УДК 378.14.015.62 Т.С. ГРОМЫКИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории народной художественной культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
UDC 378.14.015.62
T.S. GROMYKINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of the theory and history of national art culture,Orel
Institute of Culture E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
ЦЕНТРА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE HEADS OF THE ETHNO CULTURAL CENTRE IN MODERN
HIGH SCHOOL
В публикуемом материале рассматриваются современные инновационные технологии, применяемые в профессиональном образовании будущих руководителей этнокультурного центра.
На примере ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» раскрыты формы и методы обучения студентов направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром», квалификации (степень) выпускника - «бакалавр».
Ключевые слова: профессиональное образование, инновационные технологии, бакалавр, руководитель этнокультурного центра.
In the published material the modern innovative technologies applied in vocational training of the future heads of the ethno cultural centre are considered.
Revisiting the «Orel Institute of Culture» the forms and methods of students training of specialization 071500 National art culture, the profile «Management of the ethno cultural centre», qualification of the graduate «bachelor» are presented.
Keywords: vocational training, innovative technologies, the bachelor, the head of the ethno cultural centre.
Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у будущих руководителей этнокультурного центра способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать с разными по составу и возрасту группами, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией - это компьютеры, интернет, мультимедийная, аудио-, видеотехника; и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.
Внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий в ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» позволяет будущему руководителю этнокультурного центра:
- получить прочные знания, закрепить умения и навыки в различных областях будущей профессиональной деятельности;
- развить творческое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, творческо-производственную и самообразовательную деятельность;
- сформировать социально ценные формы и модели поведения;
- воспитать привычки чёткого следования требованиям учебных дисциплин в организации различных видов занятий в вузе.
Для подготовки конкурентоспособного руководителя этнокультурного центра в ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения. Среди словесных методов обучения будущих руководителей этнокультурного центра важное место занимает лекция.
Особенно интересная и эффективная лекция для студентов направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром», квалификации (степень) вы-
© Т.С. Громыкина © T.S. Gromykina
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016
пускника - «бакалавр» является лекция, посвященная конкретной проблеме.
Такой вид лекции предполагает постановку проблемы. проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции для будущих руководителей этнокультурного центра преподаватель моделирует противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний студентами при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка конкретной проблемы побуждает будущих руководителей этнокультурного центра к активной мыслительной и творческой деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
В профессиональной подготовке будущих руководителей этнокультурного центра в ОГИК практикуются семинары-диспуты. Эта форма учебного занятия в данном институте искусств и культуры города Орла для бакалавров направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром» предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения будущих руководителей этнокультурного центра. Она используется при анализе проблемных ситуаций. когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих используется методика коллективного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе студентов в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: будущие руководители этнокультурного центра объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнить общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение бакалавров направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром» от инерции мышления, активизируется творческое мышление, преодолевается привычный ход мыслей при решении поставленной проблемы.
Основной принцип и правило этого метода в учебном процессе подготовки будущих руководителей эт-
нокультурного центра - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в ОГИК при подготовке бакалавров направления 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром». В процессе дидактической игры будущий руководитель этнокультурного центра выполняет действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует бакалавру направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокульту рным центром», системному и целостному освоению профессии.
Прохождение производственной практики с выполнением должностной роли - активный метод обучения будущих руководителей этнокультурного центра в ОГИК, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагиваетвосновномисполнениероли(долж-ности). Главное условие производственной практики - выполнение под контролем преподавателя определенных действий в реальных творческо-производственных условиях.
Игровое проектирование является практическим занятием для бакалавров направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром», в ходе которого разрабатываются культурные, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы студентов. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой - умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов
Данные технологии способствуют развитию у будущих руководителей этнокультурного центра индивидуальных умений и навыков, учитывают индивидуально-личностные характеристики, включая способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Они предусматривают использование возможностей коллективной творческой деятельности для оказания помощи каждому студенту в успешном освоении учебного материала, выполнении манипуляций, решении ситуационных задач.
В профессиональной подготовке будущих руководителей этнокультурного центра в ОГИК широко используется в учебном процессе компьютерные технологии обучения.
К настоящему времени в ФГБОУ ВО «Орловский
государственный институт культуры» применяются такие технологические направления, в которых компьютер является:
• средством для предоставления учебного материала студентам с целью передачи знаний;
• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности студента.
На современном этапе в профессиональной подготовке будущих руководителей этнокультурного центра в ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» разработаны и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих). компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения для бакалавров направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром» открылись новые возможности. Прежде все-
го, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет будущим руководителям этнокультурного центра в условиях вуза на новом уровне передавать информацию студенту и улучшить ее понимание.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе бакалавров направления подготовки 071500 Народная художественная культура, профиль «Руководство этнокультурным центром» способствует реализации следующих педагогических целей:
• развитие личности студента, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
• реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества:
• интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Таким образом, инновационные технологии в профессиональной подготовке будущих руководителей этнокультурного центра в условиях вуза являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами III поколения перед системой высшего профессионального образования - подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
Библиографический список
1. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. С-Пб.: КАРО, 2006.
2. Шигиш Н.В., Русакова Н.Л. Современные инновационные технологии в процессе обучения студентов медицинского колледжа // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. 317 с.
References
1. Daytona О.В, Ktylov О. N. Modem pedagogical technologies in profile training. S-pb.: CAPO, 2006.
2. Shigina N. V., Rusakova N.L. Modem innovative technologies in the course of training of students of medical college//Inno vations and modem technologies in an education system: materials of the international scientifically-practical conference on February, 20-2 lth, 2011. 317p.