Научная статья на тему 'Направленность на обеспечение профессинального становления будущего специалиста как тенденция развития современного начального профессионального образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)'

Направленность на обеспечение профессинального становления будущего специалиста как тенденция развития современного начального профессионального образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / TENDENCIES / DEVELOPMENT / PURPOSE / MAINTENANCE / PROFESSIONAL FORMATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петросов Ю. Б.

В статье показана взаимосвязь процесса модернизации начального профессионального образования и процесса профессионального становления будущего специалиста, обеспечивающего потребности личности и общества. На основе официальных статистических данных, а также результатов исследовательской работы выделен региональный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION ON MAINTENANCE OF PROFESSIONAL FORMATION OF A FUTURE SPECIALIST AS THE TENDENCY OF DEVELOPMENT OF MODERN INITIAL VOCATIONAL TRAINING (WITH THE REFERENCE TO HUNTY-MANSIYSKY AUTONOMOUS REGION)

In article the interrelation of the process of modernization of initial vocational training and the process of professional formation of a future specialist providing requirements of the person and a society is shown. The regional aspect due to the basis of the official statistical data and the results of the research work has been stated.

Текст научной работы на тему «Направленность на обеспечение профессинального становления будущего специалиста как тенденция развития современного начального профессионального образования (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)»

д) этнорегиональный подход позволяет органично внедрять в этнохудожественное воспитание региональный компонент. Этнорегиональный компонент в содержании учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов, что способствует, в целом, формированию национального самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам;

е) экологический подход означает сохранение единства и связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа - всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром и поэтому «природное» выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народного искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнохудожественного воспитания широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которыми поможет сформировать у учащихся ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля;

ж) деятельностный подход - это неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе использования народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию художественного творчества, способность контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры того или иного региона.

В процессе этнохудожественного воспитания личности средствами детского календарного фольклора, в частности, детской фольклорной игры мы применяли следующие основные принципы, способствующие повышению эффективности исследуемого процесса: а) природосообразности; б) культуро-сообразности; в) интегративности. Следуя особенностям календарного фольклора и учитывая специфику фольклорной игры, нами использовались различные формы учебноБиблиографический список

воспитательного процесса, включающие, как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Во внеучебной работе мы использовали различные виды социокультурной деятельности (культпоходы в театры и на концерты детских фольклорных коллективов, посещение выставок народных промыслов и музеев национальной культуры, участие в конкурсах и фестивалях, национальных народных праздниках и т.д.).

Обобщим изложенное выше. Возросшее внимание к развитию национальных культур народов России отражается во многих государственных документах и программах ЮНЕСКО. Одним из инновационных направлений современного образования является этнохудожественное образование, определяемое как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. В этом контексте этнохудожественное воспитание является предметом исследования многих современных ученых, что подтверждает актуальность данной проблемы в педагогической науке.

Предметом нашего исследования выступает разработка педагогических условий, способствующих эффективному эт-нохудожественному воспитанию на основе использования детского календарного игрового фольклора. С учетом социально-педагогических функций календарного игрового фольклора осуществлялся отбор и систематизация материала, адаптация его применительно к учебно-воспитательному процессу школьников в условиях образовательных учреждений. Последующим этапом явилась разработка учебнометодического комплекса, включающего учебную программу, два учебных пособия и учебно-методическое пособие. С целью повышения эффективности исследуемого процесса применялись различные методологические подходы (культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориентированный, этнорегиональный, экологический, деятельностный) и ведущие принципы (природосообразности, культуросообразности, интегративности.). Результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.

1. Павлова, И.Ю. Вопросы этнохудожественного образования: аксиологический аспект / И.Ю. Павлова // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 3.

2. Кузьмина, Н.П. Игровой фольклор в молодёжной среде: учебное пособие / Н.П. Кузьмина. - Казань: КГУКИ, 2005.

3. Иванова, И.Г. «Играем, играем - всех потешаем!»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2006.

4. Иванова, И.Г. Детский календарный фольклор: учебно-методическое пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2007.

5. Иванова, И.Г. Волшебный мир фольклора: учебная программа / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2008.

