of ancient philosophers, the author defines music influence degree on the spiritual development of a person. The peculiarities of musical influence on a person's development are also stated by the author
Key words: spiritual development, music, education through music, values
обходимо и возможно» [3, 66]. А все это напрямую связано с системой образования и воспитания народа, формированием у него высокой духовности, представляющей целостную совокупность идей, идеалов, образов и чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного, истинного и праведно-созидательного. Поэтому важно помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл [3].
Понятие «духовность» многие ученые связывают с приобщением личности к высшим ценностям. Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для философии духовности. Ученые полагают, что духовность присуща каждому человеку. Поэтому наша задача — найти
ее и развить, тем самым, запустив «механизмы» самореализации, саморазвития, самовоспитания в человеке.
Ряд ученых склонны утверждать, что духовность связана с переживаниями, чувствами, мыслями, убеждениями человека. Духовность — это «наличие внутреннего мира человека, непрестанных и интенсивных борений в нем» (Ю.В. Сачков), «внутренний мир человека, связанный с его переживаниями, чувствами, мыслями, убеждениями, верой» (Л. И. Казакова), «внутренний мир личности, обогащенный великими общественно значимыми ценностями и идеями, ставшими объектами непрерывного сопоставления и осмысления, порождающими стремления личности к нравственному совершенствованию и творческой самореализации» (Я.С. Турбовской). Но это всего лишь одна из сторон духовности. Субъективно-индивидуальное начало в факте станов-ления духовности человека необходимо, но не достаточно. При всей колоссальной совместимости духовности с внутренним миром человека духовность не может быть заменена последним. Духовность это еще и ее внешние закономерные проявления, выраженные в нравственно-правовом, эстетическом, религиозном и иных образах жизни [5].
Ряд исследователей рассматривают феномен духовности через идею системности. Духовность — это сложное, синтетическое, многосоставное и многослойное явление, в котором все образующие ее компоненты, стороны, грани, механизмы, элементы, типы, формы, проявления находятся между собой в весьма сложной системе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения.
Во многих исследованиях признаком духовности человека выступает способность. Это способность «создавать и корректировать системы своих ценностей и интересов, свои представления о мире, обществе и самом себе с точки зрения идеалов истины, добра и красоты, способности подчинить им свою волю, приносить ради осуществления этих идеалов в жертву свой
эгоизм и свое материальное благополучие» (И.Б. Чернова), «способность открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность» (Н.В. Гавриленко), «способность творить себя» (И.М. Дугин) [1].
В целом можно говорить о том, что все-таки понимание духовности связано со способностью человека иметь собственное отношение к ценностям, поступать в соответствии с нравственными ценностями человеческого сообщества. Это то качество личности, которое помогает ему творчески созидать окружающий мир в соответствии с идеалами истины, добра и красоты, и в то же время выступает показателем уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к состраданию, сопереживанию и милосердию.
Особое воздействие на развитие духовности личности в системе образования оказывает музыка. Являясь по своей сущностной природе явлением идеальным, а в онтологической данности отражением подлинности чувств и сокровенности бытия, она обладает потенциями огромной силы педагогического влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа». По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность [5].
С другой стороны, музыка — это то, что несет красоту в земной мир, это своеобразное соприкосновение идеального и реального, что позволяет глубже осознавать пути утверждения духовности и пробуждать
обеспокоенность нравственными проблемами [4].
Философы древности очень трепетно отзывались об искусстве вообще, и о музыке, в частности. Так, по утверждению Г.В.Ф. Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в душе [2].
Другой известный философ И. Кант справедливо полагал, что именно музыкальное искусство способно стимулировать человека к его духовному росту в тот момент, когда он воспринимает музыкальное произведение и постигает его суть. Музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно связанная с разумом — «законодателем нравственности» (И. Кант), помогает возвысить человека и раскрыть его духовную сущность. Смысл, порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и притом по возможности разносторонним образом [7].
Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и самими творцами музыкального искусства. Так, итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж. Царли-но считал, что «...музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов ...» [7,121]. Поэтому только музыка поможет человеку достичь всеобщей гармонии, как мировой, так и собственно человеческой. Известные немецкие композиторы Г. Гендель и Л. Бетховен хотели, чтобы музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше потому, что только музыка способна «. высекать огонь из мужественных душ» [7].
Музыка в системе высшего образования может стать средством развития и вос-
питания духовности будущих специалистов. Приобретаемые с помощью музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения. Более того, музыка оказывает комплексное воздействие на человека.
Это, в первую очередь, связано с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радоваться за другого.
Слушая музыку, мы учимся правильно воспринимать то, что она несет в себе: истину, добро, красоту и т.п., а также развиваем способность к адекватному восприятию окружающего мира и человека в нем. Восприятие музыки основано на пробуждении наших эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир слушателя входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Не случайно, кажется, будто всё, что происходит с героем произведения, совершается со слушателем [5].
Взаимосвязь музыки и человека чрезвычайно глубока и дифференцирована. Нравственный характер этого влияния заключается в том, что музыкальное содержание становится стимулом для изъявления чувств, своеобразным эмоциональным фоном жизнедеятельности. Музыка превращается в сознании слушателя в предмет духовной деятельности, происходит переход духовного содержания музыкального произведения в объект воспитания. Это, в свою очередь, напрямую связано с системой образования и воспитания человека, формированием у него высокой духовности, представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного, истинного и праведно-созидательного. Поэтому очень важно
помочь каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей челове-
Литература_
1. Бахтизина Д.И., Канапацкий А.Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 101 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. M.: Искусство, 1968. Т. 1. 520 с.
3. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: ст. 1948-1954 гг.: В 2-х т. Т. 1. М.: Papon, 1992. 271 с.
4. Каплина С.Е., Серебренникова О.Л. Роль аутентичной англоязычной песенной музыки в профессионально-личностном развитии студентов высшей школы // Вестник ЧитГУ. Чита: ЧитГУ, 2012. № 3(82). С. 83-90.
5. Крымгужина З.З. Роль музыки в воспитании духовности современного школьника. [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // festival.1September.ru
6. Нигматуллина И.К. Воспитание нравственной личности в общеобразовательной школе средствами музыки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // festival.1September.ru
7. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. 368 с.
ческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.
_References
1. Bakhtizina D.I., Kanapatsky A.Ya. Istinnost muzyki filosofsko-ontologicheskiy aspect. (The truth of music: philosophical and ontological aspect. Ufa: RIO BashSU, 2005. 101 p.
2. Gegel G.V. F. Jestetika. (Aesthetics): In 4 vol. Moscow: Art, 1968. V. 1. 520 p.
3. Ilyin I. A. Nashi zadachi. Istoricheskaya sud-ba I budushee Rossii: Stati 1948-1954 gg. (Our task. The historical fate and future of Russia: Articles 19481954). In 2 vol. Vol.1. Moscow: Papon, 1992. 271 p.
4. Kaplina S.E., Serebrennikova O.L. Vestnik Chit. Gos. Univ. (Vestnik ChitGU. Chita), 2012. №. 3. (82). P. 83-90.
5. Krymguzhina Z.Z. Rol muziki v vospitanii dukhovnosti sovremennogo shkolnika (The role of music in the education of spirituality of modern schoolchildren) Available at: http: // festival.1September.ru
6. Nigmatullina I.K. Vospitanie nravstvennoy lichnosti v obsheobrazovatelnoj shkole sredstvami muziki (Upbringing of a moral individual in secondary school by means of music). Available at: http: // festival.1September.ru
7. Osseneva M.S., Bezborodova L. A. Meto-dika muzikalnogo vospitaniya mladshikh shkolnikov (Method of musical education of primary school children. Moscow: Academia, 2001. 368 p.
Коротко об авторе _
Каплина С.Е., д-р пед. наук, доцент, зав. каф. «Иностранные языки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы:философия культуры, методика преподавания иностранного языка
_ Briefly about the author
S. Kaplina, doctor of pedagogic sciences, associate professor, head of foreign languages department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: philosophy of culture, methodology of teaching foreign languages