УДК 378.661.034
Игнатьева Татьяна Станиславовна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», [email protected], Чебоксары
О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Аннотация: Проблема развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов на сегодняшний день является наиболее актуальной. Одним из способов решения этой проблемы может быть внедрение в воспитательный процесс медицинского вуза разработанной автором модели развития нравственной культуры у будущих врачей. Результаты диагностического исследования по выделенным автором критериям нравственной культуры доказывают эффективность данного подхода.
Ключевые слова: нравственная культура, студент-медик, критерий, уровень нравственной культуры, модель, диагностическое исследование.
Ignatjeva Tatjana Stanislavovna
Senior lecturer of Foreign Language Department № 2 of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Chuvash State University named after I. N. Ulyanov", [email protected], Cheboksary
ABOUT THE PROBLEM OF MORAL CULTURE DEVELOPMENT IN STUDENTS OF MEDICAL INSTITUTES
Abstract: The problem of moral culture development of medical students is the most important nowadays. One of the means of solving this problem can be the introduction into the educational process of medical school the author’s model of moral culture development in future doctors. The results of diagnostic research according to criteria, marked out by the author, prove the efficiency of the given approach.
Keywords: moral culture, medical student, criterion, level of moral culture, model, diagnostic research.
Коренные преобразования в современном российском обществе привели к сложной ситуации духовно-нравственного кризиса. Данная ситуация негативно отразилась на системе здравоохранения и на системе высшего медицинского образования. В связи с этим духовно-нравственное воспитание будущих врачей является важнейшей задачей современного отечественного высшего медицинского образования.
Изучение проблемы развития нравственной культуры у будущих врачей также обусловлено возрастающей неудовлетворенностью общества качеством оказываемой медицинской помощи, а также имеющимися в последнее время в медицинской практике откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, неадек-
ватного гуманистической сути медицинской деятельности. В связи с чем, мы считаем, что вопросы развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов, вопросы их личностно-профессионального развития являются на сегодняшний день наиболее актуальными.
По нашему мнению, процесс развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов - это многогранный, сложный и постоянно развивающийся процесс, который представляет собой взаимодействие компонентов целостного педагогического процесса, являющегося способом реализации содержания нравственного воспитания в медицинском вузе и представляющего собой систему соответствующих форм, методов и средств.
Изучив научные работы Н. Б. Крыловой, Л. И. Недели и ряда других ученых, а также диссертационные исследования
Н. В. Жуковской, М. А. Тарарышкиной, М. А. Мартыновой [1-5], в которых проводится анализ современной нравственной культуры личности и особенно проблемы ее формирования в студенческие годы, и сделав анализ представлений о сущности и содержании понятия «нравственная культура», специфики профессиональной деятельности врача и особенностей развития нравственной культуры у будущих врачей, мы разработали модель процесса развития нравственной культуры в воспитательном процессе медицинского вуза.
В основу организации модели процесса развития нравственной культуры у будущего врача легли основные теоретические положения культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов. Целью данной модели являлось совершенствование процесса развития нравственной культуры у будущих врачей. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
- вооружение студентов системой нравственных знаний, представлений, понятий, убеждений;
- развитие позитивного отношения к жизненным и профессиональным ценностям, способности к эмпатии, нравственных качеств;
- развитие стремления к профессионально-нравственной самореализации в процессе исполнения социально-профессиональных ролей.
Основными направлениями работы по развитию нравственной культуры личности студента в воспитательном процессе в медицинском вузе мы определили:
- теоретическую подготовку (нравственное просвещение, формирование представлений, понятий и убеждений);
- практическую подготовку (формирование соответствующих духовно-нравственных качеств, умений и навыков, отношений, чувств, мотивов и т. д.);
- социально-личностную подготовку (деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе анализ и самоанализ, самоконтроль).
Разрабатывая содержание модели процесса развития нравственной культуры у
будущих врачей, мы также проанализировали требования Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 - «Лечебное дело». Проведенный анализ показал, что работа по развитию нравственной культуры студентов осуществляется в недостаточном объеме. Решение этой проблемы мы видим в усилении, уточнении и конкретизация содержания нравственного воспитания студентов в медицинском вузе, с этой целью мы разработали и внедрили программу специальных занятий по основам нравственности в деятельности врача, в содержание которых входили теоретические и практические занятия, развивающие нравственную культуру у студентов медицинских вузов.
Экспериментальной базой нашего исследования явился медицинский факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова». Эксперимент был организован со студентами двух групп по специальности «Лечебное дело», которые составили соответственно по годам проведения исследования экспериментальные группы - ЭГ1, ЭГ2 (28 человек) и контрольные группы КГ1, КГ2 (26 человек). Эксперимент проводился с 2008 по 2011 гг.
Придерживаясь точки зрения, что педагогические исследования могут опираться на результаты диагностики, центральным направлением нашей исследовательской деятельности стала работа по проведению диагностического исследования, выявлению уровня развития нравственной культуры у будущих врачей.
Для того, чтобы иметь возможность проследить за эффективностью разработанной нами модели процесса развития нравственной культуры у будущих врачей, мы провели диагностическое исследование, которое позволило определить положительную динамику развития уровня развития нравственной культуры в соответствии с предлагаемой нами критериальным аппаратом в экспериментальных (ЭГ1, ЭГ2) и контрольных (КГ1, КГ2) группах.
Разница между экспериментальными и контрольными группами состояла лишь в том, что воспитательная работа в первых группах была организована с использованием разработанной автором модели развития нравственной культуры у студентов-меди-
ков, тогда как во вторых она была ориентирована на стандартную программу и традиционные методы воспитания.
