Научная статья на тему 'Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка'

Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERNATIONAL EDUCATION / APPROACHES TO LEARNING / LINGUODIDACTICS / COMPETENCE AND EXPERTISE / LINGUAMULTIMEDIA COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крузе Борис Александрович

Статья посвящена исследованию проблемы формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. В статье представлены методологический аппарат и основные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крузе Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of developing linguamultimedia competence of a future foreign language teacher. The article presents the methodological basis of the research as well as the brief description of the results.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка»

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

УДК 378.147

Крузе Борис Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания

иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 219-07-19 e-mail: bkruze@gmail. com

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОМУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Boris A. Kruze

Ph.D., Professor of the Department for Foreign Language Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: bkruze@gmail. com

DEVELOPING LINGUAMULTIMEDIA COMPETENCE OF A FUTURE

FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. В статье представлены методологический аппарат и основные результаты исследования.

Ключевые слова: международное образование, подходы к обучению, лингводидактика, компетенция и компетентность, лингвомультимедийная компетентность.

Abstract. The article is devoted to the problem of developing linguamultimedia competence of a future foreign language teacher. The article presents the methodological basis of the research as well as the brief description of the results.

Key words: international education, approaches to learning, Linguodidactics, competence and expertise, linguamultimedia competence.

© Крузе Б.А., 2016

На рубеже ХХ-ХХ! столетий происходит формирование новой парадигмы иноязычного образования, детерминированной усилением международных контактов, интеграционных процессов, объемов информационного обмена (В.И. Байденко, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, О.Г. Поляков, Е.Н. Соловова, E. Derous, J.A. van Ek, G. Heyd, H. Holec, W. Hutmacher, R.L. Martens, J.G. van Merrienboer, S.B. Parry, A. Stoof и др.).

Одной из центральных проблем лингводидактики и методики преподавания иностранных языков стало формирование «ведущей и стержневой» для полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность участия в межкультурной коммуникации (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, О.Г. Оберемко, О.Г. Поляков, Е.Р. Поршнева, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.С. Трофимова, И.И. Халеева, А.Н. Шамов, А.В. Щепилова и др.).

Исследования в области подготовки учителя иностранного языка в логике коммуникативного подхода в контексте диалога культур (В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова), коммуникативно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, А.Н. Шамов, А.В. Щепилова) составили значительную теоретико-методическую основу подготовки будущего учителя иностранного языка к участию в межкультурной коммуникации на основе сформированности коммуникативной компетенции. Представляются актуальными проблемы формирования на ее основе и профессиональных компетенций: прагмалингводидактических,

лингвосоциокультурных, лингводидактических.

В современных условиях межкультурная коммуникация не может рассматриваться изолированно от информационного пространства как составной части современной поликультуры. Это обусловливает мультимедийно опосредованный контекст полилингвальной и поликультурной подготовки будущего учителя иностранных языков в совокупности культурных, психологических, языковых характеристик взаимодействия.

Проблема использования мультимедиа при подготовке специалистов в сфере обучения иностранным языкам изучалась с разных сторон: определены подходы к использованию потенциала мультимедийных технологий в поликультурном и полилингвальном контексте (М.А. Бовтенко, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.Г. Кинелев, Б.Ф. Ломов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, А.И. Ракитов, Н.Ф. Талызина, А.В. Федоров и др.); особенности применения мультимедийных технологий в языковом образовании (М. Гринхал, Дж. Флетчер, Д. Эндрюс), роль и место мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам (Д.М. Мерилл, Л.А. Пертридес, Б.Ф. Скиннер).

Можно согласиться с тем, что интегративными показателями качества подготовки полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранных языков в мультимедийно опосредованном контексте его иноязычной образовательной деятельности соответственно новой парадигме иноязычного образования становятся понятия компетентности и компетенции (В.А. Адольф, В.И. Байденко, К.Э. Безукладников, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.В. Замановская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Дж. Равен, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Э.Э. Сыманюк, С.В. Тришина, А.В. Федоров, А.В. Хуторской), что позволяет говорить о начале формирования концептуальных положений в сфере развития мультимедийно опосредованного полилингвального и поликультурного образования в рамках новой образовательной парадигмы [1; 2; 20; 21].

