Л. В. Доломанюк
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЙСКОВОЙ СТАЖИРОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: стажировка, профессиональное становление, педагогические условия.
Дается оценка уровня готовности выпускников военных вузов к выполнению обязанностей по специальности. Рассматриваются позиции современных подходов отечественных авторов, к проблеме профессиональной подготовки будущих офицеров, раскрывает сущность, формы и методы проведения стажировки. Автором проведен анализ, показаны педагогические условия, обеспечивающие профессиональное становление курсантов в процессе войсковых стажировок.
Кeywords: рractice period, professional formation, pedagogical conditions.
Is given estimation of the level of the readiness of the graduates of military VUZ (Institute of Higher Education) for the fulfillment of responsibilities according to the specialty. The positions of the contemporary approaches of the domestic authors are examined, to the problem of the professional training of future officers, reveals the essence, forms and methods of conducting the practice period. The author carried out analysis, are shown the pedagogical conditions, which ensure the professional making of cadets in the process of troop practice periods.
Социально-экономическое и политическое развитие России предъявляет новые требования к содержанию профессиональной подготовки будущих офицеров. Современные задачи, решаемые социальными институтами российского общества, в том числе и Вооруженными Силами, требуют от выпускников вузов владения необходимыми знаниями и умениями для выполнения профессиональных задач. Конкурентоспособность специалиста зависит от качества профессиональных знаний, уровня сформированности профессиональных умений, а также от умения адекватно использовать свои личностные ресурсы для достижения поставленной цели. Выпускники военных вузов должны обладать глубокими знаниями и соответствующими умениями для выполнения профессиональных задач. Основным и завершающим этапом получения военно-профессиональных навыков для курсантов является войсковая стажировка.
Стажировка стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта. Она дает возможность каждому стажеру самостоятельно определить новые перспективы изучения теории; мотивирует дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в практической деятельности; позволяет добиваться высоких конечных результатов военно-педагогического труда.
Современные подходы к проблеме профессиональной подготовки будущих офицеров представлены в трудах А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, В.В. Бондаря, Н.Т. Волкова, В.П. Давыдова, С.П. Желтобрюха, А.И. Каменева, А.К. Кротова, Ю.А. Ленева,
В.Г.Михайловского, Г.А.Шабанова, Ю.В.Шеремета, Г.И. Шпака. В них обосновываются новые подходы к профессиональной подготовке, исследуются психолого-педагогические аспекты формирования личности курсанта. Ученые придают большое значение не только академической подготовке, но и самостоятельной практической деятельности курсантов как во время обучения и воспитания в вузе, так и в процессе войсковых стажировок. Они считают профессиональную практику в войсках необходимым элементом высшего военного образования, видят в ней значительные потенциалы для совершенствования профессионализма курсантов. В тоже время вопросы профессионального становления курсантов в процессе войсковых стажировок пока изучены недостаточно.
Стажировка - это обретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности:
1) выпускников вузов с целью углубления их специализации непосредственно на рабочем месте; молодых специалистов вузов для подготовки их к научной или педагогической деятельности, преподавателей высшей школы с целью повышения их квалификации.
2) работа по специальности в течение определённого испытательного срока (испытательный стаж) для определения возможности зачисления на штатную должность в организациях.
Задачами стажировки являются:
1) Приобретение курсантами умений и навыков в исполнении служебных обязанностей в войсках на существующих должностях по специальности в соответствии с квалификационными характеристиками и программами обучения в училище, формирования у них профессиональных качеств.
2) Совершенствование полевой выучки и практических навыков в руководстве подразделениями, организации и проведение занятий по боевой подготовке, организации службы войск, жизни и быта личного состава в строгом соответствии с требованиями Уставов Вооруженных Сил РФ;
3) Получение навыков в организации и проведении воинского, нравственного, правового и культурного воспитания и обучения личного состава в подразделении;
Данные, полученные нами на основании анализа результатов войсковых стажировок курсантов Казанского ВВКУ за 2003 - 2008 гг., а также опрос курсантов, преподавателей и командиров, свидетельствуют о наличии устойчивой взаимосвязи между успехами/неудачами в профессиональной деятельности и уровнем профессиональной зрелости курсантов. Например, курсанты, чья профессиональная деятельность в войсках была оценена как неудовлетворительная, командиры и преподаватели характеризовали как несамостоятельных, слабовольных, не пользующихся авторитетом у сослуживцев и подчиненных, недисциплинированных, со слабо развитыми коммуникативными и организаторскими способностями личностей, испытывающих трудности в установлении взаимоотношений с окружающей их социальной средой. Те же причины, по мнению опрошенных курсантов и командиров, мешали качественно выполнять профессиональные обязанности части курсантов, оцененным по итогам стажировки на «удовлетворительно» (32%) и «хорошо» (47 %).
