М I I гтт
4- п пмхп
стт сиааью! ожьоъм*..
ОПЫТ, ПЮБАВДЬ!
СИСТЕМНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИИ подход К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Д.Ф. Хайбрахманова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии Нижнекамского химико-технологического института (КГТУ), А.Ф. Хабибрахманов, аспирант НХТИ (КГТУ)
Современнее образование призвано выполнять превентивную функцию - подготовку человека к жизни. Для решения данной задачи содержание образования должно быть многообразно и вариативно. Кроме того, при отборе содержания образования необходим системно-прогностический подход, содержание должно выстраиваться как целостная система. Целесообразным является создание такой системы, которая соответствовала бы типам и уровням сложности воспроизводимой деятельности. При определении содержания образования основой является единство между общей образованностью и общими особенностями, с одной стороны, и углублением подготовки в определенной области науки, техники и технологии - с другой. Возрастание объема научных знаний и интеграция науки, а также усиление специализации познания требуют, чтобы довузовская подготовка была на высоком уровне, которая позволила бы обеспечить подготовку кадров в соответствии с требованиями науки и производства. Развитие производства, его
56
научное обеспечение И усовершенствование находятся в тесной зависимости от развития образования. Успешное осуществление современных производственных процессов связано с совокупными качествами специалиста, с уровнем профессиональной пригодности и компетентности, приобретенных через образование. Эффективность образования зависит и от возможностей, которые создаются для развития и реализации личности в жизни. Технологическое разделение труда, специализация являются необходимой основой для конкретного выражения сущностных сил чело-В6КЭ.. Одним из направлений Довузовской подготовки является профильное обучение, цель которой с помощью многосторонней гармонии создать личностную интеллектуальную доминанту ~ основу для социальной реализации личности. Профилирование способствует научной ориентации и подготовке к усвоению профессии соответствующего типа в соответствующей области. При профильном обучении важным является выбор подходов к проектированию содержа
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
ния образования. Так, например, в технологическом лицее (ныне лицей № 35) г. Нижнекамска проектирование содержания образования основано на системно-прогностическом подходу, Основу учебного содержания составляет обязательная подготовка: на нее отводится большая часть учебного времени. Спецпредметы и спецкурсы выбираются в зависимости от профильной направленности. При определении качественного состава спецкурсов исходим из двух видов потребностей обучающихся: познавательных (обогащение личности) и практических (связанные с будущей деятельностью ).
В зависимости от профиля вводятся углубленное изучение химических дисциплин и усиленное изучение физики, математики, а также в зависимости от ступени образования спецкурсы и спецдисциплины. Профилированное обучение включается в обязательную подготовку. Обязательная избираемая подготовка предусматривает усвоение дополнительного объема знаний и умений в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями, интересами и общественными потребностями. Следует отметить, что содержание обязательно избираемой подготовки все еще является предметом дискуссии. Большинство педагогов считают, что программа по обязательно избираемой подготовке должна расширять и углублять традиционную учебную проблематику. Педагоги-теоретики придерживаются мнения, что она должна вводить в современные проблемы науки и современный научный синтез. Мы считаем, что обязательная общеобразовательная и обязательно
Избираемая подготовка не противоречат друг другу, а обязательно избираемая подготовка нацеливает учебную деятельность на уровень, приближающийся к работе в вузе.
Учебное содержание по обязательно избираемой подготовке позволяет рассматривать углубленно и с высокой степенью обобщенности ведущие категории, закономерности и идеи, изученные во время обязательной общеобразовательной подготовки. Решающее значение для содержательно-логической основы обязательно избираемой подготовки приобретают новые тенденции научно-технического прогресса, главные направления в науке и технике, их развитие и роль в социально-экономическом развитии страны.
Особое внимание уделяется интег-ративному и дифференцированному подходу к природным и общественным явлениям, типичным проблемным ситуациям и допустимым стандартным и нестандартным решениям, а также возможностям алгоритмизации познавательной и практической деятельности.
Так, например, обязательно избираемая подготовка по дисциплинам технического направления характеризуется созданием более высокой степени обобщенности изучаемых в обязательном общеобразовательном обучении явлений, процессов, закономерностей, понятий и категорий. Как иллюстрацию единства и взаимодействия двух видов подготовки (общеобразовательной и избираемой) приводим пример особенностей их содержания по физике и электротехнике. Так, по курсу физики в 8 классе изучаются темы: «Электрический ток.