6. Иванова И.Г. «Фольклорный праздник и народные игры»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2009.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 372.3 (57)

Ю.Б. Петросов, аспирант НГГУ, г. Нижневартовск, Т: 89226553500

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

В статье показана взаимосвязь процесса модернизации начального профессионального образования и процесса профессионального становления будущего специалиста, обеспечивающего потребности личности и общества. На основе официальных статистических данных, а также результатов исследовательской работы выделен региональный аспект.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, тенденции, развитие, цели, содержание, профессиональное становление личности.

В современной науке за образованием почти единогласно признается задача обеспечения становления человека как личности во всей совокупности социальных ролей, отношений и связей. Используя общее образование как базис, профессиональное образование создает условия для профессионального становления личности - управляемого процесса активного ов-124

ладения субъектом труда системой профессиональных знаний и компетенций, необходимых на данном этапе овладения профессией, создания моделей дальнейшего профессионального развития. Данный процесс сопровождается приобретением или изменением профессионально важных качеств личности и формированием позитивного отношения к профессии.

«Профессиональное образование, - считает Б.М. Бим-Бад, -это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности» [1, с. 224].

В классификации систем профессионального образования, как правило, рассматривают два основания: области профессиональной деятельности (горизонтальная классификация); уровень и сложность стандартных профессиональнообразовательных программ и общеобразовательных баз (вертикальная классификация).

По уровню и сложности стандартных профессиональнообразовательных программ и общеобразовательных баз профессиональное образование подразделяется на высшее, среднее и начальное [2].

Состояние и развитие современной системы начального профессионального образования определяется в числе прочих тремя разнонаправленными факторами:

- интересами субъекта, вступающего в процесс профессионального становления, выраженными через запросы на образовательные услуги;

- интересами общества, выраженными государственной политикой в области начального профессионального образования, в обеспечении через систему начального профессионального образования социализации молодежи;

- интересами производства, нуждающегося в кадрах, выраженными через запросы рынка труда.

В результате этого начальное профессиональное образование является динамичной системой, в развитии которой постоянно возникают проблемы, требующие научного и практического решения.

В условиях социального и имущественного расслоения общества система начального профессионального образования способна обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Важной ее задачей является формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка наиболее одаренных, талантливых молодых людей.

Возможности начального профессионального образования как инструмента социальной защиты и социальной реабилитации, в сочетании с потенциальными возможностями удовлетворять динамично развивающиеся запросы современного производства обеспечивают ему интерес со стороны государства. На необходимость опережающего развития начальной и средней ступеней в общей системе профессионального образования указывается в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года [3].

Однако проблема развития системы начального профессионального образования, организации в его рамках педагогических процессов, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего специалиста в современных условиях, на наш взгляд, пока еще далека от решения, а ряд возможностей системы находятся в потенциале.

На интернет-конференции 5 марта 2007 г. Д.А. Медведев, еще будучи первым вице-премьером Правительства РФ, курирующим национальные проекты, характеризовал состояние начального профессионального образования следующим образом: «В профессионально-техническом образовании за последние годы был допущен очень серьезный провал. Это образование у нас стало не престижным и прекратило развиваться. Ряд профессионально-технических училищ деградировал и либо был закрыт, либо находился на грани развала» [4].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность учреждений начального профессионального образования сократилась с 4328 в 1990 г. (3893 в 2000 г.) до 3207 в 2006 г. Если в 1990 г. в них было 1, 867 млн. учащихся (в 2000 г. - 1, 679 млн.), то к 2006 г. их число сократилось до 1, 413 млн. человек. При этом сокращение числа учащихся обусловлено не только демографическими процессами, на этом фоне значительно выросло количест-

во граждан, предпочитающих высшую и среднюю ступень профессионального образования [5, с. 403].

При общем дефиците квалифицированных рабочих кадров на рынке труда наблюдается падение спроса на выпускника системы начального профессионального образования. В 2006 г. только в Ханты-Мансийском автономном округе не были трудоустроены 2943 выпускника (77, 06% от общего числа) профессиональных училищ, колледжей и лицеев [6].

