О. А. Козлов
(Москва), А.Н. Ундозерова
(Ярославль)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT OF ENGINEERING SPECIALTIES CADETS
В статье рассматриваются педагогические условия формирования информационной культуры курсантов инженерных специальностей военных образовательных организаций высшего образования, предлагаются способы реализации педагогических условий формирования информационной культуры будущего военного инженера.
Ключевые слова: педагогические условия, информационная культура курсанта, электронные междисциплинарные учебно-методические комплексы.
The article deals with the pedagogical conditions for development of information culture of cadets of engineering specialties of higher education military educational organizations. The ways of realization of pedagogical conditions of information culture development of the future military engineer are offered. Key words: pedagogical conditions, cadet's information culture, electronic interdisciplinary teaching and methodological sets.
Информационная подготовка на протяжении последних десятилетий является существенной составляющей системы повышения профессионализма военных кадров. Проведенные исследования [4, 5, 9 и др.] показали, что уровень информационной культуры курсантов, которую мы рассматриваем как часть общей культуры и основу системы компетенций, обеспечивающих оптимальную информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей с использованием информационных технологий, может быть повышен при условии активной информационной деятельности и целенаправленного развития различных компонентов информационной культуры личности в системе высшего профессионального образования.
Теоретический анализ позволил выявить необходимые педагогические условия формирования информационной культуры курсантов инженерных специальностей в образовательном процессе военного вуза: опережающее формирование информационной культуры преподавателей, обеспечение положительной мотивации обучающихся к информационной деятельности, совершенствование организации учебного процесса на основе интеграции содержания, форм и методов изучения гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, создание личностно ориентированных траекторий формирования информационно-коммуникационных и информационно-технологических компетенций курсан-
тов, использование электронных (цифровых) междисциплинарных учебно-методических комплексов, использование методики выравнивающе-развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектного метода.
Обоснование указанных условий формирования информационной культуры курсантов базируется на современных тенденциях развития образования - гуманизации, индивидуализации, демократизации, интеграции, переходе от информативных к активным методам обучения, на ведущих достижениях в области педагогики и психологии, инновационных информационно-коммуникационных и образовательных технологиях. Понятие «условия» трактуется в словарях как обстоятельства, определяющие появление/развитие того или иного процесса, следовательно, педагогические условия представляют собой обстоятельства, определяющие развитие образовательного процесса, направленного на достижение заданных дидактических целей, которые являются результатом педагогического проектирования содержания, методов и организационных форм обучения.
Опережающее формирование информационной культуры преподавателей является обязательным условием формирования информационной культуры обучающихся. В профессиональном стандарте 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» при описании трудовой функции «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительной профессиональной подготовки, ориентированным на соответствующий уровень квалификации», подчеркивается необходимость у преподавателя умения выполнять деятельность и демонстрировать ее элементы, осваиваемые обучающимися, и выполнять задания, предусмотренные программой учебного курса, дисциплины (модуля).
К основным умениям преподавателя также относится способность применять современные информационные, коммуникационные и педагогические технологии,
электронные образовательные и информационные ресурсы; соблюдать и контролировать соблюдение на занятиях требования охраны труда; организовывать проведение конференций и готовить обучающихся к участию в конференциях.
В рамках научно-исследовательской работы нами были проанализированы должностные обязанности преподавателей военного вуза и разработаны требования к научно-педагогическим работникам, включающие, в том числе компетенции в области информационной культуры, такие как способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов науки и техники, соблюдать этику информационного взаимодействия и осознавать ответственность при работе с информационными ресурсами, в том числе в сети Интернет.
Для реализации данного педагогического условия предназначена разрабатываемая программа повышения квалификации «Информационная культура преподавателя военного вуза», включающая общие вопросы и понятия информационной культуры, способы поиска и отбора информации в библиографических источниках и сети Интернет, проблемы организации получения, хранения, обработки, передачи и защиты информации, правовые и этические аспекты использования и распространения информации.
