УДК 378.147.88:54
Д. Ф. Хайбрахманова, А. Ф. Хабибрахманов
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В СИСТЕМЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: качество, система, технология организации самостоятельной работы студентов, химическая подготовка,
учебные задания.
Предложена технология организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Химия». Рассмотрены этапы, условия эффективной организации самостоятельной работы, типы, виды учебных заданий, методы обучения (дедуктивное и проблемное исследование).
Keywords: quality, system, technology organization of independent work of students, chemical preparation, training task.
The technology of the organization of independent work of students in the study course "Chemistry". The stages, conditions for efficient organization of independent work, types, types of teaching assignments, teaching methods (deductive and basic research).
В условиях инновационных преобразований в системе образования, в том числе химического, актуальной является проблема качества образования.
Качество образования в настоящее время рассматривается как степень соответствия образовательной системы требованиям, предъявляемым к ней обществом, и одновременно, как совокупность свойств обучаемого человека, характеризующих его пригодность для выполнения определенного вида деятельности [1].
Качество образования, с одной стороны, рассматривается как качество результата образовательного процесса (уровень профессиональных знаний, умений, навыков учащихся и т.п.), а с другой, - как совокупность качественных характеристик самого образовательного процесса, достижения его целей и результатов [2].
Одним из ключевых факторов в повышении качества химического образования в системе химической подготовки является самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа есть всегда внутренне мотивированная деятельность, выполнение которой, по мнению И.А. Зимней, требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [2].
Цели и задачи самостоятельной работы направлены на формирование потребности в постоянном самосовершенствовании на основе тщательного планирования, организации и навыках самостоятельной работы, формирование внутренних мотивов, активизации познавательной деятельности. Самосовершенствование - важнейшая составляющая успешного освоения профессии.
Будущий специалист, бакалавр (младший инженер) и тем более магистр (инженер-исследователь) не научившийся работать самостоятельно, не может воплотить в проекты, конструкции, технологии, возникшие у него идеи.
При изучении дисциплины «Химия» самостоятельные работы организуются с разнообразными
целями, что приводит к необходимости говорить об их системе, которую составляют все самостоятельные работы, проводимые как на отдельных занятиях, так и в целом по курсу.
В зависимости от цели организации обучения, особенностей содержания учебного материала самостоятельная работа нами организуется на занятиях: по углублению и совершенствованию знаний, умений, навыков, по обобщению и систематизации знаний, по контролю знаний, умений, навыков, практических занятиях, комбинированных занятиях на этапах: актуализации опорных знаний; изучении нового материала; практического применения вновь полученных знаний, умений; контроля знаний и умений.
Любая самостоятельная работа характеризуется следующими четырьмя признаками по: а) дидактическим целям; б) характеру познавательной деятельности обучающихся; в) форме организации работы обучающихся; г) источнику знаний и средств обучения.
Преподаватель при организации самостоятельной работы продумывает методы и средства ее активизации, нацеливает студентов на эффективное самообучение.
Организация самостоятельной работы студентов имеет три этапа: первый этап - постановка перед студентами целей, задач, указания и разъяснения по выполнению заданий; второй этап - период самоорганизации, студентов и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных преподавателем; третий этап -выполнение самостоятельной работы студентами, оценка и подведение итогов.
Условиями эффективной организации самостоятельной работы студентов являются:
- студент должен быть заинтересован в выполнении задания, что поддерживается ясностью поставленной задачи и осознанием важности ее выполнения;
- преподаватель должен заранее подготовить необходимые материалы для самостоятельной работы;
- сложность задания должна предполагать гарантированность успеха;
задания должны быть предложены студентам с учетом уровня обученности, интересов и индивидуальных возможностей.
Для самостоятельной работы имеется достаточно широкий спектр учебных заданий.
В практике нашей работы используются следующие учебные задания:
1) учебные задания ориентирующего характера (направленное на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщение);
2) учебное задание, требующие от студентов исследовательской, творческой деятельности (направленное на решение проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий, упражнений, задач, написаний различного рода творческих, экспериментально-исследовательских работ, аналитических и обобщенных отчетов) и т. д.
При этом используем два основных метода обучения - дедуктивное и проблемное исследование.
Дедуктивное исследование предполагает движение от обзора, цель которого помочь студентам вспомнить то, что они уже изучали, и побуждения стимулирования студентов к изучению информации и приобретению навыков, к ознакомлению с общей гипотезой.
