Научная статья на тему 'Программа подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности'

Программа подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А. В.

Профессиональная подготовка курсантов военного вуза по содержанию представляет собой многоплановую структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют между собой, функционирование каждого из них является необходимым условием для эффективного функционирования всех остальных, решения любой учебно-воспитательной задачи, в том числе и подготовки к профессиональной аналитической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of cadets of the higher military educational institution according to its content is a multi focused structure; its components are closely interconnected. The functioning of each of them is a necessary condition for the effectiveness of the rest, solving of any both studying and educational task including the preparation for vocational and analytical training.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЫЛА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУЗНЕЦОВ А.В.

Профессиональная подготовка курсантов военного вуза по содержанию представляет собой многоплановую структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют между собой, функционирование каждого из них является необходимым условием для эффективного функционирования всех остальных, решения любой учебно-воспитательной задачи, в том числе и подготовки к профессиональной аналитической деятельности.

Professional training of cadets of the higher military educational institution according to its content is a multi - focused structure; its components are closely interconnected. The functioning of each of them is a necessary condition for the effectiveness of the rest, solving of any both studying and educational task including the preparation for vocational and analytical training.

Современная социокультурная ситуация в России определила новые направления развития нашего общества и Вооруженных Сил Российской Федерации, что объективно требует от системы военного образования подготовки специалистов, способных к профессиональной аналитической деятельности в соответствии с профессиональной функциональностью. Завершается реформирование Вооруженных Сил, модернизация системы подготовки военных специалистов. Приоритетным требованием реформы является подготовка высококвалифицированных военных кадров, способных укреплять обороноспособность страны на качественно новом уровне, готовых без дополнительной подготовки, сразу после выпуска из военно-учебного заведения решать практические задачи.

Профессиональная аналитическая деятельность пронизывает собой весь процесс служебной деятельности офицера тыла, входит составной частью в реализацию каждой служебной функции. В ходе выполнения служебных обязанностей офицеры тыла постоянно изучают и оценивают наличное состояние по подчинённым службам, возможности и перспективы развития тылового обеспечения, причины ошибок, просчётов, возникновения проблем, противоречий в деятельности тыловых подразделений и частей, осуществляют поиск путей их устранения.

Профессиональная аналитическая деятельность лежит в основе организации и проведения офицером тыла учебно-воспитательной работы с личным составом тыловых подразделений и частей. Без такого анализа невозможно определить адекватные цели и задачи обучения и воспитания личного состава, выбрать оптимальные, соответствующие условиям, формы, методы и средства подготовки, продуктивно использовать опыт учебно-воспитательной работы других. От успешного осуществления профессиональной аналитической деятельности во многом зависит эффективность и продуктивность служебной деятельности офицеров тыла, успешность их профессиональной карьеры.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость постоянного внимания к проблематике подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности, делают её актуальным направлением научных исследований в военно-педагогической теории и практике.

Вместе с тем, анализ военно-педагогических работ по различным направлениям подготовки будущих офицеров свидетельствует, что за последние двадцать лет «профессиональная

аналитическая деятельность» не являлась предметом специального педагогического исследования. Её исследование имманентно присутствует во многих работах, посвящённых различным проблемам профессиональной подготовки офицеров [4, 6, 7]. Она признаётся важнейшей составляющей профессиональной деятельности, но подготовка к ней не выделяется в качестве самостоятельного направления профессиональной подготовки.

В тоже время необходимо отметить, что проблема подготовки к «аналитической деятельности» вообще и «профессиональной» в частности, не является новой в педагогической теории. Общетеоретические основы подготовки к аналитической деятельности и её осуществлению заложены в работах М.С. Бургина, М.Т. Громковой, Г.И. Железовской, В.И. Кузнецова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других [5, 9, 10, 14, 16]. Большое внимание в педагогических исследованиях уделено подготовке будущих учителей (педагогов) к профессиональной аналитической деятельности, развитию у них аналитических умений: Е.И. Белоус, С.В. Гиннэ, А.А. Коростылёв [3, 8, 13]. Самая многочисленная группа работ посвящена развитию у студентов логических (аналитических) операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения: С.Ю. Афонькин,

Н.П. Балдина, В.И. Игошин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н. Поспелов [1, 2, 11, 12, 15] и другие.

В исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича готовность трактуется как психическое состояние - актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в данный момент. Показателями данной готовности являются:

- осознание целей, решение которых позволяет выполнить поставленные задачи;

- осмысление и оценка условий, в которых будет протекать деятельность;

- определение главных и вспомогательных способов в решении задач;

- прогнозирование проявлений интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношений своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами, самовнушение возможности достижения цели.

Готовность является не только предпосылкой, но и регулятором реальной деятельности, обеспечивающим включенность субъекта в ее исполнение. В данное понятие исследователями обычно включаются качество личности и собственно деятельность, в которой они проявляются. В ряду их задач одной из приоритетнейших выступает подготовка будущего офицера тыла как руководителя-управленца, менеджера, способного к постоянной, эффективной и продуктивной профессиональной аналитической деятельности.

