Условия формирования готовности слушателей образовательных организаций МВД к противостоянию пропагандистской деятельности
Магомедов М.Н.
2.16. Педагогические условия формирования готовности слушателей образовательных организаций МВД к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности
©Магомедов Мурад Насруллаевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия [email protected]
Аннотация
Целью данного исследования было изучение проблем формирования и развития у слушателей образовательных организаций МВД России моральной и психологической устойчивости к пропагандистской и вербовочной деятельности, а также способности и готовности противостоять психологическому воздействию данному явлению с учетом того, что противостояние пропагандистской и вербовочной деятельности выступает одним из ключевых направлений работы вузов МВД России.
Задачи исследования: была осуществлена попытка проанализировать эффективность педагогической деятельности преподавателей в контексте обучения слушателей к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности путем обеспечения их необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями.
Выводы: результаты исследования свидетельствуют о том, что выбор педагогических технологий обучения должен быть основан на их возможности повысить процесс формирования у слушателей готовности к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности.
Ключевые слова: противостояние, пропагандистская и вербовочная деятельность, педагогические технологии, слушатели, способность, готовность.
Для цитирования: Магомедов М.Н. Педагогические условия формирования готовности слушателей образовательных организаций МВД к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 181-184.
Pedagogical conditions for forming the readiness of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs to oppose propaganda and recruitment activities
©Magomedov Murad Nasrullayevich
North Caucasian institute of professional development (branch)
Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia amv_ [email protected]
Abstract
The purpose of this study was to study the problems of formation and development of moral and psychological resistance to propaganda and recruitment activities among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as the ability and readiness to resist the psychological impact of this phenomenon, taking into account that the confrontation of propaganda and recruitment activities is one of the key areas of work of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Research problems: the attempt to analyses efficiency of pedagogical activity of teachers in the context of training of listeners to opposition of propaganda and recruiting activity by providing them with necessary knowledge, abilities, skills and competences was made.
Conclusions: The results of the study show that the choice of pedagogical training technology should be based on their ability to increase the process of building students' readiness to resist propaganda and recruitment activities.
Keywords: confrontation, propaganda and recruitment, pedagogical technologies, listeners, ability, readiness.
For citation: Magomedov M.N. Pedagogical conditions for forming the readiness of students of educational organizations of the ministry of internal affairs to oppose propaganda and recruitment activities // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 181-184. (in Russ.).
Введение
Формирование и развитие у слушателей моральной и психологической устойчивости к пропагандистской и вербовочной деятельности обусловлено их способностью и готовностью противостоять психологическому воздействию, выражающемуся в пропагандистской и вербовочной деятельности.
Противостояние и противодействие пропагандистской и вербовочной деятельности выступает одним из ключевых направлений работы образовательных организаций МВД России [2,6].
Сложившаяся на сегодняшний день практика вербовки свидетельствует о необходимости поиска новых путей противостояния данному явлению.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 181
ISSN 2310-7049 (online)
Постановка проблемы
Пропагандистская и вербовочная деятельность осуществляется эмиссарами международных террористических и экстремистских организаций с целью подготовки и обучения завербованных методам конспирации и способам противодействия правоохранительным органам, а также ведению боевых действий на стороне незаконных вооруженных формирований.
Известно, что деятельность вербовщиков строится с использованием возможностей сети Интернет, в т.ч. социальных сетей, мессенджеров и т.д., по принципу «сетевого маркетинга» способствующего росту завербованных в геометрической прогрессии. Примечательно, что увеличивается доля женщин и лиц, пребывающих в местах лишения свободы, вовлеченных в террористические и экстремистские организации.
В контексте изложенного учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях МВД России целесообразно осуществлять с помощью педагогической деятельности, направленной на формирование у слушателей нетерпимости к пропагандистской и вербовочной деятельности [8,9].
Обоснование
Для осуществления эффективной педагогической деятельности, преподавателям необходимо ориентировать обучение слушателей «на противостояние пропагандистской и вербовочной деятельности путем обеспечения их необходимыми знаниями и развития навыков, умений и готовности осуществлять противодействие указанному негативному явлению и формирования у них специальных компетенций. Отсюда определяется значимость правильного подбора инновационных педагогических технологии, основная направленность которых состоит в создании благоприятных педагогических условий подготовки слушателей и достижения ими намеченных целей обучения» [3,5].
