У.А. Маадыр-оол. Использование логических приёмов на уроках окружающего мира в начальной школе
г) Какое слово лишнее и почему? Рак, робот, комар, лук, рот.
4. Задания на обобщение
а) Выделите общее в перечисленных названиях растений.
Ель, пихта, кедр, можжевельник.
б) Чем береза отличается от ели? Назовите главные признаки каждого растения.
в) Какие растения относятся к злакам? Выделите их общий признак.
г) Что общего между сусликами и сурками?
д) Соедини одной линией предметы, которые подходят друг другу по сходному признаку:
Конфета, бабочка, торт, санки, пирожное, птичка, шоколад, лыжи, самолет, коньки.
е) Назови части тела насекомых, сравни, что общего, чем отличаются? (жук, комар).
5. Задания на установлении причин и взаимосвязей
а) Стрелками покажите причины отлета птиц.
Изменение окраски листьев отлет птиц Замерзание водоемов Понижение температуры Исчезновение насекомых
б) Подчеркни признаки весны: день становится короче; день становится длиннее; солнце светит низко над землей; солнце светит выше над землей; птицы прилетают из дальних стран; птицы улетают в дальние края; температура воздуха холодная; температура воздуха теплая.
в) Допишите предложения.
Зимующие птицы остаются зимовать,
потому что........
Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что........
г) Поясните ответ следующего вопроса. Могут ли растения существовать без
животных?
д) Сделайте рисунок — схему связей в природном сообществе «водоем», если его населяют лягушки, комары, цапли, караси.
е) Составь схему в виде надписей и рисунков «Я и окружающий мир». Стрелками обозначь взаимосвязи человека и природы.
Познание окружающей действительности с помощью логических операций включает следующие умения и навыки: 1) проводить простейшие опыты для доказательства того или иного положения; 2) наблюдать предметы и явления природы; 3) оформлять результаты наблюдений; 4) проявлять действенную любовь к живому и неживому миру, активность в овладении экологическими знаниями, умениями и навыками.
Необходимыми условиями учебного процесса являются правильная организация различных приемов обучения и их правильное сочетание. Применение логических приемов на уроках окружающего мира повышает познавательную деятельность младших школьников. Приемы могут применятся на различных этапах урока. Решая различные задания на сравнение, классификацию, обобщение, систематизацию учащиеся овладевают навыками логического оперирования; у них развивается логическое мышление. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы.
Усвоение младшими школьниками системы научных понятий, овладение логическими приемами составляют важнейшую сторону развивающего обучения и являются одним из основных показателей высокого
теоретического уровня преподавания и учения.
Литература
1. Аквнлева Г.Н., Кпепиника З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Просвещение, 2001.
2. Программно-методические материалы «Окружающий мир» Начальная школа. - М.: Дрофа, 2000.
3. Плешаков A.A. Усилить экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 1985. - № 12 -с. 24-26.
Э.Э. Мендот, АВ.Гаськов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями, принято называть физическим воспитанием. Цель физического воспитания - формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.
ВЕСТНИК Тывинского государственного университета
2010/4
В статье рассматриваются некоторые вопросы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова-, целенаправленность, целостность, управляемость.
Mendot Е.Е., Gasikov A.V.
The pedagogical conditions ofthe physical education in preschool educational establishments
Pedagogical process, directed on education to motion, education physical quality, mastering by special athletic knowledges and education morally-volitional quality, is accepted to name physical education. The Purpose of the physical education - a many-sided development to personalities of the person, his physical quality and abilities, motor skill and skill shaping, fortification of health.
In article are considered some questions to organizations of the physical education in preschool educational institution.
Keywords: centrality of purpose, wholeness, controllability.
Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях -
педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства детей. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Основными задачами современного дошкольного учреждения по физической культуре детей являются охрана и укрепление их здоровья; формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными
особенностями; развитие физических качеств; накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти,
инициативы, воображения, самостоятельности; выработке основных гигиенических навыков.
В дошкольном возрасте особенно велика потребность в движениях. Хорошо организованный двигательный режим положительно влияет на всю жизнедеятельность, на эмоциональную сферу и настроение ребенка. Постепенно формируются основные жизненно необходимые движения, расширяется круг контактов и общения.
Физическое воспитание в детских садах проходит в достаточно благоприятных условиях: дети находятся под постоянным наблюдением педагогов и медицинских работников, которые обеспечивают
гигиенические условия, различные формы занятий физическими упражнениями и процедуры закаливания. Основные средства физического воспитания детей в ДОУ -физические упражнения, игры, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т. п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой ИТ. п.).
В настоящее время появились новые программы: «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.), «Радуга» (Доронова Т.Н.), «Истоки» (Паромонова Л. А.), «Детство» (Бабаева Т.И.), которые предлагают стандартный набор форм и средств физического воспитания. В качестве средств физического воспитания рекомендуются подвижные игры, элементы спортивных игр, упражнения спортивного характера, прикладные и гимнастические упражнения. Важнейшей задачей каждого детского сада является воспитание здорового ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к активной творческой деятельности. Подвижные игры обеспечивают освоение двигательных навыков и удовлетворяют потребность дошкольников в двигательной активности. Подвижные игры кроме того помогают снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.
Однако у современных детей дошкольного возраста по-прежнему наблюдаются некоторые отклонения в физическом развитии.
Э.Э. Мендот, А В Гаськов.
Педагогические условия физического воспитания в системе дошкольного образовательного учреждения
Так, в наибольшей степени отстают такие характеристики двигательных действий, как точность, равновесие, дифференцирование мышечных усилий и двигательных способностей. Поэтому помимо специальных занятий по физической культуре мы рекомендуем следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
- утреннюю гигиеническую гимнастику,
- гимнастику после дневного сна,
подвижные игры и физические упражнения на прогулках,
- физкультминутки и физкультпаузы во время других видов деятельности детей,
- активный отдых (физкультурный досуг, праздники, дни здоровья),
- самостоятельную двигательную деятельность детей,
лечебную физическую культуру (фитолечение, гидромассаж).
Рекомендуются также народные подвижные игры, спортивные игры, упражнения спортивного характера.
Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды, что доказывает необходимость с первых же дней жизни
приучать ребенка к многообразным формам и способам движений, развивать его мускулатуру.
Для сохранения здоровья и физического развития дошкольников необходимо создавать и соответствующую среду: при детских садах строить спортзалы, кабинеты двигательной активности, бассейны и сауны.
Таким образом, процесс приобщения детей к здоровому образу жизни в современных детских учреждениях всё ещё нуждается во внедрении новых дополнительных форм физического воспитания.
Литература
1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.3 2009.
2. Глазырика Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Средний возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2000.
3. Глазырига Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2000.
4. Доман Глен. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.,2000.
5. Дороиова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: метод, руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М., 2005.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». -Новосибирск, 2009.
7. Змаловский ЮФ. Авторская программа «Здоровый дошкольник». - М.,1996.