МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
М.Н. Евстигнеев
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка. Разработана методическая система процесса формирования данной компетентности. Освещены основные компоненты методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; компетентность учителя иностранного языка; повышение квалификации учителей иностранного языка; методическая система.
Анализ современных российских нормативных документов, в частности Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «035700 Лингвистика» [1] и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. [2], а также работ ведущих ученых в области методики обучения иностранному языку позволяет, с одной стороны, говорить о необходимости развития умений использования современных информационно-коммуникационных технологий у учителей средней общеобразовательной школы как об одной из главных целей информатизации системы образования в Российской Федерации, а с другой стороны, об отсутствии содержания обучения и методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность разработки методической системы процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка [3, 4].
Вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным [5] под методической системой мы понимаем совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы его организации. С позиции системного подхода методическая система обучения представляет единый целостный комплекс, позволяющий моделировать процесс обучения и воспитания. Основными компонентами методической системы выступают цели, содержание обучения, принципы, методы, средства, умения, развиваемые в ходе обучения, а также результаты преобразования учебно-воспитательного процесса с оценкой качества решения поставленной проблемы. Все компоненты методической системы находятся в определенной иерархической зависимости.
В структуру методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка включены:
- предпосылки, актуализирующие необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка;
- целевой блок, который формируется под воздействием среды и оказывает влияние на выбор подхода к обучению, принципов, содержания, форм, методов, средств обучения, вытекающих из избранного подхода, реализующего цели обучения;
- теоретический блок, включающий методологические подходы и общедидактические принципы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка;
- технологический блок, состоящий из содержания обучения, форм обучения, педагогических условий, средств обучения, методов, способствующих достижению успешного формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка;
- оценочно-результативный блок для оценивания результатов формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка, включающий критерии, показатели и уровни ее сформированности.
Определяющей компоненты методической системы является методологическая основа исследования. В нашем случае методологической основой исследования выступают: теория компетентностного подхода (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, И.В. Роберт, А.В. Хуторской), концепция личностно-ориентированного подхода (И.Л. Бим), концепция личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя), концепция дистанционного образования (Е.С. Полат), концепция информатизации образования (И.В. Роберт), теории обучения в сотрудничестве (Дж. Дьюи, Е.С. По-лат), теории обучения иностранным языкам посредством современных информационно-коммуникационных Интернет-технологий (Е.С. Полат, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, С.В. Титова).
В качестве основной цели предлагаемой методической системы выступает формирование информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка.
В нашей работе разработка методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка будет основываться на положениях компетентностного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и системного подходов, а также концепции информатизации образования.
В содержательном плане принимаемые методологические подходы выполняют эвристическую функцию в познании выбранного
объекта действительности и являются, таким образом, инструментом поиска нового знания.
Особое внимание стоит уделить концепции информатизации образования. В рамках Комплексной программы РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» были обозначены основные направления информатизации образования в отечественной школе, включающие широкую палитру аспектов информатизации (от разработки методологии до совершенствования процессов информатизации управления образовательными учреждениями), а также разработаны теоретические основы и научно-методическое обеспечение нового научного направления педагогической науки «Теория и методика информатизации образования» [6, 7].
Информатизация языкового образования в целом осуществляется по тем же направлениям, что и другие отрасли знаний. Учитывая специфику иностранного языка как предмета, были обозначены основные направления информатизации применительно к языковому образованию [8]:
- определение методологической базы отбора содержания обучения, разработки методов и форм обучения иностранному языку и культуре;
- отбор содержания обучения иностранному языку и культуре в условиях информатизации языкового образования;
- отбор и разработка активных и проблемных методов и форм обучения языку и культуре в условиях информатизации языкового образования;
- разработка инновационных методик использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку и культуре;
- разработка учебных материалов нового поколения, интегрирующих различные виды ИКТ в процесс обучения и овладения иностранным языком;
- разработка систем компьютерного контроля развития речевых умений и формирования языковых навыков речи обучающихся;
- организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации языкового образования;
- обеспечение мер информационной безопасности обучающихся.
