О. Б. Трофимов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Описанные в статье педагогические условия повышают эффективность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности по спортивной гимнастике в средней общеобразовательной школе. Структура и специфические особенности тренерской деятельности учителя физической культуры в общеобразовательной школе также описаны в статье.
Ключевые слова: педагогические условия, тренерская деятельность по спортивной гимнастике в школе, структура тренерской деятельности, особенности тренерской деятельности в школе.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING PRE-SERVICE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION FOR COACHING IN GYMNASTICS AT SCHOOL
It is argued that the pedagogical conditions described in the paper increase the efficiency of training pre-service teachers of physical education for coaching in gymnastics at school. The structure and the features of coaching at school are also described in the article.
Keywords: рedagogical conditions, coaching in gymnastics at school, components of coaching activities, features of coaching activities at school.
В современном обществе предъявляются высокие требования к физическому развитию выпускников школ. Это связанно с большими физическими и психическими нагрузками, которые ежедневно испытывают люди в повседневной жизни. В связи с этим возрастает роль спортивных кружков, секций и, следовательно, возникает необходимость целенаправленной подготовки учителей физической культуры к тренерской деятельности в общеобразовательной средней школе.
Для эффективной подготовки студентов факультетов физической культуры к тренерской деятельности в средней общеобразовательной школе (СОШ) необходимо выявить особенности данного вида деятельности, которая отличается от профессиональной деятельности как учителя физической культуры, так и тренера по виду спорта.
На основе изучения существующих в современной педагогике представлений о содержании и структуре педагогической деятельности [2; 3; 4] и тренерской деятельности [1] как особого вида педагогической деятельности мы определили ее компоненты и показатели их сформиро-ванность.
Познавательно-творческий компонент
подразумевает наличие у будущего учителя-тренера системы общепедагогических и специальных тренерских знаний, сформированную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, ценностное отношение к профессиональной деятельности и стремление к профессиональному творчеству.
Проектировочно-диагностический компонент проявляется в умении проводить спортивно-педагогическую диагностику ребенка, а также в умении конструировать и моделировать учебно-тренировочный процесс (УТП) в зависимости от уровня спортивной подготовленности юных спортсменов.
Организационный компонент подразумевает наличие умения организации учебно-тренировочного процесса, владение спортивно-педагогическими технологиями.
Информационно-коммуникационный компонент базируется на умении дидактической обработки учебного материала, владении различными стилями педагогического общения и взаимодействия.
Аналитико-рефлексивный компонент подразумевает наличие адекватной профессиональной оценки и самооценки.
Тренерская деятельность учителя физической культуры в СОШ обладает определенной спецификой, которая состоит в следующем. Главная цель учителя-тренера — воспитание здорового, гармонично развитого подрастающего поколения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: развитие двигательных способностей до уровня более высокого, чем на уроках физической культуры; формирование жизненно необходимых качеств личности и черт характера. К ним относятся: трудолюбие, настойчивость, организованность, смелость, решительность; формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
формирование умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность; достижение определенных результатов по виду спорта; формирование устойчивой потребности в здоровом и активном образе жизни.
Кратко опишем особенности работы учителя физической культуры, осуществляющего тренерскую деятельность в СОШ.
Учитель должен хорошо разбираться в технике конкретного вида спорта и владеть методикой обучения упражнениям, овладение которыми позволяет выполнить нормативы массовых разрядов.
Результативность работы учителя-тренера определяется в равной степени и по общему уровню физического и личностного развития его воспитанников, и по спортивным достижениям.
В школьную секцию приходят и слабые, некоординированные дети. Следовательно, учитель должен строить свои занятия так, чтобы по возможности исключить возникновение травмоопасных ситуаций, поэтому особое внимание он должен уделять общефизической подготовке с постепенным введением элементов конкретного вида спорта. Он должен уметь хорошо определять сильные и слабые стороны характера учащихся, уровень и степень развития их физических качеств, учитывать это при планировании занятий, в совершенстве владеть приемами помощи и страховки.
