Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств у курсантов в образовательном процессе пограничного вуза'

Формирование лидерских качеств у курсантов в образовательном процессе пограничного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА / ОФИЦЕРЫ-ПОГРАНИЧНИКИ / THE LEADING OF QUALITIES / EDUCATIONAL PROCESS / CADETS OF BOUNDARY HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошин Виталий Александрович

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке модели формирования лидерских качеств у курсантов пограничного вуза. Автором раскрыты особенности, основные направления и педагогические условия, определяющие эффективность методики формирования лидерских качеств у курсантов в процессе образовательной деятельности. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошин Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEADING QUALITIES OF CADETS IN EDUCATIONAL PROCESS OF BOUNDARY HIGH SCHOOL

In the article the results of carried out research on development of model of formation leading qualities of cadets of boundary high school are presented. The author opens features, the basic directions and the pedagogical conditions defining efficiency of a technique of formation the leading qualities of cadets during educational activity. High efficiency of the developed model is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств у курсантов в образовательном процессе пограничного вуза»

нальными циклами женщин, более значительно, чем использование упражнений исключительно силовой направленности. Включение в двигательные программы аэробных, танцевальных и упражнений на растягивание и коррекцию осанки позволяет улучшить физическую работоспособность женщин возрастных подгрупп с различным типом нервной системы.

Таким образом, целевая разработка и использование двигательных программ при комплексном решении проблем физического состояния женщин на фоне удовлетворения естественных биологических потребностей в движении являются целесообразными для улучшения их функциональных возможностей. Сочетание на занятиях упражнений различной направленности, выполняемых с различной интенсивностью, в зависимости от фазы ОМЦ конкретной женщины создаёт предпосылки для осуществления управления процессом изменения их функционального и физического состояния, а также расширять двигательный арсенал в сочетании с развитием музыкальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Н.В. Современные тренировочные комплексы для женщин / Н.В. Алексеева. - М. : ООО «Изд-во АСТ» ; Донецк : Сталкер, 2004. - 158 с.

2. Барабаш, Н.А. Оцените свой вес сами / Н.А. Барабаш, В.И. Шапошникова. -СПб. : Изд-во «Питер», 2003. - С. 196-198.

3. Буланов, Ю.Б. Питание мышц : методическое пособие / Ю.Б. Буланов. -Тверь : Изд-во ГУПТО, 2003. - 258 с.

4. Венгерова, Н.Н. Трёхфазное построение физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста / Н.Н. Венгерова, Ж. А. Иванова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (36). - С. 28-31.

5. Карелин, А.О. Правильное питание при занятиях спортом и физкультурой / А.О. Карелин. - М. ; СПб. : Изд-во «ДИЛЯ», 2003. - 246 с.

6. Комаров, Ф.И. Хронобиология и хрономедицина / Ф.И. Комаров, С.И. Роп-попорт. - М. : Триада-Х, 2000. - 185 с.

7. Лях, В.И. Скоростные способности : основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1997. - № 3. - С. 2-8.

8. Милюкова, И.В. Профилактика нарушения осанки / И.В. Милюкова, Т. А. Милюкова // Полная энциклопедия лечебной гимнастики. - СПб. : Сова ; М. : ЭКСМО, 2003. - С. 58-59.

9. Солодков, А.С. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам : учебное пособие / А. С. Солодков ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 179 с.

10. Фролов, В.Ф. Эндогенное дыхание. Медицина третьего тысячелетия / Б.Ф. Фролов. - Новосибирск : [б.и.], 1999. - 125 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА

Виталий Александрович Волошин, соискатель,

Курганский пограничный институт ФСБ России, г. Курган

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке модели формирования лидерских качеств у курсантов пограничного вуза. Автором раскрыты особенности, основные направления и педагогические условия, определяющие эффективность методики формирования лидерских качеств у курсантов в процессе образовательной деятельности. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели.

Ключевые слова: лидерские качества; образовательный процесс; курсанты пограничного вуза; офицеры-пограничники

FORMATION OF THE LEADING QUALITIES OF CADETS IN EDUCATIONAL PROCESS OF BOUNDARY HIGH SCHOOL

Vitali Aleksandrovich Voloshin, the competitor Kurgan boundary institute of FSB of Russia,

Kurgan

Abstract

In the article the results of carried out research on development of model of formation leading qualities of cadets of boundary high school are presented. The author opens features, the basic directions and the pedagogical conditions defining efficiency of a technique of formation the leading qualities of cadets during educational activity. High efficiency of the developed model is experimentally proved by the author.