Шагом на пути к совершенствованию процесса информатизации современного языкового образования в парадигме компетентностного подхода является внедрение электронного языкового портфеля и электронного сетевого профессионального портфолио будущего учителя иностранных языков как системы мониторинга и оценивания уровня развития его лингводидактической компетентности (К.Э. Безукладников, Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева, А.С. Кулигина, А.Б. Насырова, З.Н. Никитенко, О.Г. Поляков, В.В. Сафонова, М.Ю. Шонина, L. Baten, J. DiMarco, P. Lenz).

Несмотря на разносторонность и несомненную значимость выполненных исследований, посвященных проблемам формирования коммуникативной компетенции и мультимедийной компетентности учителя иностранного языка, они не исчерпывают проблему формирования лингвомультимедийной компетентности во взаимосвязи формирования мультимедийной и коммуникативной при ее непосредственном функционировании в мультимедийно опосредованном контексте межкультурной коммуникации на междисциплинарном лингвомультимедийном уровне [3-8].

Изучение научной литературы по данной проблеме, констатирующих исследований в этом направлении, наблюдение за учебным процессом в вузах, практический опыт в области лингвомультимедийной подготовки будущих учителей иностранного языка, специалистов по иноязычному образованию (К.В. Александров, Е.Н. Гендина, М.Г. Евдокимова, Н.Ф. Коряковцева, Н. Равжаа, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.А. Темербекова, А.В. Федоров) позволили выявить ряд существенных противоречий:

- между потребностью современной школы в учителях иностранного языка, обладающих лингвомультимедийной компетентностью, необходимой для участия в мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации, и неразработанностью понятия и структуры лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- сложившейся научно-теоретической и методической базой формирования компетенций будущих учителей иностранных языков в сфере межкультурной коммуникации и в мультимедийной сфере и неразработанной эффективной

научно обоснованной методической моделью их целостного формирования на междисциплинарном лингвомультимедийном уровне;

- разнообразием существующих сегодня сфер мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации будущих учителей иностранных языков, доступных при работе с портфолио, и неразработанной методикой формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков, необходимой для участия в них.

Вышеуказанные противоречия требуют своего разрешения. Разработка модели и методики формирования лингвомультимедийных компетенций будущего учителя иностранного языка представляется актуальной, поскольку способствует разрешению данных противоречий [9-13].

Сказанное определило проблему исследования - каковы методические основы формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования - «Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка».

Цель исследования: разработка методики формирования лингвомультимедийной компетентности у будущего учителя иностранного языка.

Объект исследования: процесс лингвомультимедийной подготовки будущего учителя иностранного языка.

Предмет исследования: методика формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка при работе с электронным сетевым профессиональным портфолио.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом выдвинута гипотеза исследования: лингвомультимедийная компетентность у будущего учителя иностранного языка будет эффективно сформирована, если:

- разработана методика формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков при работе с электронным сетевым профессиональным портфолио;

- создана модель лингвомультимедийной подготовки в процессе обучения иностранному языку, позволяющая реализовать вышеназванную методику, которая базируется на основе принципов:

а) целостности лингвистической и мультимедийной подготовки полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка;

б) единства процесса лингвомультимедийного развития и саморазвития будущего учителя иностранного языка;

в) диагностической основы формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков;

и предусматривает инвариантные организационно-дидактические условия

а) адекватное техническое оснащение образовательного процесса;

б) включение в иноязычный образовательный процесс технологии электронного сетевого профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка и специального курса, обеспечивающего возможности мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации при работе с ней во взаимосвязи всех доступных сфер.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и структуру лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

2. Раскрыть потенциал технологии электронного сетевого профессионального портфолио в совокупности сфер мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации, доступных при работе с ними, для формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

3. Разработать и теоретически обосновать модель формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

4. Разработать и апробировать методику формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка при работе с электронным сетевым профессиональным портфолио.