Для того чтобы вызывать интерес к занятиям, педагог должен проводить их на высоком эмоциональном уровне, уметь использовать различные стили общения в зависимости от педагогических задач.
Учебные группы в секциях СОШ по количеству человек больше, чем в специализированных спортивных школах, дети значительно различаются по возрасту, поэтому учителю-тренеру необходимо уметь работать с разновозрастным контингентом занимающихся.
Умение работать с родителями — еще одна особенность специалиста данного
профиля. Он должен убедить родителей в необходимости для их ребенка занятий в спортивной секции, особенно это касается детей с недостаточным физическим развитием, страдающих излишним весом, и т. д.
Главным педагогическим условием эффективной подготовки студентов ФФК к тренерской деятельности в общеобразовательной школе является разработанная нами научно обоснованная модель образовательного процесса, направленного на подготовку будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности в СОШ [5].
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, что наиболее эффективно эта модель может быть реализована при следующих условиях: совпадение этапов образовательного процесса с профессиональным становлением студентов; субъект-субъектные отношения между педагогами и студентами; интеграция учебных дисциплин и установление межпредметных связей; максимальное использование образовательных возможностей тренерской практики.
В процессе подготовки студентов к тренерской деятельности в СОШ по предложенной модели данные педагогические условия соблюдались.
Интеграция учебных дисциплин и установление межпредметных связей реализовывались в активном взаимодействии с общепрофессиональными и специальнопрофессиональными кафедрами в целях более глубокого и осознанного изучения студентами учебного материала, имеющего прямое отношение к осуществлению тренерской деятельности. В процессе изучения общепрофессиональных и специальнопрофессиональных дисциплин студенты должны были осознать роль теоретических знаний для решения практических задач, встающих перед ними в процессе тренерской деятельности.
Субъект-субъектные отношения между педагогами и студентами и их ориентация
на личностное и профессиональное саморазвитие, самореализацию, самоутверждение проявлялись:
- в индивидуально-личностном подходе преподавателей к процессу профессиональной подготовки студентов, в выстраивании для каждого студента личностноориентированной траектории профессиональной подготовки;
- в активном участии студентов в проектировании и моделировании учебнотренировочного процесса в целом и его отдельных компонентов, а также в обсуждении, анализе и оценке достигнутых результатов.
Педагогическая эффективность тренерской практики по сравнению с обычной учебной практикой, используемой в процессе традиционного обучения, заключается в том, что студенты систематически и последовательно включаются в учебнотренировочный процесс и приобретают реальный, а не условный опыт тренерской деятельности. При прохождении тренерской практики большое значение имело постепенное предоставление студентам самостоятельности и повышение уровня их ответственности за результаты учебнотренировочного процесса.
На каждом этапе образовательного процесса решалась конкретная задача профессионального становления студентов.
Процесс формирования готовности студентов к тренерской деятельности в СОШ проходил в три этапа.
На первом этапе осуществлялось формирование у студентов совокупности первоначальных представлений о тренерской деятельности по спортивной гимнастике в условиях СОШ. Форма организации занятий — преимущественно групповая.
На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомились со спецификой спортивной гимнастики, подробно разбирали компоненты и функции тренерской деятельности. Эти знания являются основой, на которой формируются и развивают-
ся умения и навыки, необходимые будущему специалисту. На первом этапе подготовки студенты начинают осваивать программу учебного курса ПФСС (педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование). В процессе обучения студенты регулярно посещали реальные тренировочные занятия. Комментируя эти занятия, педагог на конкретных примерах показывал, как осуществляются те или иные функции тренера. В конце каждого занятия проводилось его обсуждение, где каждый студент оценивал действия тренера по одному из показателей, характеризующих тот или иной компонент тренерской деятельности. Так, у них формировались представление о работе тренера и мотивация к учебнопознавательной деятельности.