Keywords: the leading of qualities; educational process; cadets of boundary high school.

Важнейшая задача модернизации системы военного образования на современном этапе - обеспечить гарантированное и устойчивое комплектование войск и органов офицерами, обладающими высокими профессиональными, ценностными и морально-психологическими качествами.

Практика последних десяти лет показала, что около 30% выпускников военных вузов страны подают рапорты об увольнении в первый год службы. Фактическая убыль офицерского состава в настоящее время практически в два раза превысила нормативную. Значимая часть офицерского корпуса недостаточно подготовлена на социально-психологическом уровне к решению профессиональных задач военной службы

[7].

Данные обстоятельства заставляют обратить особое внимание на систему формирования социальных, в частности, лидерских качеств курсантов в процессе их подготовки в военных вузах. Задача нашего исследования заключается в выявлении и внедрении в образовательный процесс пограничного вуза эффективных педагогических условий формирования профессионально значимых лидерских качеств курсантов с целью подготовки офицеров, обладающими высокими профессиональными, ценностными, социально-педагогическими и морально-психологическими качествами.

Формирование лидерских качеств курсантов является важным этапом становления личности военного профессионала. Более того, как показывает анализ качеств личности лидера, последние являются одновременно показателями достаточно высокого уровня развития ее социальной зрелости.

Содержание лидерских качеств личности было определено с учётом социальнопсихологических исследований по данной теме и их результатов. Комплекс выявленных лидерских качеств был систематизирован на основе классической структуры личности и её ведущих компонентов: потребностно-мотивационного, ценностномировоззренческого, эмоционально-волевого, интеллектуального, поведенческого. На этой основе были доопределены морально-ценностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой компоненты как отражающие ведущие направления формирования лидерских качеств курсантов пограничного вуза [1; 6].

Известно, что ведущими качествами личности лидера являются: авторитетность, решительность, высокий уровень развития волевых качеств, организаторские способности, достаточно высокий уровень развития интеллекта, устойчивые ценностные и жизненные позиции, способность много и упорно трудиться, креативность.

В исследовании было выявлено соотношение между квалификационными характеристиками выпускника пограничного вуза, профессиограмными качествами будущего офицера-пограничника и качествами личности лидера, что позволило разработать содержательную структуру лидерских качеств курсанта пограничного вуза.

В результате содержание понятия «лидерские качества» курсанта пограничного вуза включило в себя комплекс личностных черт:

1) морально-ценностный (высокий морально-нравственный облик, патриотизм и

гражданственность, социальная ответственность, инициативность);

2) интеллектуальный (общие интеллектуальные умения, способность самостоятельно и оригинально мыслить (рефлексивность и креативность), высокий уровень содержательных мотивов к познанию, стремление к научной и практической реализации знаний);

3) эмоционально-волевой (стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, решительность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, организаторские умения, высокий уровень саморегуляции и адаптации, самодисциплина и самоконтроль).

Наличие данных качеств обеспечивает успешную профессиональную адаптацию и социальную мобильность личности будущего офицера.

На основе приведенного понятия были выделены и охарактеризованы уровни развития личности по каждому из компонентов содержательной структуры лидерских качеств курсантов. Критерии оценки уровней развития лидерских качеств измерялись по трехбалльной шкале: высокий, средний и низкий [5]. Доказываемые положения исследования были сформулированы в форме комплекса педагогических условий по формированию лидерских качеств курсантов, а именно:

1. Формирование лидерских качеств будущего офицера, прежде всего, опирается на развитие морально-ценностного компонента личности.

2. Формирование лидерских качеств опирается на развитие активности личности, что связано с развитием ее интеллектуальных мотивов к учению.

3. Морально-ценностный компонент личности служит основой формирования эмоционально-волевого компонента личности будущего офицера.

Подготовка офицера предполагает развитие эмоциональной культуры и волевых качеств личности.

Дополнительное положение гипотезы о том, что отдельное педагогическое условие содействует эффективной реализации каждого другого условия, не было опровергнуто в процессе опытно-экспериментальной работы, более того, в ходе покомпонентной проверки отдельных условий был выявлен их компенсаторный характер действия в отношении друг к другу, что послужило подтверждением их комплексности.

Ведущим итогом теоретической и практической деятельности явилась структурно-функциональная модель формирования лидерских качеств курсантов в образовательном процессе пограничного вуза (рис. 1).