59
■■■■zäun
4 п пжш
Казанский педагогический журнал
Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Действие электрического тока. Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные приборы, короткое замыкание, предохранители». По курсу электротехники изучаются следующие темы: «Электрические цепи. Понятие электрической цепи, ее основные элементы. Основные категории электротехники. Идеальные и реальные элементы. Основные законы электротехники. Закон электромагнитной индукции. Закон Ома. Законы Кирхгофа, электрические цепи постоянного тока. Условные графические изображения элементов и проводников на схеме электрической цепи постоянного тока. Методы расчета цепей постоянного тока. Цепи переменного тока. Стандартные графические изображения на схемах переменного тока. Последовательное, параллельное и смешанное соединение элементов цепи». Нетрудно заметить, что учебное содержание общеобразовательной и избираемой подготовки тесно переплетается, но в то же время необходимо четкое раз граничение функций, предназначений, задач и особенностей каждого вида
бО
1212006
подготовки, и на этой основе целесообразный подбор учебного содержания. Этого можно достичь, если реализовать три известных уровня конструирования содержания - общее теоретическое представление, учебный предмет и учебный материал.
Наши учебные планы и программы предусматривают введение обязательно избираемых предметов с / класса. (Химия вокруг нас), 2 часа в неделю. В полной мере избираемая подготовка реализуется в старшем школьном возрасте (8-11 кл.), так как интерес к науке и технике формируется и интенсивно развивается именно в этом возрасте, количество часов увеличивается в зависимости от профильной направленности от 5 до 10 часов в неделю. Так, например, по направлению «Техник - технолог химических производств» с 8 по 11 класс (4 года обучения) вводятся спецпредметы «Технические средства автоматизации» (272 час.), «Процессы и аппараты химических технологий» (272 час,). Опыт организации учебного процесса по обязательно избираемым предметам (спецпредметам) позволяет сделать вывод о возможности применения различных методов и средств обучения, которые стимулируют и развивают творческую активность в работе учащихся. В нашей практике широко применяется фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения. Специфика обучения в рамках обязательно избираемой подготовки вполне закономерно отдает приоритет групповой и индивидуальной работе. Выбор оптимального соотношения методов работы при этом является творческим делом каждого учителя.
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Среднее специальное образование: опыт, проблемы
Вся работа в системе обязательно избираемой подготовки планируется заблаговременно. Занятия, как правило, проходят в группах численностью 10-15 учащихся. Предусматривается их активное участие в планировании, организации и оценке деятельности группы и отдельных учащихся; сотрудничество с учителями, преподавателями вуза и ведущими специалистами различных сфер производства, которых приглашают для работы в лицее, при этом акцент поставлен на Семинарскую форму организации учебной деятельности и индивидуальную работу с каждым учеником посредством систематической постановки, выполнения и оценки краткосрочных (на неделю, месяц) и долгосрочных (полугодие, учебный год) групповых и индивидуальных задач с различной степенью трудности в письменной и устной форме. Для каждого учебного занятия (принята двухчасовая, а в две недели один раз -шестичасовая организационная система). Преподаватель готовит задания, имеющие исследовательский, прикладной и оценочный характер, которые связаны с изучаемой темой. Обсуждение их выполнения в форме дискуссии, краткого реферата и т.д. является содержанием учебного занятия, формой публичной оценки каждого участника группы, началом обеспечения максимальной активности через предварительное частичное или целостное изучение темы учеником.
Такая организация учебной деятельности дополняется традиционной классно-урочной системой. Однако репродуктивные методы, характерные
для классической урочной системы, здесь не могут быть эффективными. Напротив, требуется высокая интенсивность интеллектуальной деятельности преподавателя и учащихся на всех этапах урока: подготовки (постановка задач), изучения темы (самостоятельная работа) и ее обсуждения (коррекция, сравнение, сопоставление, обобщение, оценка). Проведение занятий по обязательно избираемой подготовке (спецпредметам) предъявляет большие требования к учителю. Ему надлежит заблаговременно определить сферу социальной реализации полученных учащимися знаний, их объем и содержание. Немаловажное значение при этом приобретает организация консультации, помощи специалистов, обеспечение учащихся необходимыми литературными источниками, справочниками, технологическими картами и другими материалами (т.е. дидактической оснащенностью) для их творческой и научно-прикладной деятельности.
Занятия групп по обязательно избираемой подготовке обычно планируется в одно я то же время (у нас в пятницу). Широко используются возможности для проведения занятий в лабораториях химико-технологического института, заводских цехах № 4502 и № 4505 ОАО «Нижне-камскнефтехим», научно-исследовательских лабораториях НТЦ «Ниж-некамскнефтехим». Как видим, все, что делается в системе обязательно избираемой подготовки, направлено на осуществление превентивной функции содержания образования, профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов.
61