На втором этапе осуществлялось формирование первоначальных профессиональных умений и навыков. Форма организации занятий — преимущественно микро-групповая. На этом этапе студенты готовили и самостоятельно проводили отдельные фрагменты тренировки. Всю работу, начиная с подготовительного этапа до этапа обсуждения проведенного занятия, студенты выполняли микрогруппой, помогая друг другу в сложных ситуациях. Работа в микрогруппе повышала ответственность студентов друг перед другом, создавала условия для диалога, сотрудничества и взаимопомощи. Это благотворно влияло на качество профессиональной подготовки, обеспечивало ситуацию успеха, вселяло уверенность в своих силах, повышало интерес к обучению.
Успешному профессиональному становлению студентов способствовало постепенное наращивание уровня их самостоятельности. В начале обучения, выполняя практические действия по оказанию помощи гимнастам в выполнении упражнения, студенты делали это в паре с тренером. Наблюдая за действиями педагога и копируя их, студенты приобретали необходимые умения и тренерский опыт. Затем они
работали подобным образом в паре друг с другом. В случае неправильных действий одного из студентов ошибка компенсировалась за счет правильных действий партнера, что обеспечивало надежность и создавало ситуацию успеха. По мере освоения базовых навыков и приобретения первоначального опыта тренерской деятельности студенты начинали увереннее работать с детьми.
Занятия в микрогруппах позволили студентам сформировать первоначальные профессиональные умения и навыки, необходимые для перехода к более сложному и ответственному третьему этапу обучения.
На третьем этапе проходило совершенствование сформированных профессиональных умений и навыков. Форма проведения занятий — индивидуальная. Студенты самостоятельно проводили фрагменты тренировочного занятия, а тренер выступал в качестве консультанта и наблюдателя. В конце третьего этапа каждый студент готовил и проводил три учебно-тренировочных занятия, на которых он должен был обучить детей новому гимнастическому элементу, добиться более совершенного исполнения ранее изученного элемента, совершенствовать определенные двигательные способности. Студенты самостоятельно выбирали способы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей юных гимнастов.
Оценка эффективности предложенной модели и педагогических условий ее реализации проверялась в ходе педагогического эксперимента в течение 10 лет. Первая контрольная группа (КГ1) состояла из студентов V курса факультета физической культуры, проходивших специализацию по спортивной гимнастике, обучавшихся по традиционной программе и методике. Состав группы — 100 человек. Вторая контрольная группа (КГ2) состояла из студентов V курса, проходивших специализацию по борьбе. Состав группы — 100 человек. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла
из студентов I курса. Их подготовка к тренерской деятельности осуществлялась по разработанной нами модели, авторской технологии и с соблюдением описанных выше педагогических условий. Из-за ограниченного количества студентов все группы формировались в течение трех лет, их гомогенность была доказана в ходе констатирующего эксперимента.
Для диагностики уровня готовности к тренерской деятельности использовались методы, адекватные содержанию каждого компонента тренерской деятельности. Основными методами были разнообразные виды педагогического наблюдения, в том числе и включенное; педагогическое и психологическое тестирование; индивидуальные и групповые беседы; анализ педагогических ситуаций; ранжирование; метод экспертных оценок. Результаты представлены в таблице 1.
Итоговая диагностика во всех группах проводилась после того, как студенты полностью освоили всю программу обучения на факультете физической культуры.
В нашей работе мы используем шкалу оценки уровня готовности будущих учителей к тренерской деятельности в СОШ, разработанную нами на основе общепринятой шкалы оценки качества тренерской деятельности [1].
Исходный уровень. Тренер на примере умеет показать, как выполнять систему упражнений или комбинаций, умеет пересказать то, что знает сам, так, как умеет.
Базовый уровень. Тренер не только умеет сообщить то, что знает и умеет сам, но и может приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям спортсменов. На этом уровне тренер может сознавать, что подопечные плохо осваивают тот или иной спортивный прием, но не знает, как научить их, т. е. он может видеть педагогическую задачу — учить лучше, но не знает, как ее выполнить.