В ноябре 2008 г. автором проводились исследования, включавшие выявление сложившейся оценки основных проблем современного начального профессионального образования в регионе преподавателями системы начального профессионального образования г. Нижневартовска (всего 34 респондента), работниками кадровых агентств (всего 12 респондентов), представителями производства и бизнеса, занимающимися кадровыми вопросами (всего 17 респондентов).

Среди ключевых проблем системы начального профессионального образования опрошенные чаще других называют ресурсные: материальные, кадровые, мотивационные и др., ожидающие государственного решения (эти проблемы были названы 87% опрошенных). Однако не менее важными, по общему мнению, являются проблемы проектирования начального профессионального образования как педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное, а через него личностное становление молодого человека, требующие научного решения (на важность этих проблем указали 58% респондентов).

«Болевыми точками» начального профессионального образования как процесса респондентами были названы: недостаточный объем предметов гуманитарного цикла (31% опрошенных); консерватизм учебных программ и методик (17% опрошенных); дефицит квалифицированных кадров (53% опрошенных); нереализованные возможности принципа многообразия в содержании, формах, организации, программах и методиках муниципальной образовательной системы (25% опрошенных) и др. Кроме того, респондентами подчеркивается его «оторванность» как от интересов и запросов личности, так и от насущных потребностей и интересов производства и бизнеса, являющихся основными «потребителями» системы начального профессионального образования.

Очевидно, что развитие начального профессионального образования ориентировано на область пересечения интересов личности, производства и общества. Следствием их изменчивости и динамичности в современных экономических и общественно-политических условиях является тот факт, что в современной науке не определены точно направления и перспективы начального профессионального образования.

Прогнозируя модель Российского образования 2020г., представители науки и бизнеса считают, что само понятие «начальное профессиональное образование» исчезнет, так как каждые 5-7 лет субъект труда будет получать новые прикладные профессиональные квалификации, которые будут накладываться на высокий уровень общего образования. Основу профессионального образования, по их мнению, составят многообразные программы, аккредитованные профессиональными ассоциациями, для которых государственный стандарт будет носить рамочный характер [7].

В то же время практика ведущих учреждений системы начального профессионального образования показывает, что уже сегодня для производства и бизнеса существуют все возможности участвовать в организации начального профессионального образования, заранее формировать заказ на выпускника. Кроме того, мы уверены, что модернизированное начальное профессиональное образование является важнейшим фактором профессионального становления специалиста нового типа.

Несмотря на сложность нынешней ситуации, в начальном профессиональном образовании проявляются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние.

Прежде всего, следует говорить о конкуренции концепций в профессиональном образовании, конкуренции институтов и учреждений, предоставляющих образовательные услу-

ги, рыночные отношения между ними и потребителями образовательных услуг. Профессиональное образование становится, своего рода, производством, в котором, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. Несмотря на то, что общее число учреждений начального профессионального образование в Ханты-Мансийском автономном округе почти не изменилось (22 в 2003 г., 23 в 2008 г.), следует отметить, что изменилось количество их организационных форм с 4 до 9 [6]. Наиболее интересными новыми для региона организационными формами представляются производственные лицеи, осуществляющие углубленную гуманитарную подготовку, и учебнопроизводственные центры, непосредственно связанные с такими базовыми предприятиями, как «Уралнефтегаз»; АО «Юганскнефтегаз»; ОАО «Сургутнефтегаз»; ОАО «ТНК -Нижневартовск»; ОАО «Самотлорнефтегаз»; ОАО «Север-речфлот».

С другой стороны, профессиональное образование все более обращается к личности, однако остается открытым вопрос о том, какую роль играет личность в этом процессе -роль цели или средства. Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность как средство достижения заданных извне (государством и обществом) целей. Развитие личностных свойств, качеств и образований происходит попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной ориентации индивида. Личностно ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного существования человека - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. - как самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты.

Характер начального профессионального образования как процесса трансляции социально-трудового опыта поколений и формирования личности будущего специалиста определяется выбором традиционных или инновационных, личностно-ориентированных концепций образовательного процесса.

Существующие в начальном профессиональном образовании противоречия, которые формируют большинство проблем в данной области, более всего продиктованы процессом смены основной образовательной парадигмы, связанной с трансформацией постиндустриального общества, переходом к новому социокультурному типу образования.

