УДК 378.14.015.62
UDC 378.14.015.62
Т.С. ГРОМЫКИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории народной художественной культуры, Орловский государственный институт искусств и культуры E-mail: [email protected]
T.S. GROMYKINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and history of national art culture, Orel Institute
of Arts and Culture E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF MASTERS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
В публикуемом материале раскрыты основы формирования этнокультурной компетентности магистрантов в условиях современной образовательной среды. Представлены педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности магистрантов в Орловском государственном институте искусств и культуры.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, образовательная программа, высшее профессиональное образование, магистрант, традиционная культура.
In the published material the bases of formation of ethno-cultural competence of masters in the conditions of the modern education are opened.
Pedagogical conditions of effective formation of ethno-cultural competence of masters on an example of Orel Institute of Arts and Culture are presented.
Keywords: ethno-cultural competence, an educational program, the higher vocational training, master, traditional culture.
Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образования. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку молодежи к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей высшей школы становится подготовка личности гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой - гражданина России, мира.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций высшей школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокуль-
турного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.
Этнокультурная компетентность определяется исследователями как свойство личности, выражающееся в наличии:
• совокупности представлений, знаний о той или иной этнической культуре, культурных потребностях, интересах, обрядах, традициях, праздниках, фольклоре;
• знание особенностей национального самосознания, межнациональных установок, проблем языковых взаимодействий;
• знание приемов и способов личностно-ориентированного позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способов саморегуляции и самоуправления эмоциональным состоянием, поведение в сложных житейских ситуациях.
Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.
Формирование этнокультурной компетентности -это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
© Т.С. Громыкина © T.S. Gromykina
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
Формирование этнокультурной компетентности определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Формирование этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» предполагает несколько этапов. Причем основу первичной сформированное™ этнокультурной компетентности у будущих магистрантов в вузе культуры можно определить степенью совместной деятельности в учебном процессе. Это сформированные умения и навыки распределения, интегрирования, координации и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, степень самостоятельности и социальной ответственности. Таким образом, к моменту поступления в магистратуру поступающий уже является носителем этнокультурной компетентности на некотором уровне. Далее в ходе учебно-воспитательного процесса в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» магистранты приобретают навыки и умения решения производственных задач в поликультурном коллективе. Содержание этого процесса в данном учреждении высшего профессионального образования можно определить следующим образом:
- интуитивное формирование этнокультурной компетентности: осознание системы требований, предъявляемых специалисту обществом в целом и представителями конкретных этнических групп, с которыми он взаимодействует, в частности; соотнесение системы требований, предъявляемых к человеку в процессе профессиональной деятельности, со сложившимися в детстве представлениями, знаниями, умениями и навыками межкультурного общения;
- формирование теоретических основ этнокультурной компетентности: в понятиях, законах, принципах конкретизируются стратегии предупреждения и разрешения конфликтов в ситуациях межнационального общения; а также умением моделировать такие ситуации, в которых исключается напряженность во взаимоотношениях членов коллектива;
- формирование практических умений и навыков, характеризующих сформированность этнокультурной компетентности: приобретенные знания получают прикладной характер и способствуют выработке личной позиции, усилению контроля за развитием ситуации.
Формирование этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» эффективно происходит за счет внедрения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.
Процесс формирования этнокультурной компетент-
ности магистрантов в образовательном пространстве института культуры города Орла заключается в целенаправленной работе, осуществляемой в ходе образовательной подготовки различных направлений, в рамках творческой мастерской, которая расширяет возможности, обеспечивает профессиональное становление и более комфортное вхождение магистранта в профессиональную среду. Диагностический анализ этнокультурной компетентности магистрантов Орловского государственного института искусств и культуры показал, что безусловное большинство магистрантов выражают высокую мотива-ционную готовность осваивать основы традиционной культуры, имеют высокий интерес к культуре своего народа, эмоциональный подъём от посещения выставок и различных культурно-массовых программ. Большой процент опрошенных магистрантов разных направлений подготовки считают, что им необходимы дополнительные знания об этнокультуре и готовы профессионально обучаться теории и практике. Также отмечается недостаточный уровень своих практических навыков и умений, но в то же время магистранты чувствуют себя достаточно уверенно во время проведения бесед и дискуссий на темы о традиционной культуре.
Диагностирование выявило необходимость формирования личности магистрантов на основе сочетания компетентностного и этнокультурологического подходов; позволило включить в основу проектирования технологии профессиональной подготовки необходимость ознакомления с традиционной «культурой жизнеобеспечения», формирование этнокультурных ценностей, выполнение принципов системности и преемственности в процессе проектирования и реализации учебной деятельности. Определились критерии сформирован-ности этнокультурной компетентности магистрантов в ОГИИК, ориентированные на творческую деятельность в этнокультурной среде региона.