Обеспечение положительной мотивации обучающихся к информационной деятельности тесно связано с мотивацией к изучению информационно-технологических дисциплин. Психологи [7, 8 и др.] отмечают, что диагностика мотивационной сферы представляет собой сложную процедуру, с точки зрения разработки адекватных методик. Объясняется это тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее закрытой зоной структуры личности и наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) человеком от постороннего проникновения в эту сферу. Для определения начального уровня мотивации курсантов
была разработана методика тестирования, включающая четыре вида анкет [14].
Вопросы первой анкеты позволяют раскрыть мотивы учебной деятельности курсантов в целом (адаптация тестов психолога Б.К. Пашнева [7]). При этом под мотивом понимаем материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Анкета состоит из 28 пунктов, каждый из которых представляет собой пару альтернативных утверждений, соответствующих основным восьми мотивам учебной деятельности: а) мотив внешнего принуждения и избегания наказания; б) социально ориентированный мотив (мотив долга и ответственности); в) познавательный мотив (знание как цель развития личности); г) мотив престижа;
д) мотив материального благополучия;
е) мотив ориентации на социально зависимое поведение; ж) мотив достижения успеха; з) профессиональный мотив. В анкете представлено сопоставление каждого учебного мотива со всеми оставшимися, в авторский тест добавлен профессиональный мотив и расширен круг утверждений,
относящихся к отдельному учебному мотиву.
Вторая анкета нацелена на выяснение уровня познавательной активности курсантов как глубинного внутреннего мотива, основанного на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Третья анкета предназначена для изучения уровня интереса курсантов к освоению военной специальности, который может определить дальнейший интерес к решению задач военно-технической направленности по информатике и программированию. Четвертая анкета включает вопросы, направленные на определение уровня и структуры мотивации курсантов как внутреннего побуждения к деятельности, индивидуальной системы мотивов к изучению информационно-технологических дисциплин.
Опрос проводился среди двухсот курсантов инженерных специальностей первого и второго курса Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны МО РФ. Подсчитывалось
общее количество выбранных курсантами утверждений, относящихся к тому или иному учебному мотиву. Анализ анкет показал, что среди основных мотивов учебной деятельности курсантов преобладают социально ориентированный и познавательный, ненамного отстают от них профессиональный мотив и мотив достижения успеха.
Результаты данного исследования [13] показали, что более 70% опрошенных имеют высокую степень мотивации. При этом выяснилось, что ведущими учебными мотивами курсантов, наряду с профессиональными и познавательными, часто являются прагматические мотивы, мотивы личного престижа и внешнего принуждения. В некоторых случаях уровень внешней мотивации курсантов в значительной мере превосходит уровень внутренней мотивации. И, как следствие, имеют место низкая учебно-познавательная активность и результаты обучения. Поэтому важно четко определить и использовать в работе с курсантами наиболее значимые факторы и приемы формирования положительной мотивации к учению (учет своеобразия профессиональной деятельности, определение перспектив развития, активизация познавательной деятельности, личност-но-деятельностный подход и др.).
Совершенствование организации учебного процесса на основе интеграции содержания, форм и методов обучения гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин осуществлялось в соответствии с компетентностным подходом, принятым в Федеральных государственных стандартах третьего поколения, включая версии 3+ и проекты 3++. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста содержат перечень компетенций, представляющих собой интегральные личностные характеристики, выражающиеся в способностях выпускников применять полученные знания, умения и навыки в решении практических задач.
Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов воен-
но-инженерных специальностей показал соответствие требований к обученности выпускников и компетенций уровням информационной культуры курсантов. В таблице 1 представлены дисциплины учебного плана одной из инженерных специальностей, в рамках которых формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, и соответствующие им компоненты информационной культуры курсантов.
Проведенные исследования [6] позволили установить, что успешное формирование компетенций и соответствующих компонентов информационной культуры возможно на основе использования междисциплинарной интеграции, рассматриваемой в педагогике как обеспечение целостности образовательного процесса при изучении системно связанных дисциплин на уровне общности понятий, методов и технологий (см. Таблица 1).
