Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективной социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении'

Педагогические условия эффективной социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / МЕТОДИКА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / SOCIALISATION OF GIRLS-CADETS IN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / A TECHNIQUE AND CRITERIA OF AN ESTIMATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEGRATION / INCREASE IN THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синельник Марина Викторовна

В статье рассмотрены взгляды на сущность эффективности педагогических условий социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении. Обоснованы методика и критерии оценки педагогических условий в связи с особенностями социализации девушек-курсантов, формировании у них готовности к службе в ВС РФ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синельник Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers the views at the essence of efficiency of pedagogical conditions of socialization of the female cadets in a military educational institution. The author proves the methods and estimation criteria of pedagogical conditions in view of particularities of socialization of the female cadets and their readiness to serve in the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективной социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении»

Педагогические условия эффективной социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении

Синельник М.В.

В статье рассмотрены взгляды на сущность эффективности педагогических условий социализации девушек-курсантов в военном учебном заведении. Обоснованы методика и критерии оценки педагогических условий в связи с особенностями социализации девушек-курсантов, формировании у них готовности к службе в ВС РФ.

In the article the author considers the views at the essence of efficiency of pedagogical conditions of socialization of the female cadets in a military educational institution. The author proves the methods and estimation criteria of pedagogical conditions in view of particularities of socialization of the female cadets and their readiness to serve in the Armed Forces of the Russian Federation.

Военная служба женщин на офицерских должностях для нашей страны явление не новое. Яркие, хотя и единичные, примеры такого служения Отечеству имели место на протяжении всей истории России. В современной Российской Армии женщины на офицерских должностях тоже не редкость, хотя у них есть свой «сегмент» военных специальностей и должностей, который они занимают. Вместе с тем, непрекращающаяся текучесть офицерских кадров побудила руководство Вооружённых Сил постоянно расширять этот «сегмент», обратиться к зарубежному опыту, где женщины-офицеры практически не имеют ограничений в возможных должностях и, как показывает опыт, выполняют служебные обязанности порой не хуже мужчин.

В связи с этим возникла потребность, не только в приглашении женщин к службе по контракту в Вооружённых Силах, но и в специальной подготовке в военных вузах будущих офицеров-женщин. В первую очередь на те воинские специальности и должности, где женщины в силу своих природных качеств могут выполнять должностные обязанности не хуже мужчин, например, начальник столовой, начальник хлебозавода (пекарни), начальник продовольственной или вещевой служб и т.д.

Набор девушек-курсантов для обучения в военном вузе породил немало новых, как организационных, так и педагогических проблем. Одна из них - социализация девушек-курсантов в военном вузе. Каковы особенности данного процесса? Каковы механизмы ориентации девушек-курсантов в системе деятельностей будущих офицеров? При каких условиях социализация будет протекать успешно и мы на «выходе» получим подготовленного, убеждённого в правильности выбора профессии офицера-женщину? Ни на один из этих вопросов ответа в современной отечественной педагогической литературе мы не находим. Поэтому, исследование процесса социализации девушек-курсантов в военном вузе, является актуальным направлением научно-практических изысканий.

Применительно к подготовке военных специалистов (работы военных педагогов А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, В.Н. Герасимова, П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.А. Михайловского) отмечается, что процесс социализации является важнейшим в ходе военнопрофессиональной подготовки будущих офицеров; в ходе данного процесса осуществляется освоение и воспроизводство профессионального опыта наличествующего в среде военного учебного заведения готовящего офицеров; процесс социализации в каждом отдельно взятом учебном заведении обладает своими особенностями.

Совершенно очевидно, что эффективность данного процесса будет зависеть от тех условий, в которых он протекает. Поэтому, исходя из сущности процесса социализации, мы выделили три педагогических условия, носящих обобщённый характер и детализирующихся через педагогические механизмы их создания.

Первое условие это - интеграция основных видов деятельности девушек-курсантов в военном учебном заведении, посредством центрирования вокруг служебной деятельности.

Основанием для процесса интеграции является то, что служебная деятельность обладает гетерогенностью строения - как в плане многоуровневости и разнородности его агентов (субъектов), так и по структурной организации, по характеру координационных и субординационных связей между компонентами; характеризуется интегральными свойствами, так как, будучи инициированной целями, ценностями и содержанием транслируемого совокупного опыта, служебная деятельность выступает в

качестве формы не только транслирующей, но и трансформирующей его; порождает определённый тип социальных связей, обладает собственной логикой развития и инерцией, позволяющими оказывать качественное влияние на систему социальных и профессиональных отношений в целом; обладает качеством «вписываемости» в нее любого вида деятельности в силу общности целей и решаемых задач.

