УДК 378.14.015.62
Варламова Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Чувашский государственный педагогическийуниверситет, [email protected], Чебоксары
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается этнокультурный компонент профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования, будущих учителей иностранного языка. Статья обращается к понятиям компетентности и профессиональной компетентности в современных условиях реформирования российской системы высшего образования. Профессиональная компетентность выступает системным интегрированным понятием, включающим ряд компетенций (языковую (лингвистическую), коммуникативную (речевую), социокультурную, лингводидакгическую, личностную, лингвопознавательную), соответствующих особенностям профессиональной подготовки бакалавров, будущих учителей иностранного языка. В каждой компетенции выделены компоненты, характеризующие ее этнокультурное содержание. Изложенные положения позволяют сделать вывод о том, что профессиональная подготовка бакалавров, нацеленная на формирование профессиональной компетентности и осуществляемая с учетом особенностей ее этнокультурного компонента, способствует профессиональному образованию личности, необходимой обществу на современном этапе.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетенция; этнокультурный; иноязычное образование.
Varlamova Elena Yuryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of the English language at the Chuvash State Pedagogical University, [email protected], Cheboksary
ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF FOREIGN-LANGUAGE PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. The article considers the ethno-cultural component of professional competence of bachelors of pedagogical education, who are the future foreign-language teachers. The article refers to the approaches to the concepts of competence and professional competence in the conditions of reforming the Russian system of higher education. Professional competence is defined as the systemic integrated concept which includes some capacities (which are following: linguistic, communicative (speech), socio-cultural, linguo-didactic, personal, linguo-cognitive); they relate to peculiarities of professional training of bachelors, who are the future foreign-language teachers. In each capacity there are components which characterize its ethno-cultural content. The considered propositions allow to come to the conclusion that professional training of bachelors which is aimed to forming professional competence and is carried out taking into account features of its ethno-cultural component, contributes to professional education of the person required by a society at present.
Keywords: professional competence, capacity, Bachelor of pedagogical education, foreign-language education.
Изменения в системе высшего профессионального образования обусловлены переосмыслением и постановкой новых целей и задач. По мнению В.А. Адольфа, направленность образования на культурное развитие личности обучающегося определяет эффективность функционирования социума не только в настоящем, но и в будущем [2].
Включение культурологического компонента в содержание обучения рассматривается как необходимое условие эффективности профессиональной подготовки студентов в современных вузах.
Профессиональная подготовка бакалавра иноязычного педагогического образования, будущего учителя иностранного языка, на-
правлена на формирование его профессиональной компетентности.
Подходы к компетентности как совокупности знаний, умений и навыков (В. Н. Введенский, Э. Ф. Зеер, В. М. Монахов, А. И. Нижников, Ю. Г. Татур, В. Д. Ша-дриков и др.) подвергаются уточняющей характеристике в работах С. Е. Шишова и И. Г. Агапова, которые добавляют в содержание исследуемого понятия значимость жизненного опыта [12]. М. А. Чошанов, разграничивая содержательный и процессуальный компоненты в структуре компетентности, подчеркивает значимость мобильности знаний, вариативности умений, критичности мышления [11]. На современном этапе в содержании понятия компетентности отмечается системно-обобщенный характер его элементов (Э. Ф. Зеер [8]), деятельностная направленность, проявляющаяся в целенаправленной применимости интегрированных гибких (адаптирующихся к условиям среды) компонентов компетентности для решения жизненных задач (И. Г. Агапов [1], А. А. Вербицкий [5], А. А. Дубасенюк [6] и др.).
Профессиональная компетентность характеризует готовность личности осуществлять социально-трудовую деятельность. В зарубежных программах и работах готовность учителя к профессиональной деятельности рассматривается как сформирован-ность ключевых (основных) знаний (core knowledge) и компетенций (competencies), под которыми понимаются определенные качества личности (qualities) и развитость способностейпрофе ссионально-прикладно -го, предметного характера [13;14;15].