По ряду причин смена образовательной парадигмы в начальном профессиональном образовании проходит гораздо труднее, чем в других образовательных системах:

- начальное профессиональное образование же до сих пор планирует своего выпускника в основном с позиции производства. Требования к выпускнику, заказ и стандарты «укладываются» в традиционную, «знаниевую и умениевую» парадигму. Даже законодательно за системой начального профессионального образования закреплена только одна задача -подготовка квалифицированных кадров во всех областях общественно-полезной деятельности [2];

- сами производство и бизнес, бесспорно являющиеся основными детерминантами модернизационных процессов в начальном профессиональном образовании еще не сформировались окончательно. Их социальная и экономическая нестабильность ведет к тому, что потенциальные работодатели зачастую не ведут долгосрочной кадровой политики;

- актуальна проблема научно-методической поддержки модернизационных процессов в начальном профессиональном образовании, связанных со сменой образовательной парадигмы.

Переход к личностной образовательной парадигме определяет следующие черты начального профессионального образования:

- сближение интересов личности и производства, достигаемое вовлечением производственных и бизнес-структур в образовательный процесс;

- ориентацию на социальный заказ на личность, востребованную обществом, способную успешно социализироваться, развиваться в современных условиях и развивать общество;

- адресность и смещение акцентов на индивидуальную учебную и воспитательную работу;

- сосредоточение усилий на обеспечении профессионального и личностного становления учащихся и др.

Указанные черты могут формировать принципиально новые цели начального профессионального образования, в том числе, по-новому решать задачу обеспечения профессионального становления личности будущего специалиста.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы подчеркивается, что основной целью современного начального профессионального образования является подготовка конкурентоспособного и квалифицированного на уровне мировых стандартов специалиста. Среди личностных черт, необходимых специалисту, выделяется ориентированность в смежных областях деятельности, профессиональная и социальная мобильность, готовность к профессиональному росту [3].

❖ Характеризуя запросы общества к начальному профессиональному образованию, можно сказать, что оно должно быть нацелено на формирование совокупности знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей расширять свои возможности в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сферы профессиональной деятельности; свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем; успешно адаптироваться к изменяющимся условиям. Ведущими качествами профессионала в таких условиях становятся активная жизненная и профессиональная позиция; потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому.

Обеспечение профессионального становления будущего специалиста вызывает необходимость достижения начальным профессиональным образованием более полного, личностно-и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностноповеденческого феномена как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих способно выступить понятие «компетенция».

Общим для существующих научных подходов в определении понятия «компетенция» является ее трактовка как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Взаимодействие этого множества частных аспектов приводит к комплексному пониманию компетенции.

Сходным по своей сути является понятие «профессиональная компетенция». Профессиональные компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем проявляются в компетентностях человека и характеризуют содержание его операционального и личностного потенциалов.

Набор компетенций, овладение которыми составляет цель начального профессионального образования, является одним из проблемных вопросов профессиональной педагогики, поэтому следует выделить наиболее значимые источники для их определения.

Во-первых, целеполагание при организации начального профессионального образования должно учитывать пять групп ключевых компетенций, определенных Советом Европы в качестве обязательных для образования вообще, так как интеграционные процессы, в частности вхождение России в Болонское соглашение, делают их обязательными и для Российской школы.

Во-вторых, важным источником для целеполагания являются выводы российских ученых о составе профессиональных компетенций, необходимых современному специалисту в

процессе профессионального становления. Обобщение трудов отечественных исследователей в данной области проводит И. А. Зимняя. Ею выделены 10 основных профессиональных компетенций, разделенных на три группы.

«1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека»

[8].

Достижение современных целей начального профессионального образования не возможно без обновления его содержания. В Российской Федерации содержание начального профессионального образования зафиксировано в документах Министерства образования РФ: государственном образовательном стандарте, профессионально-квалификационных характеристиках (или профилях подготовки специалиста), учебных планах и программах. Вместе с тем, данные документы уже не ограничивают организаторов образовательных процессов, напротив - они оставляют им значительную свободу, являются достаточно вариативными и позволяют принимать участие в выборе содержания самим авторам производственного и социального заказов на специалиста.

