Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников'

Педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Марина Валерьевна, Лаврова Наталья Витальевна

В статье раскрыта сущность понятия «готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников», рассмотрены педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Марина Валерьевна, Лаврова Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников»

УДК 378:373.5.035

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR SOCIAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

М. В. Емельянова, Н. В. Лаврова M. V. Emelyanova, N. V. Lavrova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников», рассмотрены педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Abstract. In the given article the concept of formation of readiness of a future teacher for social education at school is revealed, the pedagogical conditions of formation of readiness of students of a pedagogical university for social education of schoolchildren are considered.

Ключевые слова: готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников; педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Keywords: readiness of a student of a pedagogical university for social education of schoolchildren; pedagogical conditions offormation of readiness of students of a pedagogical university for social education of schoolchildren.

Актуальность исследуемой проблемы. Социальное воспитание школьников признано одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений. Как показывают исследования, из-за особенностей своей профессии учитель находится в центре социальных событий и зачастую в ситуации социального оценивания и морального выбора. Молодые учителя сталкиваются с ситуацией осложнения воспитательного процесса в силу различных социальных причин: алкоголизма и наркомании в семье обучающихся, семейных конфликтов, межнациональной розни, социального расслоения. Они испытывают трудности в организации социально-воспитательной работы с учащимися разного возраста, разного социального происхождения, не владеют достаточными теоретическими, методическими знаниями, практическими умениями социального воспитания подрастающего поколения.

Условием и предпосылкой эффективной деятельности общеобразовательных учреждений по социальному воспитанию подрастающего поколения является профессионализм учителей. В связи с этим одной из важных задач педагогического вуза становится формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Материал и методика исследований. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (синтез, сравнение, обобщение, моделирование); эмпирических (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, контент-анализ, метод экспертной оценки); математических (статистическая обработка данных исследования).

Экспериментальная работа проводилась на факультете иностранных языков ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Для получения достоверных данных эксперимент проводился с одним и тем же контингентом студентов в течение всех лет обучения в вузе.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ научной литературы по теме исследования показал, что проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников остается недостаточно изученной. Различные вопросы формирования готовности будущих учителей к деятельности в аспекте социализации учащихся и социальному воспитанию школьников рассматривались в работах Г. А. Ворониной [1], А. В. Исайко [2], Т. Г. Осиповой [3]. Так, Т. Г. Осипова, рассматривая проблему формирования готовности студентов к реализации функций социального воспитания учащихся, отмечает необходимость «приобретения знаний, умений и навыков, необходимых в работе по развитию у школьников личных и гражданских качеств, важных для социальной адаптации» [3, 221].

Мы рассматриваем «готовность студента педагогического вуза к социальному воспитанию школьников» как профессионально-личностное образование, предполагающее владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьников, социальной компетенции, опыта социально-воспитательной работы с учащимися, проявление активности в социально значимой деятельности. Содержание готовности представляет единство и взаимообусловленность мотивационноличностного, когнитивного, практического компонентов.

Проведенное нами теоретическое исследование позволило выявить педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников: 1) внедрение в педагогический процесс модели формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников; 2) осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников; 3) вовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельность; 4) внедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников»; 5) накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

В ходе экспериментальной работы осуществлялась апробация выявленных педагогических условий.

Первое педагогическое условие предполагало внедрение в педагогический процесс модели формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников. Разработанная нами модель включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

Цель модели: формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников. Задачи модели: 1) на вводном этапе: повышение мотивации студентов к социальному воспитанию школьников; разработка диагностическо-

го комплекса для проверки у студентов уровня сформированности готовности к социальному воспитанию школьников; 2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование мотивационно-личностного, когнитивного, практического компонентов готовности студентов к социальному воспитанию школьников; отслеживание промежуточных результатов эксперимента; корректировка изучаемого процесса; 3) на контрольно-заключительном этапе: контроль, анализ и оценка результатов эксперимента.