В отечественной науке появились исследования, в которых указывается на необходимость уточнения содержания профессиональной компетентности. Исследователи (В. А. Адольф, Т. Н. Бойко, М. А. Гончарова, Н. А. Гончарова, Н. А. Ильина, И. Ю. Степанова и др.) отмечают важность не только теоретической и практической готовности выпускника вуза, сформированных у него качеств и характеристик, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности, значимость приобретает развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, ее творческое осуществление с использованием достижений современной науки [3; 9] .
В характеристике этнокультурного ком-
понента профессиональной компетентности бакалавров за основу в данной работе приняты следующие положения: 1) профессиональная компетентность - это совокупность интегрированных компонентов, позволяющих человеку эффективно проектировать и творчески осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современным уровнем развития науки и требованиями общества; 2) профессиональную компетентность образует сочетание образующих ее компетенций. Компетенция как составляющая профессиональной компетентности выражает готовность человека к самостоятельному осуществлению мотивированных действий профессионального характера на основе сформированных знаний, умений и навыков, имеющегося опыта и эмоционального отношения к деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, профессиональная компетентность включает совокупность интегрированных знаний, умений, опыта, а также личностных характеристик, выраженных в содержании общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), которые обозначены для каждого направления подготовки бакалавров.
Профессиональная подготовка бакалавров иноязычного педагогического образования имеет свою специфику. Формируемые у студентов компетенции должны соответствовать не только современным требованиям соответствующего ФГОС, но и особенностям профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования.
Анализ исследований Н. В. Баграмо-вой, А. Л. Бердичевского, М. Н. Вятютнева, Ю. В. Еремина, О. Е. Ломакиной, Т. И. Скрипниковой, С. Ф. Шатилова, А. В. Щепиловой и др. позволил определить компетенции, образующие профессиональную компетентность бакалавра иноязычного педагогического образования: языковая (лингвистическая), коммуникативная (речевая), социокультурная, лингводидактическая, личностная и лингвопознавательная компетенции [4;7;10]. Их сущность раскрывается через содержание понятий «знания», «умения», «навыки», «профессиональный опыт», «профессиональная мотивация», «профессиональные ценности».
Этнокультурное содержание профессио-
нальной компетентности будущих учителей иностранного языка выражается через выявление в компетенциях компонентов этнокультурной направленности.
Этнокультурность в содержании языковой (лингвистической) компетенции, основанной на специальных (предметных) знаниях и умениях их применять, определяется следующим:
- лингвистические знания предполагают владение бакалавром информацией, относящейся к изучаемому языку как части культуры иноязычного этноса (этнических культур народов стран изучаемых иностранных языков);
- языковые навыки и умения предполагают анализ языковых явлений с позиций их сопоставления с особенностями культур родного и иноязычного этносов;
- формирование знания системы языка и правил функционирования данной системы в иноязычной коммуникации основывается на осознании обучающимся неповторимого этнокультурного своеобразия изучаемого иностранного языка и признании его компонентом мировой культуры и целостного культурно-образовательного пространства.
Этнокультурное содержание коммуникативной (речевой) компетенции компетенции выражается в следующем:
- знания о способах применения и умения использовать иностранный язык в целях личностного и профессионального общения основываются на способности понимать и продуцировать иноязычные высказывания в соответствии с особенностями культуры этноса, представителем которого является собеседник;
- реализация программ речевого поведения включает умения и навыки классифицировать коммуникативные ситуации в зависимости от этнокультурных факторов и установок участников общения на осуществление межкультурной коммуникации, диалога культур.
Этнокультурное содержание социокультурной компетенции, включающей культурологические знания и умения их использовать, предполагает:
- обобщенные знания социокультурной специфики родной страны, этнокультурных особенностей своего (родного) этноса и его этнокультурных компонентов, реалий лежат в основе познания бакалаврами культуры
и современного состояния этноса страны изучаемого иностранного языка;
- умения выделять в этнической культуре иноязычного этноса общечеловеческие, культурно-эстетические, нравственные ценности способствуют признанию обучающимися изучаемой иноязычной этнической культуры как формировавшегося веками компонента мирового культурного наследия;
- умения и навыки, характеризующие владение профессиональным стилем речи, речевым этикетом и адекватным речевым поведением, определяют уровень сознательного овладения бакалаврами этнической культурой иноязычного этноса на основе актуализации диалога культур (сопоставления знаний и представлений об этнических культурах, характерных для своей страны и стран изучаемого иностранного языка).