Наличие большого количества работ по различным вопросам аналитической деятельности не снимает всей остроты проблемы подготовки к ней будущих офицеров тыла. Более того, они обостряют существующее в практике военных вузов противоречие между необходимостью акцентированной подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности и неразработанностью теоретических и методических аспектов такой подготовки в период обучения в военном вузе.

Для того чтобы «вырастить» такого специалиста в Вольском Высшем Военном Училище Тыла нами была разработана программа подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности, которая, являясь составным элементом системы профессиональной подготовки в военном вузе, позволит акцентировать на этой работе внимание преподавателей и курсантов, актуализировать необходимые для этого знания и умения.

При этом мы исходили из того, что, во-первых, процесс подготовки к профессиональной аналитической деятельности является элементом более широкой системы - профессиональной подготовки будущих офицеров и сам, в свою очередь, может быть рассмотрен как систе-

ма. Во-вторых, профессиональная аналитическая деятельность - это всего лишь одна из функций профессиональной деятельности наряду с командно-организаторской, воспитательной и другими, более того, функция, имманентно включенная в осуществление всех других функций офицеров тыла. В-третьих, без подготовки к осуществлению аналитической деятельности невозможно ни профессиональное становление будущего офицера, ни его последующее профессиональное саморазвитие. Подготовка к аналитической деятельности понимается нами как необходимый процесс и результат овладения курсантами профессией и соответствующей квалификацией. С этих позиций программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности характеризуется, как минимум, наличием трёх системных признаков:

1) системообразующего признака, которым является потребность общества и Вооружённых Сил в специалистах, способных качественно и эффективно выполнять каждодневные, порой рутинные хозяйственные задачи по тыловому обеспечению подразделений и частей, осознающих, что без эффективной аналитической работы невозможна эффективная боевая и специальная деятельность тыловых подразделений и частей;

2) целеполагающего признака, направленного на фокусированный общественнополезный результат, определяемый нами как сформированность высокого уровня умений профессиональной аналитической деятельности у курсантов, под которой мы понимаем целенаправленный, осознаваемый, предметный, активный процесс изучения фактического состояния дел по направлениям (службам) тылового обеспечения, их оценивания и формулирования выводов, как основы принятия решений;

3) структурного признака, включающего комплекс избирательно вовлечённых компонентов профессиональной подготовки, обладающих характером взаимосодействия в процессе подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности.

Поэтому разработанная нами программа подготовки будущих офицеров тыла к профессиональной аналитической деятельности включает в себя целевой, дидактический, методический, диагностический компоненты. Структура предлагаемой программы представлена на рисунке 1.

Профессиональная подготовка будущих офицеров

целевой

цели (общие, этапов подготовки, текущие), задачи, дидактические подходы к их реализации

дидактическии

знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной аналитической деятельности

методическии

методы и методики подготовки к профессиональной аналитической деятельности

Подготовленность к профессиональной аналитической деятельности

▼_____

диагностический

Характеристика критериев, показателей, уровней подготовленности к профессиональной аналитической деятельности, методики их оценки

Рис. 1. Структура программы подготовки к профессиональной аналитической деятельности

То есть, рассматривая подготовку будущих офицеров к профессиональной аналитической деятельности как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и, самое главное, в принятии управленческих решений.

Общими целями программы являются: обеспечение подготовки выпускников к выполнению обязанностей по первичному должностному предназначению и их подготовка к профессиональной аналитической деятельности на соответствующих должностях.

Общие цели конкретизируются по каждому из этапов подготовки к профессиональной аналитической деятельности. На общетеоретическом этапе: подготовка выпускников к аналитической деятельности социальных процессов, форм организации и эволюции государственного и военного устройства государства, текущих политических событий, моральнопсихологического состояния воинских коллективов и отдельных военнослужащих, военноисторического опыта тылового обеспечения. На общепрофессиональном этапе: подготовка выпускников к аналитической деятельности как менеджеров организации, форм, методов и средств осуществления управленческой и организаторской финансово-экономической деятельности. На военно-профессиональном этапе: подготовка выпускников к аналитической деятельности боевой и мобилизационной готовности тыловых подразделений, организации войскового тыла, менеджмента продовольственного, вещевого, медицинского, технического и других видов обеспечения в условиях мирного и военного времени.

4

Профессиональное образование. Столица | № 11 2009

Цели каждого этапа, в свою очередь, конкретизируются для каждого цикла дисциплин, учебной дисциплины и каждого конкретного занятия на ученическом, алгоритмическом, поисковом, творческом и исследовательском стадиях (текущие цели).

