2.
При выполнении репродуктивных упражненияхучащиеся «выбирают, какую лексическую единицу они употребят в требуемой форме, структуре». Также в ре-продуктивныр»прсжнсн иях «не подсказывается форма и не дается ее лексиче-сыох нпптлн ение»[р,с.76].
На основе работы М.Н. Найфельда мы предлагаем следующие типы ре-продуктивныр»прсжненийдлт обычнниярпонреЛлисию средлогов с причинным зночхнием врусских прозтыхпзедложхниях:
1. Свободные ответы на вопросы: Почему она забыла в метро зонтик? Упражнения-игры типа «Угадайте»:
- А теперь угадайте, почему он так похудел?
- От болезни!
- От болезни? Нет, не от болезни!
- От голода!
- От голода? Нет, не от голода!
В качестве игровых упражнений преподаватель также может принести комические предложения и обратить внимание студентов на употребление предлогов со значением причины. Работа с такими текстами интересна студентам. Например: Женщина создана для того, чтобы мужчина не умер от счастья.
3. Упражнения типа имитативных и трансформативных, в которых инициатором диалога выступает не преподаватель, а сами учащиеся:
- Из-за нерентабельности завода его решено было закрыть.
- Ну и что? Из-за нерентабельности известного шоколадного завода также его решено было закрыть.
4. Упражнения с использованием различных предметов, схем, карточек и
т.д.
Нос Пиноккио растетот лжи/ вранья.
Он замерзал отхолода.
1Й «-л
lly
Y I j
lit; Г1 i
Он уступает ему место из сострадания.
Мы считаем, что использование данных упражнений уменьшает ошибки иранских студентов при употреблении предлогов со значением причины в простых предложениях.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- при употреблении причинных предлогов в речи иранских студентов наблюдаются и внутриязыковые, и межъязыковые ошибки, но в большинстве случаев возникают внутриязыковые ошибки;
- внутриязыковые ошибки возникают от того, что иранские студенты не обрищают вн и манпя на фахторы,влпяю щие на выбор подходящего предлога или о нивообщенезнакомы сними;
- аамви частотныеиемъязыковые ошибке вбзникаио тогиа,кзщияззные п рн°логтсс сеачинием п|зисииыииредз-есооб пе^щнкий яз ывиднзмитзмже предлогом;
- в источниках, употребляемых в иранской аудитории, редко встречаются коммуникативные упражнения, а также инновационные методы обучения иностранному языку;
- большинство студентов не перевели персидские предложения на русский язык. Это свидетельствует о бедности лексического запаса у иранских студентов или об их низкой коммуникативной компетенции;
- для уменьшения типичных ошибок иранских студентов при выражении причинных отношений лучше использовать упражнения с коммуникативным характером, а также игровых упражнений, это вызывает их интерес и повышает мотивы обучения.
Библиографическийсписок
1.
Одинцова И.В. Выражение причинных отношений. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный. Под редакцией А.В. Величко. Москва: Издательство Московского Университета, 2009.
Бабалова Л.Л., Кокорина С.И. Практикум по русской грамматике: Корректировочный курс: падежные формы имён и система глагола. Москва: Русский язык. Курсы, 2011; Часть!
Егорова А.Ф. Трудные случаи русской грамматики: сборник упражнений по русскомуязыкукакиностранному. Санкт-ПетербургЗлатоуст, 2008. Глазунова О.И. Грамматикарусского языкавупражненияхи комментариях: в 2 ч. Синтаксис. Санкт-Петербург: Златоуст, 2011; Часть 2.
Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Ошибка каклингводидактический феномен: осноеытеориииметодикапредупреждения.1АР LAMBERT AcademicPublishing,2012. Найфельд М.Н. Грамматический материал в обучении русскому языку иностранцев и виды упражнений. Методика (Заочный курс повышения квалификации филологов-русистов). Под редакцией А.А.Леонтьева.Москва:Русский язык,1988.
Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Москва: МАДИ. 2015.
References
1. Odincova I.V. Vyrazhenie prichinnyh otnoshenij. Kniga ogrammatike. Russkijyazykkakinostrannyj. Pod redakciej A.V. Velichko. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta, 2009.
2. Babalova L.L., KokorinaS.I. Praktikum porusskojgrammatike:Korrektirovochnyjkurs:padezhnye formy imenisistemaglagola.Moskva: Russkij yazyk.Kursy, 2011; Chast' 1.
3. Egorova A.F. Trudnye sluchairusskojgrammatiki: sbornik uprazhnenij po russkomu yazyku kak inostrannomu. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2008.