5. Разработать дидактический диагностирующий аппарат и оценить уровень сформированности лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка и эффективность предложенной модели и методики.

Для достижения поставленной цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования: анализ философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, а также педагогического опыта по проблеме исследования (зарубежного в том числе); метод моделирования, эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, рефлексивный и критериальный анализ лингвомультимедийной деятельности будущего учителя иностранного языка на основе содержания электронного сетевого профессионального портфолио); экспериментальные методы (опытное обучение); статистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», курсы профессиональной переподготовки учителей г. Перми и Пермского края. Всего 212 студентов, 76 слушателей курсов.

Исследование проводилось с 2006 по 2009 г. и включало четыре этапа:

Первый этап (2006-2007 гг.) - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ проблемы

формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков.

Второй этап (2007-2008 гг.) - теоретическое обоснование, разработка и научно-методическое описание понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков, модели и методики ее формирования, уточнение и доработка в соответствии с задачами исследования электронной сетевой версии профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка. Апробация элементов методики (уточнение содержания, апробация и доработка отдельных технологий обучения) формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка в ходе предварительного проверочно-поискового эксперимента.

Третий этап (2008-2009 гг.) - практическая реализация предложенной модели и методики формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. Проверка ее эффективности в рамках опытного обучения. Обобщение полученных результатов.

Четвертый этап (2010-2016 гг.) - внедрение результатов исследования.

В результате исследования удалось достичь новых научных результатов, которые заключаются:

- в научном описании мультимедийно опосредованного контекста межкультурной коммуникации в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка;

- определении понятия, структуры и закономерностей формирования лингвомультимедийной компетентности в процессе мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации будущего учителя иностранного языка;

- обосновании эффективности электронного сетевого профессионального портфолио как средства формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- разработке на теоретическом уровне модели, на практическом - методики формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранных языков в парадигме компетентностного подхода.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней:

- выявлены сущностные характеристики процесса мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации будущего учителя иностранного языка;

- дано авторское определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка, ее структуры и содержания;

- выявлены закономерности формирования лингвомультимедийной компетентности в логике компетентностного подхода;

- дано научное описание электронного сетевого профессионального портфолио как средства лингвомультимедийного развития будущего учителя иностранного языка;

- разработана модель формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Практическая ценность исследования заключается в том, что:

- в практическую работу внедрены разработанные научно-методические положения о формировании лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка реализована методическая модель формирования лингвомультимедийной компетентности: определена цель, сформулированы принципы, разработаны и апробированы организационно-дидактические условия применения методики формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- разработана методика формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- применены и реализованы на практике значимые положения в виде программ соответствующих курсов и методических пособий, направленных на формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка;

- внедрена в практику методика формирования лингвомультимедийной компетентности специалистов школ Международного бакалавриата при работе с электронным сетевым профессиональным портфолио учителя Международного бакалавриата;

- разработанная модель и методика формирования лингвомультимедийной компетентности учителя используется в профессиональной подготовке и переподготовке работников системы образования различных специальностей и направлений в Пермском крае.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена методологией компетентностного подхода, разнообразными источниками философской, педагогической, методической информации; логической структурой теоретического и опытно-экспериментального исследования, применением методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследований; положительными результатами опытно-экспериментальной работы; репрезентативной выборкой, корректной обработкой полученных данных, статистической надежностью полученных данных, что обеспечивало возможность внедрения основных положений и результатов исследования в практику работы образовательных учреждений в Пермском крае.

В заключение представим наиболее значимые результаты исследования:

1. Формирование лингвомультимедийной компетентности

полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранных языков необходимо для участия в различных сферах мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации. Под ней понимается кумулятивная «готовность и способность» и опыт проявления совокупности лингвомультимедийных компетенций в реальной ситуации такой

коммуникации, где «готовность» соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой установочно-поведенческий и рефлексивный компоненты, а «способность» - с когнитивным и поведенческим компонентами, т.е. знаниями, навыками, умениями и знанием содержания лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка.

