Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения качества химической подготовки в техническом вузе в рамках компетентностного подхода'

Педагогические условия повышения качества химической подготовки в техническом вузе в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ / КАЧЕСТВО. / PEDAGOGICAL CONDITIONS / GENERAL PEDAGOGICAL / DIDACTIC / METHODICAL / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбрахманова Д. Ф., Хабибрахманов А. Ф.

С целью повышения качества химической подготовки при изучении дисциплины «Химия» в техническом вузе выделены три основных блока педагогических условий: общепедагогические, дидактические, методические. Во всех выделенных нами блоках обязательным компонентом является учет индивидуальных особенностей студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбрахманова Д. Ф., Хабибрахманов А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the reason increasing quality chemical preparation at study of discipline «Chemistry» in technical high school are chosen three main blocks of the pedagogical conditions: the general pedagogical, didactic, methodical. In all chosen by us block by obligatory component is an account of the individual particularities student.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения качества химической подготовки в техническом вузе в рамках компетентностного подхода»

Д. Ф. Хайбрахманова, А.Ф. Хабибрахманов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: педагогические условия, общепедагогические, дидактические, методические, качество.

С целью повышения качества химической подготовки при изучении дисциплины «Химия» в техническом вузе выделены три основных блока педагогических условий: общепедагогические, дидактические, методические. Во всех выделенных нами блоках обязательным компонентом является учет индивидуальных особенностей студентов.

Keywords: pedagogical conditions, general pedagogical, didactic, methodical, quality.

For the reason increasing quality chemical preparation at study of discipline «Chemistry» in technical high school are chosen three main blocks of the pedagogical conditions: the general pedagogical, didactic, methodical. In all chosen by us block by obligatory component is an account of the individual particularities student.

Качество образования в настоящее время рассматривается как степень соответствия образовательной системы требованиям, предъявляемым к ней обществом, и одновременно, как совокупность свойств обучаемого человека, характеризующих его пригодность для выполнения определенного вида деятельности [3].

Качество образования, с одной стороны, рассматривается как качество результата образовательного процесса (уровень профессиональных знаний, умений, навыков учащихся и т.п.), а с другой, - как совокупность качественных характеристик самого образовательного процесса, достижение его целей и результатов [4].

Одним из способов повышения качества химической подготовки в рамках компетент-ностного подхода состоит в системном анализе процесса обучения и самообразования, их элементов и выделение педагогических условий, обеспечивающих качество обучения [1].

Педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей для целенаправленного отбора, конструирования элементов содержания и организационных форм обучения, а также мониторинга и корректировки элементов педагогической системы для достижения дидактических целей [2].

Под педагогическими условиями мы понимаем интегративную среду, которая позволяет преподавателю эффективно управлять процессом обучения, воспитания и развития студентов, используя комплекс психолого-педагогического инструментария. Это совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса по формированию химической компетенции как системообразующего фактора химической подготовки.

Нами выделены три основных блока педагогических условий: общепедагогические; частно-педагогические (дидактические); узкопрофильные (методические).

К первому блоку мы относим: целенаправленность педагогического процесса, оп-

ределяющую непрерывность химического образования; регулярное изменение характера деятельности, подразумевающее комплексное использование приемов, методов и средств, а также педагогических закономерностей процесса обучения дисциплине «Химия»; опору на личный опыт студентов, позволяющую сделать обучение более личностно-значимым; учет индивидуальных особенностей обучающихся, способных реализовывать принцип индивидуализации и дифференциации обучения в контексте компетентностного подхода; активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся как важнейшее условие формирования химической компетенции; организацию активной самостоятельной деятельности, направленной на развитие субъектной активности личности; регулярность, систематичность, своевременность контроля и коррекции; объективность и всесторонность оценки деятельности; уровень профессиональной компетентности преподавателя.

Во втором блоке (дидактическом), мы выделяем четыре группы условий: организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управленческие и итоговопрогностические.

Каждый из этих групп, в свою очередь, включает в себя целый ряд условий, влияющих на эффективность компетентностного подхода к повышению качества химической подготовки.

К организационно-функциональным условиям мы относим: цели обучения; уровни реализации содержания обучения; учет индивидуальных особенностей студентов; адаптивность обучения; комплексное учебно-методическое обеспечение.

Основу процессуально-содержательных условий составляют: алгоритм проектирования содержания обучения; модули содержания дисциплины «Химия»; технология реализации компетентностного подхода; создание учебно-методической базы; дифференциация учебного материала с учетом индивидуальных характеристик обучающихся; проектирование учебного материала на основе системы развивающих задач.

В группу управленческих условий входят: мотивация преподавателя на реализацию компетентностного подхода; диагностика способностей и интеллектуальных особенностей студентов (когнитивного стиля); адекватное содержание программ обучения; задания разного мыслительного уровня; определение временных затрат на выполнение заданий, упражнений и других видов интеллектуальной деятельности, с целью интенсификации обучения.

Под итогово-прогностическими условиями мы понимаем: выделение критериев оценки эффективности обучения; осуществление группового и индивидуального мониторинга эффективности обучения по уровням сформированности химической компетенции обучающихся в системе непрерывного химического образования; определение положительных и отрицательных тенденций в обучении на основе индивидуальных особенностей студентов; психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.

Основу третьего блока составляют следующие узкопрофильные (методические) условия, позволяющие управлять процессом изучения дисциплины «Химия»: при организации учебного процесса опора на мотивационную направленность изучения химии, проявляющуюся в ориентации на формирование химической компетенции; опора на соблюдение принципа научности заключающейся в создании у студентов представления об общих методах научного познания, закономерностей; опора на личностно-деятельностные технологии обучения, строящиеся на основе научного метода познания; опора на личностноориентированные развивающие технологии обучения направленные на общее, целостное развитие личности обучающегося; опора в процессе обучения на эмпирический, социокультурный опыт студентов, предполагающий, что основой содержания образования

должно стать «живое» знание, связанное с освоением различных способов познания действительности; опора на самостоятельную познавательную деятельность студентов. В процессе самостоятельного познания студент проявляет свою индивидуальность и сам формирует свое образовательное пространство. При этом достигается не только повышение объема знаний студентов, но и формирование творческого характера приобретения информации; постепенное изменение характера умственной деятельности студентов от воспроизведения к обобщениям и систематизации знаний, формированию готовности углублять и расширять их при изучении дисциплины «Химия»; координация обучения, позволяющая комплексно реализовать цели и использовать наиболее эффективные и целесообразные формы, средства обучения, адекватные последовательно меняющимся этапам обучения, рационально варьировать их на разных этапах и звеньях учебного процесса.

Во всех выделяемых нами блоках педагогических условий обязательными компонентами являются учет индивидуальных особенностей студентов и активизация познавательной деятельности.

Таким образом, организация обучения на основе компетентного подхода требует, прежде всего, упорядоченной системы условий с внешними, внутренними и целенаправленно развитыми связями и новыми интегральными качествами.

Литература

1. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие / Л.И. Гурье. - Казань: КГТУ, 2004. - 206 с.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

3. Мовчан, Н.Н. Рабочая программа по дисциплине как основной элемент системы менеджмента качества вуза / Н.И. Мовчан // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 1. - С. 309

4. Кравченко, Е. Внутривузовская система обучения качеству / Е. Кравченко // Стандарты и качества 2003. - № 8. - С. 83

© Д. Ф. Хайбрахманова - канд. пед. наук, доц. каф. химии, НХТИ КГТУ, [email protected]; А.Ф. Хабибрахманов - асп. каф. неорганической химии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.