4. Glazunova O.I. Grammatikarusskogoyazykavuprazhneniyahikommentariyah:v 2ch.Sintaksis.Sankt-Peterburg:Zlatoust,2011;Chast' 2.
5. Balyhina T.M., Ignat'eva O.P. Oshibka kak lingvodidakticheskj fenomen: osnovy teorii i metodika preduprezhdeniya. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
6. Najfel'd M.N. Grammaticheskij material v obuchenii russkomu yazyku inostrancev i vidy uprazhnenij. Metodika (Zaochnyj kurs povysheniya kvalifikacii filologov-rusistov). Pod redakciej A.A. Leont'eva. Moskva: Russkij yazyk, 1988.
7. Chesnokova M.P. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie. Moskva: MADI. 2015.
Cmamtanocmynuna Bpedanyurn 21.10.19
УДК 37.035.6 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10011
Dyakov V.D., postgraduate, soldier(Sochi,Russia),E-mail:[email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS TO OPPOSITION PROPAGANDA AND RECRUITING ACTIVITIES OF TERRORIST ORGANIZATIONS. In today's world, one of the most difficult and intractable problems is the problem of combating terrorism. Terrorism threatens the security of the world. This is a terrible and ugly phenomenon for our reality, every year it grows stronger. The ranks of terrorists are replenished at the expense of radical personalities, religious fanatics, adventurers. The terrorists are joined by young people, including students, girls and young women. This is the result of well-organized propaganda and recruitment activities. For this purpose, special structures have been created and successfully operate in terrorist organizations, they have their own websites and well-trained specialists who are able to manipulate the consciousness of a person, gradually prepare him and involve him in their
ranks, from where there will be no turning back. The article on the basis of the approaches of Russian scientists, the experience of dissertation research substantiates a set of pedagogical conditions for the formation of readiness of students to confront the propaganda and recruitment activities of modern terrorist organizations.
Key words: readiness, pedagogical conditions, outreach and recruiting activities, opposition, terrorist organization, university students, formation.
В.Д. Дьяков, военнослужащий, соискатель, г. Сочи, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВУЗА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ И ВЕРБОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В современных условиях для всего мира одной их сложных и неразрешимых проблем является проблема борьбы с терроризмом. Терроризм ныне угрожает безопасности всего мира. Это страшное и уродливое явление для нашей действительности с каждым годом все больше крепнет и развивается. Ряды террористов пополняются за счет радикально настроенных личностей, религиозных фанатиков, искателей приключений. К террористам присоединяется молодежь, в том числе студенты, девушки и молодые женщины. Это результат хорошо организованной пропагандистской и вербовочной деятельности. Для этого в террористических организациях созданы и успешно действуют специальные структуры, они имеют свои сайты и хорошо подготовленных специалистов, умеющих манипулировать сознанием человека, постепенно подготовить его и вовлечь в свои ряды, откуда пути назад уже не будет. В статье на основе подходов отечественных ученых, опыта проведения диссертационных исследований обосновывается комплекс педагогических условий формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности современных террористических организаций.
Ключевые слова: готовность, педагогические условия, пропагандистская и вербовочная деятельность, противостояние, террористические организации, учащиеся вуза, формирование.
В современных условиях возрастание террористической угрозы для безопасной жизнедеятельности социума и личности достигло своего апогея. Реализуя свои цели, террористы постоянно осуществляют террористические акты, завершающиеся большим количеством жертв, что порождает страх, боязнь, ужас граждан. За последние два десятилетия террористами развязаны военные конфликты и устроены попытки государственных переворотов в Афганистане, Ираке, Южной Осетии, Египте, Ливии, Сирии, Тунисе.
Террористические организации с целью вербовки активно применяют возможности Интернета, социальных сетей, пиар-технологии. О результативности их использования свидетельствуют следующие данные: 84% рекрутов сделали свой сознательный выбор стать террористами на основе материалов, опубликованных в сети Интернет; 47 % внимательно изучали онлайн-публикации, размещенные террористами; 41 % воспользовались возможностями Интернета и социальных сетей для осуществления процедуры принятия присяги на верность ИГИЛ; 19 % при подготовке теракта руководствовались инструкциями, имеющимися в социальных сетях и Всемирной паутине [1].