Нацеленность совокупностей дисциплин на формирование соответствующих компетенций обеспечивает их взаимосвязанность на основе взаимопроникновения содержания и создания единого образовательного пространства. Так, успешное освоение дисциплин «Информатика», «Программирование», «Базы данных», «Защита информации», «Моделирование и проектирование систем» должно способствовать пониманию сущности и значения информации в развитии современного общества, осознанию опасности и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдения в профессиональной деятельности требований правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности; учету в профессиональной деятельности современных тенденций развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий. Это предполагает использование языков и систем программирования, программных средств общего назначения, инструментальных средств компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения,
обработки информации, навыками работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности.
Изучение вышеперечисленных дисциплин позволяет сформировать способности: к логическому мышлению, критическому осмыслению, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения, освоению работы на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач, владению основными приемами обработки и представления экспериментальных данных; организации работы коллектива исполнителей, принятию управленческих решений, определению порядка выполнения работ, контроля их выполнения и управления коллективом.
Ведущую роль в интеграционном образовательном процессе играет синергети-ческий подход, основанный на механизме междисциплинарного взаимодействия с целью создания нового качества научного знания. Средством реализации синергети-ческого подхода в образовательном процессе выступают электронные (цифровые) междисциплинарные учебно-методические комплексы, которые могут включать интегрированные электронные учебники по курсам системно связанных дисциплин.
В качестве педагогического условия выступает также создание личностно ориентированных траекторий формирования информационной культуры курсантов на базе использования электронных (цифровых) междисциплинарных комплексов.
При всем стремлении организовать процесс формирования информационно-технологических компетенций и информационной культуры будущего военного специалиста как технологический процесс с определенной последовательностью шагов и заданным результатом, нельзя игнорировать индивидуальные особенности обучающихся и возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, чему может способствовать использование принципов личностно ориентированного обучения [10].
Таблица 1
Соответствие компетенций ФГОС компонентам информационной культуры курсантов
Компоненты информационной культуры Универсальные и общепрофессиональные компетенции Дисциплины учебного плана
Когнитивный УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий История Отечества. Политология и социология. Философия. Экономика
Коммуникативный УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. УК-3. Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на ино-странном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия Иностранный язык. Основы управленческой деятельности. Психология и педагогика. Русский язык
Операционально-содержательный ОПК-3. Способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения, освоению работы на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач в области радиоэлектронной техники и инфокоммуникационных технологий. ОПК-7. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий. ОПК-8. Способен использовать современные программные и инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач Базы данных. Защита информации. Информатика. Моделирование и проектирование систем. Операционные системы. Программирование. Сети ЭВМ и телекоммуникации. Теория информации. Физика. ЭВМ и периферийные устройства. Дисциплины специализации
Ценностно-рефлексивный УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия. УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни Правоведение. Философия
Е.В. Бондаревская считает данную концепцию открытой, саморазвивающейся технологией, характеризующейся ориентацией на человека как главную ценность и цель образования (аксиологический подход); поддержку и развитие индивидуальности (личностный подход); порождение личных
смыслов учения и жизни (культурологический подход); пробуждение творческого потенциала личности (деятельностный подход); стимуляцию учащихся к самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном социуме (синергетический подход) [1, с. 4].
В проекте требований к Единой информационно-образовательной среде военных образовательных учреждений электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) определяются как структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для эффективной реализации и освоения образовательных программ. В состав ЭУМК входят следующие материалы:
а) рабочая программа по дисциплине (модулю);
б) методические и дидактические рекомендации по изучаемой дисциплине, организации образовательного процесса, самостоятельной работе обучающихся;
в) основные виды ЭОР (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные презентации, электронные лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории, учебные прикладные программные средства, электронные тренажеры и др.);
г) дополнительные электронные информационные ресурсы (нормативно-правовые и информационно-справочные системы, словари, энциклопедии, хрестоматии, атласы и др.);
д) автоматизированные системы тестирования знаний обучающихся.
Термин ЭОР закреплен ГОСТ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» и трактуется как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Следует отметить, что в последнее время в педагогической литературе часто вместо терминов ЭУМК, ЭОР используются термины цифровые учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы, рассматриваемые как частный случай электронных ресурсов, воспроизводимых исключительно с использованием компьютера.
