Научная статья на тему 'Формирование у студентов педагогического вуза готовности к социальному воспитанию школьников'

Формирование у студентов педагогического вуза готовности к социальному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Наталья Витальевна

В статье анализируются основные аспекты формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию в школе, представлены материалы экспериментальной работы по формированию исследуемой готовности и доказывается ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврова Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов педагогического вуза готовности к социальному воспитанию школьников»

УДК 378:373.5.035

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY FOR SOCIAL EDUCATION AT SCHOOL

Н. В. Лаврова N. V. Lavrova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье анализируются основные аспекты формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию в школе, представлены материалы экспериментальной работы по формированию исследуемой готовности и доказывается ее эффективность.

Abstract. In the given article the basic aspects of formation of readiness of the future teacher for social education at school are analyzed, materials of experimental work on the formation of the investigated readiness are presented and its efficiency is proved.

Ключевые слова: социальное воспитание, готовность к социальному воспитанию, социальная компетенция.

Keywords: social education, readiness for social education, social competence.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, требует поиска новой модели воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества -школы, вуза, семьи, трудовых коллективов, общественности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Концепция выдвигает на первый план, среди прочих, формирование у школьников следующих качеств: гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1, 10].

Педагогический вуз призван готовить будущих учителей к профессиональной педагогической работе в школе. Выпускник должен быть подготовлен к решению тех задач, которые ставятся перед общеобразовательной школой на современном этапе. Основную нагрузку по осуществлению социально-воспитательных функций в ней несет социальный педагог. Но и учитель обязан «сочетать задачи воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы».

За последние годы по многим причинам воспитательная деятельность в школах, особенно ее социальный аспект, оказывается недостаточной. Учителя испытывают трудности в организации социально-воспитательной работы с учащимися разного возраста и социального происхождения, не владеют достаточными теоретическими, методическими знаниями, практическими умениями и навыками процесса социального воспитания.

Анализ современной ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выявил ряд противоречий:

- между потребностью общества в учителях, способных к осуществлению процесса социального воспитания, и возможностью их подготовки в условиях отсутствия целенаправленной государственной политики в области социального воспитания;

- между объективными возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к школе в решении современных задач социального воспитания, и недостаточной теоретической и практической готовностью будущего учителя к их решению;

- между подготовленностью к педагогической деятельности учителя как предметника и его готовностью к осуществлению социального воспитания, что приводит к нарушению принципа целостности организации учебно-воспитательного процесса.

Поскольку вопросы теоретической и практической подготовки будущих учителей неразрывно связаны с решением социальных проблем в обществе, то процесс формирования будущего специалиста должен отражать потребности и значимые явления, происходящие в стране. Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы, педагогического опыта вузов показало, что, несмотря на многочисленные исследования проблемы подготовки будущего учителя, проблема готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников не является полностью разработанной.

В этой связи целью нашего исследования является теоретическое обоснование педагогических условий эффективности процесса формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию школьников.

Материал и методика исследований. Нами были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным аспектам формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию школьников.

В целях проверки эффективности выявленных нами педагогических условий, нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» на Ш-1У курсах факультета иностранных языков.

Для диагностики готовности к социальному воспитанию мы использовали комплекс апробированных в педагогике и психологии научно-исследовательских методов: анкетирование, тестирование, опросы, беседы, интервью, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, метод диагностики, метод срезов, статистические методы обработки полученных результатов и другие методы. В процессе эксперимента мы создали специальные условия для его проведения; разработали методику точного учета контролируемых факторов, влияющих на результаты исследований; осуществили объективное количественное выражение результатов; провели планирование в рамках выбранных нами положений методологической основы решения проблемы. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, скомплектованные

по единому признаку - одинаковому уровню готовности студентов к социальному воспитанию школьников.

Для определения соотношения уровня исследуемой готовности КГ и ЭГ нами вычислялся хи-квадрат-критерий (критерий Вилкоксона) - непараметрический метод, который используется для оценки значимости различий двух связанных совокупностей количественных признаков, (в нашем случае - уровней сформированности исследуемой готовности в КГ и ЭГ). Вычисления производились по следующей формуле [2]:

где Q2l - частота 1-ого значения показателя во второй группе; Ql1 - частота 1-ого значения показателя в первой группе; п1 - количество измерений в первой группе; п2 - количество измерений во второй группе; т - количество значений.