Террористические организации целенаправленно действуют и против нашей страны. По данным МВД РФ, только за последние восемь лет, с 2010 по 2018 гг. в России было совершено более 8 806 преступлений террористической направленности [2]. В 2017 году сотрудниками ФСБ было предотвращено 23 террористических акта, целью которых является дестабилизация обстановки в Российской Федерации, смена политического курса и развал российского государства [3].
Предметом пристального внимания террористических организаций являются студенты российских вузов. Нашумевшие истории московской студентки МГУ Д. Карауловой, студентки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ М. Исмаиловой, создание вербовочных ячеек в ряде вузов страны Х.О. Нарзуллоевым и Д.Н. Кодировым (г Красноярск), группой студентов Ставропольской медицинской академии, среди которых Ш. Умаханов, М. Алиев, А. Мусаев и др. яркое тому подтверждение. В 2015 году сотрудники ФСБ РФ задержали И. Кагирова, студента Санкт-Петербургского морского технического университета, оказавшегося главарём ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». И таких примеров, к сожалению, немало. По данным спецслужб, в Ираке и Сирии в рядах террористов участвовали более 5 000 россиян, большая часть которых - это молодые парни и девушки.
Все это подтверждает, что терроризм представляет значительную государственную, социальную и личностную опасность.
Цель статьи: раскрыть основные положения педагогических условий формирования готовности учащихся вузов к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов.
Содержание педагогических условий, необходимых для формирования требуемой готовности. В данной обстановке, характеризующейся возрастанием террористической опасности, проблема формирования специальных компетенций, оснащения учащихся необходимыми знаниями, развития потребных навыков и умений, готовности противостоять вербовке террористами является актуальной и особо значимой для отечественной педагогики. В этом направлении также должна строиться на системной основе учебно-воспитательная деятельность в современных вузах. Этому во многом будут способствовать правильно подобранные и умело использованные педагогические условия формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности современных террористических организаций.
Согласно мнению В.И. Андреева, педагогические условия есть результат тщательно продуманного, взвешенного и «целенаправленного отбора, конста-
тирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения намеченных дидактических целей» [4, с. 124]. Этого определения будем придерживаться и мы в настоящем исследовании.
В результате изучения научной литературы для формирования готовности учащихся вуза к противодействию терроризму были отобраны следующие педагогические условия:
1. Развитие мотивации и стимулирование учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся вуза в сфере противодействия терроризму. Для организации и качественной реализации данного условия преподавателям и воспитателям следует сосредоточить свои усилия на:
- изучении намерений учащихся в сфере противодействия терроризму;
- применении принципа «функциональной автономии», позволяющего постепенно сформировать у юношей и девушек собственные потребности в овладении необходимыми знаниями и навыками противостояния пропагандистской и вербовочной деятельности террористов;
- формировании серьезного и позитивного отношения к овладению новыми знаниями о том, как противостоять террористам;
- привитии познавательного интереса, стремления к познанию, усердия в учебе для получения новых знаний по противодействию террористам;
- развитии совокупности чувств, включающих такие как долг, обязанность, ответственность, мужество, решительность, твердость, находчивость и др.
2. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей, их способностей и умения сформировать у учащейся молодежи готовность к противостоянию пропагандисткой и вербовочной деятельности террористов.
Под термином «педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава» понимается уникальный и развитый профессиональный опыт, основанный на совокупности компетенций, знаний, навыков и умений по организации и обеспечению направленности всех видов учебно-воспитательной работы на развитие личности воспитанника [5, с. 13]. А.Н. Томилин, утверждает, что педагогическое мастерство преподавателя вуза базируется на глубоких знаниях педагогики и психологии, наличии достаточно развитых навыков и умений, постоянном поиске нового, систематическом расширении своих знаний, стремлении эффективно и результативно действовать, ежедневной качественной подготовке к предстоящим занятиям, что обеспечит качественное решение учебно-воспитательных задач [6].
Для совершенствования, качественного повышения уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава необходимо:
- сориентировать профессорско-преподавательский состав на решение новой задачи - формирования высокого уровня готовности учащихся к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций;
- продумать и создать в вузе систему повышения психолого-педагогической подготовки преподавателей, включающую инструктивно-методические занятия, семинары, обмены опытом работы, что позволит подготовить преподавателей к соответствующей работе с учащимися;
- подготовить всех преподавателей к применению в работе с учащимися не только традиционных, но и инновационных технологий обучения и воспитания;
- активизировать самообразование по пути углубления теоретических знаний о сущности терроризма и специфике его действий;
- овладеть навыками и практическими умениями личностной и коллективной готовности к противостоянию действиям террористических организаций.