К основным задачам программы подготовки к профессиональной аналитической деятельности мы отнесли: обеспечение курсантов знаниями и умениями осуществления основных логических операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, ограничения, конкретизации) по изучению фактического состояния дел того или иного объекта, предмета, процесса; обеспечение курсантов знаниями норм, требований, методик по своевременному определению и оцениванию потребностей воинских частей в материальных средствах, истребованию, получению, учёту, хранению всех видов материальных средств, их распределению, выдачи, отправки, передачи по назначению, доведению установленных норм, обеспечению их правильного и экономного расходования, ведению отчётности; обеспечение курсантов умениями делать объективные, обоснованные, конструктивные, конкретные выводы по изученным и оценённым объектам, предметам, процессам.

Сформулированные цели и задачи программы реализуются в ходе профессиональной подготовки на основе системного, личностно-ориентированного, деятельностного и контекстного подходов.

В дидактическом компоненте программы знания, необходимые офицеру тыла для осуществления профессиональной аналитической деятельности, мы разделяем на два кластера. Кластер профессиональных знаний, необходимых для аналитической деятельности в сфере командно-организаторской, учебно-воспитательной и эксплуатационной деятельности. Выделение данного кластера знаний обусловлено, с одной стороны, тем, что аналитическая деятельность является исходной для осуществления служебных обязанностей офицером тыла на любых должностях. С другой стороны, перефразируя известное выражение С.Л. Рубинштейна «пустая голова не рассуждает», можно утверждать, что «пустая голова» без профессиональных знаний не может и анализировать, так как нет базы, основы для аналитической деятельности. Кластер специальных аналитических знаний по осуществлению логических операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Важной составляющей дидактического компонента являются и специальные аналитические умения, соответствующие содержанию аналитической деятельности: умения осуществлять и применять основные логические операции аналитической деятельности в ходе профессиональной деятельности; умения осуществлять объективное, адекватное оценивание результатов аналитической деятельности; умения формулировать выводы на основе оценки результатов.

Методический компонент программы включает в себя совокупность как объяснительноиллюстративных (рассказ, объяснение, показ, проблемное изложение), так и интерактивных (синектика, «техника аквариума», «мозговой штурм», «кейс-анализ», «открытая лаборатория») методов подготовки к профессиональной аналитической деятельности и методик обучения логическим операциям (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения).

Диагностический компонент программы представляет собой систему критериев и показателей оценки сформированности уровней подготовленности к профессиональному аналитическому мышлению: гностический (уровень необходимых для этого знаний); операциональный (уровень умений осуществлять профессиональную аналитическую деятельность); специальный (уровень развития аналитичности, рефлексивности мышления, владение операцией обобщения), методик их измерения и оценки (экспертного оценивания знаний и умений с помощью тестирования, методик исследования аналитичности и рефлексивности как особенностей мышления, обобщения как мыслительной опера-

ции), характеристику уровней подготовленности будущих офицеров тыла к профессиональному аналитическому мышлению (очень низкий, низкий, средний, высокий).

Резюмируя изложенное, отметим, что представленная программа с характеристикой ее отдельных компонентов и блоков, входящих в общую структуру, иллюстрирует только основные положения методического и организационного характера. Она составляет основу для частных методических решений, обусловленных спецификой образовательнопрофессиональной среды военного вуза.

Библиографический список

1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления / С.Ю. Афонькин. - СПб.: Литера, 2002. - 163 с.

2. Балдина Н.П. Усвоение логических приёмов при разных типах обучения: автореф. дисс. ... канд. псих. наук / Н.П. Балдина. - М., 1987. - 24 с.

3. Белоус, Е.И. Педагогические условия формирования профессиональной аналитической деятельности у магистрантов в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Белоус. - Владивосток, 2005. - 19 с.

4. Биочинский И.В. Организационно-педагогическая основа подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск / И.В. Биочинский: автореф. дисс ... докт. пед. наук.

- М.: РАО, 1993. - 47 с.

5. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 304с.

6. Военная дидактика: Учебник /Отв. ред. Л.Г. Лаптев. - М.: Совершенство, 1998. - 884 с.

7. Военная педагогика и психология: учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: «Совершенство», 1998. - 384 с.

8. Гиннэ С.В. Формирования базовых аналитических умений будущих инженеров - механиков: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Гиннэ. - Красноярск, 2004. - 252 с.

9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

10. Железовская Г.И. Понятийное диалектическое мышление у студентов / Г.И. Железов-ская. - Саратов: изд-во СГУ, 1993. - 140 с.

11. Игошин В.И. Логика и интуиция в математическом образовании / В.И. Игошин // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 40-47.

12. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирования приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

13. Коростылёв А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: дис. канд. пед. наук / А.А. Коростылёв. - Тольятти, 2003. - 183 с.

14. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность - 2-е изд. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

15. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

16. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996. - 320 с.

Ключевые слова: профессиональная аналитическая деятельность, профессиональная карьера, аналитические умения, профессиональное саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.