В динамике содержания начального профессионального образования, в свою очередь, возможно также выделение нескольких характерных тенденций, обусловленных новыми целями.

Происходит осознание необходимости изменения содержания образования на государственном уровне. Подтверждением этого, является тот факт, что в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Концепции модернизации российского образования говорится об актуализации содержания образования, связанной с его ориентацией на международные стандарты качества. В планы по достижению этой цели была поставлена интенсификация дея-

Библиографический список

тельности по укрупнению, интеграции профессий, а также переориентация учреждений начального профессионального образования на потребности местного рынка труда [3].

Следует акцентировать внимание и на происходящем устранении существующего вакуума ценностей в сфере образования, в том числе и профессионального, идеологического вакуума в обществе, несовместимости людей и сообществ. Содержание образования, в том числе и профессионального, в современном мире переориентируется на формирование мировоззренческих идеалов и ментальных приоритетов личности.

Затем можно отметить рационализацию соотношения фундаментальной и практико-ориентированной подготовки, единение профессионального, общеобразовательного культурологического компонентов содержания, усиление связи федерального и национально-регионального компонентов содержания образования. Основные изменение, по мнению Б.М. Бим-Бада, происходят в строительстве учебных планов, обеспечивающих, с одной стороны, наличие инвариантного содержания базового (основного) образования, с другой стороны «дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса через систему специализаций, курсов, факультативов, спецкурсов, спецсеминаров и т.п.» [1, с. 224].

На сегодняшний день предполагается изменение структуры государственных образовательных стандартов, их согласование с производственным заказом, ориентация на формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Все это неизбежно повлечет за собой модернизацию существующих и разработку новых образовательных ресурсов, делая актуальной проблему разработки практикоориентированных педагогических инструментов, обеспечивающих профессиональное становление будущего специалиста через равнозначное развитие его операционального и личностного потенциалов.

1. Педагогический энциклопедический словарь І Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; отв. редактор Б.М. Бим-Бад. -

М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федеральный закоп № 32бб-1 от 21.07.2007 ІІ Российская газета. - 31.07, 1992. - № 172.

3. Федеральная целевая программа развития образования па 200б-2010 годы І Правовая библиотека образования. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Иптерпет-копферепция Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева 5 марта 2007 года: http: ІІ rost.ru І themes І 2007 І 03 І 052148 8215.shtml.

5. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2007.

6. Статистика российского образования І ФГУ ГНИ ИТТ «Информатика»: http: ІІ stat.edu.ru.

7. Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях: Доклад І А.В. Волков и др. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.

8. Зимпяя, И.А. Ключевые компетенции - повая парадигма результата современного образования ІІ Интернет-журнал «Эйдос». 5.05.200б г.: http: ІІ www.eidos.ru І journal І 200б І 0505.htm.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 796.323

М.В. Калита, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pub@uni-altai, ru

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы эффективности игровой деятельности баскетболистов, освещается вопрос ролевого подбора спортсменов. Помимо этого, в статье раскрываются основные обязанности баскетболистов в соответствии с их функциями, а также специализированные роли внутри традиционных игровых амплуа.

Ключевые слова: взаимосвязанная деятельность, ролевой подбор, специализированные роли, амплуа, оптимальная организация.

Достижение победы во взаимосвязанной деятельности в спорте может быть достигнуто только при условии совместного участия всех членов команды, выполняющих определенные функциональные спортивные роли [1, с. 5]. При этом распределение функций между игроками обусловлено необходимостью эффективной организации действий команды [2, с. 149].

В целом, правильное функциональное распределение игроков благоприятствует наиболее полному раскрытию ими своих возможностей и служит более эффективному использо-

ванию каждого игрока в общих интересах команды [3, с. 83].

В психологии роль трактуется как «нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.)» [4, с. 156].

В целом «роль - это относительно постоянная и внутренне связанная система поступков.. .которых группа ожидает от своих членов.» [5, с. 73-74]. «Играние» ролей для участников спортивной деятельности обусловлено разнообразием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.