3. Комплексное использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих формированию готовности учащихся к противостоянию и противодействию терроризму.
По мнению М.Ю. Олешкова, педагогическая технология представляет собой своеобразный, уникальный авторский подход к организации и проведению учебно-воспитательной деятельности, включающий видение преподавателем процесса подготовки к предстоящему занятию, компонентный состав содержания занятия, его последовательность, применяемый инструментарий, создание комфортных условий для всех участников [7]. В.И. Загвязинский замечает, что для каждой педагогической технологии свойствен ряд характерных признаков и показателей их реализации. Автор к ним относит: системность (включает: организованность, логичность, последовательность, наличие строгой научной основы); воспроизводимость и гарантированность результатов (подразумевает возможность повторения в педагогической практике другими преподавателями); систему обратной связи (содержит алгоритм контроля, что позволяет обосновано произвести коррекцию технологии и планирование дальнейшей работы) [8, с. 97].
Следовательно, педагогическая технология есть совокупность качественной подготовки, применения инновационных методов и форм работы, эффективного и результативного проведения занятий с учащимися, внимательного и заинтересованного включения каждого из них в учебно-воспитательный процесс, что гарантированно обеспечит достижение намеченных целей.
Характерными особенностями педагогических технологий являются:
- тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов (содержание, методы, формы и средства) обучения;
- опора на надлежащие источники: достижения современных наук, передовой педагогический опыт и народную педагогику;
- синтез достижений педагогической науки и практики;
- наличие общей структуры, включающую концептуальные основы, субъекты, цели, задачи и содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организацию учебного процесса; результаты педагогической деятельности;
- последовательное описание пошагового алгоритма действий.
Ориентируясь на цели и задачи исследования, нами были выбраны следующие современные технологии обучения и воспитания:
1. Технология концентрированного обучения (обеспечивает конструирование оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия, что гарантирует повышение качества обучения).
2. Технология модульного обучения (позволяет учащемуся самостоятельно или при помощи преподавателя достичь конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем).
3. Технология интерактивного обучения (способствует созданию условий творческой работы преподавателя и учащихся, диалога, взаимопонимания, взаимодействия, что способствует эффективному овладению новыми знаниями).
4. Метод проектов (предполагает вовлечение учащихся в созидательную научно-исследовательскую деятельность).
5. Поисково-исследовательская технология обучения (формирует у учащегося принципиально новое научное, взвешенное и критическое мышление, ориентированное на ценности социума).
Основными достоинствами выбранных технологий являются следующие:
- обеспечение целостности и непрерывности процесса формирования высокого уровня готовности к противостоянию террористам;
- создание конструктивной обстановки овладения учащимися новыми знаниями, формирование необходимых навыков и умений решительных действий в нестандартной ситуации;
- благотворное влияние на мотивацию учебно-познавательной деятельности;
- создание благоприятного психологического климата в учебных группах, настрой на серьезное, длительное и творческое взаимодействие друг с другом в процессе обучения;
- наличие условий для диалогового общения преподавателя с учащимися, в процессе которого складываются взаимопонимание, взаимодоверие, что способствует интеллектуальному развитию воспитанников;
Библиографический список
- получение прочных знаний в сфере противостояния пропагандисткой и вербовочной деятельности террористов;
- формирование логического, критического, проблемно-ориентированного мышления;
- активизация самостоятельной деятельности учащихся;
- приобщение к экспериментально-творческой и поисковой работе;
- приучение к наблюдению и всестороннему анализу многообразия информации.
4. Активизация самовоспитания и саморазвития учащихся вуза.
В процессе формирования у учащегося вуза высокого уровня готовности влияния внешних факторов (воспитание, обучение) будут более существенными и значимыми только через стимулирование его внутренней активности, саморазвития и самосовершенствования. Поэтому одной из главных задач преподавателей - оказание содействия по формированию у учащихся способности к самовоспитанию и самообучению.
Самовоспитание представляет собой сознательную, целенаправленную и систематическую деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя определённых свойств и качеств, необходимых для профессиональной и повседневной жизнедеятельности [9]. Самостоятельная работа учащихся вуза по самовоспитанию, самообучению, саморазвитию не всегда может дать ожидаемые результаты. Здесь особо нужна помощь преподавателей, осуществляемая в виде педагогического руководства. И.Ф. Харламов [10] рекомендует придерживаться алгоритма педагогического руководства процессом самовоспитания учащихся, включающего три последовательных элемента: формирование общественного мнения в коллективе учащихся о целесообразности самовоспитания, осмысление сущности самовоспитания и оказание конкретной помощи в планировании, проведении и подведении итогов самовоспитания.
