УДК 378.635.5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
А.В. Ермилов
ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» 153000, г. Иваново, пр. Строителей, 33
ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» (Ивановский государственный университет) 155908, Ивановская обл., г Шуя, ул. Кооперативная, 24 E-mail: skash_666@mail.ru
У каждой специальной дисциплины преподаваемой будущим специалистам в области пожаротушения в вузе МЧС России есть свои незаменимые особенности, изучение которых составляет непременное условие для формирования личности курсанта. Преподавая их в виде практических занятий на базе учебных и спасательных центров, увеличивается вероятность того, что большее число курсантов приобретут необходимый набор знаний, навыков и индивидуально-личностных качеств необходимых для их служебной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения курсантов вузов МЧС России нами была сделана попытка применения личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий с курсантами четвертого года обучения на базе учебного центра ФГБОУ ВО «Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России». В статье раскрыты основные аспекты личностно-деятельного обучения, а также его педагогические принципы при практической подготовке курсантов. Для рассмотрения эффективности применения данного метода обучения нами было проведено два эксперимента. В конце учебного года мы опрашивали курсантов по двум направлениям. В одном из экспериментов мы оценивали развитие интереса обучаемых к изучению практической составляющей специальных дисциплин, в частности их желание быть должностными лицами на пожаре. В ходе второго эксперимента мы исследовали как изменяется представление курсантов об индивидуально-личностных качествах руководителя тушения пожара. По итогам исследования был сделан вывод, что применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий на базе учебных и спасательных центров не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии.
Ключевые слова: курсанты, индивидуально-личностные качества, учебные центры, спасательные центы, личностно-деятельностное обучение.
На сегодняшний день можно проследить ярко выраженную зависимость уровня развития личности курсанта ГПС МЧС России от характера обучения. Ее развитие осуществляется в процессе взаимодействия видов и способов деятельности, интеллектуальных способностей, эмоционально волевых и физиологических особенностей человека и напрямую зависит от характера обучения, опыт которого индивидуален и уникален [1, с. 405]. Курсант после окончания вуза МЧС России должен обладать высокоразвитыми знаниями, навыками и индивидуально-личностными качествами, а так же быть «активной, творческой личностью,
Алексей Васильевич Ермилов, преподаватель кафедры пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ, аспирант заочного обучения.
реализующей свой личностный потенциал и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин» [2, с. 72].
Профессиональная подготовка курсантов вузов МЧС России - это сложный педагогический процесс, в котором специальные дисциплины направлены на формирование у курсантов навыков и знаний в области пожаротушения, а также их индивидуально-личностных качеств, особенно при проведении занятий на базе учебных и спасательных центров. На их базе организовываются дневные практические занятия на примере смоделированных, искусственно созданных пожаров и чрезвычайных ситуаций, таких как «Авиакатастрофа», «Авария на железнодорожном транспорте», «Аварийная ситуация на предприятии по хранению легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Аварийная ситуация на предприятии по переработке легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Тушение пожаров в различных частях гражданских зданий» и др. Перед дисциплиной «Пожарная техника» стоит задача в любых погодных условиях обеспечить подачу огнетушащих веществ, и восстановить работоспособность мобильных средств пожаротушения. «Подготовка газодымозащитника» учит спасать людей и работать в непригодной для дыхания среде, при сильных нагрузках и воздействии различных стресс-факторов. «Пожарно-строевая подготовка» развивает быстроту развертывания сил и средств и работу с пожарно-техническим инструментом. В свою очередь, дисциплина «Пожарная тактика» - это аналитическое мышление, управление подразделениями, умелое применение знаний и навыков вышеперечисленных дисциплин в комплексе на практике. Педагогические подходы к обучению курсантов нельзя оставлять без внимания, потому что при изучении специальных дисциплин формируется личность специалиста в области пожаротушения.
Для решения данной проблемы в процессе профессиональной подготовки курсантов на базе учебных и спасательных центров нами была выбрана педагогическая технология личностно-деятельностного обучения, упор которой делается на развитие индивидуально-личностных качеств необходимых для деятельности специалиста МЧС России, а также практических навыков, подкрепленных теоретическими знаниями.
Составляющие данной технология широко рассматриваются в научно-педагогической литературе, и показывают направления формирования личности курсанта, которые включают в себя: развитие творческого мышления, творческих и умственных способностей (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [3-7], умственного развития (Е.Н. Кабанова-Меллер) [8], индивидуально-неповторимого мышления каждого (С.Ю. Курганов, В.С. Библер) [9,10], всестороннего развития личности, способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе к профессиональному (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [11, 12].
Особенности применения личностно-деятельного подхода при профессиональном обучении курсантов раскрыты в трудах М.А. Балабанова, М.Т. Лобжа, И.Ю. Лепешинского и т. д.