Реализация задачи формирования этнокультурной компетентности магистрантов в ОГИИК осуществляется на лекциях, семинарах и практических занятиях; научно-практических конференциях с участием ведущих специалистов и др. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются: содержание базового образования, реализуемое в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования различных направлений, курсового и дипломного проектирования по проблематике традиционного этнокультурного творчества; профессиональное технологическое обучение по программам творческой мастерской; совместная научная и этнокультурная коммуникативная деятельность в рамках научных программ, семинаров и лабораторий по НИР и НИРС; сотрудничество с организациями и учреждениями, использующими в своей работе традиции этнокультурного творчества; индивидуальная творческая технологическая деятельность.
Современные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе обучения магистрантов, в ОГИИК создают предпосылки для интеграции образо-
вания в этнокультуру и этнокультуры в образование, для углубления и развития этнокультурологических начал в высшем образовании. Технологические дисциплины решают задачи сохранения традиционной культуры этноса. Образовательные программы различных направлений подготовки квалификации «магистр» в ОГИИК составляются расширительно к учебному плану вуза и разрабатываются в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки с приближением к курсам повышения квалификации, проводимые на факультете повышения квалификации и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», с частичным приближением к аспирантской подготовке.
Таким образом, основными показателями сфор-мированности этнокультурной компетентности магистрантов различных направлений в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» являются:
1. Этика и ценности. Необходимость работать в соответствии с ценностями, этикой и стандартами профессии, отдавая отчет, как личные и профессиональные ценности могут противоречить или помогать, учесть потребности людей из разных культурных групп.
2. Самосознание. Стремление углублять понимание своих личных, культурных ценностей и убеждений как один из способов понять значение поликультурной идентичности в жизни людей.
3. Кросс-культурные знания. Развитие специализированных знаний и понимания истории, традиций, ценностей, семейных систем и форм художественного самовыражения основных групп посетителей.
4. Межкультурные навыки. Использование соответствующих методологических подходов, навыков и методов, которые отражают понимание роли культуры в процессе жизнедеятельности.
5. Профессиональное обучение. Пропагандирована и участие в образовательных и учебных программах, которые помогают распространению культурной
компетентности в рамках той или иной профессии.
Проведя диагностику, систематизировав и обобщив материал, мы определили наиболее эффективные педагогические условия формирования этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»:
- профессиональная подготовка магистрантов в соответствии с образовательными программами, с применением современных педагогических технологий;
- организация, содержание и технология учебного процесса направлены на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического;
- создание педагогических ситуаций, которые направлены на позитивное использование знаний по современным проблемам межнациональных отношений.
Таким образом, если выделенные педагогические условия будут соблюдаться в ходе формирования этнокультурной компетентности магистрантов в вузе культуры, то это способствует: во-первых, развитию установок и убеждений, т.е. пониманию собственных культурных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и установки культурно разнообразных групп населения; во-вторых, развитию знаний - понимание и осведомленность о культурно обусловленных различиях в мировоззрении у представителей различных социокультурных групп; в-третьих, совершенствованию навыков - способность находить и использовать культуросообразные стратегии вмешательства в работе с людьми, выходцами из различных социокультурных групп.
Следовательно, формирование этнокультурной компетентности магистрантов в высшей школе способствует ориентированию будущего профессионала на социализацию и инкультурацию знаний, умений, навыков с целью адекватного осмысления и оценки ситуации, ее сущности, целей, задач и норм с точки зрения общественно значимых ценностных ориентаций полинациональной общности.
Библиографический список
1. Магомедов Х. М. Содержание и функциональное значение этнокультурной компетентности студентов. Материалы международной заочной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 1. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 172с.
2. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г). Уфа: Лето, 2011. С. 49-52.
3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. // Педагогика, № 3, 2005. С. 35-42.
4. Хаштыров Я. М. Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
5. ШагаеваН. А. Формирование этнокультурной компетентности студента : автореф. дисс. канд. пед. наук. Элиста, 2006.
References
1. Magomedov H.M. Maintenance and functional value of ethno cultural competence of students. Materials of the International correspondence conference «Urgent problems of science and education». A series «Humanities». release 1. Stavropol, 2009. 172p.
2. Morozov I.A. Ethno-cultural competence and standards of the general education of the second generation. //Pressing questions of modern pedagogies: materials of the International conference (Ufa, June, 2011). Ufa: Summer, 2011. Pp. 49-52.
3. Poshtareva T. V. Formation of ethno-cultural competence. //Pedagogic, № 3, 2005. Pp. 35-42.
4. Hashtyrov J.M. Formation of ethno-cultural competence of the future managers in the conditions of average vocational training: author's abstract, pedagogical sciences. Stavropol, 2006.
5. Shagaeva N.A. Formation of ethno-cultural competence of the student: author's abstract, pedagogical sciences. Elista, 2006.