Достижение вышеуказанной цели будет осуществляться на основе реализации системы принципов, которая является следующим компонентом предлагаемой методической системы. Все принципы тесно связаны между собой и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей обучения. В то же время можно выделить принципы, которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. Следует отметить, что принципы обучения отражают общественные потребности людей, изменяются и совершенствуются под
влиянием общественного прогресса и развития базовых для методики дисциплин. Система принципов, будучи открытой, допускает включение новых принципов и переосмысление уже существующих.
В рамках данной работы необходимо подробно остановиться на принципах, наиболее важных для формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка:
1) общеметодические принципы обучения иностранным языкам:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения (адаптивности);
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип избыточности;
- принцип обратной связи;
- принцип сознательности;
- принцип активности.
2) принципы обучения иностранным языкам средствами ИКТ:
- принцип интерактивности [9];
- принцип информатизации обучения [10].
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (адаптивности) предполагает подбор заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера, позволяющих максимально точно учесть имеющийся уровень подготовки учителей иностранного языка в области использования ИКТ, что дает им возможность выбрать необходимый уровень сложности и последовательность выполнения учебных заданий при использовании ИКТ в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний зависят не от одной только деятельности учителей, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Принцип наглядности заключается в компьютерной визуализации учебной информации, что позволяет составить представление, проанализировать и сделать выводы об изучаемых языковых явлениях и процессах. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися, и предусматривает использование различных видов и форм наглядности: языковой наглядности (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого материала и т.п.), зрительной (фотографии, рисунки, карикатуры, художественные иллюстрации, различного рода символика, кино- и видеофрагменты), слуховой наглядности (аудиозаписи).
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся и уровню их развития. Среди основных положений данного принципа выделяют следующие:
- необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися;
- ориентация учащихся, прежде всего, на понимание изучаемого материала, а не на запоминание;
- движение «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т.д.
Принцип избыточности подразумевает заведомо избыточное количество заданий, которые не могут быть выполнены только в урочное время. Избыточность является необходимым условием организации учебной деятельности в аудитории, имеющей разный уровень подготовленности по предмету: в зависимости от уровня подготовленности ученика учитель имеет возможность предложить ему задание того или иного уровня сложности. Кроме того, избыточность обеспечивает учителю наличие дополнительных заданий, которые можно рекомендовать учащимся для дополнительных занятий. Тем не менее значительная часть заданий должна быть выполнена всеми учащимися.
Принцип обратной связи подразумевает обязательную реакцию на действия ученика при различных видах учебной деятельности (например, исправление ошибок, прием и выдача вариантов ответов и т.д.).
Принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Принцип сознательности проявляется в двух положениях. Во-первых, следование этому принципу предусматривает опору на определенную систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности своей дающих студентам представление о системе языка. Во-вторых, реализация данного принципа в обучении означает также сознательное отношение обучающихся к самому процессу обучения, что предполагает овладение приемами самостоятельной работы. Именно второе положение представляется значимым для нашего исследования.
Принцип активности предполагает речевую активность студентов в процессе обучения, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти. Основными источниками активности являются цели, мотивы, желания и интересы. Для их поддержания используются различные приемы обучения, в том числе задания проблемного характера, средства наглядности. Знания, умения и навыки формируются в процессе активной умственной работы студентов, в основе которой лежит сочетание речевой деятельности и мышления.
Принцип интерактивности является одним из ведущих при обучении иностранным языкам средствами информационно-коммуникационных технологий [9]. Он заключается во взаимодействии двух и более общающихся сторон. Интеракция происходит посредством информационно-коммуникационных технологий и подразумевает общение нескольких коммуникантов. Информационно-коммуникационные технологии подразумевают взаимодействие людей в информационном пространстве, что означает применение принципа интерактивности методически необходимым. Реальное общение осуществляется при помощи форм телекоммуникации (электронная почта, чат, форум, ICQ, Skype) и на платформах социальных сервисов (блоги, вики, подкасты и др.).
Принцип информатизации обучения заключается в организации социально-информационного взаимодействия в образовательной среде, использовании информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения информационно-познавательных потребностей обучающихся [10]. Как известно, целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Компетенция в сфере информационно-коммуникационных технологий / (ИКТ-компетенция) позволит обучающимся использовать ИКТ в развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Например, социальные сервисы сети Интернет (блоги, вики, подкасты и др.) способствуют формированию ИКТ-компетентности учителей иностранного языка.