Проведенный анализ М.Т. Лобжа личностного ориентированного и деятельностного подходов при подготовке курсантов показал, что они наиболее эффективны при их комплексном применении [13, с. 165]. Он подчеркивал, что в основе личностно-деятельного обучения лежат четыре аспекта. Во-первых, в центре обучения находятся неповторимый психический склад курсанта вуза ГПС МЧС России, и он воспринимается как личность. С учетом интересов обучаемого, уровня
его знаний и умений преподаватель определяет учебную цель занятия, формирует и направляет процесс обучения на развитие его личности. Во-вторых, цель занятия определяется с позиции каждого конкретного обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. В-третьих, учебные задания должны стимулировать интеллектуальную активность. В-четвертых, в ходе обучения происходит формирование индивидуально-личностных качеств.
Основные педагогические принципы данного вида обучения курсантов при проведении практических занятий в своих трудах раскрыл И.Ю. Лепешинский [14, с. 15].
1. Обучение курсантов действиям, необходимым на пожаре. Данный аспект определяет содержание обучения и условия практической подготовки, придает учебному процессу профессиональную направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием пожарного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка курсантов в соответствии с этим принципом требует детального изучения обстановки на пожаре, опыта тушения пожаров, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям тушения пожара. В нем применяются такие действия как развертывание сил и средств, вскрытие конструкций гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, работа в непригодной для дыхания среде с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, выбор способов и приемов спасения людей.
2. Обучение в трудных условиях. Данный принцип отражает зависимость интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Необходимо воспитывать у курсантов сознательное отношение к преодолению реальных трудностей практической подготовки. Поэтому занятия проводятся при различных погодных условиях (атмосферные осадки, отрицательная и плюсовая температура окружающей среды, сильный ветер и т.д.), а так же преподаватели оценивают реакцию и предпринятые действия курсантов в случае получения новой вводной в ходе проведения занятия. Например: произошла поломка пожарного автомобиля, закончилась вода в автоцистерне, пострадавшие заблокированы и т.д.
3. Наглядность в обучении. Для реализации этого принципа обучения применяются реалистичные средства имитации (учебные объекты в реальную величину, огонь, дым, пострадавшие, применение пожарных автомобилей различных модификаций и предназначения). Этот принцип требует такой организации практической подготовки, когда курсанты усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных пожаров и образцов пожарной техники и пожарно-технического оборудования и инструмента, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности.
4. Прочность овладения знаниями, умениями и навыками, достигается при любых условиях изменения обстановки при несении службы на месте вызова. Курсант должен хорошо помнить все то, чему его обучали преподаватели, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность закрепления знаний, умений и навыков оказывает влияние разбор тушения пожара после занятия со всем учебным курсом и заслушиванием отчета о выполненных действиях должностными лицами (управление и расстановка сил и средств, определение решающего направления, проведение разведки по внешним признакам и в ходе тушения пожара и т. д.).
5. Сознательность, активность и самостоятельность обучения. Преподаватель должен так поставить ход проведения занятия, при котором курсанты ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Занятия
целесообразно проводить в динамичной обстановке, рассматривая все этапы действий по тушению пожара, прием и обработку сообщения о пожаре, выезд и следование на место вызова, прибытие на место вызова, тушение пожара, ликвидация пожара, сбор пожарно-технического оборудования и снаряжения, возвращение в подразделение. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении пожарно-тактических задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике.
6. Коллективизм формируется при распределении курсантов по пожарным автомобилям согласно табелю расчета, выполнении единой поставленной задачи силами учебной группы или курса, а также при решении заданий для деловой игры.
7. Систематичность, последовательность и комплексность в обучении требуют последовательно изучать учебный материал, систематически руководить обучаемыми, добиваться усвоения ими системы знаний, умений, навыков. Учебная практика на базе учебных и спасательных центров организуется с курсантами, прошедшими первоначальную подготовку и стажировку в пожарных частях субъектов РФ в должности пожарного и командира отделения, изучающих специальные дисциплины (3, 4 года обучения).
Педагогические принципы личностно-деятельного подхода в обучении отражают закономерности практико-педагогического процесса и определяют деятельность преподавателя по формированию у обучаемых знаний, умений и навыков. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи по формированию индивидуально-личностных качеств возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой.
Применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии. Огромную роль на это оказывает исход проведения пожарно-тактического занятия или учения, когда учебный курс и отделения, возглавляемые курсантами, полностью выполняют поставленные перед ними задачи по тушению пожара и замечания профессорско-преподавательского состава сведены к минимуму. В.Д. Шадриков подчеркивал, что необходимо «обеспечить успех ученика в достижении целей учебной деятельности. Успех порождает положительную мотивацию учения» [15, с. 54].
Чтобы доказать эффективность применения личностно-деятельностного подхода нами было проведено два эксперимента. Мы разделили курсантов четвертого года обучения на две группы. В экспериментальной группе обучение курсантов применялся личностно-деятельностный подход, а курсанты контрольной группы обучались в обычной среде проведения практического занятия. Далее мы опрашивали курсантов в конце учебного года в процессе, которого они проходили учебную практику на базе ФГКУ «Ногинский спасательный центр» и учебном центре ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России.