Этнокультурный компонент лингводидак-тической компетенции, относящейся к педагогической деятельности, проявляется в:
- знаниях и умениях реализации учебных программ по иностранному языку в различных образовательных учреждениях, с включением в них этнокультурного содержания;
- владении стратегиями и технологиями обучения иностранным языкам с включением элементов этнокультурного содержания, опыте реализации этнокультурного содержания в образовательном процессе;
- ценностях, относящихся к родной эт-нокультуре, что является основой формирования культуры речевого общения на иностранном языке и в результате способствует приобщению обучающихся к иноязычной этно культуре.
Личностная компетенция, характеризующая человека как непрерывно развивающуюся личность, имеет этнокультурное содержание, которое выражается в:
- представлениях о ценностях того или иного этноса; опыте осуществления профессиональной деятельности на основе осознания этнокультурных ценностей при взаимодействии с различными социальными, национальными, религиозными, профессиональными группами;
- осознании необходимости осуществления самоконтроля в процессе познания особенностей той или иной этнокультуры;
- умениях и навыках осуществления профессиональной коммуникации на основе признанных в родной или иноязычной этнокуль-
туре моральных норм, готовности принять на себя обязательства и ответственность;
- мотивированности профессиональной деятельности, основанной на осознании социальной значимости профессии учителя иностранного языка и признании освоенной профессии представителями разных этнокультур;
- ценностях, основанных на принципах толерантности, диалоге культур (родной страны и стран изучаемого языка).
Лингеопознаеателъная компетенция проявляется в умениях рационально организовывать самостоятельную учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность с материалами лингвистического характера. Этнокультурный компонент в данной компетенции предполагает знание научного и методического понятийного аппарата; умение применять понятийный аппарат в процессе организации познавательной деятельности, направленной на исследование особенностей этнических культур.
Определение этнокультурного компонента в содержании профессиональной компетентности бакалавра иноязычного педагогического образования позволяет сделать вывод о его значимости в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка в силу того, что появляется возможность осуществлять образовательно-воспитательную деятельность по обучению иностранным языкам с применением сформированных основ познания обучающимися культуры родного этноса и приобщения к познанию специфики других (иноязычных) этносов. Сформирован-ность у будущего учителя всех необходимых профессиональных иноязычных компетенций является непременным условием успешности реализации этнокультурного содержания в обучении иностранным языкам в образовательном учреждении.
Библиографический список
1. АгаповИ. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентност-ного подхода в образовании // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 9-14.
2. Адольф, В. А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 9-13.
3. АдольфВ. А., Бойко Т. И., СтепановаИ. Ю. Об одном из подходов к обеспечению качества
процесса профессиональной подготовки специалиста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 1. - С. 13-17.
4. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Научно-теоретическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 103 с.
5. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном формате. (Компетентност-ный подход как новая образовательная парадигма) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 6. - С. 67-73.
6. Дубасенюк А. А. Особенности профессионального становления учителя в контексте компетентно стного подхода // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2. - С. 38-43.
7. Еремин Ю. В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета: автореф. дис. ... д-рапед. наук. - СПб., 2001. - 38 с.
8. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования // Образование и наука. - 2009. -Т. 2. - № 6. - С. 3-12.
9. Ильина Н. А., Гончарова М. А., Гончарова Н. А. Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 4. - С. 322-326.
10. Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998. - 23 с.
11. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. - М., Народное образование, 1997. - 152 с.
12. Шишов С. Е., АгаповИ. Г. Компетентно стный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 58-62.
13. Core knowledge and competencies for afterschool and youth development professionals: site National AfterSchool Association. - 2011. URL: http://naaweb.org/images/pdf/NAA_Final_Print.pdf (date: 12.01.2015).
14. Harmer J. How to teach English: An introduction to the practice of English language teaching. - Edinburgh: Longman, 2001. - 198 p.
15. Supporting teacher competence development for better learning outcomes: site European Commission. Education and training. - 2013. -URL: http://ec.europa.eu/education/policy/school/ doc/teachercomp_en.pdf (date: 12.01.2015).