Оптимальный уровень. Тренер умеет не только передавать знания и умения,
приспосабливая их к особенностям спортсменов, но и конструировать, моделировать систему знаний и умений по отдельным темам, разделам. При этом он заранее учитывает, какие трудности при восприятии нового учебного материала спортсмены могут встретить, чем они могут быть вызваны, как их преодолеть, как вызвать интерес и внимание к системе спортивных упражнений, как и в какой последовательности давать спортивные задания, чтобы сформировать у них нужные умения и навыки. Но это касается отдельных разделов тренировки, а не всего тренировочного процесса в целом.
Высокий уровень. Тренер умеет так моделировать систему своей деятельности,
что в ее процессе формирует у спортсменов целостную систему знаний, умений и навыков в области избранного вида спорта. Он учитывает, на какие ранее сформированные знания и умения спортсменов можно опереться, знает, какая система заданий, упражнений может сформировать у них необходимые умения, сознательно строит программу обучения, заранее ориентируясь на определенные критерии их деятельности.
В результате внедрения модели подготовки студентов к тренерской деятельности в СОШ и соблюдения соответствующих педагогических условий были получены результаты, которые отображены в таблице 2.
Таблица 1
Уровень готовности студентов к тренерской деятельности на этапе предварительной диагностики
Компонент тренерской деятельности Процент студентов на уровне готовности
исходный базовый оптимальный высокий
Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг
Познавательно-творческий 100 100 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Проектировочно- диагностический 97 97 98 3 3 2 0 0 0 0 0 0
Организационный 94 97 94 6 3 6 0 0 0 0 0 0
Информационно- коммуникационный 96 95 97 4 5 3 0 0 0 0 0 0
Аналитико-рефлексивный 94 97 94 6 3 6 0 0 0 0 0 0
Средний показатель 96 97 97 4 3 3 0 0 0 0 0 0
Таблица 2
Конечный уровень готовности студентов к тренерской деятельности в конце формирующего эксперимента
Компонент тренерской деятельности Процент студентов на уровне готовности
исходный базовый оптималный высокий
Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг Кг1 Кг2 Эг
Познавательно-творческий 0 0 0 58 60 24 35 40 51 7 0 25
Проектировочно- диагностический 0 0 0 87 91 88 13 8 9 0 1 3
Организационный 0 0 0 52 50 36 38 45 51 10 5 13
Информационно- коммуникационный 0 0 0 59 55 18 37 39 70 4 6 12
Аналитико-рефлексивный 0 0 0 41 43 46 45 47 46 14 10 8
Средний показатель 0 0 0 59 60 42 34 36 46 7 4 12
Из таблицы 2 видно, что на оптималь- нами модели формирования готовности
ный и высокий уровень вышли в Кг1 41% студентов к тренерской деятельности в
студентов, в Кг2 — 40%, в ЭГ — 58%. Это средней общеобразовательной школе и о
говорит об эффективности разработанной соответствующих педагогических условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981.
2. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1965.
3. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических заведений. М.: Просвещение, 1996.
4. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2007.
5. Трофимов О. Б., Беккер И. Л. Подготовка студентов факультета физической культуры к тренерской деятельности в процессе освоения курса профессионального физкультурно-спортивного совершенствования (на материале по спортивной гимнастике) // Педагогическое образование и наука. 2008. № 4. С. 93-95.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск: Университетское, 2002.
REFERENCES
1. Derkach A. A., Isaev A. A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. M.: Fizkul'tura i sport, 1981.
2. Kuz'mina N. V. Psihologicheskaja struktura dejatel'nosti uchitelja i formirovanie ego lichnosti: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. L., 1965.
3. Podlasyj I. P. Pedagogika: Uchebnik dlja studentov vysshih pedago-gicheskih zavedenij. M.: Prosve-schenie, 1996.
4. Slastenin V. A. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedago-gicheskih uchebnyh zavedenij / Pod red. V. A. Slastenina. M.: Akademija, 2007.
5. Trofimov O. B., Bekker I. L. Podgotovka studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury k trenerskoj dejatel'nosti v processe osvoenija kursa professional'nogo fizkul'turno-sportivnogo sovershenstvovanija (na materiale po sportivnoj gimnastike) // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 4. S. 93-95.
6. Harlamov I. F. Pedagogika. Minsk: Universitetskoe, 2002.