С другой стороны, курсанты, получившие хорошие и отличные отзывы, отмечают тот факт, что большую помощь в качественном решении профессиональных задач им оказали такие умения как самоорганизованность, инициативность, ответственность, дисциплинированность, сила воли, навыки саморегуляции и самоконтроля, трудолюбие, коммуникативность, организаторские способности, аккуратность, вежливость, уважительное отношение к коллегам и подчиненным, умение ставить цели и планировать свою жизнедеятельность.
Можно зафиксировать тенденцию, которая нуждается в дальнейшем исследовании и экспериментальном доказательстве: в процессе войсковой стажировки профессиональное становление курсанта осуществляется активными темпами, причем мотивационные аспекты во многом определяют профессиональные.
Профессиональное становление курсанта военного вуза в процессе войсковой стажировки представляет собой процесс достижения курсантом динамического равновесия между личностными потребностями в социальном и профессиональном взрослении, образовательными, войсковыми и служебными требованиями, предъявляемыми к нему. Данное состояние характеризуется таким взаимодействием личности и системы организации жизнедеятельности войск, в котором личность, без длительных внешних и внутренних конфликтов, продуктивно осваивает свою профессиональную деятельность. Профессиональное становление курсанта военного вуза в процессе войсковых стажировок осуществляется как поэтапное движение, образующее цикл. За время обучения в военном вузе курсант проживает три цикла стажировок. Исходя из данной особенности, мы выделили содержательную (внутреннюю) и организационную (внешнюю) структуру исследуемого процесса. С точки зрения содержания выделяются три цикла: цикл ролевой идентификации курсанта как будущего специалиста и офицера (соответствует стажировке 2 курса); цикл функциональной профессионализации курсанта (соответствует стажировке 3 курса); цикл личностнотворческой профессионализации курсанта (соответствует итоговой стажировке 4 курса).
Каждый цикл организационно состоит из нескольких этапов: этап формирования готовности к реализации интериоризированных целей стажировки (осуществляется в период подготовки к стажировке); этап реализации профессиональных способностей курсанта в заданных условиях (осуществляется непосредственно в войсках); этап анализа результатов социально-профессионального становления и построения курсантом индивидуальной траектории дальнейшего самовоспитания, и самосовершенствования (реализуется после завершения стажировки).
Педагогическими условиями, обеспечивающими социально-профессиональное становление курсантов в процессе войсковых стажировок являются:
во-первых, обеспечение в войсках разнообразия видов профессиональной деятельности, отвечающих требованиям программы стажировки и адекватных зонам актуального, и ближайшего развития курсанта;
во-вторых, обеспечение возможностей самостоятельного освоения курсантом социального пространства войсковой части и основных видов профессиональной деятельности; в-третьих, организация индивидуальной педагогической помощи курсанту в процессе подготовки, прохождения и анализа результатов войсковой стажировки.
Таким образом, основным и завершающим этапом получения военнопрофессиональных навыков для курсантов является стажировка. Анализ практики показал, что формирование профессионального опыта специалиста, у курсанта при обучении продуктивнее проявляется в процессе прохождения стажировок, когда курсант более глубоко проникает в предстоящую ему деятельность.
Необходимо более целенаправленно формировать профессиональную компетентность курсантов в ходе стажировок, при обучении в Военном ВУЗе.
Литература
1. Актуальные проблемы современного образования / под ред. М.И.Махмутова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-С.166-214.
2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная Звезда. -2010.- 11 октября.
3. Бабанский, Ю.К. Сложная наука обучать / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2008. - 164с.
4. Биочинский, И.В. Формирование командных навыков / И.В. Биочинский. - М.: ВПА,2007. -132с.
5. Гейтс, Б. Дорога в будущее / Б. Гейтс; пер. с англ.— М.: Изд отдел "Русская редакция" ТОО «Channel Trading Ltd».— 2006.—312с.
6. Гершунский, Б. С. Философия образования XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М. Совершенство, 2008 . - 540с
7. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд. КГУ, 2003. -224с.
8. Шадриков, В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов / В.Д. Шадриков //Высшее образование в России.-2004.-№2.-С.4.
9. А.Огееп. Education and State Formation. The Rise of Education Systems in England, France and USA.-L.,2002.
10. Чистоусов, В.А. Структура и содержание дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста в инженерном вузе/ В.А. Чистоусов, И.Я. Курамшин, В.Г. Иванов. - Казань: Изд-во «Школа» 2005. - 271с.
11. Сосунова, Л.А. Проблемы реализации образовательных услуг в процессе профессиональной под-готовки/Л.А. Сосунова, И.А. Фирсова//Вестник Казан. гос. технол. ун-та. - 2008. -№6 ч.11. - С59-66
© Л. В. Доломанюк - препод. каф. топографии и артиллерийской разведки Казанского высшего военно командного училище (военный институт), [email protected].