Обозначенные методические принципы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка отражают различные аспекты учебного процесса и имеют разные сферы применения (табл. 1).
В качестве следующего компонента предлагаемой модели выступают методы, которые будут использоваться при решении поставленных задач в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка.
Система методов в соответствии с целью формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка представлена в табл. 2.
Средства обучения представляют следующий компонент предлагаемой методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка. К средствам обучения мы относим учебно-методическое пособие «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационнокоммуникационных Интернет-технологий» [11], средства синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронная почта, вебфорум, ICQ, Skype), электронные образовательные ресурсы сети Интернет (сервис по созданию учебных Интернет-ресурсов Filamentality, социальные
сервисы блогов, вики, подкастов и др.) и технические средства обучения (компьютер с выходом в Интернет, платформы Веб 1.0 и Веб 2.0, на которых будет происходить работа над Интернет-проектами).
Т а б л и ц а 1
Принципы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка
Принципы формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка Сфера реализации в методике обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (адаптивности) При отборе материала для учебных целей
Принцип наглядности При отборе материала для учебных целей
Принцип доступности При отборе материала для учебных целей
Принцип избыточности При отборе материала для учебных целей
Принцип обратной связи Непосредственное общение с коммуникантом / коммуникантами
Принцип интерактивности При разработке методики формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка
Принцип информатизации образования При отборе средств обучения и разработке методики формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка
Принцип сознательности При разработке методики формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка
Принцип активности При разработке методики формирования ИКТ компетентности учителей иностранного языка
Т а б л и ц а 2
Методы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка
Методы Сфера использования при обучении Деятельность
1 2 3
Метод проектов Учащиеся создают собственные учебные Интернет-ресурсы и социальные сервисы сети Интернет, презентуя результаты своей деятельности Самостоятельная деятельность
Информационно- продуктивный Получение новой информации в процессе создания учебных Интернет-ресурсов и социальных сервисов сети Интернет Самостоятельная деятельность
Интерактивный В процессе выполнения заданий обучающиеся вовлекаются в процесс взаимодействия, обсуждая созданные учебные Интернет-ресурсы и социальные сервисы сети Интернет, учитель осуществляет регулярный мониторинг Самостоятельная деятельность учащихся; совместная деятельность одноклассников; деятельность учителя
Креативный Учащиеся создают собственные учебные Интернет-ресурсы и социальные сервисы сети Интернет, выражая свое видение по обсуждаемому вопросу Самостоятельная деятельность
О к о н ч а н и е т а б л. 2
1 2 3
Методы контроля Самоконтроль в конце обучения, взаимоконтроль, контроль учителя Самостоятельная деятельность учащихся; совместная деятельность одногруппников; деятельность учителя
Исходя из поставленной цели, в качестве основных форм обучения предложены: очная форма обучения - учебные занятия по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку» и дистанционная форма обучения - удаленное участие в совместном Интернет-проекте.
В системе высшего образования функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, лабораторные работы, практикум, научноисследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. В нашей работе предпочтение отдается лекциям и практическим занятиям при очной форме обучения и самостоятельной работе - при дистанционной форме обучения.
Еще одним компонентом методической системы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей иностранного языка является содержание обучения. Вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным [5] в самом общем смысле данное понятие можно определить как совокупность того, что учащийся должен освоить в учебном процессе. Тематическое наполнение курса представлено следующим образом:
Раздел I. Общетеоретические аспекты использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку.
Тема 1. Введение. Актуальность использования информационнокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
Тема 2. Поиск и отбор информации для учебных целей в сети Интернет.
Тема 3. Критерии оценки Интернет-ресурсов.
Раздел II. Учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку.
Тема 4. Учебные Интернет-ресурсы: определение, типы, методический потенциал.
Тема 5. Хотлист в обучении иностранному языку.
Тема 6. Мультимедиа скрэпбук в обучении иностранному языку.
Тема 7. Трежа хант в обучении иностранному языку.
Тема 8. Сабджект сэмпла в обучении иностранному языку.
Тема 9. Вебквест в обучении иностранному языку.
Тема 10. Использование учебных Интернет-ресурсов в системе языковой подготовки.