В целях экспериментальной проверки педагогических условий, влияющих на формирование лидерских качеств курсантов в процессе их подготовки в пограничном институте (в рамках предложенной модели), нами были определены четыре учебных группы курсантов набора 2006 года. Из них одна учебная группа являлась контрольной и три - экспериментальными. В качестве контрольной была выбрана учебная группа курсантов, показатели уровней лидерских качеств которых в результате констатирующего среза оказались самыми высокими. Экспериментальными группами стали три учебные группы.

В каждой из этих групп были проведены срезы по определению уровней развития лидерских качеств курсантов с помощью психодиагностических методик: 16факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Адаптивные способности», методика исследования особенностей мышления (модифицированный вариант теста Р. Артмхауэра). Первый срез был проведен сразу после поступления курсантов в пограничный институт, второй - через год обучения в нём [3; 5].

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента (1-го среза лидерских качеств курсантов) показал, что большинство респондентов всех исследуемых групп находятся на низком и среднем уровнях сформированности исследуемых качеств:

1. Морально-ценностный компонент:

- по качеству инициативности (85% - в КГ и 72% - в ЭГ);

- по качеству ответственности (90% - в КГ и 72% - в ЭГ);

по качеству самостоятельности (81% - в КГ и 84% - в ЭГ).

Цель: Формирование лидерских качеств курсантов в образовательном процессе пограничного вуза (на основе содержательной структуры лидерсгах качеств личности

курсанта)

'Задачи: - формирование морально-ценностного компонента личности курсанта,

- развитие интеллектуальных качеств курсантов;

- формирование эмоционально-волевых качеств курсантов;

Педагогические у слов ия (как направления образовательной деятельности)

Формирование моральноценностного компонента личности курсанта Формирование интеллектуальных мотивов к учению и интеллектуальных способностей Формирование эмоционально-волевых качеств личности будущего офицера

Направления р сализации педагогических условий

1 блок

2 блик

3 блок

- формирование ценностных установок личности в процессе профори ента-ционной деятельности;

- насыщение образовательного процесса патриотическим, гражданским, гуманистическим содержанием;

- формирование ценностных установок личности при проведении уроков мужества, шефской работы с детьми- сиротами, агитпоходов, культурных, спортивно-массовых, кураторских мероприятий

- применение активных, нетрадиционных методов обучения (частично-поисковый, поисковый, проблемный метод);

- применение информационных образовательных технологий,

- организация научной деятельности (кружки ВНОК, научно-исследовательская работа, научно-практические конференции).

- развитие стрессоусгои-чивости личности с помощью тренингов;

- развитие лидерских кАчеств личности в процессе практической подготовки (стажёрскаяпрактика, выполнениекомандных функций в условиях профориентационной деятельности, тактикоспециальные занятия на полевом учебном центре, учениц марш-броски, спортивно-массовые

мер оприятия).

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования лидерских качеств у курсантов в образовательном процессе пограничного вуза

2. Интеллектуальный компонент:

- по мнемическим способностям (72% - в КГ и 83% - в ЭГ);

- по вербально-логическим способностям (75% - в КГ и 88% - в ЭГ);

- по содержательной мотивации к познанию (73% - в КГ и 77% - в ЭГ).

3. Эмоционально-волевой компонент:

- стрессоустойчивость (69% - в КГ и 80% в ЭГ);

- настойчивость (71% - в КГ и 86% в ЭГ);

- адаптивные способности (74% - в КГ и 73% в ЭГ);

- трудолюбие (74% - в КГ и 72% в ЭГ).

Оставшаяся часть респондентов всех исследуемых групп (от 10% до 31%) показали высокий уровень развития лидерских качеств современного военного профессио-

нала, что свидетельствует о недостаточности профессиональной и личностной подготовки офицеров.

Данное обстоятельство заставило нас реализовать в образовательном процессе Курганского пограничного института выявленные педагогические условия (в рамках предложенной структурно-функциональной модели формирования лидерских качеств курсантов). На формирующем этапе эксперимента (2-й срез лидерских качеств курсантов) в контрольной группе обучение и воспитание велось по традиционной программе, а в экспериментальных группах осуществлялась реализация разработанной нами структурно-функциональной модели формирования лидерских качеств курсантов. Разработка данной модели формирования лидера-офицера в образовательном процессе пограничного вуза с учётом требований квалификационной характеристики выпускника явилась актуальным и существенным вкладом в совершенствование качества подготовки офицеров-пограничников, формирование их личностных профессионально значимых качеств.