Непосредственно процесс самовоспитания охватывает четыре последовательных и взаимосвязанных этапа.
Первый этап - этап самопознания. Он включает осознание необходимости работы над собой и своими недостатками, формирует твердое желание стать лучше и стремление добиться этого. Учащиеся применяют ряд методов познать себя. Они анализируют свое поведение, дисциплину, успехи в учебной деятельности, мысленно сравнивают себя со своими сверстниками и коллегами, достигнувшими более высоких показателей. На основе этого каждый может дать себе объективную характеристику. Преподаватель на этом этапе путем проведения специальных бесед, дискуссий, тренингов помогает учащимся осуществлять самонаблюдение и самооценку и грамотно делать выводы из полученных результатов.
Второй этап - программный. Он посвящается разработке программы самовоспитания, определяющей возможные изменения в личности, ведущей к формированию необходимых качеств и свойств. Программа должна включать задачи, содержание, средства, методы решения поставленных задач и конкретные сроки выполнения намеченного.
Третий этап - деятельностный, предусматривающий реализацию разработанной программы самовоспитания. Преподаватель помогает учащимся осуществлять целенаправленную работу по выработке необходимых свойств личности. На этом этапе необходимо давать педагогическую оценку усилиям учащихся, обращать внимание на неиспользованные резервы, развивать самоконтроль и самооценку своей работы.
Четвертый этап - итоговый, посвящённый оценке достигнутых результатов самовоспитания, постановке новых задач продолжения самовоспитания.
Внимательный подход к реализации каждого педагогического условия как компонента педагогической системы, в то же время отражающего возможности информационно-образовательной и воспитательной среды, позволит повысить организацию и качество процесса формирования готовности учащейся молодежи к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов, что будет более результативным, если процесс воспитательной деятельности в каждом учебном заведении будет организован с учетом комплекса рассмотренных педагогических условий.
1. Соколов Н. Конвейер смерти: как молодежь попадает в сети «Исламского государства». Available at: www.vesti.ru
2. Статистика и аналитика МВД РФ. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics
3. ФСБ расставляет акценты: интервью директора ФСБ А.В. Бортникова изданию «Российская газета». Available at https: //rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia. html
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
5. Ткачева С.А. Педагогическое мастерство: учебно-методическое пособие. Каракол, 2015.
6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.
7. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации. Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ 2005: 5 - 19.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Москва: «Академия», 2001.
9. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2003.
References
1. Sokolov N. Konvejer smerti: kak molodezh'popadaet v seti "Islamskogo gosudarstva". Available at: www.vesti.ru
2. Statistika i analitika MVD RF. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics
3. FSB rasstavlyaetakcenty: interv'yu direktora FSB A.V. Bortnikova izdaniyu «Rossijskaya gazeta». Available at https: //rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia. html
4. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
5. Tkacheva S.A. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Karakol, 2015.
6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakíika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.
7. Oleshkov M.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya: problema klassifikacii i realizacii. Professional'no-pedagogicheskie tehnologii v teorii i praktike obucheniya: sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg: RGPPU, 2005: 5 - 19.
8. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. Moskva: «Akademiya», 2001.
9. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
10. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2003.
Статья поступила в редакцию 31.10.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10012
Hosseini Amir, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Faculty of Foreign Languages, University of Tehran, Faculty of Foreign Languages and Literature, Tehran State University (Tehran, Iran), E-mail: [email protected] Zohre Heidari-pour, postgraduate, Department of Russian Language and Literature, Tehran State University, Faculty of Foreign Languages and Literature, Tehran State University (Tehran, Iran), E-mail: [email protected]
MOTIVES FOR CHOOSING TO STUDY FOREIGN LANGUAGES AND THE ROLE OF TEACHERS IN INCREASING STUDENTS' MOTIVATION. The article analyzes the motives of the choice of learning a foreign language, describes the theory of motivation Gardner. Different groups and subgroups of motivations for choosing a foreign language are distinguished. Many articles have been written on the motivation of students and its impact in learning a foreign language, and many models have been proposed to explain these phenomena. The basic commonality of these models is that motivation is important for learning a foreign language. The authors conclude that the motives of the students in learning foreign languages are complex and diverse, as well as students in the selection and study of a foreign language are guided by not one, but several motives. Special attention is paid to the role of the teacher in increasing the initial motivation of students to learn a foreign language. The author argues that aligning the content learning with the cognitive needs and interests of students is fundamental to shaping the motivation of learning and strengthens all its components: needs, aspirations, interests, emotions, and motives of the students themselves.