Второй вид заданий основан на законах творчества - закона необходимого разнообразия (наблюдения; работа с: текстом учебника, дополнительной литературой, использованием ресурсов «Internet» и телекоммуникационных сетей, компьютерными обучающими и контролирующими программами, карточками - заданиями, раздаточным дидактическим материалом, моделями, коллекциями, макетами, методическими указаниями, рисунками, схемами, графиками, таблицами; эксперимент (работа с реактивами, приборами, лабораторным оборудованием) и т.д.
Задания носят высокоинтеллектуальный характер с применением умений высшего мыслительного уровня (анализ, синтез, оценка). Сюда входят: составление сравнительных таблиц, диаграмм, схем; составление проектного конспекта; конструирование обобщенных моделей предмета исследования.
При организации самостоятельной работы важную роль мы отводим индивидуализированным заданиям. Такие задания предназначаются группе или отдельным студентам в соответствии с их способностями и индивидуальными познавательными возможностями, которые основываются на:
1) исходном уровне знаний, умений и навыков студентов;
2) учебных интеллектуальных умениях;
3) предпочтительных познавательных интересах;
Задания мы делили на три группы:
1) Задания на определение предварительных знаний, умений и навыков. Цель таких заданий проверить предшествующую базу знаний, умений, навыков, опыта деятельности, установить точку отсчета изучения последующего материала.
2) Задания по совершенствованию и углублению программного материала в соответствии с интересами и способностями студентов.
3) Задания на проверку готовности студентов к опережающему обучению.
Задания, учитывающие предварительный уровень знаний, имеют своей целью - избежать такого положения, когда студенты должен выполнять задания, находящиеся ниже актуального уровня его развития. Для этого предлагается три типа заданий:
1) помогающие сочетать и интегрировать студенту свои предварительные знания и наличие жизненного опыта с новым материалом;
2) побуждающие студента кратко обобщить, сгруппировать новый материал, затем дается структурированный материал с дополнениями, в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями;
3) побуждающие студента к преобразованию и обогащению материала.
Вид заданий, учитывающий учебные интеллектуальные умения, связанные со способностями студента, предполагают высокий уровень творчества. Они должны быть рассчитаны на такие конечные результаты мыслительного процесса, как классификация, отношения, трансформации и импликации.
Для учета учебных умений различного уровня используем следующие приемы:
- различный объем дозы заданий при ознакомлении с новым материалом с учетом содержания информации;
- различное количество, качество и направленность вопросов по содержанию на определенных уровнях усвоения.
Задания, учитывающие предпочтительные познавательные интересы, предусмотрены как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для создания предпосылок к возникновению новых поисковых и исследовательских интересов.
Особый интерес представляют выборочные
задания.
В процессе выбора студент взвешивает предпочтительные варианты желаемого исходя из своих интересов, возможностей, что повышает мотивацию выполнения задания, осознает ответственность за свой выбор, принимает сам решение.
Для этого мы используем следующие виды
заданий:
а) задание с выбором элементов действия;
б) альтернативные задания (студент должен выбрать сам предложенные преподавателем задание);
в) задания, для добровольного выполнения предъявленные преподавателем;
г) задания добровольного характера, содержание которых находит сам студент.
Самостоятельный выбор, сделанный студентом, способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня его притязаний.
Для того чтобы студенты могли самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации применяются задания разного уровня сложности:
I уровень - технологический (воспроизведение по готовому образцу);
II уровень - ситуативный (включаются отдельные элементы рационализации);
III уровень - функциональный (самостоятельное планирование и анализ результатов деятельности).
Для продуктивной самостоятельной работы студентов разработан системный комплекс дидактических материалов, состоящий из взаимосвязанных адаптированных, деятельностно-ориентированных, практи-ко-интегративных средств. Например, «Основные классы неорганических соединений. Основные понятия и законы химии. Электрохимические процессы. Химия элементов». Задания составлены по тематическим модулям.
Развитие самостоятельности осуществляется через постепенный переход от низкого уровня само-
стоятельности - репродуктивно-воспроизводящий к более высокому уровню - частично-творческий и творческой (исследовательской) самостоятельности.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из важнейших компонентов совершенствования системы химического образования, условием усиления развивающей направленности обучения, способствующая повышению уровня качества химической подготовки.
Литература
1. Мовчан, Н.И. Рабочая программа по дисциплине как основной элемент системы менеджмента качества вуза. /
H.И. Мовчан // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - №
I. - С. 309
2. Кравченко, Е. Внутривузовская система обучения качеству/ Е. Кравченко // Стандарты и качества 2003. - № 8. -С. 83-86.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - №5. - С. 5-10.
© Д. Ф. Хайбрахманова - канд. пед. наук, доц. каф. химии НХТИ КНИТУ, [email protected]; А. Ф. Хабибрах-манов - канд. техн. наук, асс. каф. естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций (КГТУ им. А.Н. Туполева).