Первое педагогическое условие реализовывалось на базе Курганского пограничного института в процессе профориентационной деятельности в созданных на территории вуза военно-патриотическом лагере, воскресной кадетской школе; а также насыщением образовательного процесса патриотическим, гражданским, гуманистическим содержанием, формированием ценностных установок личности при проведении уроков мужества, шефской работы с детьми-сиротами; в агитпоходах, культурных, спортивно-массовых, кураторских мероприятиях [4].

Был проработан учебно-методический комплекс, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Так, разработанное учебно-методическое пособие «Общество. Культура. Цивилизация» содействовало осуществлению межпредметных связей блока гуманитарных дисциплин на основе генеральной идеи - воспитании современной цивилизованной личности. Данное пособие было внедрено в учебный процесс ряда пограничных институтов (Курганского, Хабаровского, Московского).

Второе педагогическое условие реализовывалось с использованием активных нетрадиционных методов обучения (частично-поисковый, поисковый, проблемный метод), информационных образовательных технологий, организацией научной деятельности (кружки ВНОК, научно-исследовательская работа, научно-практические конференции).

Третье - развитием стрессоустойчивости личности с помощью разработанных тренингов, развитием лидерских качеств личности в процессе практической подготовки (стажёрская практика, выполнение командных функций в условиях профориентационной деятельности, тактико-специальные занятия в полевом учебном центре института, учения, марш-броски, спортивно-массовые мероприятия) и т. д.

Внедрение разработанной модели путём апробации отдельных педагогических условий выявило на уровне достоверных различий эффективность реализуемых предложений. Результаты формирующего этапа эксперимента (второго среза лидерских качеств курсантов) показали значительное повышение уровня сформированности каждого из трёх компонентов лидерских качеств курсантов (морально-ценностного, интеллектуального и эмоционально-волевого) в образовательном процессе пограничного вуза. Не менее 25% респондентов обладают высоко развитыми лидерскими качествами современного военного профессионала, что в среднем в 1,5 раза выше аналогичных показателей на констатирующем этапе эксперимента.

Наиболее значимые изменения произошли в экспериментальных группах. Уровень развития определяющего морально-ценностного компонента курсантов повысился в среднем на 6-9%. В контрольной группе, где в процессе обучения не обеспечивалось использование выделенных нами педагогических условий, высокий уровень вырос лишь на 1-3%. С другой стороны, значительно снизилось количество курсантов в экспериментальных группах, которые по уровню сформированности определяющего компонента лидерских качеств находились на низком уровне (в ЭГ-1 - на 7-16%), а в

контрольной группе это снижение оказалось незначительным (лишь на 1-2%).

ВЫВОД

Полученные в ходе опытно-экспериментальной деятельности результаты дают возможность убедиться в правильности основных положений гипотезы. Эксперимент показал, что качественная подготовка будущего офицера должна и может опираться на развитие его лидерских качеств. Опора на базовые компоненты структуры личности является оптимальным вариантом при разработке модели формирования лидерских качеств курсантов в образовательном процессе пограничного вуза. Была подтверждена значимость сформулированных педагогических условий формирования лидерских качеств курсантов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барабанщиков, А.В. Основы военной психологии и педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко. - М. : Просвещение, 1988. - 354 с.

2. Волошин, В.А. Общество. Культура. Цивилизация : учебно-методическое пособие / В.А. Волошин, В.Г. Татаринцев, А.М. Филиппенко. - Курган : Изд-во Курганского пограничного института, 2007. - 104 с.

3. Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов. - СПб. : [б.и.], 1997. - 254 с.

4. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Росту-нов. - Минск : Высшая школа, 1984. - 176 с.

5. Сборник методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов для органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации. - М. : Граница, 1997. - 359 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

7. Юрченко, Ю. Военно-профессиональная готовность выпускников вузов МО РФ / Ю. Юрченко, В. Шалупенко // Ориентир. - 2006. - № 1. - С. 19-23.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ПРЕДПОСЫЛКА К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

Юрий Сергеевич Воронов, кандидат педагогических наук, доцент Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ) г. Смоленск

Аннотация

В статье рассмотрена динамика основных показателей структуры соревновательной деятельности спортсменов 9-17 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. Обоснованы принципы и технология применения морфологического анализа при конструировании тренировочных и соревновательных дистанций в спортивном ориентировании на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, морфологический анализ, технология конструирования соревновательных дистанций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.