Раздел III. Средства синхронной и асинхронной коммуникации в обучении иностранному языку.
Тема 11. Электронная почта в обучении иностранному языку.
Тема 12. Вебфорум в обучении иностранному языку.
Тема 13. ICQ и Skype в обучении иностранному языку.
Раздел IV. Технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку.
Тема 14. Технологии Веб 2.0: Что это такое?
Тема 15. Блог в обучении иностранному языку.
Тема 16. Вики в обучении иностранному языку.
Тема 17. Подкаст в обучении иностранному языку.
Тема 18. Лингвистический корпус в обучении иностранному языку.
Тема 19. Информационно-справочные ресурсы сети Интернет: сетевые энциклопедии, словари, переводчики.
Тема 20. Сетевые тесты в обучении иностранному языку.
Тема 21, 22. Презентация выполненной работы.
Развитие умений использования ИКТ в процессе обучения иностранному языку не является аксиоматичным явлением, а находится в прямой зависимости от соблюдения ряда педагогических условий:
- ориентация педагогического процесса на формирование методической компетенции будущих учителей иностранного языка на обучение языку и культуре посредством новых ИКТ;
- сформированность ИКТ грамотности к моменту обучения;
- непрерывное развитие мотивации на применение ИКТ в профессиональной деятельности;
- разработка учебно-методического материала по обучению иностранному языку посредством ИКТ;
- технологическое сопровождение учебной деятельности будущих учителей иностранного языка по формированию компетенции в области использования ИКТ в обучении иностранному языку и культуре.
Таким образом, методическая система представляет собой иерархическую связь компонентов, входящих в нее и направленных на достижение основной цели - формирование ИКТ компетентности учителей иностранного языка:
1. Знания о/об: основных поисковых системах и общих правилах поиска и отбора информации в сети Интернет на иностранном языке для учебных целей; критериях оценки и отбора получаемой информации из сети Интернет на иностранном языке для учебных целей; структуре пяти видов авторских учебных Интернет-ресурсов (по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка: хотлист, мультимедийный скрэпбук, сабджект сэмпла, трежа хант, вебквест) и их методическом потенциале;
средствах синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации, используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронная почта, веб-форум, чат, ICQ, Skype и др.); технологиях Веб 2.0, используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальных сервисах блогов, вики, подкастов, закладок и т.п.) и их методическом потенциале; лингвистическом корпусе, способствующем формированию грамматических и лексических навыков речи и ее развитию; информационно-справочных ресурсах сети Интернет (сетевые (online) энциклопедии, словари, переводчики); основных видах сетевых тестов для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся; основных педагогических технологиях организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.
2. Умения: осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей; производить оценку получаемой информации из сети Интернет для учебных целей; создавать пять видов авторских учебных Интернет-ресурсов (по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка: хотлист, мультимедийный скрэпбук, саб-джект сэмпла, трежа хант, вебквест) и применить их в учебном процессе; использовать средства синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронная почта, вебфорум, чат, ICQ, Skype); пользоваться технологиями Веб 2.0 в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальные сервисы блогов, вики, подкастов, закладок); использовать лингвистический корпус в формировании грамматических и лексических навыков речи; а также информационно-справочные ресурсы сети Интернет для развития речевых умений и формирования социокультурной и межкультурной компетенций; использовать сетевые тесты для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством ИКТ.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «035700 Лингвистика». М., 2010.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593: утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования». М. : Минздравсоцразвития, 2009.
3. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий учителя иностранного языка: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб. : Златоуст,
1999.
6. Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ Сер. Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 106-114.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М. : ИИО РАО, 2010.
8. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Языковое поликультурное образование : Междунар. сб. науч. тр. 2011. Вып. 5.
9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
10. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 66-70.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.-метод. пособие. М. : Глосса-Пресс ; Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
METHODICAL SYSTEM FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ ICT COMPETENCE DEVELOPMENT Evstigneev M.N.
Summary. This paper addresses the issue of foreign language teachers’ ICT competence development. The author develops the methodical system for the foreign language teachers ICT competence development. The main components of the methodical system are described in the paper.
Key words: information and communication technologies; competency of foreign language teachers; teachers’ training programs; methodological model.