Научная статья на тему 'Системно-прогностический подход к проектированию содержания образования в условиях довузовской профессиональноориентированной подготовки'

Системно-прогностический подход к проектированию содержания образования в условиях довузовской профессиональноориентированной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбрахманова Д. Ф., Хабибрахманов А. Ф.

Functions and applicabilities of the contents of general educational and elected preparation in conditions of profile training are determined. In system of necessarily elected preparation forms of the organization of educational activity are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the purpose of improvement of quality and efficiency up to high school preparations, we shall consider it is system outstripping the approach to designing the contents of education

Functions and applicabilities of the contents of general educational and elected preparation in conditions of profile training are determined. In system of necessarily elected preparation forms of the organization of educational activity are shown.

Текст научной работы на тему «Системно-прогностический подход к проектированию содержания образования в условиях довузовской профессиональноориентированной подготовки»

М I I гтт

4- п пмхп

стт сиааью! ожьоъм*..

ОПЫТ, ПЮБАВДЬ!

СИСТЕМНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИИ подход К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

Д.Ф. Хайбрахманова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии Нижнекамского химико-технологического института (КГТУ), А.Ф. Хабибрахманов, аспирант НХТИ (КГТУ)

Современнее образование призвано выполнять превентивную функцию - подготовку человека к жизни. Для решения данной задачи содержание образования должно быть многообразно и вариативно. Кроме того, при отборе содержания образования необходим системно-прогностический подход, содержание должно выстраиваться как целостная система. Целесообразным является создание такой системы, которая соответствовала бы типам и уровням сложности воспроизводимой деятельности. При определении содержания образования основой является единство между общей образованностью и общими особенностями, с одной стороны, и углублением подготовки в определенной области науки, техники и технологии - с другой. Возрастание объема научных знаний и интеграция науки, а также усиление специализации познания требуют, чтобы довузовская подготовка была на высоком уровне, которая позволила бы обеспечить подготовку кадров в соответствии с требованиями науки и производства. Развитие производства, его

56

научное обеспечение И усовершенствование находятся в тесной зависимости от развития образования. Успешное осуществление современных производственных процессов связано с совокупными качествами специалиста, с уровнем профессиональной пригодности и компетентности, приобретенных через образование. Эффективность образования зависит и от возможностей, которые создаются для развития и реализации личности в жизни. Технологическое разделение труда, специализация являются необходимой основой для конкретного выражения сущностных сил чело-В6КЭ.. Одним из направлений Довузовской подготовки является профильное обучение, цель которой с помощью многосторонней гармонии создать личностную интеллектуальную доминанту ~ основу для социальной реализации личности. Профилирование способствует научной ориентации и подготовке к усвоению профессии соответствующего типа в соответствующей области. При профильном обучении важным является выбор подходов к проектированию содержа

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

ния образования. Так, например, в технологическом лицее (ныне лицей № 35) г. Нижнекамска проектирование содержания образования основано на системно-прогностическом подходу, Основу учебного содержания составляет обязательная подготовка: на нее отводится большая часть учебного времени. Спецпредметы и спецкурсы выбираются в зависимости от профильной направленности. При определении качественного состава спецкурсов исходим из двух видов потребностей обучающихся: познавательных (обогащение личности) и практических (связанные с будущей деятельностью ).

В зависимости от профиля вводятся углубленное изучение химических дисциплин и усиленное изучение физики, математики, а также в зависимости от ступени образования спецкурсы и спецдисциплины. Профилированное обучение включается в обязательную подготовку. Обязательная избираемая подготовка предусматривает усвоение дополнительного объема знаний и умений в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями, интересами и общественными потребностями. Следует отметить, что содержание обязательно избираемой подготовки все еще является предметом дискуссии. Большинство педагогов считают, что программа по обязательно избираемой подготовке должна расширять и углублять традиционную учебную проблематику. Педагоги-теоретики придерживаются мнения, что она должна вводить в современные проблемы науки и современный научный синтез. Мы считаем, что обязательная общеобразовательная и обязательно

Избираемая подготовка не противоречат друг другу, а обязательно избираемая подготовка нацеливает учебную деятельность на уровень, приближающийся к работе в вузе.

Учебное содержание по обязательно избираемой подготовке позволяет рассматривать углубленно и с высокой степенью обобщенности ведущие категории, закономерности и идеи, изученные во время обязательной общеобразовательной подготовки. Решающее значение для содержательно-логической основы обязательно избираемой подготовки приобретают новые тенденции научно-технического прогресса, главные направления в науке и технике, их развитие и роль в социально-экономическом развитии страны.

Особое внимание уделяется интег-ративному и дифференцированному подходу к природным и общественным явлениям, типичным проблемным ситуациям и допустимым стандартным и нестандартным решениям, а также возможностям алгоритмизации познавательной и практической деятельности.