2. Методика формирования лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка включает:

а) содержание, в совокупности знания о мультимедийно опосредованном контексте полилингвальной и поликультурной деятельности будущего учителя иностранного языка; мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации будущего учителя иностранного языка в совокупности различных ее сфер и необходимых мультимедийных средств; технологии российского варианта европейского языкового портфеля и электронного сетевого профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка как средств самопозиционирования в рамках мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации в сфере полилингвального образования и совокупности лингвомультимедийных компетенций;

б) технологии компетентностного подхода, интегрирующего на новом методологическом уровне технологии личностно-ориентированного подхода и развивающего образования, современные информационно-коммуникационные технологии: проектной деятельности, рефлексии, проблемных заданий, кейс-стади, моделирования, дистанционного консультирования, реализующиеся в рамках работы с электронным сетевым профессиональным портфолио будущего учителя иностранных языков [14-19].

3. Модель лингвомультимедийной подготовки в процессе обучения иностранному языку включает:

- трехкомпонентную цель, детерминированную потребностями общества и личности будущего учителя иностранного языка в овладении лингвомультимедийной компетентностью;

- принципы, обеспечивающие достижение цели:

а) целостности коммуникативной и мультимедийной подготовки полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка;

б) единства процесса развития и саморазвития будущего учителя иностранного языка в процессе лингвомультимедийной подготовки;

в) диагностической основы формирования лингвомультимедийной компетентности;

- содержание лингвомультимедийной подготовки и технологии его

освоения;

- организационно-дидактические условия:

а) адекватное техническое оснащение лингвомультимедийной подготовки будущего учителя иностранных языков;

б) включение в процесс лингвомультимедийной подготовки будущих учителей иностранного языка технологии электронного сетевого профессионального портфолио и специального курса, обеспечивающего возможности мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации будущего учителя иностранных языков при работе с ней во взаимосвязи всех доступных сфер.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2004. № 5. С. 17.

2. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции методика формирования. Пермь, 2012. (Сер. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения (2-е изд., стер.)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. Пермь, 2011. (Сер. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения).

4. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования. Пермь, 2012. (Сер. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения. Федеральный государственный образовательный стандарт (2-е изд., стер.)).

5. Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Научно-исследовательский институт школ Министерства образования РСФСР. М., 1990.

6. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2008.

7. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.

8. Безукладников К.Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время // Иностранные языки в школе. 1993. № 5. С. 17.

9. Безукладников К.Э., Жустеева Г.А. Технологическое обеспечение компетентностного подхода в учебном процессе языкового вуза // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 90-98.

10. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 87-92.

11. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: научно-методические материалы /

Федеральное агентство по образованию ; М-во образования Пермского края. Пермь, 2007. (Сер. Начало большого пути).

12. Безукладников К.Э., Красноборова А.А. Проблема оценивания в международных образовательных системах // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 79-83.

13. Безукладников К.Э., Мерзляков С.В. Психолого-педагогические основы формирования грамматической компетенции школьника при автономном обучении иностранному языку // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/9. С. 2063-2067.

14. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н. Технологическое обеспечение компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 104-107.

15. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н. Формирование лингвострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 39-43.

16. Безукладников К.Э., Сыпачева Г.Ш. Подходы к формированию правовых компетенций будущего учителя на интерактивной основе // Фундаментальные исследования. 2014. № 5/3. С. 577-583.

17. Карпушин Н., Безукладников К. Прорыв к новому качеству региональной школы // Народное образование. 2008. № 10. С. 119-122.

18. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Профессиональная компетенция и компетентность // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 57-61.

19. Санникова А.И., Безукладников К.Э. Развитие лингводидактических компетенций учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 7. С. 91-97.

20. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.

21. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.