Мы считаем, что для оценки эффективности развития нравственной культуры у будущих врачей требуется наличие интегративных критериев, позволяющих качественно оценивать эффективность, выявлять уровень ее развития. В связи с чем, согласно критериальной программе, предложенной
Н. В. Жуковской [1], мы выделили следующие критерии нравственной культуры: нравственное отношение к жизненным и профессиональным ценностям, способность к эмпатии, степень развития нравственных качеств, осознание значимости нравственной культуры.
В соответствии с выделенными критериями были выявлены уровни развития нравственной культуры (низкий, средний, высокий).
Низкий уровень предполагает слабые знания процесса формирования нравственной культуры:
- отсутствует способность к анализу человеческих отношений, не развиты ценностные ориентации, отсутствует нравственная мотивация, характерна безответственность, мотивация недифференцирована;
- низкий уровень эмпатии;
- основные нравственные качества развиты крайне слабо;
- отсутствие нравственной инициативы, слабый интерес к нравственной деятельности.
Средний уровень предполагает хорошие знания о сущности и структуре нравственной культуры:
- появляется способность к анализу человеческих отношений, оценочные суждения характеризуются однотипностью оценок с преобладанием нормативных установок, неустойчивость нравственной мотивации;
- средний уровень эмпатии;
- нравственные качества имеют место быть, но проявляются в зависимости от личных интересов студентов,
- студент из пассивного наблюдателя становится участником процесса нравственного развития, начинает проявляться интерес к нравственной деятельности.
Высокий уровень предполагает глубокие знания о сущности и структуре нравствен-
ной культуры, её особенностях в условиях чрезвычайных обстоятельств:
- нравственное отношение к жизненным ценностям устойчивое, проявляется способность к объективному анализу человеческих отношений нравственная мотивация развита, носит устойчивый характер;
- высокий уровень эмпатии;
- нравственные качества развиты и проявляются постоянно;
- осознанное отношение к нравственным вопросам, наличие стремления к непрерывному самовоспитанию, умение произвольно управлять собственной нравственной деятельностью.
Важно отметить, что все уровни связаны, между ними нет жестких границ и дискретности. Мы допускаем возможность того, что предшествующий уровень выступает подготовительным этапом к последующему, более высокому, а каждый из последующих включает в себя все промежуточные и вносит в них качественные изменения.
Исходя из того факта, что к моменту поступления на медицинский факультет у абитуриента уже сформирован свой уровень нравственной культуры, в начале диагностического исследования мы определили исходный уровень развития нравственной культуры у студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» (набора 2008 г.). Результаты данного исследования показали, что большинство студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело», имеют средний уровень нравственной культуры - 44,3 %, высокий уровень имеют - 32,1 % и 23,6 % находятся на низком уровне развития нравственной культуры.
Сопоставление данных, полученных по результатам эксперимента в группах ЭГ1, ЭГ2 с данными эксперимента в группах КГ1, КГ2, показало, что реализация авторской модели процесса развития нравственной культуры у будущих врачей позволила повысить уровень нравственной культуры студентов в экспериментальных группах по сравнению со студентами в контрольных. Результаты показали, что в группах ЭГ1, КГ1 исходный уровень нравственной культуры был почти одинаковый (высокий уровень в ЭГ1 -32,3 %, в КГ1 - 31,8 %; средний уровень в ЭГ1 - 43,9 %, КГ1 - 44,8 %; низкий уровень -
в ЭГ1 - 23,8 %, КГ1 - 23,4 %). В то время как в группах ЭГ2, КГ2 имеются существенные различия. Так, высокий уровень нравственной культуры в ЭГ2 составляет 40,2 %, по сравнению с КГ2 - 33,7 %; средний уровень в ЭГ2 - 45,6 %, а в КГ2 - 45,9 %; низкий уровень в ЭГ2 - 14,2 %, а в КГ2 - 20,4 %.
Результаты нашего диагностического исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень нравственной культуры повысился на 7,9 %, средний уровень - на 2 %, а низкий уровень понизился на 9,6 %. В то время как в контрольной группе высокий уровень нравственной культуры повысился лишь на 1,9 %, средний уровень - на
1,1 %, а низкий уровень понизился на 3 %.
Мы считаем, что проведенное диагностическое исследование позволило, с одной стороны, проверить эффективность предлагаемого нами теоретико-технологического подхода к организации воспитательного процесса по развитию нравственной культуры и конкретного методического инструментария его реализации, а с другой - показать самим студентам перспективу дальнейшего обучения и профессионального роста.
Анкетный опрос преподавателей и студентов, которые в разные периоды времени принимали участие в проводимом нами эксперименте, показывает, что большинство из них считает применение предложенного подхода весьма эффективным. По их мнению, он способствует развитию у студентов нравственной культуры, активизирует их работу, развивает творческое мышление и способности к самостоятельному решению нестандартных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности, повышает заинтересованность будущих врачей и их ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность разработанной автором модели процесса развития нравственной культуры у будущих врачей и подтверждают необходимость дальнейшего поиска путей, средств, способов повышения уровня нравственной культуры у будущих врачей, их нравственной идентификации с общечеловеческими и нравственно-профессиональными проблемами.
Исследование не исчерпало всех аспектов этой сложной проблемы. Нами предложены
лишь некоторые пути совершенствования процесса развития нравственной культуры у будущих врачей. Дальнейшего изучения требует проблема управления процессом развития нравственной культуры у студентов на разных курсах обучения и обучающихся по разным специальностям «Педиатрия», «Стоматология»; создание оптимальных условий для воспитания у них потребности в нравственном самовоспитании.
Библиографический список:
1. Жуковская Н. А. Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2007. - 23 с.
2. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1994. - 230 с.
3. Мартынова М. А. Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 27 с.
4. Неделя Л. И. Этика студента: теоретикоприкладное исследование. - Минск: Университетское, 1988. - 135 с.
5. Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 26 с.