Так, например, обязательно избираемая подготовка по дисциплинам технического направления характеризуется созданием более высокой степени обобщенности изучаемых в обязательном общеобразовательном обучении явлений, процессов, закономерностей, понятий и категорий. Как иллюстрацию единства и взаимодействия двух видов подготовки (общеобразовательной и избираемой) приводим пример особенностей их содержания по физике и электротехнике. Так, по курсу физики в 8 классе изучаются темы: «Электрический ток.

59

■■■■zäun

4 п пжш

Казанский педагогический журнал

Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Действие электрического тока. Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные приборы, короткое замыкание, предохранители». По курсу электротехники изучаются следующие темы: «Электрические цепи. Понятие электрической цепи, ее основные элементы. Основные категории электротехники. Идеальные и реальные элементы. Основные законы электротехники. Закон электромагнитной индукции. Закон Ома. Законы Кирхгофа, электрические цепи постоянного тока. Условные графические изображения элементов и проводников на схеме электрической цепи постоянного тока. Методы расчета цепей постоянного тока. Цепи переменного тока. Стандартные графические изображения на схемах переменного тока. Последовательное, параллельное и смешанное соединение элементов цепи». Нетрудно заметить, что учебное содержание общеобразовательной и избираемой подготовки тесно переплетается, но в то же время необходимо четкое раз граничение функций, предназначений, задач и особенностей каждого вида

бО

1212006

подготовки, и на этой основе целесообразный подбор учебного содержания. Этого можно достичь, если реализовать три известных уровня конструирования содержания - общее теоретическое представление, учебный предмет и учебный материал.

Наши учебные планы и программы предусматривают введение обязательно избираемых предметов с / класса. (Химия вокруг нас), 2 часа в неделю. В полной мере избираемая подготовка реализуется в старшем школьном возрасте (8-11 кл.), так как интерес к науке и технике формируется и интенсивно развивается именно в этом возрасте, количество часов увеличивается в зависимости от профильной направленности от 5 до 10 часов в неделю. Так, например, по направлению «Техник - технолог химических производств» с 8 по 11 класс (4 года обучения) вводятся спецпредметы «Технические средства автоматизации» (272 час.), «Процессы и аппараты химических технологий» (272 час,). Опыт организации учебного процесса по обязательно избираемым предметам (спецпредметам) позволяет сделать вывод о возможности применения различных методов и средств обучения, которые стимулируют и развивают творческую активность в работе учащихся. В нашей практике широко применяется фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения. Специфика обучения в рамках обязательно избираемой подготовки вполне закономерно отдает приоритет групповой и индивидуальной работе. Выбор оптимального соотношения методов работы при этом является творческим делом каждого учителя.

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Вся работа в системе обязательно избираемой подготовки планируется заблаговременно. Занятия, как правило, проходят в группах численностью 10-15 учащихся. Предусматривается их активное участие в планировании, организации и оценке деятельности группы и отдельных учащихся; сотрудничество с учителями, преподавателями вуза и ведущими специалистами различных сфер производства, которых приглашают для работы в лицее, при этом акцент поставлен на Семинарскую форму организации учебной деятельности и индивидуальную работу с каждым учеником посредством систематической постановки, выполнения и оценки краткосрочных (на неделю, месяц) и долгосрочных (полугодие, учебный год) групповых и индивидуальных задач с различной степенью трудности в письменной и устной форме. Для каждого учебного занятия (принята двухчасовая, а в две недели один раз -шестичасовая организационная система). Преподаватель готовит задания, имеющие исследовательский, прикладной и оценочный характер, которые связаны с изучаемой темой. Обсуждение их выполнения в форме дискуссии, краткого реферата и т.д. является содержанием учебного занятия, формой публичной оценки каждого участника группы, началом обеспечения максимальной активности через предварительное частичное или целостное изучение темы учеником.

Такая организация учебной деятельности дополняется традиционной классно-урочной системой. Однако репродуктивные методы, характерные

для классической урочной системы, здесь не могут быть эффективными. Напротив, требуется высокая интенсивность интеллектуальной деятельности преподавателя и учащихся на всех этапах урока: подготовки (постановка задач), изучения темы (самостоятельная работа) и ее обсуждения (коррекция, сравнение, сопоставление, обобщение, оценка). Проведение занятий по обязательно избираемой подготовке (спецпредметам) предъявляет большие требования к учителю. Ему надлежит заблаговременно определить сферу социальной реализации полученных учащимися знаний, их объем и содержание. Немаловажное значение при этом приобретает организация консультации, помощи специалистов, обеспечение учащихся необходимыми литературными источниками, справочниками, технологическими картами и другими материалами (т.е. дидактической оснащенностью) для их творческой и научно-прикладной деятельности.

Занятия групп по обязательно избираемой подготовке обычно планируется в одно я то же время (у нас в пятницу). Широко используются возможности для проведения занятий в лабораториях химико-технологического института, заводских цехах № 4502 и № 4505 ОАО «Нижне-камскнефтехим», научно-исследовательских лабораториях НТЦ «Ниж-некамскнефтехим». Как видим, все, что делается в системе обязательно избираемой подготовки, направлено на осуществление превентивной функции содержания образования, профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.