В модель были заложены следующие принципы: гуманизации образовательного процесса, личностной ориентации, системности и последовательности, сознательности и творческой активности, научности, связи обучения с жизнью, контекстности.

Цель и задачи исследования определили содержание работы по формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников: теоретическая и методическая подготовка студентов, внеаудиторная социально значимая деятельность студентов, специальная подготовка (спецкурс «Основы социального воспитания школьников»), практическая педагогическая деятельность студентов.

В модели представлены формы обучения: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа, моделирование педагогических ситуаций, тренинги, деловые и ролевые игры, педагогическая практика и др.; формы воспитания: социальные проекты, акции, кураторские часы, субботники, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, беседы, вечера, встречи, дискуссии, дебаты, круглые столы и др.

В рамках исследования нами были использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, деловая игра, беседа, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, дискуссия и др.; методы воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности и др.

Разработанная нами модель предполагает использование определенных средств: наглядных пособий, технических средств обучения, печатных материалов СМИ, научной литературы, информационных ресурсов сети Интернет, электронных презентаций и др.

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности - повышение уровня сформированности готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

Разработанная модель служила ориентиром в организации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников.

В ходе проведения экспериментальной работы мы учитывали потенциал изучаемых в педагогическом вузе общественно-гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин в формировании готовности студентов к социальному воспитанию школьников. С преподавателями систематически проводились обсуждения вопросов актуализации социального аспекта в процессе преподавания дисциплины, обеспечения связей читаемой дисциплины с теми разделами, темами, в которых проблема формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников представлена полнее. Обеспечение междисциплинарной интеграции в педагогическом процессе вуза способствовало созданию неразрывности, связанности, целостности изучаемого процесса.

Студенты экспериментальной группы участвовали в разнообразной внеаудиторной социально значимой деятельности. Они принимали участие в акциях «Милосердие», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Марш парков», «День отказа от курения», «День

Донора», «Чистые окна», «Памяти жертв концлагерей», в проектах «Добро пожаловать», «Твой фильм о войне», «Каждому ребенку - счастливое детство», экологических субботниках, оказывали шефскую помощь и др.

В седьмом семестре четвертого курса в экспериментальной группе проводился спецкурс «Основы социального воспитания школьников». В процессе реализации программы спецкурса студенты знакомились с основами теории социализации личности, социального воспитания подрастающего поколения, социальными проблемами современности, особенностями системы организации социального воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях разного типа, методикой социального воспитания учащихся и спецификой ее организации во время прохождения педагогической практики, диагностикой социальной воспитанности учащихся. На занятиях спецкурса практиковалось проведение учебных дискуссий, тренингов, деловых и ролевых игр, микропреподавание, написание и защита рефератов по проблемам социального воспитания школьников, мини-сочинений, моделирование педагогических ситуаций, изучение и анализ передового опыта по проблеме исследования и др.

В ходе прохождения педагогической практики студенты приобретали опыт социального воспитания школьников. Методисты оказывали помощь студентам в планировании и проведении социально-воспитательной работы с учащимися, всесторонне анализировали используемый на уроках и внеклассных занятиях учебно-воспитательный материал социальной направленности, обеспечивали успех в педагогической деятельности студентов.

Исследование доказало, что внедрение и реализация выявленных педагогических условий позволяют повысить эффективность процесса формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

Резюме. Успешное формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: 1) внедрение в педагогический процесс модели формирования готовности студентов к социальному воспитанию школьников; 2) осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности студентов к социальному воспитанию школьников; 3) вовлечение студентов в разнообразную внеаудиторную социально значимую деятельность; 4) внедрение в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников»; 5) накопление у студентов опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронина, Г. А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Г. А. Воронина. - Барнаул, 2002. - 20 с.

2. Исайко, А. В. Диагностика готовности учителя к деятельности в аспекте социализации учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В. Исайко. - Ростов н/Д., 1998. - 23 с.

3. Осипова, Т. Г. Формирование готовности студентов к реализации функций социального воспитания учащихся средствами школьного курса истории : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 / Т. Г. Осипова. - Кострома, 2002. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.