В одном из экспериментов мы оценивали мотивацию курсантов на практическом занятии. Проведенный опрос на тему: «Каким должностным лицом вы хотите быть на практическом занятии?» показал следующие результаты (см. рисунок). Из результатов видно, что курсанты экспериментальной группы более расположены к прохождению обучения в наиболее сложных и активных должностях участников тушения пожара, такими являются руководитель тушения пожара (РТ П) и командир отделения (КО). Курсанты контрольной группы стремятся быть на занятии начальником тыла (НТ) и
начальником оперативного штаба пожаротушения (НШ), т.е. на тех должностях, которые менее активны на занятии, но незаменимы на крупном пожаре.
Со временем атмосфера на занятии, приближенная к реальному пожару и чрезвычайной ситуации, формирует у обучающихся индивидуально-личностные качества; закрепленные в форматах поведения эмоции и чувства переходят в черты характера, в качества личности [15, с. 64].
Мотивация курсантов на практическом занятии
В ходе второго эксперимента было решено произвести опрос сотрудников службы пожаротушения на тему: «Каким, на ваш взгляд, должен быть РТП?», в результате которого были выделены четыре наиболее важных качества, необходимых на месте пожара (вызова). Таким образом, руководитель тушения пожара должен быстро оценивать обстановку, принимать решения, не бояться ответственности за их последствия, а также уметь руководить личным составом. Далее мы проводили опрос курсантов четвертого года, в процессе обучения которых применялся личностно-деятельностный подход. Результаты сравнения полученных данных представлены в таблице.
Личностные качества РТП
Качества РТП КГ ЭГ Служба пожаротушения
Умный, быстро оценивающий обстановку 7 26 +
Быстро и правильно принимающий решения 17 23 +
Не боящийся взять на себя ответственность за принятые решения 3 15 +
Умеющий руководить личным составом 23 12 +
Ответственный 5 11 -
Смелый 10 14 -
Мужественный 13 4 -
Пример для личного состава 11 3 -
Физически развитый 15 3 -
Справедливый 5 2 -
Добросовестный 9 2 -
Властный - 1 -
Полученные данные показали, что курсанты экспериментальной группы более приближены к способностям работать в экстремальных ситуациях, возникающих при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения личностно-деятельностного подхода для формирования личностных качеств у курсантов МЧС России в период их обучения на базе учебных и спасательных центров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башанаева Г.Г. Подход, ведущий к оптимальному развитию личности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Науч. ред. В.И. Казаренков. - М., 2012. - С. 404-408.
2. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. - Н. Новгород: Гуманит. центр, 2000. - 136 с.
3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации: Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д, 2003. - 40 с.
4. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.
5. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М. - Ростов-нД: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
6. Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
7. СкаткинМ.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1971. - 208 с.
8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 183 с.
9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
10. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мыслительного диалога. - М., 1975. - 400 с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
12. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: Сб. под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - 420 с.
13. Лобжа М.Т., Балабанов М.А. Применение личностно-деятельного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2011. - № 3. - 163-166 с.
14. Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков, В.Ф. Терехов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.180 с.
15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.
Поступила в редакцию 20.10.2015; в окончательном варианте 27.10.2015
UDC 378.635.5
FORMATION OF INDIVIDUALLY-PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA ON THE BASIS OF PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH
A. V. Ermilov
FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy SFS MES of Russia 33, Prospect Builders, Ivanovo, 153000
FSBEI HPE «Shuya State Pedagogical University» (Ivanovo State University) 24, st. Cooperative, Shuya, Ivanovo region, 155908 E-mail: skash_666@mail.ru
Each special disciplines taught future specialists in the field of fire fighting equipment at the University of the EMERCOM has its essential features, the study of which is indispensable for the formation of the personality of cadets. Teaching them in the form ofpractical classes at the training and rescue centers, increasing the likelihood that more cadets acquire the knowledge, skills and individual personal qualities needed for their performance. To enhance the effectiveness of training cadets universities EMERCOM us an attempt was made to use student-activity approach when carrying out practical exercises with cadets of the fourth year of study at the training center in Ivanovo RUSSIAN fire and rescue Academy SFS MES of Russia. The article deals with the main aspects of personality-active learning, as well as its pedagogical principles in practical training of cadets. To review the effectiveness of this method of training has been conducted two experiments. At the end of the school year, we surveyed the cadets on two fronts. In one of the experiments we evaluated the development interest for trainees to study the practical component of special disciplines, in particular their desire to be on fire officials. In the second experiment, we examined how the representation of cadets on individually-personal qualities of the head of the fire. The study concluded that the application of the student-activity approach when carrying out practical exercises based on training and rescue centers not only stimulates intellectual activity and generates individual personal qualities, but also develops the motivation of cadets to the mastery of their chosen profession.
Key words: the cadets, individually-personal qualities, training centers, rescue cents, personality-activity teaching.
Original article submitted 20.10.2015; revision submitted 27.10.2015
Alexey V. Ermilov, Teacher FSBEI HE IFRA SFS MES of Russia, Ivanovo, Postgraduate Student Correspondence Learning FSBEI HPE «ShSPU» (IvSU), Shuya.