Электронный (цифровой) междисциплинарный комплекс включает в себя тео-
ретический материал с возможностью перехода посредством гиперссылок к ранее изученным темам, в том числе и по связанным дисциплинам; демонстрационные программы и компьютерные тренажеры для формирования умений и восстановления утраченных навыков; средства компьютерного тестирования, включающие вопросы и задания не только по текущему материалу, но и по ранее изученным дисциплинам; инструменты для автоматизированной оценки уровня сформированности компетенций на основе разработанных критериев и фонда оценочных средств, сохранения истории периодических проверок уровня сформи-рованности компетенций каждого обучающегося и выработки индивидуальных корректирующих воздействий. Системы тестирования, входящие в состав междисциплинарных комплексов, могут быть основаны на современных голосовых интерфейсах, использовать игровые, так называемые квест-технологии.
Использование методики выравниваю-ще-развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектного метода предполагает учет различного базового уровня информационной подготовки курсантов первого курса и обусловливает необходимость использования выравнива-юще-развивающей методики обучения, которая зародилась в стенах школы-интерната им. А.Н. Колмогорова и строится на следующих принципах: нелинейно-модульного построения содержания обучения; высокой мотивации и индивидуализации обучения; системности; оптимальности проектных групп; комплексного контроля [15].
Методика была опробована на группах иностранных военных специалистов (ИВС), у которых ярко выражен разный уровень начальной подготовки по общеобразовательным дисциплинам, что обусловлено отличиями систем образования, потерями базового запаса знаний из-за прохождения службы в рядах Вооруженных Сил своих государств перед поступлением в российские вузы и др. В ходе реализации методики в экспериментальной группе выделялись курсанты с высоким уровнем подготовки и лучшим знанием русского языка («настав-
ники»), к каждому из которых прикреплялись по два-три курсанта с более низкой начальной подготовкой («ученики»).
«Наставники» оказывали помощь преподавателю на занятиях и, особенно, во время самоподготовки. Работа эта добровольная и, как правило, не безвозмездная. Труд «наставников» стимулировался и вознаграждался оценкой, а именно, если «ученик» получал положительную оценку за ответ у доски или письменную работу, то его «наставник» зарабатывал дополнительные рейтинговые баллы. Такой вид учебной деятельности особенно эффективен перед проверочными работами или при изучении тех разделов, в которых отводится недостаточно времени на практические занятия для выработки умений и навыков.
В ходе эксперимента у курсантов повысились результаты усвоения учебного материала, в пределах требований к обязательным результатам обучения, примерно на 15-20%; при освоении обязательного базового курса у всех курсантов постоянно поддерживался интерес к изучаемому материалу и не возникало пробелов в понимании тем; у преподавателя появилось больше возможностей работать в режиме индивидуального подхода практически на одном и том же методическом материале [12].
Важной составляющей информационной культуры курсантов является когнитивный и операционально-содержательный компоненты, критерием сформирован-ности которых служит в частности умение анализировать и критически оценивать поступающую информацию, противостоять информационным вызовам и угрозам современного информационного общества. Данные обстоятельства обусловливают использование технологий развития критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла для решения задачи формирования информационной культуры курсантов инженерных специальностей образовательных учреждений высшего военного профессионального образования.
Известно, что основой технологии развития критического мышления является базовая модель трех стадий организации учебного процесса: вызов - осмысление -
размышление [2]. На этапе вызова в памяти актуализируются имеющиеся знания и представления, формируется мотивация, личный интерес, определяются цели рассмотрения учебного материала. Данный этап чрезвычайно важен в образовательном процессе любых категорий обучающихся и при изучении различных дисциплин. Однако, как показали исследования [13, 14 и др.] в области мотивации курсантов инженерных специальностей, изучение гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин вызывает у них наибольший интерес при условии установления связи этих дисциплин с будущей профессиональной деятельностью.
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует ее, формулирует вопросы по мере соотнесения текущей и новой информации. Этап размышления (рефлексии) характеризуется закреплением изученного материала и активным включением новых знаний в систему собственных представлений. Педагогами описаны методы и приемы, используемые в рамках технологии развития критического мышления. К ним относятся: мозговой штурм; метод синектики; метод записной книжки Хефеле; метод фокальных объектов; сократовский диалог; инсерт; кластер; таблица ЗУХ; схема Фишбоун и др [2, 3 и др.].