Key words: motive, motivation, foreign language, motivation of choosing foreign language, increasing motivation, role of teacher in increasing motivation.
Амир Хоссейни, канд. филол. наук, доц., каф. русского языка и литературы, Тегеранский Государственный университет, факультет иностранных языков и литературы, г. Тегеран, E-mail: [email protected]
Зохре Хейдари-пур, аспирант каф. русского языка и литературы, Тегеранский государственный университет, г. Тегеран, E-mail: [email protected]
МОТИВЫ ВЫБОРА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В статье анализируются мотивы выбора изучения иностранного языка, описывается теория мотивации Гарднера. Выделяются разные группы и подгруппы мотивов выбора иностранного языка. Было написано много статей о мотивации учащихся и ее воздействии при изучении иностранного языка, предложено много моделей для объяснения этих явлений. Их принципиальная общность состоит в том, что мотивация важна для изучения иностранного языка. Авторы приходят к выводу, что мотивы учащихся при изучении иностранных языков сложные и разнообразные, а также учащиеся при выборе и изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении первоначальной мотивации учащихся при изучении иностранного языка. Авторы утверждают, что согласование содержания обучения и способов его подачи с когнитивными потребностями и интересами учащихся является основополагающим фактором в формировании мотивации обучения и укрепляет все ее компоненты: потребности, устремления, интересы, эмоции, мотивы самих учащихся.
Ключевые слова: мотив, мотивация, иностранный язык, мотивация выбора иностранного языка, повышение мотивации, роль преподавателя в повышении мотивации.
Мотивация действует как двигательный механизм в любой человеческой деятельности, в том числе и в изучении иностранных языков. Мотивация «служит основным стимулом для начала изучения второго языка, а затем и для продолжения длительного и зачастую утомительного процесса обучения» [1].
Мотивация является «сложной и многогранной конструкцией» [2]. Считается, что мотивация учащихся к развитию на целевом языке является сложным процессом. Во многих случаях студенты сталкиваются со многими препятствиями в изучении иностранного языка и зачастую теряют первоначальную мотивацию к обучению. Однако применение преподавателем определенных стратегий мотиваций, выявленных в ходе многих исследований, могут помочь учащимся сформировать более позитивное отношение к изучению языка и сохранить его в процессе обучения и даже во многом повышать его. В данной работе обобщаются основные мотивы изучения иностранных языков, обсуждается роль преподавателей в мотивации учащихся и представляется обзор методов повышения мотивации, которые могут быть использованы преподавателями на уроках. Сначала указывается на наиболее важные мотивы для изучения иностранного языка, чтобы выбрать лучшую стратегию мотивации.
Что касается мотивации выбора иностранного языка, наиболее важными компонентами являются ценности и установки, связанные с иностранным языком, его носителями и изучением языка в целом. Эти вопросы были в центре внимания теории мотивации Гарднер (1985), которая делала акцент на понимании широкой социально-культурной природы мотивации изучения иностранного
языка. В рамках этой теории понятие стало известным. Компоненты этой теории выражаются следующим образом:
• «интеграционная ориентация, которая отражает позитивную склонность по отношению к иностранному языку и желание взаимодействовать с ценными членами этого сообщества, даже стать похожим на них.
• Инструментальная ориентация - когда изучение языка связано, прежде всего, с потенциальными практическими преимуществами владения языком на уровне иностранного, например, получение более качественной работы или более высокую зарплату.
• Интеграционный мотив, представляющий собой сложную конструкцию, состоящую из трёх основных компонентов: а) интегративности (предполагает интеграционную ориентацию, заинтересованность в иностранных языках и отношение к сообществу иностранного языка), б) отношения к образовательной ситуации (включая отношение к учителю и курсу); в) мотивации (состоит из мотивации, желания и отношения к изучению языка)» [3].
Многие известные специалисты, среди которых Е.И. Пассов, М.В. Кузовлев, Т.С. Царькова, исследовали вопрос о том, какие мотивы составляют мотивацию изучения иностранных языков. Исследуя труды этих ведущих исследователей, можно классифицировать мотивы изучения иностранных языков на две общие группы: внешние и внутренние.
Внешние мотивы, согласно теории мотивации Гарднер, - группа мотивов, основанных на внешних ситуациях, обстоятельствах, условиях. Саму группу