К числу важнейших педагогических условий, способствующих обучению у слушателей готовности к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности, относятся:
1. Необходимость развивать собственную мотивацию и побуждение к учебно-познавательной деятельности в сфере пропагандистской и вербовочной деятельности путем: сосредоточения усилий на изучении намерений слушателей; использовании принципа функциональной автономии в целях развития у слушателей собственного мировоззрения и стремления к овладению знаниями, умениями и навыками осуществления противостояния к пропагандистской и вербовочной деятельности; формирования у них усердия в процессе обучения противостоянию к пропагандистской и вербовочной деятельности; воспитания необходимых морально-волевых качеств - чувство долга, ответственности, решительности, находчивости, твердости, обязательности и мужества [3,4,5].
2. Необходимость повышать свое педагогическое мастерство для компетентной передачи слушателям своих знаний и умений, формирования у них готовности к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности. В указанном контексте педагогическое мастерство преподавателей характеризуется: ориентированностью на решение новых задач познавательной деятельности, в частности, формирование у слушателей высокого уровня волевой готовности к
противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности; сосредоточенностью на повышении собственной психолого-педагогической специализации; готовностью применять инновационные обучающие технологий; нацеленностью на активное самообразование, самоактуализацию и самосовершенствование в вопросах осуществления противостояния к пропагандистской и вербовочной деятельности [3,4,5].
3. Необходимость эффективного использования инновационных педагогических технологии обучения, формирующих у слушателей твердой готовности к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности. В указанном контексте необходимо обратить внимание на «педагогическую технологию сформированную на основе уникального авторского подхода к организации образовательного процесса с выделением основных компонентов подхода: видения преподавателем предстоящего занятия, содержания и структуры занятия, последовательности, применяемого рабочего инструментария и создание комфортных условий для всех слушателей» [3,4,5].
Каждая педагогическая технология строится на соблюдении принципа системности, воспроизводимости и гарантированности результатов, обратной связи.
Определяя цели и задачи обучения слушателей противостоянию к пропагандистской и вербовочной деятельности, необходимо из всего многообразия инновационных педагогических технологий выбирать наиболее оптимальные и результативные, к которым относятся: концентрированное обучение, модульное обучение, проектное обучение, поиско-исследовательское обучение. Выбирая ту или иную педагогическую технологию обучения необходимо анализировать ее с позиции обеспечения: целостного и непрерывного формирования у слушателей готовности к осуществлению противостояния к пропагандистской и вербовочной деятельности; обстановки, позволяющей слушателям овладеть новыми знаниями, сформировать у них необходимые умения и навыки решительных действий в осуществлении противостояния пропагандистской и вербовочной деятельности; благотворного влияния на познавательную мотивацию слушателей; благоприятной психологической адаптации слушателей к работе в учебных группах; длительного и творческого взаимодействия преподавателей и слушателей; получения прочных знаний в сфере противостояния к пропагандистской и вербовочной деятельности; совершенствования навыков критического, логического и проблемно-ориентированного мышления; условий для осуществления слушателями активной самостоятельной работы [9].
4. Необходимость способствовать активизации у слушателей потребностей в самовоспитании и саморазвитии. Известно, что на первоначальных этапах образовательного процесса у слушателей в достаточной степени не развиты навыки самостоятельной работы и здесь необходима помощь преподавателя, которая состоит в формировании общественного мнения в коллективе слушателей о целесообразности самовоспитания, в планировании и осмыслении сущности самовоспитания, в подведении результатов самовоспитания.
Процесс самовоспитания и саморазвития до момента формирования устойчивости любого навыка проходит четыре этапа.
На первом этапе - самопознания, происходит осознание необходимости работы над собой, устранения своих недостатков и тем самым формируется твердое
182
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Условия формирования готовности слушателей образовательных организаций МВД к противостоянию пропагандистской деятельности
Магомедов М.Н.
желание становиться лучше. Задача преподавателя на данном этапе состоит в оказании помощи слушателям в осуществлении самонаблюдения и самооценки путем проведения бесед, дискуссий, тренингов и в обучении их делать правильные и результативные умозаключения из полученных результатов.
На втором этапе - программном, разрабатываются планы самовоспитания, отражающие изменения, произошедшие в личности и направленных на воспитание у слушателей необходимых качеств и свойств. План воспитания необходимо структурировать в разрезе задач, содержания, средств. Методов и сроков достижения поставленных целей.