Второе условие - гуманитаризация профессиональной подготовки будущих офицеров-женщин, что обусловлено содержанием, направленностью и структурой будущей профессиональной деятельности. Деятельность офицеров тыла (исследование проводилось на базе Вольского высшего военного училища тыла) по сути, гуманитарная деятельность. Их задача - обеспечить военнослужащих всем необходимым для повседневной жизни, учёбы, выполнения служебных задач в любой обстановке (одеждой, питанием, местом проживания и отдыха, надлежащим медицинским обслуживанием). В отличие от направленности деятельности других офицеров, заключающейся в основном в достижении победы над противником, направленность деятельности офицера тыла «вполне мирная» -обеспечение потребностей человека, поддержание его высокой работоспособности. Гуманитарной деятельность офицеров тыла является и по своей структуре. Если деятельность боевого офицера состоит в уничтожении, пленении, подавлении, принуждении противника к тем или иным действиям, то структурно деятельность офицеров тыла состоит в том, чтобы приготовить пищу, выпечь хлеб, вылечить от болезни, выдать необходимое обмундирование, отремонтировать изношенное, испорченное обмундирование, заправить машины и технику топливом и т.п.

Третье условие - создание в ходе профессиональной подготовки «социальных ситуаций развития», позволяющих создать систему переходов от учебно-познавательной деятельности девушек-курсантов к профессиональной деятельности будущих офицеров тыла.

Основными педагогическими механизмами создания данных условий, на наш взгляд, являются:

- повышение статуса оценки за качество выполнения обязанностей по служебной деятельности до «основной». Сегодня основной оценкой выступают «отметки за знания», что делает учебную деятельность определяющей в военном вузе. Мы не отрицаем, важность учебной деятельности, но считаем, что знания нужны будущему офицеру не ради знаний, а ради использования их в служебной деятельности. Поэтому предлагаем, на первое место в общей системе оценок поставить оценку за качество выполнения обязанностей по служебной деятельности, тем более, что собственно учёбу в военном вузе можно рассматривать как одну из служебных обязанностей;

- усиление взаимосвязи между военными, общепрофессиональными и общеобразовательными дисциплинами, посредством практической направленности общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин.

- Любые учебные задания, ситуации должны быть связаны со служебной деятельностью, рассматриваться в контексте её содержания и алгоритма. Педагогическим эффектом такой взаимосвязи станет расширение функций учебных предметов, на первый взгляд, далёких от военной службы, повысит степень усвоения учебного материала, так как он уже носит не абстрактный, а необходимый, практико-ориентированный характер;

- обучение способам служебной деятельности типичным для офицера тыла с высоким уровнем подготовленности и развития необходимых качеств;

- усиление гуманитарной составляющей военно-профессиональных дисциплин, посредством изучения исторического опыта деятельности тыловых подразделений в прошедших войнах, его роли в достижении победы и установлении мирных, взаимодоверительных отношений с другими народами;

- усиление гуманитарного компонента внеучебной работы, через широкое применение незаслуженно подзабытых в последнее время тематических вечеров, утренников, встреч с ветеранами офицерами тыла, теоретических семинаров, диспутов, круглых столов и т.д.;

- широкое использование в учебной работе интерактивных форм и методов обучения, таких как синектика, техника аквариума, кейс-анализ, ролевая игра и т.д.;

- внедрение в практику работы преподавателей, командиров, гражданского персонала тыловых подразделений, работающих с курсантами во время практик, технологии коучинга [5]. При этом мы считаем, что в качестве коучера на отдельных этапах подготовки, при решении учебных задач могут выступать разные люди, не только преподаватели или командиры, но и гражданский персонал тыловых подразделений.

Эффективность предложенных нами педагогических условий была проверена в ходе опытно

экспериментального исследования в 2004-2009 годах. Ее результаты показали, что социализация девушек-курсантов группы, где они были созданы, прошла более эффективно, девушки достигли высокого уровня социализации и твердо решили посвятить свою жизнь военно-профессиональной деятельности. У них сформировалось достаточно чёткое понимание сущности будущей профессии, осознание того факта, что она соответствует их способностям и возможностям, большинство из них убеждены в правильности выбора профессии офицера.

Библиографический список:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева. - М.: Просвещение, 1989. -304с.

2. Барабанщиков, А.В. Военно-педагогическая диагностика: теория, опыт, проблемы /

A.В.Барабанщиков, П.П. Дерюгин - М.: ГАВС, 1995 - 108 с.

3. Биочинский, И.В. Организационно-педагогическая основа подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск / И.В. Биочинский: автореф.дис. ...докт.пед.наук. - М.:РАО, 1993 - 47 с.

4. Военная педагогика и психология: учебное пособие/ Под ред. П.А.Корчемного, Л.Г.Лаптева,

B.Г.Михайловского. - М.: «Совершенство», 1998. - 384 с.

5. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики / В.Н. Герасимов - М.: ГАВС, 1995. - 201 с. Ключевые слова: социализация девушек-курсантов в военном учебном заведении, методика и критерии оценки педагогических условий, интеграция, гуманитаризация.

Keywords: socialisation of girls-cadets in a military educational institution, a technique and criteria of an estimation of pedagogical conditions, integration, increase in the humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.