Приемы и методы, относящиеся к технологии развития критического мышления, нацелены на повышение мотивации к учению, активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование культуры мышления и информационной культуры курсантов как основы системы компетенций, обеспечивающих эффективную социальную и будущую профессиональную деятельность военного инженера [8].
Для формирования профессиональных компетенций коллективной работы и управления коллективом исполнителей целесообразно применение проектного метода, заключающегося в выполнении в течение всего семестра коллективного задания с назначением из числа обучающихся
руководителя проекта, который по согласованию с преподавателем распределяет роли участников проекта (постановщик задач, разработчик, тестировщик и т.д.) и задачи, реализующие отдельные функции подсистем проекта. В целом, проведение занятий на основе применения выравнивающе-раз-вивающей методики обучения, технологий развития критического мышления и проектного метода позволит повысить мотивацию курсантов к изучению информационно-технологических дисциплин и уровень обученности, создать условия для формирования общепрофессиональных компетенций в области информатики и вычислительной техники.
Таким образом, решение проблемы формирования информационной культуры и повышения уровня обученности курсантов возможно на основе системного подхода,
охватывающего совершенствование всех составляющих процесса обучения - содержательной части, методики преподавания, информационно-коммуникационных и образовательных технологий.
Реализация педагогических условий формирования информационной культуры курсантов позволит создать благоприятную информационно-образовательную среду военной образовательной организации высшего профессионального образования, направленную на обеспечение возможности доступа обучающихся к электронным информационным и образовательным ресурсам, повышение готовности выпускников военно-инженерных специальностей к информационной деятельности в условиях становления и развития информационного общества и усиления информационного противоборства на мировой арене.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. - 2003. - №2. - С. 2-6.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. -223 с.
4. Козлов О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: моногр. - 3-е изд. - М.: ИУО РАО, 2010. - 326 с.
5. Козлов О. А., Ундозерова А. Н. Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества // Человек и образование. - 2017. - № 4. -С.46-52.
6. Козлов О. А., Ундозерова А. Н. Характеристика информационной профессиональной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных образовательных стандартов третьего поколения // Управление образованием: теория и практика. - 2017 - №4 (28). - С. 86-97.
7. ПашневБ.К. Психодиагностика. - М.: Феникс, 2010. - 317 с.
8. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
9. Ундозерова А. Н. Внимание междисциплинарной интеграции: Модель формирования информационной культуры курсантов в системе высшего военного инженерного образования // Вестник военного образования. - 2016. - № 3. - С. 62-67.
10. Ундозерова А. Н. Теоретико-методологические подходы к формированию информационной культуры курсантов военно-инженерных специальностей (электронный ресурс) // Гостеприимный Петербург, Международная тематическая электронная конференция, апрель 2018 г. - Режим доступа: https://mcito.ru/publishing/teleconf/spig_4/ submitted.html.
11. Ундозерова А. Н. Технологии критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла // Состояние и перспективы развития ИТ-образования: сб. докл. и науч. ст. Всероссийской научн.-практ. конф. (посв. 50-летию Чувашского гос. ун-та им. И.Н. Ульянова). - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. - С.350-357.
12. Ундозерова А. Н., Близнюк О. Н. Выравнивающе-развивающая методика обучения как фактор повышения качества подготовки иностранных специалистов в вузе // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Международный форум: 17-19 апреля 2013 г. - Часть 3. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. - С. 128-131.
13. Ундозерова А. Н., Близнюк О. Н. О результатах исследования уровня мотивации курсантов к изучению информационно-технологических дисциплин // Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров, 2-я науч.-метод. конф. (11 декабря 2013, Ярославль): материалы / Филиал ВКА имени А.Ф. Можайского (г. Ярославль). - Ярославль, 2014. - С.74-77.
14. Ундозерова А. Н., Близнюк О. Н. Об оценке готовности курсантов высших военных учебных заведений к изучению информационно-технологических дисциплин // Системо-генез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI международной научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль. - Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 283-285.
15. Фалина И. Н. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике в физико-математических классах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 2000. - 139 с.