На третьем этапе - деятельностном, происходит претворение в жизнь разработанного на предыдущем этапе плана самовоспитания. Задача преподавателя состоит здесь также в оказании помощи слушателям при осуществлении ими целенаправленной деятельности по воспитанию необходимых свойств личности. Также преподаватели оценивают усилия слушателей, обращают их внимание на неиспользованные резервы
Список литературы:
1. Айол А.А. Противостояние идеологии терроризма как ключевая задача системы образования на современном этапе // В сборнике: Педагогика сегодня: проблемы и решения Материалы III Международной научной конференции. 2018. С. 71-76.
2. Гуркина Т.А., Тепляков О.В. Информационно-психологические аспекты выявления лиц, пропагандирующих идеологию экстремизма в пенитенциарных учреждениях России //, Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 5. С. 1921.
3. Дьяков В.Д. Концептуальные основы формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 80-82.
4. Дьяков В.Д. Педагогические условия формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 26-29.
5. Дьяков В.Д. Педагогическая модель формирования готовности учащихся вуза к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности террористических организаций // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 109-110.
6. Зеленов Ю.Н. Педагогическая профилактика экстремизма как фактор стабильности общественных отношений // В сборнике: Право и личность: история, теория, практика Сборник научно-методических работ кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук УрГПУ. 2019. С. 83-86.
7. Зеленов Ю.Н., Грибовская Н.Н. Вопросы формирования системы педагогической профилактики молодежного экстремизма в образовательных учреждениях // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29). С. 77-84.
8. Маздогов М.Б. Профилактика экстремизма в педагогическом процессе // В сборнике: Экономика, наука, образование России: тенденции и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Сер. "Научный вестник" Ответственный за выпуск Жукова А.В. 2016. С. 234-238.
и развивают у них навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.
На четвертом этапе - итоговом, делаются выводы и оцениваются достигнутые результаты самовоспитания, также актуализируются задачи для продолжения самовоспитания [7].
Выводы
Таким образом, избирательность в выборе и реализации педагогических условий обучения позволит повысить эффективность процесса формирования у слушателей готовности к противостоянию пропагандистской и вербовочной деятельности. Вместе с тем, полезным будет дополнить образовательный процесс методами информационно-пропагандистского, обучающего и воспитательного воздействия, направленными на формирование у слушателей информационно-психологической устойчивости к идеологии терроризма и экстремизма.
References:
1. Aiol A.A. Confronting the ideology of terrorism as a key task of the education system at the present stage // In the collection: Pedagogy today: problems and solutions Materials of the III International Scientific Conference. 2018. P. 71-76.
2. Gurkina T.A., Teplyakov O.V. Information and psychological aspects of identifying individuals propagating the ideology of extremism in Russian penitentiary institutions // Criminal Executive System: Law, Economics, Management. 2019.No 5. P. 19-21.
3. Dyakov V.D. The conceptual basis for the formation of readiness of university students to confront the propaganda and recruitment activities of terrorists // World of Science, Culture, Education. 2018. No. 5 (72). P. 80-82.
4. Dyakov V.D. Pedagogical conditions for the formation of readiness of university students to confront the propaganda and recruitment activities of terrorist organizations // World of Science, Culture, Education. 2019.No 6 (79). P. 26-29.
5. Dyakov V.D. The pedagogical model of the readiness of university students to confront the propaganda and recruitment activities of terrorist organizations // World of Science, Culture, Education. 2019.No 3 (76). P. 109-110.
6. Zelenov Yu.N. Pedagogical prevention of extremism as a factor in the stability of social relations // In the collection: Law and personality: history, theory, practice, Collection of scientific and methodical works of the Department of Law, Economics and the teaching methods of the Institute of Social Sciences of Ural State Pedagogical University. 2019. P. 83-86.
7. Zelenov Yu.N., Gribovskaya N.N. Issues of the formation of a system of pedagogical prevention of youth extremism in educational institutions // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1 (29). P. 77-84.
8. Mazdogov M.B. Prevention of extremism in the pedagogical process // In the collection: Economics, science, education of Russia: trends and prospects Materials of the international scientific and practical conference. Ser. "Scientific Herald" Responsible for the release of A. Zhukov 2016. P. 234-238.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 183
ISSN 2310-7049 (online)
9. Тытар В.А. О роли образовательных организаций в противодействии терроризму // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-4. С. 555-557.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Магомедов Мурад Насруллаевич, подполковник полиции, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия. E-mail: [email protected]
9. Tytar V.A. On the role of educational organizations in countering terrorism // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 2-4. P. 555-557.
- 89,94%
ABOUT THE AUTHOR
Magomedov Murad Nasrullayevich, police lieutenant colonel, lecturer of department of activity of Department of Internal Affairs in special conditions, North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста
184
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)