Показатель разницы исследуемой готовности в КГ и ЭГ сравнивался со своим табличным значением. До эксперимента значения критерия по всем показателям меньше табличного критического - 1,87, т. е. студенты контрольной и экспериментальной групп имели примерно одинаковый уровень готовности к социальному воспитанию школьников.

Результаты исследований и их обсуждение. Особое внимание нами было уделено вопросу выделения и обоснования педагогических условий формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию школьников. В психологопедагогической литературе встречаются различные подходы к анализу понятия «педагогические условия». Их сущность рассматривается в исследованиях многих ученых: Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, Г. В. Рубиной, В. Д. Симоненко и

В ходе проведенных нами исследований было сформулировано определение понятию «готовность студентов педвуза к социальному воспитанию школьников». Это сложное индивидуально-личностное образование, включающее наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьников, определенный уровень владения социальной компетенцией, предполагающее владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, проявление активности в социально-воспитательной деятельности, обеспечивающей успешную самореализацию и целенаправленное развитие учащихся в современном российском обществе.

Главным критерием готовности будущего учителя к социальному воспитанию школьников является формирование его социальной компетенции, определяющей эффективность процесса социального воспитания и взаимодействие всех его субъектов: педагогического коллектива, детей, родителей и др.

Сформированность исследуемой готовности определяется по следующий критериям: мотивационно-личностному (наличие положительной мотивации к социальному воспитанию школьников; сформированность социальной компетенции), когнитивному (полнота и объем теоретических, методических знаний в области социального воспитания школьников), практическому (сформированность умений и навыков социального воспитания школьников; наличие опыта социально-воспитательной работы

др.

с учащимися; активность в социально-воспитательной деятельности). Отражают сущностные изменения в ее формировании типичные уровни - высокий, выше среднего, средний, низкий.

В результате анализа сущности и содержания базовых категорий исследования, современного состояния проблемы в педагогической практике мы предположили, что эффективность процесса формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию языка обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- реализацией межпредметной интеграции, способствующей формированию готовности будущих учителей к социальному воспитанию школьников;

- сочетанием аудиторной и разнообразной внеаудиторной деятельности будущих учителей и создание на этой основе оптимальных возможностей для формирования у них социальной компетенции;

- внедрением в педагогический процесс спецкурса «Основы социального воспитания школьников»;

- накоплением у будущих учителей опыта социального воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

На формирующем этапе эксперимента нами осуществлялась реализация выделенных педагогических условий формирования готовности к социальному воспитанию школьников в экспериментальной группе.

Процентное соотношение динамики формирования готовности будущего учителя к социальному воспитанию школьников в контрольной и экспериментальной группах отражено в таблице 1.

Таблица 1

Сформированность готовности будущего учителя к социальному воспитанию школьников до и после эксперимента по выделенным уровням (%)

КГ ЭГ

Уровни До эксперимента После эксперимента Уровни До эксперимента После эксперимента

Низкий 26,52 23,23 Низкий 28,17 16,67

Средний 30,55 26,26 Средний 31,78 24,87

Выше среднего 22,73 25,76 Выше среднего 21,21 27,54

Высокий 20,20 24,75 Высокий 18,84 30,92

Таким образом, в ходе эксперимента произошло изменение уровня готовности студентов педвуза к социальному воспитанию школьников в экспериментальной группе: по высокому уровню увеличение составило 12,08 %, по уровню выше среднего -6,33 %, по среднему уровню показатель уменьшился на 6,91 %, по низкому уровню - на 11,5 %; при этом в контрольной группе наблюдалось по высокому уровню увеличение на 4,55 %, по уровню выше среднего - на 3,03 %, по среднему уровню данный показатель уменьшился на 4,29 %, по низкому уровню - на 3,29 %.

После формирующего этапа эксперимента обобщенный хи-критерий составил 9,922248234 и показал разницу с табличным значением (7,814727764), что свидетельст-

вует о существенном различии уровня исследуемой готовности студентов КГ и ЭГ. Полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня сформиро-ванности готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников у студентов экспериментальной группы. Следовательно, повышение уровня сформированности исследуемой готовности произошло благодаря проведенной в экспериментальной группе работе по ее формированию.

Резюме. Экспериментальное исследование подтвердило правильность нашего выбора педагогических условий эффективности формирования у студентов педвуза готовности к социальному воспитанию школьников. По нашему убеждению, формирование готовности к социальному воспитанию должно стать неотъемлемой частью процесса подготовки будущего учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.

2. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагогического исследования / В. В. Краевский. - Самара : СГПИ, 1994. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.